Pz.Kpfw.IV оказался самым многочисленным танком Третьего рейха, и среди всей немецкой бронетехники уступает пальму первенства только САУ StuG III/40. После Второй мировой войны боевой путь «четвёрки» не закончился – в 1942–44 годах Германия поставила сотни этих машин своим союзникам, которые продолжали их эксплуатацию ещё долгие годы.
Неделю назад Warspot рассказывал о том, как создавался и модернизировался Pz.Kpfw.IV – самый массовый танк в истории Третьего рейха. О боевом применении четвёртого «панцера» армиями разных стран читайте в продолжении статьи.
«Четвёрки» на европейской арене
По состоянию на 1 мая 1940 года, когда вермахт готовился напасть на Францию и страны Бенилюкса, на его вооружении находилось 278 Pz.Kpfw.IV (из 3381 имевшихся в наличии танков). Ими, в основном, вооружались танковые дивизии, задействованные в операции «Удар серпом», которым предстояло отсечь всю северную группировку союзников, продвигаясь вдоль рек Эна и Сомма от Арденн к Ла-Маншу. В каждой из трёх дивизий (1-й, 2-й и 10-й) XIX танкового корпуса, которым командовал генерал танковых войск Хайнц Гудериан, находилось по 36 Pz.Kpfw.IV, а в остальных ТД, в среднем, насчитывалось по 24 «четвёрки». Эти машины использовались, в основном, для штурмовки пехотных укреплений противника, но иногда их приходилось бросать и против вражеской бронетехники.
Столкновения с французскими тяжёлыми танками В-Ibis, средними Somua S35 и британскими Matilda II показали, что короткая 75-мм пушка KwK 37 совершенно бесполезна против их брони, однако фугасное и осколочное действие её снарядов могло вывести из строя ходовую часть машин противника, что не раз выручало немецких танкистов. Всего в эту кампанию немцы потеряли подбитыми 97 танков Pz.Kpfw.IV, из которых безвозвратные потери составили 30 машин.
Снова на европейской арене боевых действий «четвёрки» появились уже летом 1943 года, когда союзники высадились на Сицилии (а в июне 1944 года – и во Франции). К тому времени Pz.Kpfw.IV, сильно «набравшие» в броне и вооружённые новейшими 75-мм орудиями KwK 40 L/48, стали опасными противниками для бронетехники союзников.
Днём 11 июня 1944 года танковая рота из состава 12-го танкового полка 12-й дивизии СС «Hitlerjugend» под командованием оберштурмфюрера СС Ганса Зигеля контратаковала 6-й Канадский бронетанковый полк, который без сил поддержки пытался прорваться и освободить французский городок Ле-Мениль-Патри в Нижней Нормандии. Немцы подбили 37 «шерманов» и заставили канадцев отступить, потеряв при этом лишь два Pz.Kpfw.IV. Командир Pz.Kpfw.IV из того же полка унтершарфюрер СС Вилли Кречмер за время боёв в Нормандии подбил 15 танков союзников, в том числе и в тяжелейшем сражении в районе города Кан.
Впрочем, локальные успехи «четвёрок» мало влияли на общую ситуацию. Союзники захватили полное господство в воздухе, и если не могли уничтожить немецкую бронетехнику с земли, то подключали к этому авиацию. К 9 июля дивизия «Hitlerjugend» потеряла около 60% личного состава, а во второй половине августа её основные уцелевшие силы попали в Фалезский «мешок».
Африканский вояж
В танковых подразделениях, которые Гитлер отправил в Северную Африку для поддержки Муссолини в начале войны, четвёртых «панцеров» было немного. Из 339 единиц бронетехники, которую первоначально получил в своё распоряжение командующий корпусом «Африка» Эрвин Роммель, только 40 машин (12%) были самыми тяжёлыми танками вермахта (основную массу техники составляли Pz.III (42%), а остальные танки и бронеавтомобили были лёгкими).
В силу своей «специализации» «четвёрки» применялись, в основном, для штурма. Согласно воспоминаниям английских танкистов, зачастую Pz.IV при наступлении внезапно открывали огонь из своих орудий, причём стреляли не по какой-либо определённой цели, а просто создавали стену огня по ходу своего движения на дальностях 2000–3500 м. Это делалось для того, чтобы навести ужас на обороняющихся – и часто вполне удавалось.
Сами же немцы, в особенности командование корпуса «Африка», к своим танкам относились довольно скептически. Вот что писал по поводу «четвёрок» генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он занимал должность третьего офицера штаба корпуса): «Танк Pz.Kpfw.IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружён 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и хотя мы и использовали Pz.Kpfw.IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты». Избегание прямого контакта с противником привело к тому, что потери среди «четвёрок» были относительно небольшими – к ноябрю 1941 года в составе корпуса их оставалось 35 единиц.
Как и в Европе, на африканском фронте «четвёрки» стали использовать иначе с появлением машин, вооружённых орудиями KwK 40 с длинными стволами. Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 прибыли в Триполи летом 1942 года. К концу июля из тринадцати Pz.Kpfw.IV, которыми располагал Роммель, восемь относились именно к этой серии (британцы указывали их как Panzer IV Special).
В процессе продвижения немецко-итальянских войск на восток рос поток подкреплений Роммелю из Германии. На утро 23 октября перед началом второй битвы за Эль-Аламейн из 234 немецких танков (по данным Даниэля Гульельми) 8 составляли штурмовые Pz.Kpfw.IV и 30 – «четвёрки» с длинным стволом. Всего на вооружении немецко-итальянской танковой армии находилось 617 танков и САУ без учёта итальянских лёгких танков и танкеток. Подавляющее большинство всей этой техники было потеряно во время отступления немцев в Тунис в течение следующих трёх месяцев.
В конце 1942 года немцы дополнительно перебросили из Франции 10-ю танковую дивизию, на вооружении которой находились Pz.Kpfw.IV Ausf.G. 14 февраля войска Роммеля разгромили американцев у Кассерина, но это был их последний успех. 23 февраля войска стран «Оси» в Африке вынужденно перешли к обороне, и их силы таяли под постоянными ударами союзников. На 1 мая 1943 года у немцев оставалось только 58 танков, 17 из которых приходилось на Pz.Kpfw.IV. Менее чем через две недели немецкие силы в Северной Африке капитулировали.
Комментарии к данной статье отключены.