7 декабря 1944 года части 1-й французской армии начали наступление на Кольмарский «мешок» с целью разбить 19-ю армию вермахта. Непростые погодные условия, кризис снабжения и яростное сопротивление врага существенно замедлили продвижение французов. К тому же, на выручку войскам немецкой 19-й армии пришла 106-я танковая бригада во главе с талантливым офицером полковником Францем Бэке. 22 декабря в деревне Ла Шапель экипажи «Пантеры» и самоходки StuG.III устроили засаду, но были обнаружены французами.
Кольмарский «мешок»
В ноябре 1944 года войска 1-й французской армии генерала Жана Мари де Латр де Тассиньи прорвали немецкую оборону в Бельфорском проходе, освободили Мюлуз, Бельфор, Альткирш и ряд других населённых пунктов, однако в декабре положение французов в Эльзасе осложнилось. Немецкие части оказывали яростное сопротивление южнее, западнее и севернее города Кольмар, пытаясь отбить ранее оставленные позиции.
Гитлер лично вмешался в ситуацию, и 26 ноября была создана группа армий «Верхний Рейн», которую возглавил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. В состав новой группы армий 15 декабря вошла 19-я армия, новым командующим которой стал генерал пехоты Зигфрид Расп. «Верхний Рейн» подчинялся напрямую Верховному главнокомандованию Вермахта (ОКВ), минуя командование Западным фронтом во главе с фельдмаршалом Гердом фон Рундштедтом.
В ноябре части 6-й группы армий союзников генерал-лейтенанта Джейкоба Деверса провели успешное наступление в Эльзасе и смогли выйти к Рейну: 1-я французская армия прорвала немецкую оборону в Бельфорском проходе и захватила Мюлуз (южнее Кольмара); 7-я армия США прорвалась через Савернский проход и освободила Страсбург (севернее Кольмара). Таким образом, потрёпанные части 19-й армии вермахта были фактически окружены на западном берегу Рейна в так называемом Кольмарском «мешке». Территорию размером 65 на 50 км обороняли два корпуса: 63-й генерал-лейтенанта Фридриха Шака (с 13 декабря генерал-лейтенанта Эриха Абрахама) и 64-й генерала пехоты Гельмута Тумма. В окружении находились девять немецких дивизий: 159-я, 189-я, 198-я, 338-я и 716-я пехотные, 16-я, 269-я и 708-я фольксгренадерские, а также 30-я гренадерская СС.
Подвижным резервом 19-й армии были 106-я танковая бригада полковника Франца Бэке и 654-й дивизион истребителей танков майора Карла-Хайнца Ноака. Бригада насчитывала 6 Pz.IV, 10 «Пантер», 4 Jagdpanzer IV/70 и 4 Flakpanzer IV (по состоянию на 8 декабря). Дивизион насчитывал 26 истребителей танков «Ягдпантера» (12 боеспособных) по состоянию на 9 декабря.
Наиболее боеспособными немецкими пехотными дивизиями были 159-я (командир — генерал-майор Генрих Бюрке) и 269-я (командир — генерал-лейтенант Ганс Вагнер). Немцы значительно уступали французам в численности, но окрестности Кольмара давали им прекрасную возможность для ведения оборонительных действий: правый фланг 19-й армии был защищён реками Иль, Рейн и каналом Рона-Рейн; левый фланг прикрывали лесистые горы Хардт. Кроме того, немцы могли быстро перебрасывать свои дивизии с юга на север и обратно, а их артиллерия имела прекрасные позиции в лесистом горном массиве Шварцвальд и могла точно бить по французам, находившимся на равнине.
Положение 1-й французской армии в декабре значительно ухудшилось по сравнению с предыдущим месяцем. Армии подчинили 36-ю пехотную дивизию США генерал-майора Фреда Уолкера и 2-ю бронетанковую дивизию генерала Филиппа Леклерка, но её части были сильно растянуты по фронту и имели серьёзные проблемы со снабжением. Положение французов ещё более осложнилось после того, как 7-я армия США генерал-лейтенанта Александра Пэтча повернула на север по направлению к Саару, а её 6-й корпус под руководством генерал-майора Эдварда Брукса покинул северный фланг Кольмарского «мешка». Французам пришлось занять место американцев, ещё более растянув свой фронт (с 80 км в ноябре до 200 км в декабре).
С юга, в направлении города Бризах, удар наносил 1-й корпус генерал-лейтенанта Антуана Бетуара (9-я колониальная пехотная дивизия, 2-я и 4-я горная марокканские дивизии, боевое командование «С.С.6» 5-й бронетанковой дивизии и прочие части), с севера, в сторону города Маркольсхайм — 2-й корпус генерал-лейтенанта Жозефа де Монсабера (3-я алжирская и 2-я бронетанковая дивизии, 36-я пехотная дивизия США, 1-й парашютный полк и боевое командование «С.С.4» 5-й бронетанковой дивизии). Два корпуса должны были встретиться восточнее Кольмара.
