Штурмовое орудие StuG III и его модификации StuG 40 и StuH 42 являлись одними из самых массовых боевых машин вермахта. В их тени остались гораздо менее многочисленные специальные машины — транспортёр боеприпасов Sd.Kfz. 252 и машина артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz. 252, производившиеся немецкой промышленностью в первые годы Второй мировой войны.
Самоходка StuG III, созданная на базе танка Pz.Kpfw. III, вооружалась 75-мм пушкой с возимым боекомплектом в 44 выстрела. Этого было явно недостаточно для интенсивного боя, но размеры «Штурмгешютца» не позволяли поместить в него больший боезапас. Вариант использования для подвоза боеприпасов обычных грузовиков военные сразу забраковали. По понятным причинам автомобили не могли подвозить снаряды близко к полю сражения, поэтому самоходкам приходилось бы выходить из боя для поездки к пункту боепитания. Отсюда был сделан логичный вывод о необходимости создания «недостающего звена» — бронированного транспортёра боеприпасов, способного подвозить снаряды от грузовиков до штурмовых орудий. Предполагалось, что он будет действовать непосредственно на поле боя лишь в исключительных случаях — обычно «Штурмгешютцам» следовало отойти за ближайшее естественное укрытие (пригорок, перелесок и т.п.), где их ожидали транспортёры боеприпасов.
Концепция
По мнению немецких военных, транспортёр боеприпасов должен был представлять собой полностью закрытую машину, броня которой защищала бы от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Состав экипажа был минимальным — всего два человека (механик-водитель и подносчик боеприпасов). Машина должна была обладать высокой проходимостью, способностью двигаться в диапазоне скоростей от 4 до 60 км/ч, а также буксировать прицеп. Полезная нагрузка (с учётом груза на прицепе) определялась в 1000 кг. Для самообороны транспортёр следовало вооружить 7,92-мм пулемётом MG 34 на вертлюжной установке, позволяющей вести огонь по наземным и воздушным целям. В качестве шасси для транспортёра с самого начала рассматривался быстроходный полугусеничный тягач.
По документам новая машина поначалу проходила как Munitionswagen (транспортёр боеприпасов). Позже это обозначение сменили на более точное leichter gepanzerter Munitionstransportwagen (лёгкий бронированный транспортёр боеприпасов). После принятия на вооружение машине присвоили индекс Sd.Kfz. 252.
Вторая машина также успела сменить несколько обозначений: сначала Beobachtungswagen (машина наблюдателей), затем — leichter gepanzerter Beobachtungswagen (лёгкая бронированная машина наблюдателей). После принятия на вооружение машину назвали Sd.Kfz. 253, она должна была поступить в распоряжение командиров взводов и батарей штурмовых орудий. Оборудование машины обеспечивало управление огнём как прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых позиций. В последнем случае Beobachtungswagen служил в качестве поста передового артиллерийского наводчика.
В отличие от транспортёра боеприпасов, машина наблюдателей по подвижности не должна была уступать штурмовому орудию, поэтому сначала предполагалось использовать шасси лёгкого танка Pz. Kpfw. I. Скорость движения должна была составлять от 4 до 40 км/ч. Бронирование лобовой проекции обеспечивало защиту от 20-мм снарядов, бортов и кормы — лишь от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.
Экипаж машины наблюдателей состоял из трёх человек: командира, наблюдателя и механика-водителя. Основным средством наблюдения являлась стереотруба, которую можно было легко снять с машины и установить на наземном наблюдательном пункте. Машину следовало оборудовать приёмопередающей УКВ-радиостанцией с дальностью действия 3–4 км (штурмовые орудия StuG III предполагалось комплектовать лишь приёмниками). Пулемётное вооружение не предусматривалось. Помимо пистолетов членов экипажа, машина вооружалась пистолетом-пулемётом, сигнальным пистолетом и четырьмя дымовыми шашками (их предполагалось применять для прикрытия отхода с обстреливаемой позиции).
