В немецкоязычной литературе весьма популярна история об «изобретателе первого среднего танка в мире» Гунтере Бурстыне. Более того, существует мнение, что этот австрийский офицер является наиболее вероятным претендентом на изобретение танка «классической схемы». Кем же был этот человек, и что это за изобретение, не оценённое генералитетом габсбургской монархии?
Во внутреннем дворе венского Арсенала перед входом в Военно-исторический музей находится искусственный круглый водоём. На постаменте в центре него время от времени появляются предметы, символизирующие австрийскую военную историю. Летом 2011 года посетителей музея встречала машина, своими габаритами и конструкцией напоминающая средний танк времён Второй мировой.
В экспозиции музея легко найти её модель, размещённую на макете участка пересечённой местности и преодолевающую ров. Пояснительная табличка указывает, что это проект 1911 года, предложенный оберлейтенантом инженерных войск Гунтером Бурстыном, — первый австро-венгерский танк, так и не воплощённый в жизнь.
Карьера Бурстына
Гунтер Адольф Бурстын (Gunther Adolf Burstyn) родился 6 июля 1879 года в штирийском городке Бад-Аусзее в семье комиссара железных дорог инженера Адольфа Бурстына и его жены Юлианы, работавшей журналистом. Отец будущего военного инженера был евреем, выкрестившимся в католицизм, и происходил из Львова (с украинского и польского языков фамилия переводится как «янтарь»). Гунтер был крещён Гюнтером (Günther), но потом из его имени почему-то исчез умляут, и произношение поменялось. Он был одним из трёх сыновей в семье.
В 1895 году Гунтер оставил гимназию в Вене и поступил в кадетскую школу инженерных войск в Хайнбурге. Спустя четыре года он закончил её и был выпущен кадетом-заместителем офицера в Железнодорожный и Телеграфный полк общей армии. 1 мая 1906 года Бурстына произвели в лейтенанты инженерного штаба (аналог офицеров генерального штаба, но в инженерных и технических войсках) и перевели в инженерную дирекцию пограничного крепостного округа в Триент (ныне — Тренто, Италия). В 1910 году он женился на Габриэле Вагнер и одновременно перешёл в протестантизм.
![Оберлейтенант Железнодорожного и Телеграфного полка Гунтер Бурстын. epub.oeaw.ac.at - Назначенный гением | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/058/915/content/oberleutnant-gunther-burstyn-1906-d12ff44a4a818d52623a970fddf1ac37-77ac422d69f496f78efc996ce19efdb2.jpg)
epub.oeaw.ac.at
Изобретение австрийского офицера
В конце XIX – начале ХХ века не так много изобретателей обращалось к идее гусеничной бронированной машины. Все ожидали войны быстрой и манёвренной, считалось, что потребности поддержки пехоты с лихвой покроет кавалерия. Даже на колёсные броневики достойного внимания не обращали, отводя им роль тягачей.
Русско-японская война 1904–1905 годов стала конфликтом, когда впервые в новейшей истории противостоящие стороны залезли в окопы. Пытливые умы разглядели в ней прецедент использования в бою самодвижущегося артиллерийского орудия, в котором экипаж и расчёт были бы защищены от огня бронёй. Некоторые изобретатели считали, что на поле боя должно появиться тяжёлое орудие, способное не только сломить сопротивление пехоты, но и разрушить полевые укрепления противника. Никакое колёсное шасси не могло выдержать его вес — русским инженерам удалось разработать пушечный броневик «Гарфорд–Путилов», но он был вооружён всего лишь короткоствольной переделкой 3-дюймовой горной пушки образца 1909 года. Большинство конструкторов считало, что бронированное самоходное орудие сможет передвигаться по пересечённой местности только на гусеничном ходу.
Ещё в 1892 году американский изобретатель Бенджамин Лерой Хольт разработал и запустил в серию на своём предприятии Holt Manufacturing Company трактор с гусеничным движителем, предназначенный для использования в сельском хозяйстве на мягких грунтах. В 1909 году Хольт изменил название фирмы на Holt Caterpillar Company, которое в 1911 году стало торговой маркой.
