В немецкоязычной литературе весьма популярна история об «изобретателе первого среднего танка в мире» Гунтере Бурстыне. Более того, существует мнение, что этот австрийский офицер является наиболее вероятным претендентом на изобретение танка «классической схемы». Кем же был этот человек, и что это за изобретение, не оценённое генералитетом габсбургской монархии?
Во внутреннем дворе венского Арсенала перед входом в Военно-исторический музей находится искусственный круглый водоём. На постаменте в центре него время от времени появляются предметы, символизирующие австрийскую военную историю. Летом 2011 года посетителей музея встречала машина, своими габаритами и конструкцией напоминающая средний танк времён Второй мировой.
В экспозиции музея легко найти её модель, размещённую на макете участка пересечённой местности и преодолевающую ров. Пояснительная табличка указывает, что это проект 1911 года, предложенный оберлейтенантом инженерных войск Гунтером Бурстыном, — первый австро-венгерский танк, так и не воплощённый в жизнь.
Карьера Бурстына
Гунтер Адольф Бурстын (Gunther Adolf Burstyn) родился 6 июля 1879 года в штирийском городке Бад-Аусзее в семье комиссара железных дорог инженера Адольфа Бурстына и его жены Юлианы, работавшей журналистом. Отец будущего военного инженера был евреем, выкрестившимся в католицизм, и происходил из Львова (с украинского и польского языков фамилия переводится как «янтарь»). Гунтер был крещён Гюнтером (Günther), но потом из его имени почему-то исчез умляут, и произношение поменялось. Он был одним из трёх сыновей в семье.
В 1895 году Гунтер оставил гимназию в Вене и поступил в кадетскую школу инженерных войск в Хайнбурге. Спустя четыре года он закончил её и был выпущен кадетом-заместителем офицера в Железнодорожный и Телеграфный полк общей армии. 1 мая 1906 года Бурстына произвели в лейтенанты инженерного штаба (аналог офицеров генерального штаба, но в инженерных и технических войсках) и перевели в инженерную дирекцию пограничного крепостного округа в Триент (ныне — Тренто, Италия). В 1910 году он женился на Габриэле Вагнер и одновременно перешёл в протестантизм.
Изобретение австрийского офицера
В конце XIX – начале ХХ века не так много изобретателей обращалось к идее гусеничной бронированной машины. Все ожидали войны быстрой и манёвренной, считалось, что потребности поддержки пехоты с лихвой покроет кавалерия. Даже на колёсные броневики достойного внимания не обращали, отводя им роль тягачей.
Русско-японская война 1904–1905 годов стала конфликтом, когда впервые в новейшей истории противостоящие стороны залезли в окопы. Пытливые умы разглядели в ней прецедент использования в бою самодвижущегося артиллерийского орудия, в котором экипаж и расчёт были бы защищены от огня бронёй. Некоторые изобретатели считали, что на поле боя должно появиться тяжёлое орудие, способное не только сломить сопротивление пехоты, но и разрушить полевые укрепления противника. Никакое колёсное шасси не могло выдержать его вес — русским инженерам удалось разработать пушечный броневик «Гарфорд–Путилов», но он был вооружён всего лишь короткоствольной переделкой 3-дюймовой горной пушки образца 1909 года. Большинство конструкторов считало, что бронированное самоходное орудие сможет передвигаться по пересечённой местности только на гусеничном ходу.
Ещё в 1892 году американский изобретатель Бенджамин Лерой Хольт разработал и запустил в серию на своём предприятии Holt Manufacturing Company трактор с гусеничным движителем, предназначенный для использования в сельском хозяйстве на мягких грунтах. В 1909 году Хольт изменил название фирмы на Holt Caterpillar Company, которое в 1911 году стало торговой маркой.
В октябре 1911 года Гунтер Бурстын попытался представить Военно-техническому комитету Военного министерства общей армии свой проект танка «Motorgeschütz». Его основой стал гусеничный движитель Хольта; на рисунке присутствовало условное артиллерийское орудие. Главным же ноу-хау в разработке Бурстына были выдвижные салазки с колёсиками, которые, по его мнению, должны были помогать «танку» преодолевать окопы и глубокие рвы. Никаких подробностей предложение не содержало, до проекта танка ему было далеко. Предложение оберлейтенанта не вызвало никакого энтузиазма — от изобретателя потребовали предоставить чертежи, убийственную оценку проекту дал заведующий отделом развития автомобильного транспорта Роберт Вольф. Чтобы отделаться от Бурстына, комитет предложил ему найти партнёра среди коммерческих фирм и построить опытный образец.
