С лёгкой руки немецких генералов-мемуаристов танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II часто называют учебными. В определённом смысле это правда, поскольку после соответствующей переделки многие Pz.Kpfw.I использовались для обучения экипажей. Но при разработке этих машин не было и речи о том, что их основной функцией будет учебная. Первые танки вермахта создавались как типичные представители класса лёгких танков, которые в начале 30-х годов, как правило, имели пулемётное вооружение. При их создании конструкторам удалось нащупать концепцию идеального немецкого танка, и последующие серийные машины в Третьем рейхе строились в соответствии с ней. Первенцем в семействе танков, которым суждено было стать орудиями блицкрига, стал Pz.Kpfw.I Ausf.A.
По английской схеме
Изначально система вооружения Рейхсвера, новых вооружённых сил Германии, созданных после поражения в Первой мировой войне, предусматривала создание танка 15-тонного класса. То, что в дополнение к среднему танку нужен ещё и лёгкий, немецкие военные осознали только в начале 1928 года. Первоначальная концепция Kleintraktor («Малый трактор») предусматривала, что это будет боевая машина массой 6 тонн, оснащённая 60-сильным двигателем, развивающая максимальную скорость 40 км/ч и вооружённая 37-мм пушкой. Впрочем, уже в мае 1928 года стало ясно – 60-сильного мотора для достижения заявленных параметров подвижности явно маловато. На совещании в военном ведомстве 26 мая были скорректированы требования на танк, а его обозначение изменилось с Kleintraktor на Leichttraktor (лёгкий трактор).
Надо сказать, что концерн Krupp, один из создателей концепции Kleintraktor, работал и над другими боевыми машинами. В октябре 1927 здесь началась работа над самоходным шасси, известном под обозначением Motorlafette. Позже это название было изменено на L.S.K. (leichte Selbstfahrkanone, то есть лёгкое самоходное орудие). В целом машина получилась похожей на Kleiner Sturmwagen, который инженеры Krupp разрабатывали в Первую мировую войну. Мотор здесь находился не впереди, как у Kleintraktor, а сзади. Спереди размещались отделение управления и боевое отделение. Механик-водитель был смещён вправо, а за ним находились либо противотанковая 37-мм пушка, либо 75-мм пехотное орудие.
Обсуждение концепции L.S.K. длилось 1,5 года, в итоге концерн Krupp получил контракт на изготовление двух образцов машины. За разработку немецкие военные платили 10,5 тысяч марок, за два опытных образца — 132 тысячи марок. Итоговая сумма годом спустя выросла почти до 170 тысяч марок. Хотя проект был начат на полгода раньше, чем работы над Leichttraktor, обе машины вышли на испытания примерно в одно и то же время. Масса шасси L.S.K. выросла с проектных 4,5 тон до 5,3, а с вооружением и бронёй машина весила почти 7,9 тонны. Разработку Krupp преследовали те же самые проблемы, что и Leichttraktor, особенно это касается подвески. После 84 километров пробега машину вернули на завод-изготовитель, где заменили её ходовую часть на новую. Впрочем, это ей не помогло.
Несмотря на столь несчастливую судьбу, свою роль в истории немецкого танкопрома L.S.K. сыграла. Концепция самоходного шасси с кормовым расположением двигателя позже была взята на вооружение при разработке нового Kleintraktor. Первое упоминание об этой машине датировано 14 февраля 1930 года, но есть серьёзные подозрения, что началась её история гораздо раньше. Согласно исходной спецификации, боевая масса машины должна была составить 3 тонны, а оснащалась она всё тем же 60-сильным двигателем. В качестве вооружения предполагалось использовать 20-мм автоматическую пушку. Слово «traktor» в названии этого проекта присутствует не только по соображениям секретности. Хотя основным вариантом должен был стать танк-разведчик, в списке модификаций присутствовали также подвозчик боеприпасов и тягач.
Любопытная деталь: к тому моменту ни Leichttraktor, ни L.S.K. даже не вышли на испытания, а в 6-м департаменте бронетехники и моторизации Управления вооружений уже предлагали закупить английский тягач Carden-Loyd. Генрих Книпкамп уже явно что-то подозревал.
Весь 1930 год был потрачен на согласования спецификации на Kleintraktor. Уже к началу 1931 года боевая масса проектируемой машины выросла до 3,5 тонн. На разработку Kleintraktor Krupp запросил 38 тысяч марок, ещё 2400 марок стоила деревянная модель. 5007 марок потребовалось на разработку ходовой части, позже эта сумма выросла до 8066 марок. Предполагалось, что с апреля 1933 по март 1938 года будет закуплено 20 Kleintraktor по цене 50 тысяч рейхсмарок за штуку.
Изначально Kleintraktor, деревянная модель которого была представлена 2 июня 1931 года, разительно отличался от танка, который мы знаем как Pz.Kpfw.I. Его двигатель и трансмиссия находились впереди, ведущие колёса располагались сзади. Общая длина машины составляла 3460 мм, ширина 1820 мм, 60-сильный двигатель должен был разгонять её до 45 км/ч. Поскольку для башни места просто не осталось, 20-мм пушка располагалась в съёмной подбашенной коробке. Экипаж машины состоял из 3 человек: механика-водителя, который находился слева, командира, который выполнял и обязанности наводчика и размещался справа, и расположившегося сзади за ними заряжающего.
Ходовая часть нового танка должна была состоять из 10 опорных катков на борт, напоминая ту, что ставилась на модифицированный Leichttraktor. От резино-металлических траков к тому моменту конструкторы уже отказались, заменив их на металлические. 2 июня в конкурентную борьбу вступила компания Rheinmetall, которая стала разрабатывать собственный вариант подбашенной коробки с 20-мм пушкой. Кроме того, по настоянию Книпкампа концерн Krupp начал работу над вариантом ходовой части с четырьмя опорными катками на борт. Впрочем, продолжались они недолго.
Испытания L.S.K. на полигоне Куммерсдорф и Leichttraktorr на ТЕКО под Казанью показали несостоятельность идеи с кормовым расположением ведущих колёс. Неудачной оказалась и идея с передним расположением мотора. 18 сентября 1931 года Книпкамп фактически поставил крест на трёхлетней работе Krupp и других фирм. В качестве ориентира при разработке новых танков был выбран тягач Carden-Loyd, который производитель совместно с фирмой Vickers продвигал на зарубежные рынки с 1929 года. Машина постоянно модифицировалась, причём она существовала как в виде артиллерийского тягача, так и в качестве машины, имевшей грузовую платформу. Позже детище Джона Кардена и Вивиана Лойда превратилось в лёгкий танк, последнее звено в эволюции которого, Light Tank Mk.VI, составляло основу английских бронетанковых сил на начало Второй мировой войны.
Продвижение тягачей на экспорт дорого обошлась англичанам. Английские наработки стали базой для создания немцами своих танков второго поколения, да и итальянские танки тоже базировались на английских конструкциях. В итоге через несколько лет англичанам пришлось воевать с тем, к созданию чего они сами приложили руку.
Своим путём
Чтобы не вызвать подозрения у англичан, 6-й департамент Управления вооружений при закупке тягачей Carden-Loyd действовал через третьих лиц. 10 ноября 1931 года кузовная фирма Aug. Nowack A.G. из Баутцена заказала у Vickers-Armstrongs Limited первый тягач. Второй образец был заказан 12 сентября 1932 года, ещё один – 11 октября. Приобретённые машины носили регистрационные номера VAE 393, VAE 406 и VAE 407. Первая из них прибыла на полигон Куммерсдорф в январе 1932 года. Испытания показали, что Книпкамп оказался прав, и английская разработка явно больше годилась как основа для новых танков, чем отечественные немецкие разработки. К слову, приобретённые тягачи по ходовой части полностью соответствовали английскому танку-амфибии VCL 1931. Очень похожий тягач, приобретённый СССР примерно в это же время, стал основой для разработки танка-амфибии Т-33, советского аналога VCL 1931.
Вместе с тем, говорить о полном копировании немцами английской разработки некорректно. Фактически с английского тягача позаимствовали общие принципы компоновки, отчасти подвеску и траки «скелетной» конструкции.
Спецификация на новый Kleintraktor была утверждена ещё 18 сентября 1931 года. Инициатором её разработки выступил сам концерн Krupp. Согласно новым требованиям, ходовая часть состояла из 4 опорных катков диаметром 500 мм, а пятый каток одновременно выполнял роль ленивца. Подвеска на половинчатых рессорах напоминала подвеску Carden-Loyd, но при этом явно не являлась копией английской конструкции. Позже диаметр опорных катков был увеличен до 530 мм, а длина гусеничной ленты – до 7 метров (по 140 траков в ленте).
21 декабря с концерном Krupp были заключены контракты на изготовление опытного Kleintraktor (30 700 марок) и разработку ходовой части (13 000 марок). Позже, в мае 1932 года, сумма, выделенная на постройку машины, выросла до 43 700 марок. Постоянные внесения изменений в конструкцию привели к тому, что в изначальные сроки изготовления машины (к 30 июня 1932 года) исполнитель не вложился. Показ Kleintraktor с серийным номером 8000 состоялся 29 июля 1932 года.
Внешне машина здорово напоминала уменьшенный в размерах L.S.K. с примесью английских технологий. От большого «горба» над мотором конструкторам удалось избавиться благодаря использованию оппозитного мотора Krupp M 301, который ставился и на лёгкий армейский грузовик и артиллерийский тягач L2 H 43 (он же Krupp Protze). По тактико-техническим требованиям он должен был развивать мощность 60 лошадиных сил, но в реальности выдавал 52–54 лошадиные силы. Кроме того, машина получилась немного тяжелее, чем требовалось по заданию. Тем не менее, на испытаниях Kleintraktor смог развить скорость 42 км/ч. На испытаниях в Вюнсдорфе немецкий «трактор» показал полное превосходство над тягачом Carden-Loyd. Да, конструкция всё ещё требовала доработок, но по сравнению с Leichttraktor это был однозначный успех.
Первоначально Kleintraktor рассматривался как многоцелевая машина. Предполагалось создать на общей базе машину наблюдателей, артиллерийский тягач и подвозчик боеприпасов. Впрочем, после испытаний генерал Освальд Лутц, отвечавший за моторизацию Рейхсвера, сразу же заговорил как минимум о пяти Kleintraktor с вооружением. Случилось это 12 октября 1932 года. Варианты другого использования гусеничной платформы вскоре сами собой отпали, и танк стал основной версией новой машины.
Интересно, что Лутц пожелал иметь в вооружённых силах отнюдь не казематный вариант с 20-мм автоматической пушкой. Такая версия впервые была подготовлена в виде эскизного проекта ещё 22 июня 1932 года, то есть до постройки прототипа. Но уже 28 июня началось обсуждение варианта вооружения Kleintraktor двумя пулемётами, установленными во вращающейся башне. Вот именно такое вооружение и захотел иметь на Kleintraktor Лутц.
На деле машины с серийными номерами 8001–8005 никакого вооружения вообще не получили. Это была скорее установочная партия шасси, выпущенная в июле-августе 1933 года по цене 37800 рейхсмарок за штуку. При этом машины имели целый ряд отличий от опытного образца «малого трактора». По итогам испытаний был увеличен диаметр ленивца, на надмоторной плите появились характерные «уши» воздухозаборников. На машине использовался более мощный мотор Krupp M 302, который имел мощность 56 лошадиных сил, а при 2600 об/мин – 60 лошадиных сил.