![Сохранившийся экземпляр сельскохозяйственного трактора «Хольт 75» (75 л.с.). Наряду с моделью «Хольт 120» (120 л.с.) он широко использовался в армиях стран-участниц Первой мировой войны в качестве тягача. tehnowar.ru - Назначенный гением | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/058/916/content/holt_75-30f64c5a3e81b1ee97cc675e71f644d2-8d47900b97124244f8631d9fb561ec5b.jpg)
tehnowar.ru
В октябре 1911 года Гунтер Бурстын попытался представить Военно-техническому комитету Военного министерства общей армии свой проект танка «Motorgeschütz». Его основой стал гусеничный движитель Хольта; на рисунке присутствовало условное артиллерийское орудие. Главным же ноу-хау в разработке Бурстына были выдвижные салазки с колёсиками, которые, по его мнению, должны были помогать «танку» преодолевать окопы и глубокие рвы. Никаких подробностей предложение не содержало, до проекта танка ему было далеко. Предложение оберлейтенанта не вызвало никакого энтузиазма — от изобретателя потребовали предоставить чертежи, убийственную оценку проекту дал заведующий отделом развития автомобильного транспорта Роберт Вольф. Чтобы отделаться от Бурстына, комитет предложил ему найти партнёра среди коммерческих фирм и построить опытный образец.
Бурстын не имел никаких связей с промышленниками, а потому с радостью откликнулся на предложение представить проект прусскому военному министерству. Но и оно дало отрицательный ответ, даже несмотря на положительную оценку, опубликованную в одном из германских военных обозрений.
Запатентовать конструкцию в Австрийской империи Бурстыну сначала не удалось, так как он нарушал патент Бенджамина Хольта. Вторая попытка была сделана в Германии. Как видно из чертежа, приложенного к патенту, «начинка» машины практически отсутствовала за исключением сидений для экипажа и оставшегося весьма условным изображения пушки. Судя по рисунку, речи о подвижной орудийной башне не шло. Всё внимание было обращено на направляющие-салазки, которые могли подниматься и опускаться и, судя по всему, при преодолении машиной рва подломились бы, не выдержав её веса. И всё же 28 февраля 1912 года Бурстын получил германский патент No. Zl. 252 815 (D.R.P.), а 25 апреля — австрийский патент No. 53 248.
Если обратиться к тексту австрийского патента, можно найти лишь подробное описание устройства крепления и системы выдвижения направляющих, призванных облегчить преодоление рвов и насыпей. Да и сам патент озаглавлен так:
«Устройство для автомобиля для пересечения препятствия… Изобретение касается устройства для автомобиля, которое предназначено для преодоления препятствий на местности, таких как канавы, земляные и железнодорожные насыпи».
Термин «Motorgeschütz» в патенте встречается лишь один раз. Получив патенты, конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего «танка», так и оставив его на бумаге.
Назначенный гением
Накануне Первой мировой войны Бурстын был повышен в звании до гауптмана. С её началом его назначили в 12-ю Железнодорожную роту, которая занималась ремонтом железнодорожных путей и мостов. На следующий год Гунтер был награждён «Крестом военных заслуг 3-го класса». В 1916 году список его наград пополняется немецким «Железным крестом 2-го класса», «Войсковым крестом императора Карла» и «Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа». В последний год войны он переехал в Корнойбург, где получил чин майора, а после падения монархии уволился из армии.
В 1919 году Бурстын стал железнодорожным служащим в Вене, а в следующем году поступил на военную службу Австрийской Республики. В 1921 году он получил повышение в звании до оберстлейтенанта, после чего вернулся в Корнойбург, где возглавил лабораторию по испытанию материалов. В 1926 году Бурстына перевели в военное министерство специалистом по вопросам пионерного дела. В 1934 году у Бурстына ухудшилось зрение, и он ушёл в отставку. С мирной жизни он по-прежнему занимался исследованиями различных новаторских разработок в военном деле.
Когда же проект Бурстына превратился в «первый австрийский», «первый германский» или «первый средний танк»? В конце 20-х годов австрийский исследователь Фриц Хейгель выпустил несколько справочников, посвящённых развитию бронетанкового вооружения различных стран мира. Именно там, основываясь на германском патенте Бурстына, был сделан вывод об изобретении первого танка в Германии.
Впоследствии «легенда о первом германском танке» очень помогла изобретателю и его родственникам. Когда в 1938 году Австрийская республика была присоединена к Третьему рейху, наполовину еврей Гунтер Бурстын лично от Гитлера получил звание почётного арийца (Ehrenarier) как новатор в развитии германской военной мощи. Это спасло изобретателя и его ближайших родственников от унизительных статей Нюрнбергских законов 1935 года, а впоследствии и от уничтожения в лагерях смерти. 31 марта 1941 года Гунтер Бурстын и его брат Вальтер в присутствии генерала танковых войск Хайнца Гудериана были награждены «Крестами военных заслуг с Мечами» 1-й и 2-й степеней за разработку схемы бронирования персонального автомобиля фюрера. К наградам прилагалась солидная денежная премия.