Бурстын не имел никаких связей с промышленниками, а потому с радостью откликнулся на предложение представить проект прусскому военному министерству. Но и оно дало отрицательный ответ, даже несмотря на положительную оценку, опубликованную в одном из германских военных обозрений.
Запатентовать конструкцию в Австрийской империи Бурстыну сначала не удалось, так как он нарушал патент Бенджамина Хольта. Вторая попытка была сделана в Германии. Как видно из чертежа, приложенного к патенту, «начинка» машины практически отсутствовала за исключением сидений для экипажа и оставшегося весьма условным изображения пушки. Судя по рисунку, речи о подвижной орудийной башне не шло. Всё внимание было обращено на направляющие-салазки, которые могли подниматься и опускаться и, судя по всему, при преодолении машиной рва подломились бы, не выдержав её веса. И всё же 28 февраля 1912 года Бурстын получил германский патент No. Zl. 252 815 (D.R.P.), а 25 апреля — австрийский патент No. 53 248.
Если обратиться к тексту австрийского патента, можно найти лишь подробное описание устройства крепления и системы выдвижения направляющих, призванных облегчить преодоление рвов и насыпей. Да и сам патент озаглавлен так:
«Устройство для автомобиля для пересечения препятствия… Изобретение касается устройства для автомобиля, которое предназначено для преодоления препятствий на местности, таких как канавы, земляные и железнодорожные насыпи».
Термин «Motorgeschütz» в патенте встречается лишь один раз. Получив патенты, конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего «танка», так и оставив его на бумаге.
Назначенный гением
Накануне Первой мировой войны Бурстын был повышен в звании до гауптмана. С её началом его назначили в 12-ю Железнодорожную роту, которая занималась ремонтом железнодорожных путей и мостов. На следующий год Гунтер был награждён «Крестом военных заслуг 3-го класса». В 1916 году список его наград пополняется немецким «Железным крестом 2-го класса», «Войсковым крестом императора Карла» и «Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа». В последний год войны он переехал в Корнойбург, где получил чин майора, а после падения монархии уволился из армии.
В 1919 году Бурстын стал железнодорожным служащим в Вене, а в следующем году поступил на военную службу Австрийской Республики. В 1921 году он получил повышение в звании до оберстлейтенанта, после чего вернулся в Корнойбург, где возглавил лабораторию по испытанию материалов. В 1926 году Бурстына перевели в военное министерство специалистом по вопросам пионерного дела. В 1934 году у Бурстына ухудшилось зрение, и он ушёл в отставку. С мирной жизни он по-прежнему занимался исследованиями различных новаторских разработок в военном деле.
Когда же проект Бурстына превратился в «первый австрийский», «первый германский» или «первый средний танк»? В конце 20-х годов австрийский исследователь Фриц Хейгель выпустил несколько справочников, посвящённых развитию бронетанкового вооружения различных стран мира. Именно там, основываясь на германском патенте Бурстына, был сделан вывод об изобретении первого танка в Германии.
Впоследствии «легенда о первом германском танке» очень помогла изобретателю и его родственникам. Когда в 1938 году Австрийская республика была присоединена к Третьему рейху, наполовину еврей Гунтер Бурстын лично от Гитлера получил звание почётного арийца (Ehrenarier) как новатор в развитии германской военной мощи. Это спасло изобретателя и его ближайших родственников от унизительных статей Нюрнбергских законов 1935 года, а впоследствии и от уничтожения в лагерях смерти. 31 марта 1941 года Гунтер Бурстын и его брат Вальтер в присутствии генерала танковых войск Хайнца Гудериана были награждены «Крестами военных заслуг с Мечами» 1-й и 2-й степеней за разработку схемы бронирования персонального автомобиля фюрера. К наградам прилагалась солидная денежная премия.