Вопреки ожиданиям, разработка машин сопровождения существенно отставала от создания StuG III. В середине 1937 года верховное командование сухопутных войск предписало срочно изготовить два транспортёра боеприпасов и одну машину наблюдателей для полигонных испытаний. По их итогам предстояло определиться с тем, нужны ли такие машины армии.
Прототипы могли быть изготовлены из мягкой (небронированной) стали — требовалось лишь соответствие будущим серийным машинам по массе. От применения танкового шасси для машины наблюдателей отказались — теперь её, как и транспортёр боеприпасов, следовало построить на базе полугусеничного тягача. Это существенно удешевляло конструкцию машины наблюдателей, а также снижало расходы на разработку и последующую эксплуатацию обеих машин (за счёт унификации шасси).
Конструкция
Разработку машин сопровождения штурмовых орудий осуществляла фирма «Ваггонфабрик Вегманн» в Касселе. В качестве шасси выбрали лёгкий полугусеничный тягач Sd.Kfz. 10 1-тонного класса (в вермахте тягачи классифицировались по максимальной массе буксируемого прицепа). Вариант, использовавшийся для постройки Sd.Kfz. 252 и 253, выпускался с конца 1939 года и оборудовался шестицилиндровым карбюраторным мотором «Майбах» HL 42 (рабочий объём — 4,2 л, мощность — 100 л. с.). Трансмиссия — полуавтоматическая «Майбах» «Вариорекс» (7 передач вперёд и 3 назад). Гусеничный ход Sd.Kfz. 10 состоял из пяти опорных катков на борт (три сдвоенных и два одинарных). Подвеска опорных катков — торсионная. Гусеница шириной 24 см — мелкозвенчатая, состоящая из 38 траков. Шаг трака составлял 140 мм, длина опорной поверхности — 1200 мм.
Сварной корпус транспортёра боеприпасов изготавливался из броневых листов толщиной 14,5 мм в передней части и 8 мм — по бокам и сзади. Для улучшения пулестойкости листы установили под рациональными углами наклона (например, верхний кормовой лист — 45°). Доступ к двигателю, расположенному в передней части, обеспечивали три люка в капоте: большой двустворчатый в верхнем листе и два меньших — в боковых. На боковых листах капота крепились две 300-ваттные автомобильные фары, на левом болотнике — фара «Нотек». Позади моторного отсека устанавливалась противопожарная перегородка.
Механик-водитель располагался слева, в походном положении справа от него находился подносчик. Для наблюдения служили прямоугольные смотровые лючки в лобовом и боковых листах корпуса, закрываемые створками с узкими наблюдательными щелями. Над местами членов экипажа находились два прямоугольных входных люка, а в верхнем кормовом листе — большой двустворчатый люк для погрузки и выгрузки боеприпасов.
Sd.Kfz. 252 оборудовался радиоприёмником FuG 15 и передатчиком FuG 16. Гнездо штыревой антенны длиной 2 м располагалось на правом боковом листе корпуса. Вопреки первоначальным требованиям, транспортёр боеприпасов не получил вертлюжной установки для пулемёта — штатный MG 34 перевозился внутри корпуса.
Вместимость отсека для боеприпасов Sd.Kfz. 252 составляла 64 снаряда калибра 75 мм. В комплекте с транспортёром применялся одноосный небронированный прицеп Sd.Ahn. 32 (также разработки фирмы «Вегманн»), предназначенный для перевозки 36 таких же снарядов. Пустой прицеп весил 330 кг, загруженный — 780 кг.
Машина наблюдателей Sd.Kfz. 253 отличалась от транспортёра боеприпасов тем, что задняя стенка её корпуса устанавливалась под меньшим углом к вертикали. Это позволило увеличить объём корпуса и создать относительно комфортные условия для экипажа. Его состав, в отличие от первоначальных требований, увеличили с трёх до четырёх человек, дополнительно введя радиста. В крыше корпуса Sd.Kfz. 253 имелось два люка, смещённых к левому борту: впереди — большой круглый двустворчатый люк, предназначенный для работы со стереотрубой, за ним — прямоугольный одностворчатый люк. В кормовом листе слева установили одностворчатую дверку со смотровой щелью.