![Гунтер Бурстын (слева в гражданском) на вручении премии, 1941 год. de.wikipedia.org - Назначенный гением | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/058/921/content/gunther_burstyn_-1941-27d6fad0bfaa32cb5b6a81a20a6206e1-365c7e652653a4dcfeee6e1dbcebc2d4.jpg)
de.wikipedia.org
Во время Второй мировой войны Бурстын трудился на оборонную промышленность, занимаясь разработками инженерных противотанковых сооружений, сделал немало усовершенствований железобетонных противотанковых надолбов. Впоследствии его наработки широко применялись в устройстве так называемой «внутренней границы», разделявшей ФРГ и ГДР. В 1944 году Бурстын получил степень почётного доктора венского Технического университета. Во время награждения в торжественной речи было подчёркнуто, что Бурстын является безупречным и последовательным сторонником национал-социализма и всегда поддерживал НСДАП как член «Патриотического фронта» (правоцентристской австрийской партии, которая в 1933–1938 годах находилась у власти).
Перед угрозой наступающей Красной армии, опасаясь мщения за пособничество нацистам, Бурстын решил бежать в Бад-Аусзее, но этому помешала тяжёлая болезнь его жены. Чета Бурстынов задержалась в Корнойбурге, а когда 15 апреля 1945 года туда вошли части РККА, Гунтер был найден мёртвым. 20 апреля при невыясненных обстоятельствах скончалась и его жена. Доктор, составивший заключение о смерти, записал: «Причина смерти неизвестна, вероятно, насильственная…»
![Присяга курсантов Академии бронетанковых войск австрийских «бундесхеер» во дворе казарменного комплекса имени Гунтера Бурстына. bundesheer.at - Назначенный гением | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/957/content/gunther_burstyn_kaserne-50792e592ed84857db06d711aaed017d.jpeg)
bundesheer.at
В 1967 году именем Гунтера Бурстына был назван казарменный комплекс Академии бронетанковых войск федеральных вооружённых сил Австрийской Республики в Цвьольфаксинге. Создание легенды об «изобретателе первого среднего танка» в середине 70-х годов продолжил немецкий исследователь Вальтер Альбрехт, который выпустил книгу, посвящённую Бурстыну и его деятельности. В ней впервые у проекта появились вращающаяся башня (причём с указанием сектора обстрела), углы преодоления высот, габариты и скорость. Оказывается, «танк» должен был иметь 3,5 м в длину (без выдвижных салазок), 1,9 м в ширину и высоту, по дороге развивать скорость 28,8 км/ч, а на грунте — 8 км/ч. Неутомимый Вальтер «снабдил» машину бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. от грузового автомобиля, привод должен был быть задним, а передние колёса — управляемыми. Несмотря на то, что на рисунке в патенте обозначено три места, Альбрехт «постановил», что экипаж должен был состоять из 3–4 человек. Согласно Альбрехту, калибр «танкового» скорострельного орудия должен был колебаться от 3 до 4 см и стрелять на дистанцию около 3000 м.
В наши дни подробности об изобретении Бурстына ограничены лишь фантазией авторов. Например, официальный сайт вооружённых сил Австрийской Республики описывает конструкцию так:
- двигатель внутреннего сгорания;
- гусеницы благодаря подрессоренным каткам делают транспортное средство внедорожником;
- внутри корпуса находятся все агрегаты, а в его задней части — двигатель;
- относительно просторная орудийная башня (с местом для командира и стрелка) со скорострельной пушкой в качестве основного вооружения;
- дополнительное вооружение (два пулемёта);
- броня для защиты экипажа, узлов и бортового оружия против огня противника и осколков.
Вероятно, покойный Бурстын был бы весьма удивлён таким точным «данным» Фрица Хейгеля, Вальтера Альбрехта и их последователей.
Литература:
- Albrecht Walther. Gunter Burstyn (1879-1945) und die Entwicklung der Panzerwaffe // Studien zur Militärgeschichte, Militärwissenschaft und Konfliktsforschung. – Bd. 2. – Osnabrück: Hrsg. von Werner Hahlweg, 1973. – 189 S.
- Hauptner Rudolf, Jung Peter. Stahl und Eisen im Feuer: Panzerzüge und Panzerautos des k. u. k. Heeres 1914-1918. – Wien: Verlagsbuchhandlung Stöhr, 2003. – S. 77-81.
- Heigl Fritz. Taschenbuch der Tanks. – München: J.F. Lehmanns Verlag, 1926. – 402 S.
- Heigl Fritz. Taschenbuch der Tanks. Ergänzungsband. – München: J.F. Lehmanns Verlag, 1927. – 182 S.
- Gunther Burstyn. http://de.wikipedia.org/wiki/Gunther_Burstyn
- Der erste Kampfpanzer der Welt. http://www.bundesheer.at/truppendienst/ausgaben/artikel.php?id=869
Комментарии к данной статье отключены.