Операция «Меркурий» 20-31 мая 1941 года считается самой выдающейся за всю историю воздушно-десантных войск, а её результаты вызывают бурные споры до сих пор. Захват немцами острова Крит силами только воздушных десантов при многократном численном превосходстве противника неизбежно ставит вопрос: почему это стало возможным? Но сначала надо разобраться в том, каково было военное значение Крита и что имели британцы для его обороны.
Мечты Черчилля
Остров Крит лежит в Средиземном море к югу от материковой Греции и представляет собой горную гряду, достигающую 2000-2500 м в высоту. Длина острова с запада на восток составляет 260 км, ширина колеблется от 20 до 50 км. Население Крита к 1941 году составляло примерно 400 000 человек — преимущественно это были рыбаки и земледельцы. Северный берег острова был густонаселённым, здесь имелись две большие удобные гавани – в Ираклионе и бухте Суда. Южный берег, гористый и бесплодный, гаваней не имел вовсе; с севера сюда вели лишь две горные дороги: на Тимбакион и на Хора-Сфакион.
Крит расположен на полпути между Мальтой и Кипром, контролирует доступ в восточную часть Средиземного моря, а также коммуникации между Италией и её владениями в Эгейском море. Наличие на острове авиабаз позволило бы британцам обеспечивать прикрытие морских конвоев на Мальту, давая сквозной коридор от Александрии до Гибралтара. Поэтому нападение Италии на Грецию 28 октября 1940 года стало для Великобритании буквально царским подарком. Уже на следующий день британский премьер Уинстон Черчилль телеграфировал министру иностранных дел Энтони Идену, находившемуся на тот момент в Хартуме:
«…Следует предпринять все усилия, чтобы утвердиться на Крите. Надо пойти на риск, чтобы получить этот ценный приз».
Вступив в войну с Италией, Греция автоматически становилась союзником Великобритании, что позволяло Черчиллю реализовать свою мечту — обустроить на Крите авиабазу, а бухту Суда превратить во «вторую Скапа-Флоу», сделав её форпостом Королевского флота.
Уже в ноябре 1940 года на Крит были направлены британские строительные части, которые сразу же приступили к расширению старого и постройке нового аэродрома в Ираклионе и посадочной площадки в Ретимноне. Аэродром в Ираклионе использовался как промежуточный и предназначался для переброски британской авиации в материковую Грецию. В том же месяце для обороны создаваемого авиаузла из Египта были переброшены наземные войска — два батальона 14-й пехотной бригады. Одновременно флот занялся созданием морской базы в бухте Суда и строительством аэродрома в Малеме.
Война приходит на Крит
Весной 1941 года внимание британского руководства было отвлечено от Крита. 6 апреля немцы начали наступление одновременно на Грецию и Югославию. 17 апреля капитулировала Югославия, 23 апреля — Греция. Король Георг II и премьер-министр Эммануил Цудерос на британской летающей лодке бежали на Крит, где неподалеку от Кании располагалась летняя королевская резиденция. На следующий день, 24 апреля, началась эвакуация британских войск из материковой Греции на Крит (операция «Демон»), продолжавшаяся до 1 мая.
Всего до конца апреля с материка в бухту Суда было вывезено около 50 000 человек, из них около 20 000 сразу же направились в Александрию. К началу мая на Крите находилось порядка 30 000 британских, австралийских и новозеландских солдат, вывезенных из материковой Греции, а также части, переброшенные в апреле из Египта, и вспомогательный персонал ВВС и ВМС. Вопреки расхожей легенде, уровень подготовки и боевой дух войск были высоки. 29 апреля командующий британскими войсками на Среднем Востоке генерал Арчибальд Уэйвелл сообщал в Лондон:
«Помимо прежнего постоянного гарнизона, состоящего из трёх пехотных батальонов, двух тяжёлых и трёх лёгких зенитных батарей и батарей береговой артиллерии, на Крите находится еще, по меньшей мере, 30 000 британских войск, эвакуированных из Греции… Настроение у личного состава хорошее. Вооружение: главным образом, карабины и небольшое количество ручных пулемётов. Мы располагаем также несколькими подразделениями, сформированными из греческих рекрутов, на которых возлагается защита аэродромов и охрана военнопленных».
