19 февраля 1942 года самолёты с японских авианосцев обрушились на небольшой, но стратегически важный город Дарвин — административный центр австралийской Северной территории. Это трагическое событие хорошо известно, но мало кто помнит, что «австралийский Пёрл-Харбор» стал лишь началом долгого противостояния в небе северной Австралии. Дарвин превратился в своеобразную крепость, за которую шла упорная борьба в воздухе.
Империя наносит удар
В феврале 1942 года военно-политическое руководство Австралии столкнулось с мрачной и шокирующей реальностью — их страна была беззащитна перед лицом японской агрессии. Удар ВВС Императорского флота по Дарвину прошёл безнаказанно для нападавших. Человеческие жертвы и материальные потери оказались высоки для относительно небогатой и малонаселённой страны. Ещё более неприятной была угроза вражеского вторжения, впервые в истории нависшая над Австралией. В стране началась срочная подготовка к отпору агрессору, одним из девизов которой стал лозунг «Дарвин разбомблён, но не покорён».
После захвата японцами островов Ява и Тимор наиболее уязвимым оказался малозаселённый и практически неосвоенный крайний север Австралии. Береговая линия превратилась в линию фронта, ведь на островах Индонезии могли базироваться крупные силы неприятельского флота и авиации, которым австралийцы мало что могли противопоставить. Впервые за всё время существования государства Австралия противник приблизился непосредственно к берегам «Зелёного континента». В этой связи особую ценность приобрёл Дарвин с его единственным на австралийском севере относительно крупным портом и целой сетью аэродромов (гражданский аэропорт и база ВВС в самом городе, а также десяток взлётно-посадочных полос южнее его). И японцы, и австралийцы прекрасно понимали важность этой позиции.
В начавшейся «Битве за Австралию» позиции обороняющейся стороны изначально выглядели крайне слабыми. Несмотря на войну, шедшую с 1939 года, дееспособная военная авиация у доминиона практически отсутствовала. Хроническое недофинансирование и упорное игнорирование потребностей ВВС привели к тому, что даже в начале 1942 года у Австралии попросту отсутствовали современные истребители, и страна была беззащитна в воздушной войне. Пришлось опираться на помощь союзников — с марта 1942 года Дарвин обороняла 49-я истребительная группа ВВС армии США — три эскадрильи, вооружённые истребителями Р-40 (всего около 50 машин).
Весной 1942 года началась срочная подготовка австралийских истребительных эскадрилий, вооружённых американской техникой. Первая из этих эскадрилий, 77-я, прибыла на защиту Дарвина в августе – сентябре 1942 года. Кроме того, в мае 1942 года правительство Великобритании пообещало отправить в Австралию три эскадрильи, вооружённые истребителями Spitfire (с австралийским и британским личным составом). Впрочем, «Спитфайры» попали в Дарвин лишь в начале 1943 года.
Ситуация с наземными силами для защиты Дарвина выглядела чуть лучше, но изначально также была крайне тяжёлой. Система радаров ПВО начала создаваться только в конце 1941 года, первый радар заработал в марте 1942 года. К началу 1942 года в Дарвине и его окрестностях базировались две прожекторные роты, имелось два десятка тяжёлых зенитных орудий (калибров 76 и 94 мм). Впрочем, постепенно силы ПВО совершенствовались. Защиту Северной территории на суше обеспечивали около 10 000 военнослужащих. В гавани Дарвина базировалась небольшая группировка австралийского ВМФ, которая едва ли могла выстоять в случае полноценного вражеского морского десанта (на постоянной основе там находились боевые корабли не крупнее корвета).
Как стало известно после войны, всерьёз вопрос о высадке морского десанта в Австралии японским руководством никогда не рассматривался. В то же время, массированная бомбардировка Дарвина 19 февраля стала для Императорского флота началом долгой кампании по нейтрализации этого города. Японские стратеги рассматривали присутствие авиации и флота союзников на Северной территории Австралии как потенциальную угрозу оккупационным силам в Индонезии и пытались эту угрозу устранить.