Во время Второй мировой войны Бурстын трудился на оборонную промышленность, занимаясь разработками инженерных противотанковых сооружений, сделал немало усовершенствований железобетонных противотанковых надолбов. Впоследствии его наработки широко применялись в устройстве так называемой «внутренней границы», разделявшей ФРГ и ГДР. В 1944 году Бурстын получил степень почётного доктора венского Технического университета. Во время награждения в торжественной речи было подчёркнуто, что Бурстын является безупречным и последовательным сторонником национал-социализма и всегда поддерживал НСДАП как член «Патриотического фронта» (правоцентристской австрийской партии, которая в 1933–1938 годах находилась у власти).
Перед угрозой наступающей Красной армии, опасаясь мщения за пособничество нацистам, Бурстын решил бежать в Бад-Аусзее, но этому помешала тяжёлая болезнь его жены. Чета Бурстынов задержалась в Корнойбурге, а когда 15 апреля 1945 года туда вошли части РККА, Гунтер был найден мёртвым. 20 апреля при невыясненных обстоятельствах скончалась и его жена. Доктор, составивший заключение о смерти, записал: «Причина смерти неизвестна, вероятно, насильственная…»
В 1967 году именем Гунтера Бурстына был назван казарменный комплекс Академии бронетанковых войск федеральных вооружённых сил Австрийской Республики в Цвьольфаксинге. Создание легенды об «изобретателе первого среднего танка» в середине 70-х годов продолжил немецкий исследователь Вальтер Альбрехт, который выпустил книгу, посвящённую Бурстыну и его деятельности. В ней впервые у проекта появились вращающаяся башня (причём с указанием сектора обстрела), углы преодоления высот, габариты и скорость. Оказывается, «танк» должен был иметь 3,5 м в длину (без выдвижных салазок), 1,9 м в ширину и высоту, по дороге развивать скорость 28,8 км/ч, а на грунте — 8 км/ч. Неутомимый Вальтер «снабдил» машину бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. от грузового автомобиля, привод должен был быть задним, а передние колёса — управляемыми. Несмотря на то, что на рисунке в патенте обозначено три места, Альбрехт «постановил», что экипаж должен был состоять из 3–4 человек. Согласно Альбрехту, калибр «танкового» скорострельного орудия должен был колебаться от 3 до 4 см и стрелять на дистанцию около 3000 м.
В наши дни подробности об изобретении Бурстына ограничены лишь фантазией авторов. Например, официальный сайт вооружённых сил Австрийской Республики описывает конструкцию так:
- двигатель внутреннего сгорания;
- гусеницы благодаря подрессоренным каткам делают транспортное средство внедорожником;
- внутри корпуса находятся все агрегаты, а в его задней части — двигатель;
- относительно просторная орудийная башня (с местом для командира и стрелка) со скорострельной пушкой в качестве основного вооружения;
- дополнительное вооружение (два пулемёта);
- броня для защиты экипажа, узлов и бортового оружия против огня противника и осколков.
Вероятно, покойный Бурстын был бы весьма удивлён таким точным «данным» Фрица Хейгеля, Вальтера Альбрехта и их последователей.
Литература:
- Albrecht Walther. Gunter Burstyn (1879-1945) und die Entwicklung der Panzerwaffe // Studien zur Militärgeschichte, Militärwissenschaft und Konfliktsforschung. – Bd. 2. – Osnabrück: Hrsg. von Werner Hahlweg, 1973. – 189 S.
- Hauptner Rudolf, Jung Peter. Stahl und Eisen im Feuer: Panzerzüge und Panzerautos des k. u. k. Heeres 1914-1918. – Wien: Verlagsbuchhandlung Stöhr, 2003. – S. 77-81.
- Heigl Fritz. Taschenbuch der Tanks. – München: J.F. Lehmanns Verlag, 1926. – 402 S.
- Heigl Fritz. Taschenbuch der Tanks. Ergänzungsband. – München: J.F. Lehmanns Verlag, 1927. – 182 S.
- Gunther Burstyn. http://de.wikipedia.org/wiki/Gunther_Burstyn
- Der erste Kampfpanzer der Welt. http://www.bundesheer.at/truppendienst/ausgaben/artikel.php?id=869
Комментарии к данной статье отключены.