С началом Первой мировой войны пропаганда Антанты усердно работала над приданием законченного вида понятию «прусский милитаризм» и изрядно в этом преуспела — по сей день эти два слова практически неотделимы друг от друга. Пропагандисты кайзеровской Германии, оказавшись в обороне, сдаваться не собирались и пытались апеллировать к языку цифр. Ниже один из многочисленных подобных плакатов, выпущенный в Берлине — точная дата публикации неизвестна, но, судя по присутствующим на рисунке защитным каскам и подводным лодкам, это вторая половина войны.
На плакате под названием «Кто тут милитарист?» (Wer ist Militarist?) изображены на фоне национальных флотов британский, германский и французский солдаты, рост которых пропорционален военным бюджетам стран. Подписи гласят, что между 1700 и 1914 гг. Англия провела 49 войн, Пруссия — 13 войн, Франция — 35 войн. Расходы на армию и флот в 1881–1910 гг. составили: Англия — 33,1 млрд марок, Германия — 21,9 млрд марок, Франция — 29,7 млрд марок, расходы на душу населения в 1905–1914 гг. соответственно 305, 202 и 259 марок. Расходы на вооружение после последнего мирного договора: Антанта — 5,76 млрд марок, Центральные державы — 3,10 млрд марок. Подытоживается всё риторическим вопросом: «Ну и что?»
Подсчитывать число войн мы оставим читателю, но представляется, что немцы вряд ли ошибались в большем числе военных конфликтов на счету колониальных Великобритании и Франции. Впрочем, вопрос с плаката был обречён повиснуть в воздухе — вскоре война немцами была проиграна, и в Версале Германию вынудили признать, что она тот самый верблюд из анекдота.
Комментарии к данной статье отключены.