30 апреля командующим британскими войсками на Крите был назначен командир 2-й новозеландской дивизии генерал-майор Бернард Фрейберг. 4 мая в донесении Уэйвеллу он оценивал число «слабо или никак не занятых в обороне людей, лишь конфликтующих с гражданским населением» в 10 000 человек и предлагал как можно скорее эвакуировать их с Крита. Действительно, до 17 мая с острова было вывезено около 7000 человек из состава вспомогательных подразделений.
На Крите также находился «старый» британский гарнизон численностью в 5300 человек: три пехотных батальона и пять зенитных батарей. Имелось на острове и некоторое количество береговой артиллерии (15-й полк береговой обороны). Здесь же размещался отряд коммандос из состава сил морской пехоты, предназначенный для предполагаемой высадки на остров Родос.
9 мая на Крит были доставлены ещё две зенитные батареи (лёгкая и тяжёлая); большую часть орудий оставили в бухте Суда для прикрытия порта. В ночь на 15 мая в Ираклион на крейсерах «Глостер» и «Фиджи» прибыл 2-й батальон Лестерского полка со всем снаряжением; в ночь на 19 мая в Тимбакионе (на южном побережье острова) со штурмового транспорта «Гленгайл» был высажен 1-й батальон Хайлендеров (700 человек), а вместе с ним два или три пехотных танка Mark I (более известных как «Матильда I»). Таким образом, до 20 мая на остров было доставлено не менее 2000 бойцов.
Кроме того, в мае на Крит прибыло около 2000 морских пехотинцев из состава MNBDO (Mobile Naval Base Defence Organisation) — «Мобильной организации обороны военно-морских баз». По сути, это были части морской пехоты, предназначенные для быстрого развёртывания обороны пунктов морского базирования в необорудованных районах. В их составе имелся один 102-мм дивизион береговой артиллерии и один тяжёлый 76-мм зенитный дивизион (по 12 орудий в каждом). Командовал морскими пехотинцами сам начальник MNBDO генерал-майор морской пехоты Эрик Уэстон. Таким образом, к началу немецкого нападения численность гарнизона острова (без учёта тыловых частей) достигала 9500 человек, в то время как число солдат, эвакуированных из Греции, сократилось до 18 500.
20 мая 1941 года на Крите находились следующие силы:
- англичане – 15 063 человека;
- австралийцы – 6540 человек;
- новозеландская дивизия – 7702 человека;
- подразделения MNBDO – 1902 человека.
Всего на Крите имелось 31 246 солдат из Великобритании и её доминионов. Кроме того, на острове находились 14 000 итальянских военнопленных, захваченных греками в ходе кампании в Албании.
Имелись у защитников острова и танки. Обычно упоминается лишь о 9 лёгких машинах, однако в начале мая на острове находились 16 лёгких танков «Виккерс» Mk.IV, а до немецкого нападения флот доставил сюда 8 или 9 пехотных танков. При этом известно, что как минимум 2 машины, поддерживавшие атаку на аэродром Малеме утром 21 мая, были пушечными «Матильдами». В любом случае, 60-мм броня пехотных танков делала их неуязвимой для артиллерии немцев.
Распределяя свои силы, Фрейберг выделил район Ираклиона, где находилась большая часть старого британского гарнизона, в отдельное командование, сохранив руководство им за бригадным генералом Б. Г. Чеппелом. Остальные войска он оставил под своим непосредственным руководством, разделив их на три сектора: район аэродрома Малеме обороняла 2-я новозеландская дивизия бригадного генерала Э. Паттика, за Канию и побережье бухты Суда отвечали британские войска генерал-майора морской пехоты Э. К. Уэстона, далее к востоку от городка Георгиополис до Ретимнона побережье удерживали австралийцы бригадного генерала Э. Дж. Вэзи.