Радиооборудование Sd.Kfz. 253 соответствовало Sd.Kfz. 252, отличаясь лишь расположением входного гнезда штыревой антенны (на кормовом листе корпуса). Аналогичным было и вооружение — перевозимый внутри машины пулемёт MG 34. В отличие от транспортёров боеприпасов, машины наблюдателей часто дооборудовались различными кустарными вертлюжными установками — для этой цели хорошо годился круглый передний люк.
Производство шасси D7 для Sd.Kfz. 252 и 253 осуществляли заводы фирм «Демаг» в Веттере и «Бюссинг-НАГ» в Берлине-Обершёневейде. Бронекорпуса изготавливала фирма «Вегманн» в Касселе — именно она оказалась виновником срыва поставок. Первые 20 машин должны были выпустить к концу 1939 года, но на деле первые десять Sd.Kfz. 252 появились на свет лишь в июне 1940 года. В июле – августе выпустили ещё 20 единиц, а затем производство перенесли на завод «Бёлер» в Капфенберге (Австрия) — в сентябре – декабре 1940 года он изготовил 54 транспортёра боеприпасов. В январе следующего года к сборке Sd.Kfz. 252 подключили предприятие «Дойче Верке» в городе Киль — в течение января – сентября 1941 года здесь изготовили 359 транспортёров боеприпасов. Таким образом, общий объём выпуска Sd.Kfz. 252 достиг 413 единиц.
Первые Sd.Kfz. 253 были выпущены заводом «Вегманн» чуть раньше, чем транспортёры боеприпасов — в марте 1940 года. В сентябре того же года производство перенесли на фирму «Бёлер». В 1940 году изготовили 85 единиц Sd.Kfz. 253, в следующем году — ровно две сотни (из них 130 — в первом квартале), завершив производство в июне 1941 года.
Служба и боевое применение
К комплектованию батарей штурмовых орудий немцы подошли основательно, щедро наделив их вспомогательными машинами. Согласно штату отдельной батареи штурмовых орудий K.St.N. 445, введённому 1 ноября 1939 года, в ней предусматривалось наличие шести StuG III (три взвода по две самоходки), аж пяти машин наблюдателей Sd.Kfz. 253 (по одной на взвод и две – в управлении батареи), шести транспортёров боеприпасов Sd.Kfz. 252 (каждый с прицепом Sd.Ahn. 32), а также трёх бронетранспортёров Sd.Kfz. 251 для перевозки запасных экипажей «Штугов».
Как это часто бывает, благие пожелания авторов штатных расписаний не выдержали столкновения с реальностью. К 10 мая 1940 года – моменту начала блицкрига на Западе – было сформировано четыре батареи штурмовых орудий (640-я, 659-я, 660-я и 665-я), однако вместо требовавшихся для них двадцати Sd.Kfz. 253 имелось лишь десять, а вместо двадцати четырёх Sd.Kfz. 252 – ни одной. Поэтому военным пришлось прибегнуть к паллиативу – в качестве машин наблюдателей в батареях использовались лёгкие танки Pz.Kpfw. I (Sd.Kfz. 101) и командирские машины на их базе kl.Pz.Bf.Wg. (Sd.Kfz. 265). В 640-й батарее, приданной полку «Великая Германия», в качестве машин наблюдателей использовались четыре обычных линейных бронетранспортёра Sd.Kfz. 251. Для подвоза боеприпасов порой применялись транспортёры Sd.Kfz. 111, переделанные из лёгких танков Pz.Kpfw. I Ausf. A (в частности, в 660-й батарее).
