В 1925 году веймарская Германия начала модернизацию своих укреплений вдоль границ с Польшей. В свою очередь, польское военно-политическое руководство озаботилось приобретением мощных артиллерийских систем, способных в случае надобности нейтрализовать эти фортификации. Планы возможной войны против Германии предусматривали, что Польша будет действовать в союзе с Францией, а задачами Войска Польского станут захват Восточной Пруссии и Западного Поморья с последующим наступлением на Берлин.
Некоторый опыт применения тяжелых орудий Войско Польское уже имело. В 1920 году в Италии была куплена партия 210-мм мортир. Восемь таких орудий в начале августа поступили на вооружение 1-го моторизованного полка сверхтяжелой артиллерии (1. pułk motorowy artylerii najcięższej). В сентябре 1920 года батареи 1-го полка участвовали в боях за Гродно против частей Красной Армии. По итогам боевого применения тяжелых артсистем был сделан вывод о целесообразности их наличия в Войске Польском, однако имевшиеся 210-мм мортиры признали не вполне удовлетворяющими армейским требованиям и подлежащими замене.
Долгие поиски новой артсистемы
В течение нескольких лет никаких усилий по модернизации парка сверхтяжелой артиллерии не предпринималось – молодому польскому государству хватало других забот. Лишь начало работ по укреплению восточных границ Германии побудило руководство Второй Речи Посполитой заняться поиском адекватного ответа. Процесс выбора и закупки орудий двигался неспешно. В 1927 году Главный штаб Войска Польского принял протокольное решение о принятии на вооружение орудий большого калибра, способных разрушать фортификации легкого и среднего типов, возводимые в немецких укрепленных районах. Поскольку польская промышленность была неспособна производить такие артсистемы, выбор пал на зарубежную фирму, пользовавшуюся заслуженной репутацией в этой области – чехословацкую «Шкоду».
В октябре 1929 года польская военная комиссия посетила полигон Малацки под Братиславой, где наблюдала за испытаниями 220-мм мортиры ON – орудие произвело на поляков благоприятное впечатление. Комиссия рекомендовала принять его на вооружение, потребовав заменить клиновой затвор поршневым (системы «Шнейдер»), который, по мнению польских военных, был более подходящим для тяжелых артсистем. Это требование стало камнем преткновения – «Шкода» упорно пыталась отстоять свою конструкцию в неизменном виде. Лишь в 1931 году сторонам удалось достичь соглашения, и правительство Польши одобрило план закупки сорока 220-мм мортир двумя партиями (27 единиц – в первую очередь, 13 – во вторую). Во второй половине 1932 года департаменты вооружений и артиллерии Министерства военных дел подготовили технические требования к 220-мм мортире, а 7 марта следующего года, наконец, был подписан контракт на первую партию – 27 мортир и 2700 полубронебойных снарядов (план приобретения второй партии так и не был реализован). Стоимость одной мортиры определялась в 700 000 злотых, причем оплата производилась в натуральной форме – поставками польского угля.
С 1931 года польские военные подыскивали подходящий тягач для новых тяжелых мортир. В 1934 году их выбор остановился на гусеничном тягаче С7Р, разработанном на государственном предприятии «Паньствове заклады инженерии» на основе конструкции Виккерса (по многим узлам тягач был унифицирован с легким танком 7ТР). Кроме того, в Польше разработали двухосный прицеп типа «R» (снаряженная масса – 8000 кг), предназначенный для перевозки боеприпасов к мортирам. Согласно принятым нормативам, каждому орудию придавалось два таких прицепа, буксируемых тягачами С7Р. Но поскольку производство тягачей шло крайне медленно, в качестве их временной замены использовались грузовики «Фиат» 621, выпускавшиеся по итальянской лицензии и оборудованные специальными кузовами.
В целях ознакомления личного состава 1-го полка сверхтяжелой артиллерии с новыми системами фирма «Шкода» предоставила во временное пользование один образец мортиры M 28 «югославского» типа (с клиновым затвором; Югославия приобрела десять таких орудий). До конца сентября 1934 года шло обучение кадрового состава полка обращению с новым орудием, после чего началась подготовка новобранцев. В ноябре был проведен испытательный пробег, показавший ряд недостатков транспортных повозок: неудачную конструкцию тормозов; плохое крепление ствола на ствольной повозке; ослабление винтов, гаек и заклепок. Перевозка расчета на орудийных повозках была признана изнуряющей и попросту опасной для личного состава. Итогом пробега стала рекомендация заменить колеса повозок, использовав пневматику вместо стальных шин с резиновыми бандажами.