Зима 1944-1945 годов выдалась суровой: толщина снежного покрова достигала метра, а температура — 20 градусов мороза. Вот как характеризовал условия, в которых приходилось воевать союзникам, председатель Временного правительства Французской республики Шарль де Голль:
«Солдаты мёрзли, дороги покрывались льдом или уходили под снег, движение транспорта замедлялось. Всё это сказывалось на материальном снабжении войск, их передислокации и темпах наступления в целом. На морских коммуникациях немецкие подводные лодки, прилагая отчаянные усилия, продолжали топить транспортные суда союзников, а то, что приходило в разрушенные порты, разгружалось медленно и с большими трудностями».
Наступление
7 декабря части 1-й французской армии нанесли удар по Кольмарскому «мешку» одновременно с южного и северного направлений. Наступление проходило в сложных погодных условиях, а немцы оказывали яростное сопротивление. Французские генералы полагали, что под сильным натиском противник уйдёт из сектора Кольмара, чтобы избежать окружения, но командование 19-й армии отдало своим дивизиям приказ держаться любой ценой, и бои шли почти за каждую деревню. Немцы превратили деревенские постройки в опорные пункты, и французская пехота несла большие потери, пытаясь подобраться к ним по открытой местности. Небольшие отряды немецких солдат перерезали пути снабжения французов, устраивали засады на дорогах.
Ситуация для 1-й армии ещё более осложнилась после 16 декабря, когда немцы нанесли удар в Арденнах, и всё внимание союзного командования переключилось на этот сектор. Запасы топлива и боеприпасов у французских дивизий подходили к концу, более трети автотранспорта подлежало ремонту, тем не менее 1-я армия продолжала наступление. 10 декабря на южном фланге части 2-й марокканской дивизии (1-й корпус) выбили врага из города Танн, а севернее Кольмара французы освободили города Рибовиль и Селеста.
Танкисты боевого командования «С.С.6» совместно с бойцами 30-го полка 3-й пехотной дивизии США (командир — генерал-майор Джонатан О’Дэниел) и 141-го полка 36-й пехотной дивизии США завязали упорные бои за Кайзерберг и Аммершвир. Хорошо замаскированные батареи немецких противотанковых орудий и миномётов расстреляли колонну снабжения американцев, а 18 декабря французская бронетехника, штурмуя Кайзерберг, попала под огонь трёх немецких танков, занявших позицию в деревне Кёнцхайм. Было подбито несколько «Шерманов», но численное превосходство французов позволило им обойти немцев с флангов и сжечь все три танка. Французские танки взяли город в кольцо, а американская пехота к концу дня зачистила его. Немцы предприняли несколько контратак, но французские танкисты и американские артиллеристы успешно отразили их. Так, 41-й дивизион полевой артиллерии подполковника Джеймса Вендта выпустил по противнику более семи тысяч 105-мм снарядов.
Теперь французов отделяло от Кольмара чуть более 6 км, но яростное сопротивление врага, сложные погодные условия и кризис снабжения застопорили продвижение 1-й армии. Танковые части 2-го корпуса попали под удары «пожарной команды» немецкой 19-й армии — 106-й танковой бригады.
«Пожарная команда» Бэке
106-я танковая бригада была создана в июле 1944 года, её возглавил полковник Франц Бэке, имевший огромный боевой опыт, приобретённый на Восточном фронте. На Курской дуге в одном из ночных боёв с помощью гранат он смог лично подбить несколько советских танков. В январе 1944 года танковый полк, которым командовал Бэке, подбил (по немецким данным) 267 машин советского 3-го танкового корпуса в районе Житомира. Экипаж самого Бэке на своей «Пантере» уничтожил семь советских машин. В феврале 1944 года полковник был награждён Мечами к Рыцарскому кресту.
В октябре-ноябре 1944 года 106-я бригада действовала в Эльзасе в качестве резерва 19-й армии. 25 ноября танкисты наносили удар по противнику в районе Хаардтвальд. В боях 28 – 30 ноября севернее города Селеста части 106-й бригады вывели из строя 35 «Шерманов». В течение 12 – 14 декабря бригада вела бои в районе Зигольсхайм – Бергхайм.