Опытный образец изготовлялся из неброневой стали, но уже в июне 1933 года прошёл испытания обстрелом первый корпус, выполненный из полноценной брони. Поскольку в ходе испытаний имели место два пробития 7,9-мм тяжёлыми пулями, толщина брони машины была увеличена с 8 до 13 мм.
Выпущенные шасси использовались в качестве испытательных стендов. На них отрабатывались различные технические решения. Кстати говоря, именно на Kleintraktor должны были испытать торсионную подвеску разработки Porsche K.G. По ряду причин это мероприятие не случилось, и в итоге первым танком с торсионной подвеской стал шведский Landsverk L-60.
Ещё до того момента, когда первые Kleintraktor установочной партии стали выходить из стен завода, немецкие военные окончательно определились с их судьбой. В апреле 1933 года генерал Лутц определил сроки начала крупносерийного производства этих боевых машин – 1 апреля 1934 года. Позже было принято решение, что, помимо Krupp, в производстве будут задействованы и другие немецкие компании – Rheinmetall-Borsig, MAN, Henschel, Daimler-Benz и Grusonwerk (последняя являлась дочерней структурой Krupp). По вполне понятным причинам, наиболее активно при дележе бюджетного пирога в виде контрактов на производство вёл себя концерн Krupp, который 1 июля объявил о готовности заключить контракт на выпуск 150 танков первой серии. Тогда же впервые было использовано и обозначение, которое закрепилось за машиной – La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, то есть «сельскохозяйственный трактор»).
Позже концерн Krupp расщедрился и снизил объём выпуска «своих» 1.Serie/La.S. до 135 машин, остальным участникам серийного производства с барского плеча предлагалось изготовить по 3 La.S. Поставки машин ожидались с декабря 1933 года, но реально первый La.S. был отправлен в Меппен только к 20 января 1934 года. 1.Serie/La.S. выпуска концерна Krupp имели серийные номера 8011–8145, Grusonwerk – 8401–8403, MAN – 8501–8503, Rheinmetall – 8601–8603, Henschel – 8701–8703 и Daimler-Benz – 8801–8803.
От установочной партии Kleintrakror эти машины отличались довольно существенно. Их длина достигла 4 метров, масса составляла 4 тонны. Была переработана ходовая часть, на танк установили более мощный двигатель Krupp M 305 мощностью 60 лошадиных сил. С ним максимальная скорость машины составляла 37,5 км/ч.
Несмотря на сопутствующие проблемы, постройка партии 1.Serie/La.S. стала первым случаем, когда производство немецких танков оказалось не только массовым, но и распределённым среди целого ряда производителей.
Если в случае с шасси танка концерн Krupp более-менее сохранял монополию, то с вооружением вышло иначе. Для начала, первоначальную версию с 20-мм автоматической пушкой с октября 1932 года заказчики стали потихоньку задвигать на второй план. Такой вариант вооружения пал жертвой настойчивого желания военных запихнуть в La.S. третьего члена экипажа.
Что же касается варианта с одноместной башней и двумя пулемётами, то поначалу для концерна Krupp все складывалось неплохо. Уже 18 ноября 1932 года была продемонстрирована деревянная модель башни и подбашенной коробки, созданная конструкторами компании. Но в марте 1933 года к разработке подключилась фирма Daimler-Benz, и в конце концов, военные отдали предпочтение башне и подбашенной коробке именно этого производителя.
Подобное решение выглядело вполне логично. Башня Krupp получилась существенно меньшей по размеру. Да и крупповская подбашенная коробка выглядела далеко не последним словом инженерной мысли. Борта её были выполнены под прямым углом, что уменьшало возможность рикошета пули, а откидная выемка-люк под голову механика-водителя выглядела довольно странно. Впрочем, это не помешало Krupp построить 20 комплектов башен и подбашенных коробок, которые некоторое время «ездили» на 1.Serie/La.S.