Поставки мортир, получивших в Войске Польском обозначение 220 mm możdzierz wielkiej mocy wz. 32 (220-мм мортира большой мощности обр. 32; фирменное обозначение – ONa), начались в 1935 году. К июлю армия получила первую дюжину новых артсистем, а к декабрю были поставлены еще пятнадцать.
Особенности конструкции
Мортира wz. 32 имела автофретированный ствол длиной 15,5 калибра с поршневым затвором системы «Шнейдер». В сборе с затвором ствол весил 4350 кг. Тормоз отката – гидравлический, накатник – пневматический. Конструкция орудия обеспечивала круговой горизонтальный обстрел и была оптимизирована для ведения огня на больших углах возвышения.
Ствол орудия устанавливался в люльке, которая крепилась к станку посредством цапф. Станок опирался на платформу основания через круговой шаровой погон. Повышению устойчивости орудия при стрельбе способствовали разводные станины, смонтированные на углах платформы. Концы станин опирались на сошниковые опоры винтами с шаровыми пятами.
Транспортировка орудия осуществлялась тремя повозками: ствольной (снаряженная масса – 8090 кг); лафетной (снаряженная масса – 8110 кг); основания (снаряженная масса – 8950 кг). Допустимая скорость буксировки по шоссе составляла 30 км/ч.
Для установки орудия на позиции следовало подготовить котлован размером 3 х 4 м и глубиной 0,5 м. В котлован закатывали повозку с основанием, которое при помощи гидравлических домкратов опускали на грунт. Затем на основание вкатывали повозку с лафетом, который также при помощи домкратов устанавливали на место. В последнюю очередь подкатывали ствольную повозку, водружая ствол на лафет при помощи лебёдки. Согласно наставлению, вся операция монтажа орудия, осуществляемая расчетом из 17 человек, занимала пять с половиной часов, но тренированный личный состав справлялся с ней, как правило, быстрее. На демонтаж орудия отводилось два с половиной часа.
Заряжание мортиры осуществлялось при фиксированном угле возвышения +10°. Снаряд подавался к орудию четырьмя подносчиками (всего в расчете было восемь подносчиков) на тележке либо носилках. В боекомплект мортиры входил единственный тип снаряда – полубронебойный массой 128 кг, снаряженный зарядом тротила массой 7,33 кг.
Метательных зарядов было шесть – массой от 3,78 до 8,92 кг. С ноября 1936 года поляки самостоятельно разрабатывали фугасный снаряд, отличавшийся большей дальностью стрельбы и увеличенным зарядом взрывчатого вещества, но более тонкими стенками. Предполагалось, что он сможет применяться не только против укреплений, но и против целей полевого типа – например, скоплений живой силы или артиллерийских позиций. Испытания первых образцов фугасного снаряда продемонстрировали их плохую устойчивость, ведшую к значительному рассеиванию. Проблему удалось решить к 1939 году, когда на испытаниях очередной партии доработанных снарядов были достигнуты приемлемые результаты. Поставка промышленной партии намечалась на 1940 год, но по понятным причинам так и не состоялась.
Для экономии дорогостоящих импортных снарядов и сохранения ресурса стволов во время учебных стрельб фирма «Шкода» поставила в Польшу два вкладных ствола для 220-мм мортир, обеспечивавших ведение огня снарядами 100-мм гаубицы wz. 14/19p.
Служба и боевое применение
До начала Второй мировой войны Министерство военных дел приобрело необходимое имущество и средства тяги для трех дивизионов 220-мм мортир, каждый из которых состоял из трех двухорудийных батарей. Бюджет на 1940 год предусматривал закупку тягачей для четвертого дивизиона, а пока предназначенные для него орудия поместили на Главный склад вооружений №2 в местечке Ставы неподалеку от Демблина.
В соответствии с оборонным планом «Z» 1-й полк сверхтяжелой артиллерии в августе 1939 года отмобилизовал три дивизиона: 11-й под командованием майора Казимира Фирли; 12-й – майора Александра Точинского; 13-й – майора Хуссейна Кумуза. Каждый дивизион располагал солидным парком транспортных средств, включая 33 тягача С7Р (пять на каждое орудие: три для орудийных повозок, два для прицепов с боеприпасами плюс по одному резервному на батарею), 15 легковых автомобилей, 39 грузовых, 37 специальных и 12 мотоциклов.
Все три дивизиона предназначались для резервной армии «Пруссы», но ввиду быстрого продвижения немецких войск так и не смогли прибыть в распоряжение её командующего.
