В межвоенный период стандартным дивизионным орудием польской армии стала французская 75-мм пушка Mle. 1897, получившая местное обозначение wz. 1897. Наряду с ней Польша располагала сотнями русских 76,2-мм орудий образца 1902 года, захваченных в качестве трофеев во время польско-украинской и советско-польской войн. Этим артсистемам, прозванным «православными», поляки также нашли применение.
В боевых действиях 1919-1920 годов важную роль играли кавалерийские части, для поддержки которых требовалась соответствующая артиллерия. В конной артиллерии поляки опробовали практически все имевшиеся у них пушки: немецкие 77-мм FK 96 nA, итальянские 75-мм М 06 (выпускавшиеся по лицензии фирмы «Крупп»), французские 75-мм полевые Mle. 1897, 65-мм горные Mle. 1906, а также русские трёхдюймовки разработки Путиловского завода. Именно последние были признаны наиболее подходящими: низкое расположение центра тяжести делало «путиловку» более устойчивой по сравнению с французской пушкой, что было немаловажно для быстрого передвижения и преодоления крутых поворотов.
По состоянию на 1 октября 1920 года в Войске Польском имелись 322 «православные» пушки: в том числе 159 — в батареях, 38 — на бронепоездах и речных канонерских лодках, 125 — в резерве. К 1923 году общее количество орудий образца 1902 года увеличилось до 568 — вероятно, в результате взятия на учёт ранее неучтённых экземпляров.
Модернизация
В целях унификации боеприпасов со стандартной 75-мм пушкой wz. 1897 командование Войска Польского приняло решение о перекалибровке орудий образца 1902 года. Использовались два варианта перекалибровки: замена трубы ствола или введение лейнера. Кроме того, при модернизации заменялось прави́ло (с прямого на изогнутое) и сошник (теперь он был похож на тот, что применялся на пушке wz. 1897), усиливались ступицы колёс, а также монтировалось освещение прицела для стрельбы ночью. Ввели и ряд более мелких усовершенствований вроде размещения креплений для принадлежностей или изменения градуировки прицела на метрические меры. Передки и зарядные ящики русского образца (вместимостью 36 и 44 унитарных патрона соответственно) сохранились лишь во взводах полковой артиллерии пехотных полков. Патроны в них размещались в лотках (по четыре штуки). Для конной артиллерии более подходящими признали передки и зарядные ящики итальянского образца (вместимость 32 и 64 патрона соответственно). Они принадлежали к гнездовому типу — патроны вставлялись непосредственно в гнёзда передка или зарядного ящика. Конная артиллерия использовала австрийскую упряжь хомутового типа, а пехотная — русскую.
Модернизированное орудие получило обозначение 75 mm armata polowa wz. 1902/26 (75-мм полевая пушка обр. 1902/26). В 1926–1930 годах на заводе в городе Стараховице переделали 400 пушек, остальные же оставили в исходном калибре — в Польше ещё имелся изрядный запас 76,2-мм выстрелов. Небольшие партии подвергались переделке и позже. В августе 1939 года Войско Польское располагало 425 75-мм пушками wz. 1902/26 и 89 — 76,2-мм wz. 1902.
В 30-е годы на страницах польской военной периодики активно обсуждалась идея замены «православных» пушек. Главным их недостатком считалась невозможность ведения огня по навесной траектории. Выдвигалась идея замены 75-мм пушек гаубицами, но этому препятствовала большая масса таких орудий. Конная же артиллерия требовала систем лёгких, позволяющих осуществлять быстрые марши. Дискутировалась и целесообразность переведения дивизионов конной артиллерии на механическую тягу, но до начала Второй мировой войны ни «гаубизация», ни моторизация конной артиллерии так и не были осуществлены.
Организация частей, вооружённых пушками wz. 1902/26
Низшей тактической единицей конной артиллерии являлось отделение (в польской терминологии — działon), состоявшее из двух шестиконных упряжек — орудия с передком и зарядного ящика (также с передком). Каждая упряжка состояла из трёх пар лошадей: дышловой, средней и передней. Самые сильные и рослые лошади подбирались для дышловой пары, поскольку на них ложилась основная тяжесть работы при трогании с места, а главное — при торможении и спуске под уклон.