Аэродром Малеме находился на самом берегу бухты Кания. С севера над ним господствовала высота 107, оборудованная пехотными позициями, расположенными в виде террас. Западнее аэродрома находилось сухое русло реки Тавронитис, к востоку располагалась деревня Пиргос и протекала река Платаниас, далее подступы к Кании прикрывала гряда Галатасских холмов.
Местность вокруг залива Кания была плоской, горы начинались лишь в 4-5 км к югу. Район прекрасно подходил для высадки морского десанта, поэтому британское командование больше всего опасалось атаки с моря, хотя в этом районе немцы не имели ни кораблей, ни высадочных средств.
У Ретимнона местность была совершенно другой — горы здесь подступали совсем близко к морю, поэтому взлётную полосу пришлось строить на самом берегу в 8 км к востоку от города. Обращённые к морю террасированные склоны были засажены оливковыми деревьями, густые нижние ветви которых могли служить укрытием для солдат.
Дислокация и состав британских войск на 19 мая
В секторе Малеме находилась 2-я новозеландская дивизия, состоявшая из трёх бригад (4-й, 5-й и 10-й) и 1-го Уэльского батальона. Самая многочисленная 10-я бригада была сформирована вновь, в неё включили два греческих полка (6-й и 8-й) с английскими командирами. Здесь же располагалась британская 156-я лёгкая зенитная батарея и взвод 7-й австралийской лёгкой зенитной батареи.
Полевая артиллерия 2-й дивизии включала в себя десять 75-мм орудий и шесть 94-мм гаубиц. Примерно половина орудий (27-я батарея: две 94-мм горных гаубицы, три 75-мм французских и четыре 75-мм итальянских полевых пушки) находилась на возвышенности в 2 км южнее Пиргоса, откуда хорошо просматривался как аэродром Малеме, так и побережье на восток вплоть до высот Галатас. Дивизию поддерживали 12 танков — 10 пулемётных «Виккерсов» и две пушечных «Матильды» из состава 3-го гусарского (танкового) полка. 4-я новозеландская бригада и Уэльский батальон находились в резерве южнее и западнее Кании. Всего в секторе находилось порядка 7700 британских и 2500 греческих солдат.
К западу от Малеме находилась маленькая гавань Кастелли, которую оборонял 1-й греческий полк под командованием новозеландского майора Беддинга. В его составе имелось 1030 человек, но всего 600 винтовок. Там же размещались 445 греческих жандармов и отряд из двух сотен местных ополченцев.
В секторе Кании и бухты Суда находилось множество различных частей, сведённых под одно командование. Основу обороны составляли силы MNBDO; кроме того, здесь находились три австралийских батальона (8-й, 16-й и 17-й), сводный батальон, батальон коммандос, две батальонные группы из солдат разных подразделений, два полка полевой артиллерии (102-й и 106-й) без пушек, неполный австралийский артполк, часть 15-го полка береговой артиллерии (с орудиями) и 2-й греческий пехотный полк. Здесь же располагались две тяжёлых (151-я и 234-я) и одна лёгкая (129-я) зенитные батареи.
Всего в секторе насчитывалось свыше 6000 человек: до 2200 британских морских пехотинцев и 2280 австралийцев (без учёта 8-го батальона); численность остальных сил (включая греков) неизвестна. Войска сектора имели шестнадцать 94-мм зенитных орудий, десять старых 76-мм зенитных пушек и шестнадцать 40-мм автоматов «Бофорс». Кроме того, здесь находились 8 береговых орудий различных калибров. Проблемой британских зенитчиков было отсутствие систем централизованного управления огнём по наземным целям.