В боях сентябрьской кампании 1939 года польским 220-мм мортирам пришлось решать совсем не те задачи, для которых они приобретались. Вместо штурма немецких фортификаций сверхтяжелая артиллерия действовала в полевых боях, для которых она годилась мало. В итоге из восемнадцати мобилизованных орудий реальное участие в бою приняли лишь шесть мортир 11-го дивизиона – 22 и 23 сентября они поддерживали польскую пехоту в районе Томашува-Любельского. Как и следовало ожидать, эффективность применения полубронебойных снарядов в полевом сражении оказалась низкой: 128-кг боеприпасы образовывали огромные воронки, но давали лишь небольшое количество осколков. Более весомым оказался психологический эффект – под огнем польских мортир части немецкой 28-й пехотной дивизии дважды оставляли уже занятые позиции. В конце концов, 11-й дивизион расстрелял все имевшиеся снаряды, после чего его мортиры были подорваны на позициях у лесничества Мазярня.
12-й и 13-й дивизионы, по приказу командования перебрасывавшиеся с места на место, так и не сделали ни единого выстрела. 13-й дивизион 18 сентября находился в Бережанах, где подвергся атаке со стороны боевой группы ОУН. Впоследствии он был окружен частями Красной Армии в окрестностях Калуша и сдался. Орудия стали советскими трофеями, но об их дальнейшей судьбе сведения отсутствуют. 12-й дивизион просуществовал несколько дольше, пока 25 сентября не попал в советское окружение южнее Долгобычува (под Грубешовом). В этом случае поляки успели уничтожить свои орудия.
Как же сложилась судьба остальных девяти 220-мм мортир? Одна из них находилась в Центре баллистических исследований в Зеленце, где использовалась для испытаний новых снарядов. Поскольку тягачи к этой мортире отсутствовали, при приближении немцев её подорвали. Ещё одно орудие находилось в Запасном центре моторизованной артиллерии в местечке Гура-Кальвария (месте постоянной дислокации 1-го полка сверхтяжелой артиллерии). 10 сентября оно попало в руки противника в неповрежденном виде. Семь мортир, хранившихся на складе в Ставах, также были захвачены гитлеровцами. Немецкие источники указывают, что в Польше вермахт захватил четырнадцать 220-мм мортир – возможно, в это число вошли орудия 11-го дивизиона.
В вермахте мортирам wz. 32 присвоили обозначение 22 cm Mrs₽. Семь из них в 1941–1942 годах перевезли в Норвегию и установили на береговых батареях в Крокене, Хетлефлотене, Клинге и Рейтане, судьба остальных семи остается неизвестной. Как бы то ни было, некоторые орудия, попавшие в Норвегию, после войны некоторое время служили в её береговой артиллерии.
История закупки и боевого применения Польшей 220-мм мортир является хрестоматийным примером того, как не надо закупать вооружения. Приобретение, спланированное в одной военно-политической ситуации, оказалось совершенно бессмысленным в новых обстоятельствах, сложившихся к моменту реализации сделки. В середине 20-х годов Польша вполне могла рассчитывать на успех в наступательной войне против Германии – в этом случае 220-мм мортиры были бы вполне полезными при штурме вражеских укреплений. Но десятилетие спустя, когда сверхтяжелые орудия, наконец, поступили на вооружение, ситуация складывалась отнюдь не в пользу Польши – теперь польская военная доктрина стала оборонительной, и осадные орудия в неё уже не вписывались. В сентябрьской оборонительной войне приняли участие менее четверти имевшихся 220-мм мортир – более того, поляки смогли применить их лишь в одном бою.
Калибр, мм |
220 |
---|---|
Длина ствола, мм |
4150 |
Длина нарезной части ствола, мм |
3261 |
Количество нарезов |
72 |
Масса орудия в боевом положении, кг |
14740 |
Длина орудия в боевом положении, мм |
7130 |
Ширина орудия в боевом положении, мм |
3120 |
Угол вертикальной наводки, град. |
-4, +75 (стрельба возможна при угле возвышения не менее +40) |
Угол горизонтальной наводки, град. |
360 |
Масса снаряда, кг |
128 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
275–500 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
13500 |
Скорострельность, выстр./час |
20 |
Литература:
- Zarzycki Р. 1 Pułk Artylerii Najcięższej. – Warszawa: «Egross-Mikromax» Sp. z o.o., 1991
- Zarzycki P. 220 mm możdzierz wielkiej mocy // Nowa techika wojskowa. – 1995. – №2
- 1 pułk artylerii najcięższej // http://wojsko-gora-kalwaria-.manifo.com/1-pulk-artylerii-najciezszej
Комментарии к данной статье отключены.