В отличие от рейда 19 февраля, где ключевую роль сыграла палубная авиация, во всех последующих атаках на Дарвин использовалась лишь базовая авиация Императорского ВМФ. В 1942 году всю тяжесть боёв вынесли на себе две японские авиагруппы (кокутая), объединённые в 23-ю воздушную флотилию, — бомбардировочная авиагруппа «Такао» (двухмоторные бомбардировщики G4M) и истребительная 3-я авиагруппа (истребители А6М): всего около 50 бомбардировщиков и 90 истребителей. Три эскадрильи (чутая) из состава каждой авиагруппы (примерно по 27 истребителей и бомбардировщиков) постоянно базировались на острове Тимор, используя в качестве основной базы Купанг, и действовали против Австралии. Кроме того, для ведения воздушной разведки применялись морские разведывательные самолёты С5М (по 6 в каждой из двух авиагрупп), а в самом конце 1942 года на фронте появились армейские самолёты-разведчики Ki-46.
Весенняя кампания 1942 года
Уже 4 марта 1942 года состоялся первый из регулярных авианалётов на Дарвин с баз на острове Тимор, проведённый девятью истребителями А6М в сопровождении разведывательного самолёта С5М. Около 13:40 «Зеро» пушечно-пулемётным огнём атаковали авиабазу ВВС, уничтожив на земле один австралийский бомбардировщик Hudson. Три японских самолёта были легко повреждены огнём с земли, атаковавшие, не скупясь, заявили об уничтожении на земле пяти австралийских самолётов.
16 и 19 марта прошли первые регулярные рейды базировавшихся на Тиморе двухмоторных бомбардировщиков с эскортом истребителей. В первом случае 14 G4M повредили два ангара и несколько других строений на авиабазе, во втором — 7 бомбардировщиков безуспешно (за исключением повреждения нескольких зданий) атаковали гавань Дарвина. Тяжёлые зенитные орудия выпустили по японцам несколько десятков снарядов, не добившись попаданий.
Вскоре японская авиация провела первый воздушный рейд вглубь австралийской территории. 21 марта С5М с Тимора осуществил воздушную разведку аэродрома Кэтрин в 310 км южнее Дарвина, свободно проведя в воздухе над Северной территорией несколько часов. Вернувшись на базу, японский пилот доложил о замеченных на аэродроме самолётах, что стало поводом для организации воздушного удара. По утверждениям австралийцев, разведчик ошибся — возможно, приняв за самолёты скальные формации. Днём 22 марта девять бомбардировщиков G4M (без сопровождения истребителей) метко разбомбили взлётно-посадочную полосу Кэтрин, и лишь отсутствие на ней самолётов спасло австралийцев от крупных потерь. Атакующие не встретили никакого сопротивления и благополучно вернулись на Тимор.
Впрочем, в тот же день японцы убедились, что война на севере Австралии не будет для них игрой в одни ворота. Практически одновременно с пролётом бомбардировщиков на Кэтрин над Дарвином появился разведчик С5М в сопровождении трёх «Зеро». Истребители отделились для штурмовой атаки на гражданский аэродром (оказавшейся безуспешной). Закончивший разведывательный полёт С5М направился на север, но был перехвачен парой американских истребителей Р-40 из 9-й эскадрильи 49-й истребительной группы и сбит лейтенантом Стивеном Полешуком (оба японских лётчика погибли). Автор победы описывал её такими словами:
«Мы обнаружили один Накадзима Тип 97 [лётчик перепутал С5М с одномоторным морским бомбардировщиком B5N – прим. автора]. Не думаю, что наше приближение было обнаружено. Я атаковал его под углом 30 градусов с дистанции около 200 футов (60 метров) и выпустил сотню патронов. Противник сделал разворот 180 градусов налево, потом пытался набрать высоту с разворотом направо, но был подбит и загорелся».