Тем временем разворачивались всё новые части «Штурмгешютцев»: в мае 1940 года началось формирование батареи в составе полка СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», в июле — 666-й и 667-й батарей вермахта. Производство Sd.Kfz. 252 и Sd.Kfz. 253 понемногу налаживалось, но всё равно было далёким от потребностей. Выход был очевидным — уменьшить потребности. 7 июля 1940 года утвердили новый штат дивизиона штурмовых орудий (K.St.N. 446). Как и ранее, в батарее оставалось шесть StuG III, но количество Sd.Kfz. 252 сократили до трёх (по одной на взвод вместо ранее полагавшихся одной на штурмовое орудие), а Sd.Kfz. 253 — до четырёх (по одной на взвод и одну для командира батареи).
До января 1942 года в соответствии с новым штатом сформировали 18 дивизионов штурмовых орудий. Но ещё 1 мая 1941 года, идя навстречу пожеланиям командиров батарей, штат K.St.N. 446 модифицировали, введя седьмое штурмовое орудие — для командира батареи. В отличие от линейных машин, командирская самоходка оборудовалась не только радиоприёмником FuG 15, но и передатчиком FuG 16. Теперь батарея включала взвод управления (одно StuG III, одна машина наблюдателей Sd.Kfz. 253, пять мотоциклов, в том числе один с коляской) и три огневых взвода, каждый из которых состоял из трёх отделений: боевого (два StuG III), управления (машина наблюдателей Sd.Kfz. 253 и мотоцикл) и боепитания (транспортёр боеприпасов Sd.Kfz. 252 и грузовик).
Спецмашины Sd.Kfz. 252 и Sd.Kfz. 253 применялись в основном на Восточном фронте, приняв участие в операции «Барбаросса» и других кампаниях 1941–1942 годов. Последние из них продержались в частях штурмовой артиллерии до второй половины 1943 года — например, в июле они воевали на Курской дуге в составе 177-го дивизиона.
Несмотря на свою малочисленность, машины Sd.Kfz. 252 и Sd.Kfz. 253 служили не только в штурмовой артиллерии. В частности, некоторое количество Sd.Kfz. 253 во второй половине 1941 года попало в артполки танковых дивизий (например, 73-й моторизованный артполк 1-й танковой дивизии) — в качестве альтернативы ещё более дефицитным машинам наблюдателей Sd.Kfz. 254. Встречались и вовсе нестандартные варианты применения. Один Sd.Kfz. 252 и один Sd.Kfz. 253, оборудованные громкоговорителями, служили в 697-й танковой роте пропаганды (Panzer-Propaganda-Kompanie). Кроме того, в 1941 году под Москвой Sd.Kfz. 253 применялся в роли «генеральского такси» — личной машины командира моторизованной дивизии «Дас Райх» обергруппенфюрера Пауля Хауссера.
В начале Второй мировой войны машины Sd.Kfz. 252 и Sd.Kfz. 253 оказались весьма полезными, но позже пали жертвой унификации. С июня 1941 года вместо них производились соответствующие варианты лёгкого полугусеничного бронетранспортёра Sd.Kfz. 250 (созданного на том же шасси 1-тонного тягача) — машина наблюдателей Sd.Kfz. 250/4 и транспортёр боеприпасов Sd.Kfz. 250/6.
|
Sd.Kfz. 252 (Sd.Kfz. 253) |
---|---|
Экипаж, чел |
2 (4) |
Снаряжённая масса, т |
5,73 (5,7) |
Грузоподъёмность, т |
1,0 (0,69) |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина ширина высота клиренс |
4700 1950 1800 285 |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
Запас хода по шоссе/пересечённой местности, км |
350/175 |
Преодолеваемые препятствия, мм: |
|
высота стенки глубина брода ширина рва |
400 700 1900 |
Литература:
- Харук А. Сопровождая «штурмгешютцы» // Арсенал-коллекция. – 2015. – №2
- Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. – М.: Астрель, 2003
- Gander T., Chamberlain P. Enzyklopädie deutscher Waffen 1939-1945. – Motorbuch Verlag.
- Skotnicki M. W cieniu Sturmgeschützów // Poligon. – 2011. – №3
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации