Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы не только в советское, но и в немецкое танкостроение. Бои лета-зимы 1941 года показали, что время легких танков уходит. В то же время увеличение боевой массы всё более мощных противотанковых орудий заметно ограничило возможность их перемещения по полю боя силами расчётов. Возможности шасси немецкого лёгкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B оказались ограниченными, ничего мощнее Panzerjäger I создать на его базе не получилось. Неудивительно, что у немецкого командования возникла идея создавать самоходную противотанковую артиллерию и на базе других устаревавших легких танков. В этом материале речь пойдет об истребителях танков семейства Marder III, которые строились на базе легких танков Pz.Kpfw.38(t).
По пути наименьшего сопротивления
Сложившуюся с Pz.Kpfw.38(t) в 1941 году ситуацию можно назвать критичной. Дело в том, что к категории легких этот танк в немецкой армии относился условно. На практике машины данного типа исполняли роль, аналогичную роли среднего танка Pz.Kpfw.III. Неудивительно, что потери среди них в 1941 году оказались рекордными: на 22 июня 1941 года в войсках числилось 772 танка, а до конца года было потеряно 796 штук. Такими тяжелыми потерями не мог «похвастаться» ни один другой танк немецкой армии. Стало ясно, что карьера Pz.Kpfw.38(t) приближается к концу.
Вместе с тем, к шасси этого танка особых вопросов со стороны немецких военных не было. Из всех легких танков, выпускавшихся в Германии и на оккупированных ею территориях именно продукция чешского завода BMM (до оккупации – ČKD) выглядела наиболее перспективно. Размеры шасси, а также возможности ходовой части Pz.Kpfw.38(t) позволяли сравнительно легко переделать машину в самоходную установку.
Решение о разработке истребителя танков с использованием шасси Pz.Kpfw.38(t) было принято 22 декабря 1941 года. In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) выдала задание 6-му отделу Департамента вооружений спустя всего 2 дня после запуска аналогичной программы с использованием шасси La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E). Подобно самоходной установке 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), тактико-технические требования выглядели весьма непростыми. Поскольку самоходная артиллерия требовалась в кратчайшие сроки, наверху посчитали необходимым свести к минимуму переделку шасси. Спецификация на шасси ушла на BMM, который получил задание на изготовление опытного шасси.
Переделка орудийной части была доверена концерну Rheimetall-Borsig, который как раз в этот момент работал над 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Не стоит удивляться, что установка для новой САУ получилась очень похожей. За основу была взята качающаяся часть 76-мм противотанковой пушки Pak 36(t), в которые переделывались трофейные советские орудия Ф-22. Помимо нового боеприпаса, Pak 36(R ) отличалась переделкой механизмов наводки, установкой телескопического прицела и появлением дульного тормоза. Для защиты расчёта орудийная установка получила щитовое прикрытие. Оно защищало расчёт не только спереди, но и частично с боков. Конструкция щитового прикрытия практически полностью повторяло защиту установки для 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), с той разницей, что собирались листы при помощи клепаных соединений. Связано это оказалось с тем, что сварку для сборки бронетанковой техники на BMM еще не освоили.
С шасси для новой САУ конструкторам BMM пришлось серьезно попотеть. Как и требовало техническое задание, конструкция шасси, получившего обозначение Pz.Sfl.2, не менялась. Сохранялась даже подбашенная коробка (за исключением крыши). Перед конструкторами возникли те же проблемы, что и в случае с переделкой La.S.138 (Pz.Kpfw.II). Компоновка с центральным расположением вала, идущего от мотора к коробке передач, усложняла задачу. Конструкторам пришлось делать массивное основание в форме крестовины, которое крепилось к лобовому листу и бортам подбашенной коробки. Качающаяся часть орудия устанавливалось на эту самую крестовину. В дополнение к листам подбашенной коробки в лобовой части, а также по бортам были установлены дополнительные броневые листы. Как и у истребителя танков на базе La.S.138, боевое отделение частично размещалось на надмоторной плите.