Конструкция, созданная специалистами Daimler-Benz, разительно отличалась от того, что сделали инженеры Krupp. Вместо простых форм подбашенную коробку здесь выполнили в виде восьмиугольной конструкции с бортовыми листами, расположенными под наклоном. При этом в шести из восьми бортовых листов имелись смотровые приборы, что явно пошло на пользу обзорности. Сверху коробки располагалась достаточно просторная башня, также не обделённая смотровыми приборами. Ещё одним существенным отличием конструкции Daimler-Benz стала крыша моторного отделения. Её переделали, увеличив по высоте и расположив немного под наклоном. Тем самым был не только увеличен объём моторного отделения, но и улучшилась его защищённость от вражеского огня. В общем, неудивительно, что военные выбрали именно эту конструкцию.
Массовый первенец
Из-за различных метаморфоз, которые происходили с La.S., производство машин первой серии затянулось. Сказалось это и на планах по запуску в производство второй серии, которая уже с самого начала планировалась не просто как гусеничное шасси, а как вполне сформировавшийся лёгкий танк поддержки. Первоначальный заказ на 150 2.Serie/La.S. по мере продолжения разработки только увеличивался.
Хотя здесь сыграл свою роль и приход нацистов к власти в Германии, были у этого роста объёмов заказа и другие причины. Немецкие военные обнаружили, что промышленность Германии, наконец, выдала им что-то похожее на современный танк. В январе 1934 года заказ вырос до 200 танков, а в середине июля до 300. Впрочем, уже 12 июля планы изменились в сторону ещё большего, радикального увеличения производства. Теперь заказчику требовалось, ни много ни мало, целая тысяча новых La.S.!
От идеи выпуска танков в Эссене производители отказались. Теперь Krupp переориентировал на танковое производство предприятие Grusonwerk в Магдебурге. Согласно финальному варианту заказа, Grusonwerk выпускал 205 танков с серийными номерами 9001–9205, 27 с номерами 9207–9233 и 81 с номерами 9235–9315. MAN получал контракт на выпуск 160 2.Serie/La.S. с серийными номерами 9501–9660. Rheinmetall достался контракт на 110 танков с номерами 9801–9910. Не остался в стороне и Henschel – он получил контракт на 150 2.Serie/La.S. с номерами 10001–10150. Наконец, Daimler-Benz выпускала 115 танков с серийными номерами 10301–10415. При этом самый жирный кусок всё равно оказывался в руках у Daimler-Benz, поскольку башни и подбашенные коробки для танков делали только там.
Конструкция 2.Serie/La.S. в целом повторяла финальную конфигурацию машин предыдущей серии. Одним из главных отличий стало появление усиленного переднего опорного катка, на который после установки башни с подбашенной коробкой стало приходиться больше нагрузки. После всех улучшений от исходной концепции Kleintraktor почти ничего не осталось. Вместо 3-тонной машины с 3-местным экипажем и 20-мм автоматической пушкой получился 2-местный танк боевой массой 5,4 тонн с вооружением в виде двух пулемётов MG-13.
Несмотря на это, какие-либо разговоры об «учебном» предназначении La.S. являются не более чем попыткой выдать желаемое за действительное. На самом деле немецкие военные получили вполне современный лёгкий танк поддержки пехоты, имевший надёжную защиту от пуль винтовочного калибра. Примерно в это же время англичане выпускали танки, которые имели похожее вооружение, которые что по броне, что по огневой мощи уступали немецкому танку. Все La.S. имели радиостанции, что в то время вообще было редкостью. Вряд ли учебные танки стали бы поголовно оснащать таким дорогим оборудованием.
В августе 1935 года последовал заказ на дополнительные полторы сотни танков 3.Serie/La.S. Grusonwerk получила контракты на 2 танка с серийными номерами 9206 и 9234, плюс 35 танков с номерами 9316–9350. MAN досталось 40 машин с номерами 9661–9700. Компании Rheinmetall и Daimler-Benz получили контракты на изготовление 20 танков каждая, с серийными номерами 9911–9930 и 10416–10435 соответственно. Наконец, фирма Henschel получила контракт на постройку 35 2.Serie/La.S. с серийными номерами 10151–10185.