Бои за Ла Шапель
20 декабря для командования 1-й армии стало очевидным, что лобовые наступательные действия результата не дадут, и французы сделали несколько попыток пробиться к Кольмару с севера. 21 декабря танкисты 1-го кирасирского полка 5-й бронетанковой дивизии атаковали деревню Ла Шапель, расположенную между коммунами Лабарош и Труа-Эпи и обеспечивавшую контроль над важным шоссе Орбе – Кольмар.
В атаке на Ла Шапель танкистов поддерживала самоходка М10 (собственное имя — «Диксмюд») сержанта Марселя Мориса из состава 3-го взвода (командир — капитан Жан Шомей) 11-го африканского конно-егерского полка.
Поскольку в деревне находились лишь незначительные силы немцев, она была быстро захвачена (в плен попали несколько военнослужащих вермахта). После этого французские сапёры установили мины у восточного и южного въездов в Ла Шапель. Несколько танков и две самоходки («Диксмюд» и «Изер») заняли позиции, ожидая вражеских контратак. Механиком-водителем «Диксмюда» был капрал Жорж Барбе, радистом — Луи Барранко, заряжающим — Анри Мюллер. Наводчик по болезни временно выбыл из строя, а его обязанности выполнял сам командир. Морис разместил свою машину на лесистом холме, имея прекрасный обзор деревни и дороги. Слева от «Диксмюда» находились несколько «Шерманов». Самоходке был придан марокканский пехотинец Лашми, в задачи которого входила охрана установки от немецких гранатомётчиков, которые могли подобраться с тыла.
Звёздный час «Диксмюда»
Самоходчики провели на позиции всю ночь, наблюдая за тем, как немцы обстреливают Ла Шапель и её окраины из реактивных миномётов. Утром 22 декабря солдаты позавтракали печеньем, шоколадом и джемом, Барбе закурил сигарету, а Барранко стал писать письмо семье. В это время Морис по радио слушал переговоры частей 5-й пехотной дивизии США, которые вели бой с немцами. Сами французы врага пока не наблюдали.
В 15:00 в зоне видимости показались два немецких танка, которые быстро скрылись за противоположным холмом. Через полчаса машина Мориса подверглась обстрелу (позже сержант утверждал, что огонь вело 88-мм орудие). Первый снаряд прошёл менее чем в полуметре от самоходки и свалил дерево. Второй снаряд повредил башенный пулемёт (осколок металла упал на плечо Лашми), третий прошёл мимо, а четвёртый сбил антенну. Пятый снаряд срикошетил от левого борта «Диксмюда», после чего Барбе дал задний ход, и машина скрылась за обратным склоном холма.
Через несколько минут командир взвода капитан Шомей позвал Мориса к себе и указал ему на немецкий танк «Пантера» и самоходку StuG.III, которые стояли во дворе одного из домов за каменной стеной. «Диксмюд» находился на дистанции примерно 650 м от вражеской бронетехники. «80-мм наклонная броня «Пантеры» и такой же толщины броня самоходки были большой проблемой для нашего орудия. Не было времени искать удобную позицию. Но немцы поступили неразумно, ведя огонь по моей машине и не меняя позицию после выстрелов», — вспоминал сержант Морис.
Скорее всего, по «Диксмюду» стреляла пушка (это утверждал и командир взвода), а танк и штурмовое орудие, возможно, заняли позицию у дороги для засады, либо немецкие экипажи ждали подкрепления. Морис был опытным стрелком и на учебных стрельбах поражал из орудия самоходки телеграфный столб с километровой дистанции. Сержант решил уничтожить немецкую бронетехнику и получил согласие капитана Шомея. Он приказал Барбе подкрасться к немцам с фланга, немного огибая высоту справа, — из-за грязи самоходка двигалась на минимальной скорости. Капитан Шомей внимательно следил за немецкой техникой в бинокль и был готов в любой момент вызвать огонь артиллерии.
Немцы не заметили французскую самоходку, которая подкрадывалась к ним с левого фланга. Когда Морис отчётливо увидел вражескую технику сквозь прицел, он прокричал Мюллеру: «Заряжай!» По словам сержанта, первый снаряд попал в борт самоходки StuG.III, и она задымила. Экипаж «Пантеры» с башенным номером «420», не зная, откуда ведётся огонь, стал поворачивать орудие назад. Второй снаряд Морис выпустил в ходовую часть «Пантеры», чтобы она не смогла скрыться за домами. Третий и четвёртый снаряды срикошетили от башни немецкого танка, но пятый попал точно в борт — «Пантеру» окутал дым.