Идеальным подобное компоновочное решение назвать сложно, поскольку общая высота выросла до 2,5 метров. Тем не менее, на BMM с заданием справились более успешно, чем в случае с 7,62 cm Pak 36 (R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Для начала, доступ к двигателю получился менее проблемным. При этом, впрочем, демонтаж коробки передач все равно выглядел нетривиальной задачей. Более грамотным оказалось решение с размещением механика-водителя и стрелка-радиста. Здесь у них имелись собственные люки, и чтобы попасть на свои места, им не требовалось пробираться через боевое отделение. Более рационально использовалось пространство под орудием: боекомплект, составлявший 30 патронов, находился в непосредственной близости от наводчика и заряжающего. Боевая масса машины составила 10,8 тонн, то есть почти на тонну меньше, чем у аналогичной машины на базе La.S.138. Наконец, линии огня здесь располагалась ниже на 20 сантиметров, что положительно повлияло на устойчивость при стрельбе.
6 марта 1942 года с фирмой BMM был заключен контракт №219/326/42H на изготовление 120 Pz.Slf.2 1-й серии. Был установлен такой темп выпуска: к 24 марта ожидались 24 машины, к 31 марта – ещё 16, к 28 апреля – 70 и к 5 мая – 17. При этом продолжал действовать контракт с заводом на изготовление 500 Pz.Kpfw.38(t). Несмотря на это, на BMM смогли выполнить большую часть мартовского задания – за этот месяц удалось сдать 33 Pz.Sfl.2. Проблема была в том, что при наличии готовых шасси поставка орудийных установок для них задерживалась. Реализация планов серьёзно просела в апреле – вместо 70 машин было сдано 35 штук.
К слову, официально самоходные установки, включая машины мартовского выпуска, были приняты у производителя в апреле. Тогда же впервые по отношению к ним был использован индекс 7,62 cm Pak 36( R) auf Fgst. Pz.Kpfw.38(t) (Sfl), то есть «76-мм пушка Pak 36 (R ) на самоходном шасси Pz.Kpfw.38(t)». Оставшиеся 52 самоходные установки были сданы в мае 1942 года, из них часть была выпущена в тропической комплектации. По доброй немецкой традиции обозначение машины неоднократно менялось. Только в 1942 году использовалось 5 обозначений. Более-менее устоявшимся стоит считать наименование Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, впервые датированное июлем 1942 года. Тогда же машина получила сквозной индекс Sd.Kfz.132.
На этом выпуск отнюдь не прекратился. 7 мая 1942 года на совещании Гитлер заявил, что Pz.Kpfw.38(t) морально устарел. Теперь вместо этих машин следовало выпускать на той же базе истребители танков. На совещании 13 мая было решено каждый месяц выпускать минимум по 20 Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. А окончательное решение по будущему танка Pz.Kpfw.38(t) было принято 4 июня: в этот день был утверждён заказ 2-й серии истребителей танков, а обычные танки с производства снимались, при этом их шасси использовались для выпуска самоходных установок.
За июнь было сдано 26 Pz.Kpfw.38(t) и 23 Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. Машины второй серии несколько отличались: за счет небольшой переделки удалось увеличить на 2 градуса угол склонения орудия. Также был переделан стопор крепления орудия по-походному. Все самоходные установки июньского выпуска были выпущены в тропической комплектации. Еще 50 Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 было изготовлено в июле, оставшиеся 27 – в августе.
Начиная с августа 1942 года началось изготовление Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 третьей серии. Внешне эти САУ немного отличались конструкцией люков отделения управления. Кроме того, часть машин получила более мощные двигатели Praga AC. Благодаря 150-сильному мотору максимальная скорость выросла до 47 км/ч. Всего было выпущено 344 Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 трех серий, с номерами шасси в интервалах 1360–1479 и 1527–1750. На этом выпуск самоходных установок данного типа не закончился: начиная с февраля 1943 года в них переделывались прибывшие с фронта Pz.Kpfw.38(t). Можно говорить примерно о трёх десятках таких переделанных машин.
На вооружение Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 стали поступать с мая 1942 года. В отличие от самоходных установок на базе Pz.Kpfw.II, эти машины направлялись не в батальоны истребителей танков, а в танковые дивизии. Исключение было сделано для 521-го батальона истребителей танков, куда 27 мая 1942 года отправились 12 машин. Обычно в танковые дивизии отправлялась батарея из 6 самоходных установок. Вместе с тем, были случаи, когда направлялось по 9 (18-я тд) и 12 (8-я и 19-я тд) штук. Одними из первых получателей стали 15-я и 21-я танковые дивизии, сражавшиеся в Северной Африке. Позже в Северную Африку отправилось еще 39 истребителей танков данного типа. Тенденция насыщать Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 именно танковые дивизии продолжилась и далее.
Впервые в бой самоходные установки данного типа пошли в июле 1942 года. Отзывы о машине оказались в некоторой степени похожими на те, что поступали в отношении 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Прежде всего, это касается орудия, точнее, высоты его расположения. Чрезмерная высота делала машину легкой мишенью, а противопульная броня спасала далеко не всегда. Массу нареканий вызывало и размещение боекомплекта. Дело в том, что при максимальных углах горизонтальной наводки укладки перекрывало орудием и щитовым прикрытием. Множество негативных отзывов поступало и в отношении стопора орудия по-походному.
Вместе с тем, само орудие удостаивалось похвалы. С 350 метров бронебойный снаряд уверенно пробивал лобовую броню КВ-1, и это была отнюдь не предельная дистанция. Отрицательной стороной орудия единодушно указывался дульный тормоз, поднимавший при стрельбе облако пыли.
Существенным отличием отзывов в отношении 7,62 cm Pak 36 (R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.) и Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 было то, что жалоб на надежность шасси второй САУ оказалось немного. Жалобы поступали на слабое крепление рессор, изредка отказывали элементы трансмиссии, также иногда приходили отзывы о недостаточном сцеплении с грунтом. Вместе с тем, отмечалась высокая подвижность машины, хорошая работа подвески и низкий уровень шума. Большие проблемы с шасси отмечались только в Северной Африке. Несмотря на то, что самоходные установки подверглись определенным переделкам для работы в жарком климате, к нему они оказались не очень приспособлены. Больше всего страдали двигатели, которые довольно часто выходили из строя.
Неоднозначный, мягко говоря, финал кампании 1942 года прямым образом повлиял на численность Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. К 30 июня 1943 года в вермахте оставались 94 машины данного типа, из них 8 находились на ремонте. С июля 1943 года их переименовали в Panzerjäger 38 7,62 cm Pak 36, поменяв сквозной индекс на Sd.Kfz.139. К концу года осталось всего 38 машин, которые к тому моменту стали называть Marder III. Стоит отметить, что такое обозначение использовалось редко.
Провоевали эти машины до конца войны: по состоянию на 22 января 1945 года в войсках всё ещё числились 23 самоходные установки. Из них до наших дней сохранились две: одна находится в Форт Ли (США), а вторая – во Франции, в танковом музее города Сомюр.
Переход на Pak 40
Использование 7,62 cm Pak 36 ® в качестве основного вооружения для противотанковых САУ было, скорее, полумерой. Главной проблемой этого орудия было то, что количество таких пушек оказалось ограниченным. Производство Ф-22 прекратилось еще до войны, и на новые значительные «поступления» трофеев рассчитывать не приходилось. В немецком руководстве это прекрасно понимали, так что еще в начале марта 1942 года был поднят вопрос об альтернативном вооружении истребителей танков на базе Pz.Kpfw.38(t).
Как ни странно, первой предложенной альтернативой оказалась отнюдь не противотанковая пушка. 8 марта 1942 года Гитлер предложил установить на шасси Pz.Kpfw.38(t) 75-мм орудие StuK 40 L/43. Как раз в этот момент шла подготовка к запуску в производства самоходной установки StuG 40 Ausf.F, вооруженной тем же орудием. Идея выглядела вполне здраво, поскольку StuK 40 отличалась более компактными противооткатными устройствами. Так на свет появилась самоходная установка 7.5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t). Шасси для нее разработали на BMM, а орудийную установку – силами немецкой фирмы Alkett. В отличие от Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, машина получила развитое щитовое прикрытие, которое более эффективно защищало расчет. Также машина отличалась тем, что у нее сохранялись штатные люки отделения управления. Впрочем, серийное производство 7.5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t) так и не было налажено. Проще оказалось поставить на гусеницы 75-мм противотанковую пушку Pak 40, которая, к тому же, была чуть мощнее.
7 мая 1942 года, на том же совещании, где Гитлер усомнился в целесообразности дальнейшего выпуска Pz.Kpfw.38(t), он также поднял вопрос о создании на базе танка машин с вооружением в виде 7.5 cm Pak 40. Расчеты показали, что проблем с установкой этого орудия не возникнет. Уже к концу июня опытный образец самоходной установки, получившей обозначение 7.5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t), успешно прошел испытание на полигоне в Миловице.
Концепция шасси, имевшего также обозначение Sfl.38, заметно отличалась от предшествующей установки. С одной стороны, оно также учитывало требования по минимальному изменению базы Pz.Kpfw.38(t). Сохранялась здесь и подбашенная коробка, за исключением крыши. С другой стороны, боевое отделение получилось совсем иным. Вместо подвижного щитового прикрытия появилась довольно массивная рубка, открытая сзади, а также частично с боков и сверху. Такая конструкция гораздо эффективнее защищала расчет от стрелкового огня. Крестовина, служившая основанием для катающейся части Pak 40, сохранилась, но при этом она стала менее массивной. Количество патронов для орудия выросло до 38 штук. Кроме того, дополнительные ящики можно было размещать на платформе, образованной над моторным отделением. Платформа эта была выполнена таким образом, что не мешала обслуживанию двигателя.
Вместо больших сидений командир/наводчик и заряжающий получили маленькие сиденья-жердочки. Кроме того, в новой машине отказались от люков механика-водителя и стрелка-радиста. Рациональная компоновка привела к тому, что боевая масса сохранилась на старом уровне. Высота машины осталась на том же уровне (2,5 метра), но при этом высота линии огня снизилась до 1,96 метра.
Новой самоходной установкой немецкое руководство осталось довольно. Предполагалось, что первые 24 машины будут сданы уже в августе 1942 года, но сроки пришлось сдвигать. Дело в том, что в это время начался выпуск Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 третьей серии. В результате начало выпуска сдвинулось на ноябрь 1942 года. Задержка пошла машине на пользу, поскольку на нее с самого начала стали ставить более мощные двигатели Praga AC. Предполагалось, что за первый месяц удастся изготовить 50 7.5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t), но в реальности число принятых машин составило 42 штуки. Наверстать упущенное удалось в декабре, когда BMM покинули 68 машин.
Век 7.5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t) оказался коротким: последние 6 самоходных установок данного типа покинули BMM в мае 1943 года. Всего же было изготовлено 275 машин данного типа с номерами шасси 1751–2075 и 2121–2147. Также с мая 1943 года началась переделка в подобные машины ремонтных Pz.Kpfw.38(t). Всего подобным образом было переделано 175 танков.
В войска самоходные установки стали поступать с января 1943 года. Поступление шло неравномерно, зачастую машины отправлялись в качестве пополнения. Поначалу приоритет отдавался танковым частям, но к весне 1943 года ситуация несколько изменилась. Потери матчасти привели к тому, что самоходные установки, с мая 1943 года обозначавшиеся как 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), начали поступать и в отдельные батальоны истребителей танков (559, 616, 731, 742, 743 и 744). Количество поступивших машин оказалось неравномерным: больше всех получил 731-й батальон, куда попало 36 установок, остальные получили от 13 до 19 машин. Также они появились и в истребительных батальонах в составе пехотных дивизий.
Отзывы из войск относительно самоходной установки оказались очень похожими на Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. На них сильно повлиял тот факт, что в бой 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) пошли в феврале 1943 года, когда вермахт переживал далеко не лучшие времена. К этому времени от наступления немцы перешли к обороне, до марта 1943 года инициатива находилась на стороне Красной Армии. Кроме того, в войска стали по-настоящему массово поступать самоходные установки StuG 40 Ausf.G. Только за март 1943 года было выпущено 197 StuG 40 Ausf.G, а в мае – уже 260. Безусловно, 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) была куда лучше буксируемой Pak 40, но при этом машина обладала высоким силуэтом и не отличалась толстой броней. На этом фоне StuG 40 с лобовой броней, достигавшей толщины 80 мм, а также обладавшая более низким профилем, выглядела значительно выгоднее.
К 30 июня 1943 года в войсках числилось 173 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), из них 10 находились в ремонте. Эти машины приняли самое непосредственное участие в операции «Цитадель», что сильно сказалось на их численности. Сколько именно машин данного типа сохранилось к концу 1943 года, сказать сложно, поскольку в это время их считали вместе с более поздними самоходными установками. За время службы самоходную установку переименовывали 7 раз. Последними её обозначениями стали название 7.5 cm Pak 40/3 Sfl. Marder 38T и сквозной индекс Sd.Kfz.138. До наших дней дожили две такие самоходные установки: одна находится с немецком Зинсхайме, вторая в итальянском Триесте.
Легкобронированный оптимум
Успешный опыт переделки шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F в самоходную установку leFH 18/2 (Sf) auf GW II, натолкнул на мысль сделать нечто похожее и с шасси Pz.Kpfw.38(t). В феврале 1943 года BMM получила задание на разработку шасси Motor vorn. Компоновка шасси оказалось очень похожей на компоновку GW II. Двигатель и систему охлаждения конструкторы сдвинули вперед, а отделение управления сильно уменьшили. Стрелка-радиста убрали, а механик-водитель получил отдельную рубку. Перенос моторного отделения вперед позволил организовать в кормовой части вполне просторное боевое отделение, где разместились три человека – командир, наводчик и заряжающий.
Очень похожей оказалась и установка вооружения. Качающаяся часть Pak 40/3 ставилась на основание, которое размещалось над моторным отделением. Данное решение позволило выиграть место, но одновременно принесло массу проблем. Чтобы в случае необходимости добраться до двигателя, требовалось сначала снять передние боковые листы рубки, затем орудийную установку, а затем ее основание. С такими проблемами, впрочем, вполне можно было мириться, поскольку выигрыша от перекомпоновки оказалось куда больше. Также толщину брони заметно сократили, чтобы компенсировать рост массы. Боевая масса все же выросла, но совсем ненамного – до 11 тонн.
Получившееся шасси явно пришлось ко двору. На базе Pz.Kpfw.38(t) немцам удалось, наконец, сделать истребитель танков, в котором командир занимался своими прямыми обязанностями. Кроме того, гораздо более удачно проработанное боевое отделение позволило решить проблему доступа к боеприпасам. Неудивительно, что уже в мае 1943 года началось производство самоходной установки, получившей обозначение 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn. В первый месяц производства было сдано 20 машин, в июне 45, а в июле 90. Это позволило отказаться от выпуска истребителей танков на базе Pz.Kpfw.II, сконцентрировав усилия заводов на выпуске более востребованных leFH 18/2 (Sf) auf GW II.
К концу лета обозначение машины поменяли на Panzerjäger 38, также появился сквозной индекс Sd.Kfz.138. Что же касается широко распространенного в современной литературе индекса Marder III, то он впервые был использован в ноябре 1943 года. Стоит отметить, что разделения на Marder III Ausf.H и Marder III Ausf.M в реальности не было. Таких индексов попросту не существовало.
Уже в процессе производства в конструкцию машины начали вноситься различные изменения. Для начала, с июля 1943 года стал ставиться более мощный двигатель Praga Ausf.IV мощностью 180 лошадиных сил. В ходе эксплуатации выяснилось, что он обладает далеко не выдающейся надежностью. Решением проблемы стала его замена в ноябре 1943 года на 160-сильный мотор Praga Typ NS. Он оказался менее мощным, но более надежным. Также с лета 1943 года в серию пошла командирская версия, на которую ставилось дополнительное радиооборудование. В связи с этим боезапас командирской машины снижался до 26 выстрелов.
Наиболее серьезно конструкция Panzerjäger 38 изменилась в ноябре 1943 года. К этому времени на BMM, наконец, освоили сварку, так что рубка механика-водителя и корпус стали сварными. Рубку боевого отделения продолжили собирать на заклепках.
Panzerjäger 38 стал вторым по массовости немецким легким истребителем танков. За 1943 год было выпущено 634 машины данного типа. Потенциально BMM мог изготовить и больше, но это же шасси с конца 1943 года стало использоваться для строительства других самоходных установок. Не удивительно, что темп выпуска стал неуклонно снижаться. Пик производства Panzerjäger 38 был достигнут в октябре 1943 года, когда BMM покинула 141 машина. Уже в декабре темп производства снизился до 75 машин, оставаясь в пределах 60–70 машин вплоть до окончания производства. Последние 46 самоходных установок было изготовлено в мае 1944 года, когда времени на BMM освоили выпуск истребителей танков Jagdpanzer 38(t).
В отличие от предшествующих машин, Panzerjäger 38 начали поступать, в первую очередь, на оснащение пехотных дивизий. Отчасти это оказалось связано с тем, что танковые дивизии уже были оснащены аналогичными машинами. Непосредственно в танковые дивизии впервые эти самоходные установки попали в сентябре 1943 года. Поставки в войска происходили неравномерно, в том числе и потому, что машины попадали в части в качестве пополнения.
На фронте самоходные установки нового типа появились ближе к осени 1943 года. По характеристикам они мало отличались от предшествующих истребителей танков на базе Pz.Kpfw.38(t), так что и отзывы оказались похожими. Немало нареканий поступало к месту механика-водителя. Обзорность с него оставляла желать лучшего, а в пасмурную погоду вовнутрь через щели попадала вода. Плотная компоновка САУ вызвала жалобы на сложности с техническим обслуживанием.
Еще одна проблема оказалась связана с неправильным применением самоходных установок. Часто можно слышать о том, что в Красной армии нередко самоходные установки использовались как танки. Правда в том, что и немецкая пехота нередко похожим образом использовала приданные ей САУ. С учетом большой высоты и слабой противопульной брони Marder III итоги такого их применения предсказать несложно. Тем не менее, даже к концу войны машин этого семейства в вермахте оставалось немало. На 30 декабря 1944 года в строю их числилось 227 штук, плюс 62 находились в ремонте. На 15 марта 1945 года в строю было 118 штук, и ещё 51 в ремонте. Из этого числа 4 Panzerjäger 38 дожили до наших дней.
Стоит признать, что сама концепция легкого «самоходного лафета» оказалась вполне разумной. Вместе с тем, говорить о том, что немецкие и чешские конструкторы смогли получить оптимальную конструкцию, несколько опрометчиво. Стремление максимально сохранить базу танка без серьёзных изменений привело к тому, что даже переработанное шасси Pz.Kpfw.38(t) оказалось не лишённым недостатков.
СУ-76М, наиболее близкий советский аналог Panzerjäger 38, оказалась куда более удачной. В этой машине также максимально использовались агрегаты легкого танка, но само шасси разрабатывалось чуть ли не с нуля и с учётом требований, предъявляемых к самой САУ. Советским конструкторам удалось получить машину, которая немного уступала Panzerjäger 38 в мощи вооружения и максимальной скорости, но выигрывала по остальным параметрам. СУ-76М получилась более низкой и устойчивой при стрельбе, её боевое отделение было больше, а обзорность с места механика-водителя оказалась лучше. Кроме того, советская машина была куда проще в обслуживании.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы архива ČKD
- Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.® auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2005, ISBN 0–9744862–9–9
- Nuts & Bolts Vol.15 — «Marder III». Panzerjäger 38 (t) für 7,62 cm Pak 38 (Sd.Kfz. 139), Volker Andorfer, Martin Block, John Nelson, Nuts & Bolts, 2001
- Nuts & Bolts Vol.18: „Marder III“ Panzerjäger 38(t) für 7,5 cm Pak 40/3, Sd.Kfz. 138, Part 2: Ausführung H & 7,5cm Pak 40 towed version, Volker Andorfer, Martin Block, John Nelson, Nuts & Bolts, 2004
- Nuts & Bolts Vol.17: «Marder III» Panzerjäger 38(t) für 7,5 cm Pak 40/3, Sd.Kfz. 138, Part 1: Ausf.M, Volker Andorfer, Martin Block, John Nelson, Nuts & Bolts, 2003
Комментарии к данной статье отключены.