К тому моменту La.S. получил обозначение M.G. Panzerwagen и индекс Vs.Kfz.617 (опытная машина 617). Продержалось это обозначение недолго: в октябре 1935 года его сменило название M.G. Kampfwagen, а в ноябре – M.G. Panzerkampfwagen. Машины третьей серии лишились ненужного смотрового прибора в правом-заднем борту подбашенной коробки, а по бортам у них появились накладки-усилители. Усиление получили все опорные катки.
Последней серией машин этого типа стала 4.Serie/La.S. В общей сложности было заказано 175 танков, при этом из списка производителей исчез MAN. Grusonwerk получил контракт на 40 танков с серийными номерами 9366–9405. Rheinmetall должен был выпустить 30 4.Serie/La.S. с серийными номерами 9931–9960. Самый большой контракт оказался у Henschel – 64 танка с серийными номерами 10186–10249. Наконец, Daimler-Benz получил заказ на выпуск 41 танка с номерами 10436–10476. Танки четвёртой серии получили расширенный люк доступа к трансмиссии, а также усиленную ходовую часть.
Реальный совокупный объём выпущенных танков 2–4 серий оказался меньшим – 1075 штук вместо чуть более 1300.
В апреле 1936 года эти танки получили финальное обозначение – Pz.Kpfw.I (M.G.) со сквозным индексом Sd.Kfz.101 (спецмашина 101). Сейчас машины 2.Serie/La.S.- 4.Serie/La.S. известны как Pz.Kpfw.I Ausf.A. В процессе эксплуатации их конструкция подверглась ряду изменений. К началу Второй мировой войны танки получили переделанный воздухозаборник на надмоторной плите, установку с дымовым гранатометом, немного модернизирована была и ходовая часть. (С модернизированным Pz.Kpfw.I Ausf.A второй серии из коллекции шведского танкового музея Arsenalen можно поближе познакомиться в детальном фотообзоре).
Несмотря на то что La.S. получился не в пример лучше своих предшественников, первый по-настоящему массовый немецкий танк оказался не лишённым проблем. Поскольку исходная боевая масса оказалась превышенной более чем в полтора раза, 60-сильного мотора ему явно не хватало. Впоследствии это привело к разработке модификации, оснащённой более мощным мотором.
Хватало у Pz.Kpfw.I Ausf.A и других технических проблем, что, впрочем, неудивительно – первенец всегда страдает детскими болезнями. Самой главной проблемой стало вооружение. Первые признаки того, что концепция танка поддержки пехоты с пулемётным вооружением уже устарела, обнаружились ещё во время применения Pz.Kpfw.I Ausf.A в Испании. Немецкие машины оказались бессильными против республиканских Т-26, а противотанковые пушки оставляли им мало шансов на выживание. Те же результаты немцы получили в и ходе польской кампании осени 1939 года.
Несмотря на это, небольшое количество Pz.Kpfw.I Ausf.A даже в 1941 году всё ещё использовалось Африканским Корпусом. Большинство танков этой модификации, впрочем, к тому моменту использовались в качестве тренировочных. С них были сняты башни и подбашенные коробки. Примеры подобной конверсии можно обнаружить ещё в 1937 году.
В конце стоит упомянуть и единственную спецмашину, разработанную на базе Pz.Kpfw.I Ausf.A. Ещё в марте 1934 года был поднят вопрос о создании командирского танка на базе 2.Serie/La.S., поскольку линейные машины имели только радиоприемники. Машина, получившая обозначение leichte (Funk) Panzerwagen, отличалась от линейного танка тем, что вместо башни у неё появилась неподвижная рубка, внутри которой располагалось необходимое радиооборудование. Всего таких машин было изготовлено 18 штук.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- BAMA
- Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
- Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.