В секторе Ретимнона располагались: 19-я австралийская бригадная группа бригадного генерала Вэзи в составе четырёх батальонов (1-й, 7-й, 11-й пехотные и 1-й пулемётный), британская пулемётная рота, три греческих полка (3-й, 4-й и 5-й) и отряд греческой полиции (800 человек). Здесь же находились 6-я батарея 3-го новозеландского полка полевой артиллерии и взвод из 7-й австралийской лёгкой зенитной батареи. В общей сложности, тут располагалось порядка 5000 солдат, из них 2700 британцев.
Всего в секторе насчитывалось 14 орудий различных калибров, в том числе четыре 100-мм итальянских и четыре 75-мм американских, а также два танка «Матильда» и 8 бронетранспортёров «Юниверсал». Зенитной обороны сектор практически не имел.
В секторе Ираклиона находилась 14-я британская пехотная бригада (4 батальона и артполк), а также три греческих пехотных батальона, 234-я полевая батарея, два взвода 7-й австралийской лёгкой зенитной батареи и взвод 156-й лёгкой зенитной батареи. Здесь же размещались две секции морской зенитной батареи «С» — четыре 76-мм зенитных орудия и несколько 40-мм «пом-помов».
Всего здесь насчитывалось свыше 4000 британских и около 2000 греческих солдат, 13 полевых орудий, 4 тяжёлых (76-мм) зенитки, 12 зенитных 40-мм автоматов «Бофорс», а также несколько более старых «пом-помов». Здесь же находились 2 пехотных танка «Матильда» и шесть лёгких танков «Виккерс». Кроме того, 21 мая в Ираклион из Тимбакиона прибыл 1-й батальон Хайлендеров с двумя «Матильдами».
Боевые возможности британских войск
Существует миф о том, что британские войска оказались на Крите ослабленными, деморализованными, без тяжёлого вооружения и необходимого снаряжения. Однако с 30 апреля по 20 мая из Египта на Крит было отправлено 27 000 т различных грузов (всего в бухту Суда прибыло 15 судов со снабжением). Увы, массированными атаками немецкой авиации, начавшимися 14 мая, 8 из них были потоплены или повреждены прямо у причалов. Так, 15 мая в бухте Суда германскими пикировщиками был потоплен ранее повреждённый греческий эсминец «Леон». 18 мая в ходе налётов был повреждён транспорт «Салвин» и окончательно добит тяжёлый крейсер «Йорк» (26 марта поврежденный здесь же итальянским взрывающимся катером). К 19 мая в бухте Суда скопилось уже 13 повреждённых судов.
Тем не менее, на берег удалось выгрузить около 15 000 т военных материалов — по 500 кг на одного британского солдата (значительно больше, чем снабжение, полученное немецкими парашютистами вплоть до конца операции). Семь зенитных батарей представляли собой мощную силу, поэтому говорить о слабости ПВО острова не приходится.
Так или иначе, британское командование было уверено в надёжности обороны и с моря, и с воздуха. Ещё 5 мая Фрейберг телеграфировал Черчиллю: «Не могу понять Вашего беспокойства. Меня нисколько не волнует нападение воздушного десанта…» 16 мая он докладывал Уэйвеллу:
«Все части готовы к бою, и их моральный дух очень высок. Всюду усилена оборона, и позиции укреплены в максимально возможной степени. Мы имеем 45 полевых орудий с достаточным количеством боеприпасов… В самом крайнем случае мы сможем великолепно драться и сами. А с помощью Королевского флота остров будет без сомнения удержан».