28 марта авиагруппа «Такао» довольно самоуверенно атаковала Дарвин группой из семи G4M без истребительного прикрытия. Японцы бомбили авиабазу ВВС, повредив один штурмовик Wirraway, но на обратном пути были перехвачены четырьмя американскими Р-40. Лейтенант Клайд Харви сбил первый в этой кампании двухмоторный бомбардировщик. В качестве мести 30 марта японцы вернулись группой из семи G4M и двенадцати «Зеро», и на сей раз уже американцам пришлось туго. Бомбёжка прошла безуспешно, но поднявшаяся на перехват 9-я эскадрилья попала под удар истребителей: два Р-40 были тяжело повреждены, один — сбит.
31 марта состоялся очередной авианалёт семёрки G4M с истребительным прикрытием, итогом которого стало уничтожение запасов топлива на австралийской авиабазе. Р-40 поднимались на перехват, но ни одна из сторон не имела достоверных побед (хотя заявки были с обеих сторон). Что более примечательно, поздним вечером 31 марта состоялся первый ночной авианалёт на Северную территорию. Около 21:50 три G4M безуспешно бомбили авиабазу, австралийские прожекторы и радар ПВО не смогли их обнаружить. В дальнейшем тактика ночных «беспокоящих» ударов использовалась японцами систематически.
2 апреля семь японских бомбардировщиков уничтожили бензохранилище Shell с 30 000 галлонов (113 500 л) топлива. Но следующая атака 4 апреля оказалась для «морских орлов» первой крупной неудачей в кампании. Шесть бомбардировщиков и шесть истребителей на подходе к цели были перехвачены группой из четырнадцати американских Р-40 и попали под зенитный огонь. Два G4M были сбиты истребителями, ещё один — огнём с земли. Все экипажи погибли, тела нескольких лётчиков нашли и похоронили австралийцы. Американцы потеряли два Р-40 — из-за ошибок в опознавании самолёты были добиты дружественным огнём с земли при попытке сесть на аэродром.
Очередной налёт на Дарвин состоялся 5 апреля (удачных бомбовых попаданий не было, воздушных побед ни одна из сторон не одержала), затем последовала довольно долгая пауза, прерывавшаяся лишь парой разведывательных полётов. Но это было затишье перед бурей. В День АНЗАК 25 апреля японцы организовали массированный, по меркам северной Австралии, удар группы из 27 G4M и 9 «Зеро». Они повредили на земле два бомбардировщика Hudson и уничтожили несколько единиц военной техники. Американцы подняли в воздух 49-ю авиагруппу в полном составе (около 50 машин) и смогли догнать уходившего противника. Разгорелся ожесточённый воздушный бой, в котором атакующие потеряли один «Зеро» и четыре бомбардировщика (ещё два G4M упали в воду перед боем). Американцы потеряли три Р-40, совершивших вынужденные посадки (примечательно, что японские лётчики претендовали на 10 сбитых и 15 уничтоженных на земле самолётов).
27 апреля массированная атака повторилась, но, с учётом потерь в предыдущем бою, истребительное прикрытие значительно усилилось — теперь в воздухе находились 17 бомбардировщиков и 21 истребитель. Японцы бомбили авиабазу ВВС, повредив несколько сооружений и убив нескольких человек. 49-я авиагруппа снова атаковала отступавшего противника, но потеряла 4 истребителя (при 14 по японским заявкам). Американцы сбили один бомбардировщик, заявив об уничтожении трёх бомбардировщиков и четырёх истребителей.
В мае действия японцев над Дарвином прекратились. Отчасти, это было связано с перегруппировкой японских авиагрупп — основной базой 23-й воздушной флотилии становился остров Кендари, а Тимор планировалось использовать в качестве передовой базы. Свою роль сыграло и планировавшееся большое наступление на Новой Гвинее, которое привело к морскому сражению в Коралловом море. Как следствие, за весь месяц был организован лишь один вылет 15 мая, да и тот отменили из-за плохих погодных условий.