Ещё несколько снарядов «Диксмюда» попали в здание, перед которым находилась «Пантера». Затем Морис выпустил несколько снарядов по немецкому штурмовому орудию. По словам сержанта, всего было израсходовано 11 снарядов. Экипажи немецкой бронетехники, пытавшиеся спастись бегством, погибли от огня «Шерманов». Ответом немцев стал артиллерийский огонь — от шрапнели погиб командир одного из «Шерманов» сержант Луи Феллегара, находившийся вне своей машины. Капитан Шомей утверждал, что в это время экипаж «Диксмюда» уничтожил немецкое противотанковое орудие, находившееся на окраине деревни.
Сам Морис записал на счёт своего экипажа две «Пантеры», 88-мм орудие и орудие Pak.40. В журнале 11-го полка имеется следующая информация об этом эпизоде:
«В 15:00 самоходки 3-го взвода вступают в бой с двумя тяжёлыми самоходками противника. «Диксмюд» уничтожает обе машины совместно со средними танками».
Успех французов у Ла Плас
22 декабря французы встретились с немецкими танками и в боях за деревню Ла Плас, которую штурмовали танки 2-го эскадрона (командир — капитан Шарль Доранс) 1-го кирасирского полка и пехотинцы 3-го батальона 3-го маршевого полка Французского Иностранного легиона майора Пьера Габриэля Буланже. Пехотинцы несли большие потери от мин и пулемётного огня, а около 13:00 французов контратаковали два немецких танка в сопровождении пехоты. Участник этого боя заряжающий «Шермана» Поль Бартелеми вспоминал:
«Я увидел два немецких танка и сообщил командиру, а он — другим экипажам. Наши «Шерманы» открыли ураганный огонь по противнику, и один танк задымился. Второй немецкий танк тоже получил несколько попаданий из наших 75-мм орудий, которые не причинили ему вреда. Немецкий экипаж выпустил снаряд по одному из наших танков, но, к счастью, не уничтожил машину».
По словам Бартелеми, немецкий танк попытался укрыться за домами, но один из французских экипажей подкрался к нему сзади и уничтожил. Если же изучить журнал боевых действий 2-го эскадрона, то ситуация предстаёт в несколько ином свете. «Шерман» аспирана Мишеля Лефевра был подожжён «Пантерой» (экипаж сумел покинуть машину). Наводчик танка под командованием лейтенанта Луи Доранса рядовой Аккак двумя выстрелами сжёг StuG.III. Экипаж «Шермана» под командованием сержанта Жирара Желя подбил «Пантеру», а танк сержанта Кристофа Кошне полностью уничтожил её. В 14:00 ещё одно штурмовое орудие расстрелял танк сержанта Мориса Мориньё. Французы взяли Ла Плас под контроль, потеряв два танка и более 20 солдат. Потери немцев были более существенными — две самоходки, «Пантера», 60 человек убитыми и столько же пленными.
Немецкое наступление остановлено
Так или иначе, французские танкисты и самоходчики выполнили поставленную перед ними задачу, взяв под контроль шоссе Орбе – Кольмар и отбив контратаки неприятеля. За бой у деревни Ла Шапель сержант Морис был награждён Военным Крестом и продолжал сражаться до конца войны, уничтожив ещё одну самоходку и несколько орудий.
В документах немецкой 106-й танковой бригады указано, что в декабрьских боях 1944 года часть безвозвратно потеряла две «Пантеры», а ещё несколько танков выбыли на долгосрочный ремонт. Потери бригады в живой силе составили более 150 солдат и офицеров. 24 декабря части 1-й армии остановили своё наступление на Кольмарский «мешок», а 31 декабря немцы начали операцию «Нордвинд». Повторное наступление на Кольмар французы начали лишь 20 января 1945 года, а к 9 февраля полностью очистили его от вражеских войск.
Источники и литература:
- Голль Ш. Военные мемуары: Спасение 1944-1946. – Москва: ACT, Астрель, Транзиткнига, 2004
- Clarke J., Smith S. Riviera to the Rhine: U.S. Army in World War II: The European Theater of Operations. – Park Ridge: Whitman Publishing, 2012
- Mémoires de guerre d’un jeune cuirassier par Barthelemy Paul, ancient du 2e escadron, 1er cuirassiers, http://www.ami1rc.org
- Prefer N. Eisenhower’s Thorn on the Rhine: The Battles for the Colmar Pocket, 1944-45. – Philadelphia: Casemate, 2015
- Thalmann H. The Savage Battle of the Colmar Pocket (Mémoire en Images). – Tours: Editions Sutton, 2015
- Un chasseur sachant chaser! // Batailles&Blindes, №1, 2003
- 11e Régiment de Chasseurs d’Afrique – Journal de Marche et Opérations, 1944
- 1e Régiment de Cuirassiers – Journal de Marche et Opérations (1944-1945), http://www.chars-francais.net
Комментарии к данной статье отключены.