Ещё один миф гласит о полном отсутствии на Крите британской авиации, однако это не совсем так. К началу мая в Малеме и Ираклионе находились шесть эскадрилий; правда, часть из них была сильно потрёпана в боях над материковой Грецией. В общей сложности здесь имелось 45 самолётов (из них 35 исправных), в том числе 18 истребителей (6 «Харрикейнов» и 12 старых бипланов «Гладиатор»). Основным бомбардировщиком являлся скоростной «Бленхейм». Для сравнения, к началу мая английские ВВС в Египте имели лишь около 40 исправных истребителей «Харрикейн» (к концу месяца их число увеличилось до сотни). Уже в ходе боёв за остров на аэродром в Ираклионе были переброшены 12 истребителей «Харрикейн». Увы, два из них были сбиты собственной зенитной артиллерией, а ещё четыре получили повреждения при посадке на изрытую воронками полосу.
Неожиданность немецкой атаки на Крит также является мифом: в действительности британское командование ожидало высадки в любую минуту. 15 мая Уэйвелл, сильно преувеличивая масштабы немецких планов, сообщил начальнику Имперского Генерального штаба Джону Диллу в Лондон, что противник собирается использовать Крит, чтобы с его помощью атаковать Египет и Сирию.
Воздушная группировка немцев
Немецкое командование решило наносить главный удар с воздуха. Для этого в течение первых трёх недель мая по всей южной Греции и на близких к Криту островах спешно переоборудовались имевшиеся аэродромы и строились новые посадочные площадки. Для наступления был выделен 8-й воздушный корпус:
- 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков (Stukageschwader StG 2) — две группы Ju.87 в Микенах и Молаи на полуострове Пелопоннес, одна группа Ju.87 на острове Скарпанто;
- 2-я бомбардировочная эскадра (KG 2) — три группы бомбардировщиков Do.17 на аэродроме Татой севернее Афин;
- 26-я бомбардировочная эскадра (KG 26) — одна группа He.111 на аэродроме Элевсис;
- 26-я эскадра тяжёлых истребителей (ZG 26) — две группы Me.110 на аэродроме Аргос рядом с Микенами;
- 77-я истребительная эскадра (JG 77) — три группы Me.109 на аэродроме Молаи;
- 1-я учебная эскадра (LG 1) — две группы Ju.88 на аэродроме Элевсис в 20 км западнее Афин;
- 2-я учебная эскадра (LG 2) — одна группа Me.109 на аэродроме Молаи (Пелопоннес).
Немцы стремились как можно быстрее занять острова Эгейского моря, чтобы придвинуть свои воздушные базы ближе к Криту. Несмотря на господство в море, англичане им в этом не препятствовали прежде всего из-за опасения воздушных атак. В итоге расстояние от передовой немецкой площадки на острове Милос (занятой только 9 мая) до бухты Суда составило 115 км, от Молаи на юге полуострова Пелопоннес — 160 км, от района Афин — около 300 км, от итальянской авиабазы на Скарпанто (Додеканнесские острова) — 240 км (до Ираклиона отсюда было всего 200 км).
Непосредственную переброску десанта обеспечивали транспортные машины 11-го воздушного корпуса. Общее руководство воздушной операцией осуществлял штаб 4-го воздушного флота под командованием генерал-майора фон Лёра.
8-й воздушный корпус генерала авиации Вольфрама фон Рихтгофена имел 716 машин: 433 бомбардировщика (228 — двухмоторные Ju.88, He.111 и Do.17, 205 — одномоторные пикировщики Ju.87), 233 истребителя (114 — двухмоторные Me.110 и 119 — одномоторные Me.109), а также 50 разведчиков. После боёв за Грецию боеспособными оставались лишь 514 самолётов.
11-й воздушный корпус генерал-лейтенанта Курта Штудента насчитывал 520 трёхмоторных Ju.52 (в том числе 493 боеготовых) и 72 планера DFS230; каждый такой планер мог брать 10 человек (включая пилота) и 270 кг груза.
Атака Крита должна была завершиться к первым числам июля, далее оба корпуса перебрасывались на север для участия в операции «Барбаросса».
Для поддержки наземных войск могли использоваться двухмоторные истребители Me.110 и одноместные Me.109. И те и другие несли по две 20-мм пушки, первый мог брать до 500 кг бомб, второй — до 250 кг. Это позволяло использовать их и для атак кораблей: в чёрный для британского флота четверг 22 мая 1941 года именно одноместный «Мессершмитт» нанёс тяжёлые повреждения линкору «Уорспайт», а другой удачно положил бомбу в крейсер «Фиджи».
Двухмоторный Ju.88 был плохим пикировщиком, но 2500-3000 кг бомб позволяли ему совершать несколько атак на корабли, тогда как Ju.87 с его единственной 500-кг бомбой мог провести только одну. Самолеты Do.17 и He.111 могли атаковать только с горизонтального полёта.
Силы и средства десанта. План высадки
Операция получила кодовое обозначение «Меркурий». Для участия в ней было выделено порядка 23 000 немецких солдат из состава 11-го воздушного (парашютно-десантного) корпуса генерал-лейтенанта Курта Штудента: 7-я парашютная дивизия (командир – генерал-лейтенант Зюсман); 5-я горно-егерская дивизия (командир – генерал-майор Рингель) и парашютно-штурмовой полк. Стоит отметить, что не все эти силы попали на Крит до конца боёв.
Предварительный план высадки был следующим: 750 человек (штурмовые группы) высаживались на планерах — таким образом достигалась максимальная точность места посадки; 10 000 человек сбрасывались на парашютах; 5000 человек планировалось доставить на захваченные аэродромы транспортными самолётами (лишь для переброски людей требовалось совершить 250 рейсов Ju.52); ещё 7000 человек из состава 5-й горно-егерской дивизии предполагалось доставить по морю на мобилизованных малых судах. Всего было создано четыре ударные группы, обозначенные по названиям мест высадки:
- ударная группа «Малеме» — штурмовой парашютный полк генерал-майора Мейндля (4 батальона);
- ударная группа «Кания» — 3-й парашютный полк полковника Гейдриха (3 батальона);
- ударная группа «Ретимнон» — 2-й парашютный полк полковника Штурма (1-й и 3-й батальоны);
- ударная группа «Ираклион» — 1-й парашютный полк полковника Бройера и 2-й батальон 2-го парашютного полка.
После занятия аэродрома в Малеме сюда перебрасывался 100-й горно-егерский полк полковника Утца, часть которого поступала в распоряжение генерала Мейндля для наступления на Канию. С группой «Кания» южнее самой Кании на планерах высаживался командир 7-й воздушно-десантной дивизии генерал-лейтенант Зюсман со своим штабом — отсюда он должен был координировать действия всех ударных групп.
В Ираклион перебрасывался 85-й горно-егерский полк полковника Кракау и оставшиеся части 5-й горной дивизии во главе с её командиром генерал-майором Рингелем. Здесь же выгружался 7-й парашютно-артиллерийский дивизион из четырёх батарей (одну из них предполагалось доставить морем). Части Рингеля вместе с парашютистами Бройера должны были наступать через Ретимнон на запад: таким образом, главная британская группировка в бухте Суда блокировалась с двух сторон.
Для подавления британской зенитной артиллерии в районе Кании прямо на огневые позиции должен был высаживаться планёрный десант 1-го батальона штурмового парашютного полка под командованием майора Коха. Кроме того, одна из групп батальона (9 планеров) была направлена для захвата моста через реку Тавронитис между Малеме и Канией, другая — против британского полевого лагеря на склоне высоты 107 южнее аэродрома Малеме.
Дислокация и планы британского флота
Британское командование более всего опасалось десанта с моря. Оно знало, что немцы собирают по всей Греции малые суда, и предполагало, что высадка произойдет при активном участии итальянского флота. Именно для противодействия итальянцам в Александрию был переброшен линкор «Куин Элизабет», после чего превосходство Средиземноморского флота адмирала Эндрю Каннингема над противником в линейных кораблях стало двукратным.