Кампании лета и осени 1942 года
В июне японские авиагруппы продолжили относительно массированные налёты на Дарвин. Так, 13 июня в операции участвовали 27 бомбардировщиков под прикрытием 45 истребителей. «Разменяв» два А6М на три P-40, атакующие прорвались к цели: итогом бомбёжки стали повреждённый бомбардировщик Hudson, разрушения взлётно-посадочной полосы и ряда сооружений базы ВВС. 14 июня 27 японских истребителей предприняли штурмовую атаку аэродрома, но были перехвачены на подлёте американскими истребителями. Атаку удалось сорвать, при этом союзники потеряли один Р-40, японцы же потерь не имели.
15 июня порт Дарвина бомбили 27 G4M с эскортом из 21 истребителя. Бомбы повредили ряд портовых сооружений, электростанцию и инженерные коммуникации, атакующие благополучно ушли от перехватчиков. 16 июня состоялся повторный налёт на гавань такого же количества бомбардировщиков с эскортом из 27 «Зеро». Налёт вновь оказался относительно успешным, нанеся заметный ущерб портовой инфраструктуре (включая два сгоревших бензохранилища). Воздушный бой также стал крупной неудачей для американцев — они потеряли 3 истребителя из 18, ещё трём пришлось совершить вынужденную посадку. Ни один из японских самолётов не пострадал.
Возможно, японцы считали свои июньские атаки столь успешными, что сделали долгую паузу, более чем на месяц ограничившись лишь несколькими разведывательными полётами над Северной территорией. Наступление продолжилось серией ночных рейдов 25–30 июля. Шесть ночей подряд группы из 3–6 бомбардировщиков, пользуясь отсутствием у союзников ночных истребителей, безнаказанно бомбили город и авиабазу. Ущерб был умеренный — удалось повредить ряд зданий и инженерных коммуникаций. Австралийские зенитчики успехов не добились.
Дневные рейды возобновились 30 июля, когда началась массированная атака 26 бомбардировщиков с эскортом из 27 истребителей. По данным радара, на их перехват поднялись 36 истребителей, но это не помешало японцам отбомбиться по авиабазе, повредив на земле Hudson и уничтожив 140 канистр авиатоплива. Потери в воздухе оказались равнозначными: один «Зеро» и один Р-40.
Финальным аккордом летней кампании стала серия налётов в конце августа. 23 августа 27 бомбардировщиков и 27 истребителей направились бомбить аэродром Хьюз к югу от Дарвина. Ещё над морем на них по данным радара вышли 24 американских перехватчика, но они смогли лишь повредить два G4M. Остальные машины весьма удачно отбомбились по авиабазе, уничтожив на земле два самолёта (Wirraway и Buffalo), 250 канистр с топливом и 240 000 7,7-мм патронов для авиапулемётов. Ценой успеха стала гибель четырёх «Зеро» без потерь со стороны американцев.
Затем японцы вернулись к ночным налётам группами по 3–6 бомбардировщиков — такие атаки состоялись 24, 26, 27 и 30 августа. Как и месяцем ранее, «ночники» с переменным успехом безнаказанно повреждали здания и инженерные коммуникации. 30 августа один из американских Р-40 разбился при неудачной попытке ночного перехвата, пилот погиб.
Осенний «сезон» бомбёжек Дарвина стартовал серией ночных рейдов 25–27 сентября. Три ночи подряд одно-два звена бомбардировщиков наносили «беспокоящие» удары по городу и аэродрому, но единственным их успехом стало повреждение на земле истребителя Р-40. Вскоре после этих атак произошла реорганизация базировавшихся на Тиморе японских авиагрупп. Бомбардировочная авиагруппа «Такао» получила номер 753, 3-я истребительная авиагруппа поменяла номер на 202. У защитников Дарвина также произошли организационные перемены — на смену американцам в сентябре сюда прибыла 77-я эскадрилья Королевских австралийских ВВС, вооружённая истребителями Kittyhawk (24 машины).