В полках лёгкой артиллерии пехотных дивизий (эксплуатировавших пушки wz. 1897), равно как и во взводах полковой артиллерии (с «православными» пушками) часть обслуги передвигалась, сидя на передках. В конной же артиллерии на передке никто не сидел — вся обслуга передвигалась верхом. На левой (седловой) лошади каждой пары сидел ездовой. На марше за упряжкой орудия в двух шеренгах верхом передвигался расчёт: в первой (слева направо) — снаряжающий, 1-й коновод, заряжающий, прави́льный; во второй — наводчик, 3-й коновод, замковый и 2-й коновод. Далее двигалась упряжка зарядного ящика, а за ней в шеренге — коновод (по центру) и два подносчика (по бокам). Все перечисленные военнослужащие были рядовыми. Кроме того, в отделении было два унтер-офицера: командир отделения (он же командир орудийного расчёта) в звании капрала или взводного и его заместитель (ящичный унтер-офицер), обычно капрал. На марше командир отделения ехал верхом рядом с первой парой лошадей орудийной упряжки, заместитель — рядом с первой парой лошадей упряжки зарядного ящика. После снятия орудия и зарядного ящика с передков и установки их на позиции ящичный унтер-офицер руководил перемещением упряжек с передками в безопасное место.
В общей сложности отделение насчитывало 25 лошадей (12 упряжных и 13 верховых) и 19 человек личного состава. Из числа последних лишь семь человек (плюс командир отделения) составляли расчёт орудия, остальные же были необходимы для работы с лошадьми (ездовые, коноводы и ящичный унтер-офицер).
Два отделения образовывали взвод во главе с офицером, обычно подпоручиком. Батарея состояла из двух огневых взводов, пулемётного отделения и отделения управления.
Дивизион конной артиллерии (ДКА) мог иметь трёх- или четырёхбатарейный состав — в зависимости от состава кавалерийской бригады, в которую он входил (бригады были трёх- или четырёхполковыми). Согласно штатам мирного времени трёхбатарейный дивизион насчитывал 504 человека личного состава (25 офицеров, 61 кадровый унтер-офицер, 418 унтер-офицеров и рядовых срочной службы) и 450 лошадей. Штаты военного времени предусматривали наличие 770 человек личного состава (27 офицеров, 743 унтер-офицера и рядовых) и 875 лошадей.
В 1928 году в пехотных полках приступили к организации артиллерийских взводов, вооружённых пушками wz. 1902/26. К концу мая 1928 года такие подразделения имелись уже в 32-х полках.
Взвод пехотной артиллерии, равно как и конной, состоял из двух отделений, каждое из которых включало две упряжки — орудийную и ящичную. Но в отличие от конной артиллерии, расчёт перемещался, сидя на передках — по три на каждом. Таким образом в пехотной артиллерии расчёт пушки wz. 1902/26 состоял не из семи, а из шести человек (в нём отсутствовал прави́льный). Кроме того, во взводе имелись два телефонных патруля (пеший и конный) и секция разведчиков. Управление взвода включало командира (капитана или поручика), его заместителя (поручика либо подпоручика), огневого унтер-офицера и орудийного мастера. Помимо упряжек, во взводе имелась телефонная двуколка и обозная повозка. Огневой мощи двух пушек было явно мало для поддержки пехотного полка, поэтому прорабатывались планы формирования в пехотных полках четырёхорудийных батарей (до начала Второй мировой войны их так и не реализовали).
Сентябрьская кампания
При мобилизации в августе 1939 года конная артиллерия выставила 11 дивизионов: 7 трёхбатарейных (с 2-го по 7-й и 14-й) и 4 четырёхбатарейных (1-й, 9-й, 11-й, 13-й), всего 148 орудий. Кроме того, имевшееся сверхштатное вооружение позволило сформировать ещё несколько подразделений: 15-ю батарею (на базе 1-го ДКА), шестиорудийную батарею капитана Станислава Козики, известную также как 5-я батарея 1-го ДКА или батарея обороны Варшавы (на базе 1-го запасного центра конной артиллерии в Минске-Мазовецком), батарею ZADORA (на базе 3-го запасного центра конной артиллерии во Влодаве) и маршевый взвод 14-го ДКА.
Взводы пехотной артиллерии имелись во всех 90 штатных пехотных полках Войска Польского — всего в них насчитывалось 184 пушки wz. 1902/26. Неизвестно, формировались ли такие взводы в резервных пехотных полках, развёртывавшихся в сентябре 1939 года.
Ещё одной областью применения пушек wz. 1902/26 являлись бронепоезда. В сентябре 1939 года 25 таких орудий находились на вооружении десяти бронепоездов: №11 «Генерал Соснковский» и №51 «Первый маршал» — по четыре, №54 «Грозный» — три, №11 «Данута», №12 «Познаньчик», №14 «Падеревский», №15 «Смерть», №52 «Пилсудчик», №53 «Смелый» и №55 «Бартош Гловацкий» — по два.
В апреле 1939 года были утверждены штаты взводов позиционной артиллерии, которые комплектовались не модернизированными 76,2-мм пушками wz. 1902. Взвод I типа был трёхорудийным. При мобилизации в августе 1939 года сформировали лишь одно такое подразделение — 111-й взвод, вошедший в состав 2-го морского стрелкового полка. Двухорудийных взводов II типа сформировали 22: с 11-го по 14-й — в армии «Модлин», 15-й, 16-й, а также с 36-го по 38-й — в отдельной оперативной группе «Нарев», с 31-го по 35-й — в укреплённом районе «Гродно», 51-й и 52-й — в армии «Карпаты», с 53-го по 58-й — в армии «Краков». В большинстве своём эти взводы использовались на позициях укрепрайонов, но бывали исключения — так, 53-й и 54-й взводы вошли в состав 21-й горнопехотной дивизии.
Взвод позиционной артиллерии II типа состоял из двух отделений (в каждом командир отделения и орудийный расчёт из шести человек), резерва (унтер-офицер и четверо рядовых) и командира взвода с ординарцем. Таким образом, во взводе насчитывался 21 человек личного состава. Никакими штатными транспортными средствами взвод позиционной артиллерии не располагал.
Пушки wz. 1902/26 участвовали во Второй мировой войне с первых её часов. Одним из наиболее ярких эпизодов стала битва под Мокрой, в которой участвовала Волынская кавалерийская бригада, а в её составе — 2-й дивизион конной артиллерии (командир — подполковник Ян Каминьский). Отмобилизованный 14 августа 1939 года, дивизион был доставлен на станцию Радомско по железной дороге. Бригада получила задачу прикрывать левый фланг армии «Лодзь», поддерживать связь с армией «Краков» и прикрывать направление на Радомско и Скаржиско-Каменна. 2-й ДКА должен был оборонять направление на Медзно, а также поддерживать полки бригады. В последний момент Волынская кавалерийская бригада в дополнение к своим трём штатным полкам получила четвёртый, но 2-й ДКА остался трёхбатарейным.
Главная линия обороны 2-го ДКА проходила через деревню Мокра, расположенную на большой поляне (примерно 5 х 4 км) посреди лесного массива. С восточной стороны поляну замыкала железная дорога, вдоль которой расположились батареи, имея направление огня на запад. Наиболее выдвинутой в этом направлении была 1-я батарея капитана Соколовского. Все орудия установили в заранее подготовленных окопах (глубиной по оси колёс) и прикрыли маскировочными сетями. Предполье было расчищено — с него устранили заборы и кустарники, ограничивавшие обстрел. Наблюдательный пункт дивизиона расположили на возвышении севернее деревни Мокра, заблаговременно подготовленная сеть связи соединяла его с батареями и командным пунктом. Передки и амуниционная колонна дивизиона находились в лесу за железной дорогой.
На рассвете 1 сентября немецкая 4-я танковая дивизия перешла границу — на её пути находились позиции Волынской кавалерийской бригады. Около 7:00 наблюдательный пункт 3-й батареи подвергся атаке с воздуха, но потерь избежал. Через полчаса со стороны посёлка Валенчув показалось несколько танков — прицельный огонь 3-й батареи вынудил их отступить. Тем временем в бой вступила 1-я батарея, которая обстреляла вражескую колонну, двигавшуюся по дороге из Кжепиц.
Около 8:00 с наблюдательного пункта 3-й батареи обнаружили скопление около 25 немецких танков в деревне Вильковецко — по ним тут же открыли огонь 2-я и 3-я батареи. Потеряв три танка, немцы отступили и укрылись за строениями. Вскоре артиллеристы сорвали попытку противника силами батальона пехоты при поддержке танков атаковать позиции 21-го полка уланов. Под огнём всех батарей дивизиона немцам пришлось отступить. Около 10:00 позиции дивизиона подверглись воздушному налёту, и сразу после этого враг вновь попытался ударить по 21-му полку. И на этот раз артиллеристы оказались на высоте, — подбив шесть танков, они вынудили немцев отступить.
Около двух часов длилась передышка, которую использовали для пополнения боекомплекта и пристрелки угрожаемых направлений. 3-я батарея сменила позицию, приготовившись к ведению огня прямой наводкой. Около 12:00 в районе Мокрой появилось несколько десятков танков. Прорвав линию обороны 12-го полка уланов, они ворвались на позицию 2-й батареи. Подпоручик Станислав Пьотровский так описывал бой:
«Взбешённые танки, рыская по поляне, всей своей массой двинулись на огневые позиции 2-го дивизиона конной артиллерии… Артиллеристы не останавливали огонь ни на мгновение. Всё больше танков останавливались, охваченные пламенем. Но остальные шли вперёд, стреляя из пулемётов».
Итогом этой фазы боя стал разгром 2-й батареи (уцелело лишь одно орудие) и серьёзные потери 3-й (два орудия). Лишь хорошо замаскированная 1-я батарея почти не пострадала.
Ввиду понесённых потерь подполковник Каминьский отвёл с поля боя остатки 2-й батареи, 1-я же и 3-я вновь вступили в схватку, когда около 15:00 немцы начали очередную атаку. Примерно через час польским артиллеристам пришлось отступить за линию железной дороги. Когда все батареи прибыли на пункт сбора в деревне Гольчево, оказалось, что в бою 2-й ДКА потерял пять орудий и девять зарядных ящиков. Погиб один офицер и 26 канониров, около 50 канониров и два офицера получили ранения, ещё 30 солдат пропали без вести. Погибло 115 лошадей. Основные потери были понесены не от огня противника, а от гусениц танков, буквально перемоловших позиции 2-й батареи. В ходе сражения под Мокрой Волынская кавалерийская бригада благодаря самоотверженным и грамотным действиям артиллеристов смогла на день задержать наступление гораздо более сильной 4-й танковой дивизии. Потрёпанный 2-й дивизион получил пополнение лишь 12 сентября, когда в его состав вошла 15-я батарея.
Опыт этого и последующих боёв показал, что пушка wz. 1902/26 может быть весьма эффективным противотанковым средством. В боекомплект орудия входили специальные бронебойные и полубронебойные снаряды, но лучшим видом боеприпасов для поражения танков, как ни странно, оказались обычные стальные гранаты. Бронебойный снаряд требовал прямого попадания в цель, а граната могла вывести из строя лёгкий танк даже при близком разрыве. Так, известны случаи поражения верхней проекции танка при разрыве гранаты над ним в кроне дерева.
Условия боя под Мокрой, пожалуй, были идеальными для артиллеристов: они действовали с заранее подготовленных и замаскированных позиций. Однако в большинстве случаев кавалерийские бригады использовались как подвижный резерв, поэтому конной артиллерии приходилось вести встречные бои. Поручик Збигнев Бараньский из 15-го Познаньского полка уланов так описывал одну из схваток, разгоревшуюся на рассвете 19 сентября у посёлка Серакув, где действовала 1-я батарея 7-го ДКА:
«На предполье показалась лавина танков. Подошли близко, но были задержаны огнём противотанковых пушек, пулемётов и специальных карабинов [ПТР wz. 35], некоторые из них вспыхнули. И тут — как в давние наполеоновские времена — на опушку леса галопом вылетела батарея 7-го ДКА капитана Нагурского, сняла орудия с передков и, наводя по стволам, открыла огонь по приближающимся танкам, добившись заметного эффекта. Молодечество это укрепило дух оборонявшихся, огонь усилился, и наступление вражеских танков захлебнулось».
Именно в таких быстротечных боях, действуя с открытых позиций, конная артиллерия несла наибольшие потери.
После поражения Польши «православные» пушки стали советскими и немецкими трофеями. Красная армия захватила всего 30 орудий wz. 1902/26 и wz. 1902, значительно больше таких пушек — 284 единицы — досталось вермахту, принявшему их на вооружение под обозначением 7,5 cm FK 02/26(p). 54 из них в конце 1940 года продали Финляндии, остальные использовались для вооружения тыловых частей, бронепоездов, а также в системе береговой обороны. По состоянию на 1 марта 1944 года вермахт располагал 90 орудиями FK 02/26(p) — 71 на Востоке, 4 на Балканах и 15 во Франции.
Калибр, мм |
75 |
---|---|
Длина ствола, мм |
2285 |
Длина орудия, мм |
4350 |
Ширина орудия, мм |
1820 |
Высота орудия, мм |
1630 |
Высота линии огня, мм |
928 |
Масса орудия в боевом положении, кг |
1150 |
Угол вертикальной наводки, град. |
-6, +16 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
5 |
Масса снаряда, кг |
6,2 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
600 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
10 700 |
Скорострельность, выстр./мин |
10 |
Литература:
- Janicki P., Dobrowolski P. Armata polowa 75 mm wz. 02/26 // Wielki Leksykon Uzbrojenia. Wrzesień 1939. – 2013. – T. 11
- Konstankiewicz A. Broń strzelecka i sprzęt artyleryjski formacji polskich i Wojska Polskiego w latach 1914-1939. – Lublin, 2003
- Korbal J. Artyleria konna Wojska Polskiego w r. 1939 // Technika Wojskowa Historia. – 2014. – №5
- Rozdżestwieński P. Armata wz. 1902/26 w pułkach piechoty II Rzeczypospolitej // Militaria XX wieku. – 2012. – №1
- ZasiecznyA. Broń Wojska Polskiego 1939-1945. – Warszawa, 2010
Комментарии к данной статье отключены.