Считалось, что нападение возможно с двух сторон: на восточную часть Крита — с Додеканесских островов; на западную часть — со стороны материковой Греции. Поэтому Каннингем, 14 мая начавший патрулирование северных подходов к Криту, разделил свои силы на две части, действовавшие к востоку и к западу от острова.
Соединение «А» (два линкора под командованием вице-адмирала Придхэм-Уиппела) патрулировало воды юго-западнее Крита. Уходя в Александрию для заправки топливом, оно должно было сменяться аналогичным соединением «А1» вице-адмирала Роулингса. Соединение «B» кэптена Раули (крейсера «Глостер» и «Фиджи») в ожидании подхода итальянской эскадры вело разведку на северо-запад от Крита у мыса Матапан. Роль манёвренных сил выполняло соединение «D» контр-адмирала Гленни, прикрывавшее северное побережье Крита к западу от Ретимнона.
Вторую, меньшую часть сил составляло соединение «C», действовавшее в проливе Касо к востоку от Крита. Несколько позже его усилили 14-й флотилией эсминцев, обозначавшейся как соединение «E». Кроме того, в бухте Суда постоянно базировалось соединение торпедных катеров, периодически сюда заходили и другие боевые корабли.
В первые дни операции британский флот не имел воздушного прикрытия: 19 мая с Крита были выведены последние 7 истребителей, а «Формидейбл», единственный авианосец Каннингема, находился в Александрии. Поэтому днём британским кораблям предписывалось отходить южнее острова во избежание воздушных атак немцев — таким образом, эффективность патрулирования заметно снижалась.
Немцы действительно собирались перебрасывать часть войск морем. За три недели им удалось собрать в Пирее разношёрстную флотилию из греческих каиков — парусных и парусно-моторных судёнышек, использовавшихся для плавания между островами Эгеиды. В ночь на 20 мая 25 каиков перешли на остров Милос в 70 милях от Крита, на следующий день они должны были высадить вспомогательный десант в районе Малеме. Этот переход был замечен британской воздушной разведкой и принят за подготовку к масштабной высадке с моря. На самом деле первый отряд лёгких судов должен был прибыть в Канию лишь к концу второго дня высадки, а второй отряд предполагалось выгрузить в Ираклионе к концу третьего дня операции, когда плацдармы уже будут захвачены воздушными десантами.
Вопреки опасениям англичан, немцы не собирались взаимодействовать с итальянским флотом и делить с союзниками плоды победы, справедливо считая, что вполне смогут выполнить задачу самостоятельно. Кроме того, итальянцы испытывали острую нехватку корабельного топлива. Поэтому в битве за Крит приняли участие только лёгкие силы итальянского флота, базировавшиеся на Додеканесских островах и выделенные для сопровождения немецких десантных отрядов.
Литература:
- Битва за Крит [Д. А. Томас. Крит 1941 – битва на море. С. У. К. Пак. Битва за Крит]. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- А. Гове. Внимание, парашютисты! Идея прокладывает себе дорогу. М.: Издательство иностранной литературы, 1957
- С. Роскилл. Флот и война. [Том I.] М.: Воениздат, 1967
- М. А. Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
- Подлинная история Люфтваффе. Взлет и падение детища Геринга. М: Эксмо, Яуза, 2006
- Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939-июнь 1941. М.: Издательство иностранной литературы, 1959
- К. Типпельскирх. История второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1956
- Cavin Long. Greece, Crete and Syria. (Australia in the War of 1939-1945. Series 1. Vol II). Canberra, 1953
- James Lucas. Alpine elite. German Mountain troops of World War II. London-New York-Sidney, 1980
- Peter D. Antill. Crete 1941. Germany’s lightning airborne assault. Osprey Publishing, 2005 (Campaign 147)
- nzhistory.govt.nz
Комментарии к данной статье отключены.