23 октября состоялся любопытный «массированный» ночной налёт группы из 12 японских бомбардировщиков. В предрассветных сумерках четыре звена бомбили сразу четыре аэродрома в Дарвине и его окрестностях. Никакого заметного успеха атакующие не добились. «Беспокоящие» ночные атаки повторялись 24, 25 и 26 октября, и вновь с минимальными успехами. Австралийцы пытались поднимать в воздух перехватчики, но установить контакт с целями им не удавалось. Зенитчики также вновь и вновь оказывались бессильны.
22 ноября состоялся второй «массированный» ночной рейд группой из 15 бомбардировщиков. На этот раз японцы попытались обеспечить пилотов данными предварительной воздушной разведки авиабазы ВВС, но все бомбы, за исключением одной, упали мимо цели. Более того, впервые полёт в предрассветных сумерках окончился для атакующих гибелью экипажа. В 5:05 поднявшийся в воздух командир эскадрильи сквадрон-лидер Дик Кресвелл обнаружил на высоте 7300 м силуэт самолёта, заметный на фоне облаков. Позднее австралийский лётчик докладывал:
«Я открыл огонь, трассеры, по-видимому, попали в правый двигатель и верхнюю часть крыла, которое загорелось. Третья атака была сделана мною сверху и справа с хвоста. Трассеры задели среднюю часть крыла, вражеский самолёт взорвался на высоте около 16 000 футов (4900 метров)».
Несмотря на эту потерю, 25 ноября 14 бомбардировщиков направились на ночную бомбёжку аэродромов Страусс, Саузпорт, Хьюз и Батчелор, находившихся к югу от Дарвина. На аэродроме Хьюз атакующим удалось повредить три бомбардировщика Hudson, также пострадали взлётно-посадочная полоса и линия телефонной связи. Несмотря на зенитный огонь и два поднявшихся в воздух австралийских перехватчика, японцы потерь не имели.
Атака 25 ноября стала завершающей в 1942 году, так как в декабре японцы ограничились лишь серией разведывательных полётов. Примечательно, что 5 декабря состоялся дебют в небе северной Австралии скоростного разведывательного самолёта армейских ВВС Ki-46 из состава 70-й отдельной разведывательной эскадрильи, базировавшейся на Тиморе. Самолёт был обнаружен четырьмя патрульными «Киттихоуками», но истребители не смогли догнать его.
Подводя итоги борьбы за небо австралийской Северной территории в 1942 году, нельзя не признать, что в общем контексте Второй мировой войны масштаб этих событий был малозначительным. И всё же, воздушное сражение за Дарвин вызывает несомненный интерес у историков. Лётчикам обеих противоборствующих сторон приходилось действовать вдалеке от цивилизации, в тяжёлых природных условиях, где гибель самолёта почти наверняка означала гибель пилота (особенно для японцев). Несмотря на сравнительно невысокую интенсивность воздушных боёв, борьба за Дарвин отличалась продолжительностью, упорством и драматизмом. Не стоит забывать и о том, что Северная территория играла роль передовой линии обороны «Зелёного континента» в борьбе с японской агрессией. Бои 1942 года стали лишь первым этапом схватки за небо северной Австралии — впереди было ещё много воздушных сражений.
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- Gillison, Douglas Napier. Royal Australian Air Force, 1939-1942. (1st edition, 1962). – https://www.awm.gov.au/collection/C1417315
- Hess, William. 49th Fighter Group. Aces of the Pacific. – New York: Osprey, 2004
- Lewis, Tom. The Empire Strikes South: Japan`s Air War Against Northern Australia 1942-45. – Kent Town, South Australia: Avonmore Books, 2017
- Tagaya Osamu «Mitsubishi Type 1 «Rikko» 'Betty' Units of World War 2» – New York: Osprey, 2001
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
Комментарии к данной статье отключены.