Июньская высадка 1944 года в Нормандии и последовавшее быстрое наступление вглубь континента вселяли в союзников надежды на скорейшее завершение войны. Моряки десантных сил Королевского флота Великобритании считали, что сделали своё дело в «День D». Увы, они ошибались — самый тяжёлый бой им только предстоял. Впереди ждали пушки немецких береговых батарей с голландского острова Валхерен. Бои за Валхерен стали одним из самых напряжённых эпизодов осенней битвы на Шельде. Дуайт Эйзенхауэр в своих мемуарах писал: «При высадке… на остров Валхерен войска столкнулись с самым ожесточённым сопротивлением, какое они встречали где-либо у береговой линии во время Европейской кампании…»
Врата мертвецов
5 июля 1952 года в небольшом посёлке Хэмворти, что в предместье старинного английского портового города Пул, царило необычное оживление. Местные жители собрались у недавно возведённой церкви Св. Михаила, куда уже прибыли почётный караул от Королевского флота, адмирал флота сэр Филипп Вайен (Philip Vian), а также епископ Солсбери, посол Нидерландов и другие почётные гости.
Повод был необычным: в торжественной обстановке они открывали вход на территорию церкви — арку с кирпичными стенами и небольшими двустворчатыми воротами, крытую отборным корабельным дубом. Это был традиционный для Англии так называемый «личгейт», или «врата мертвецов», через которые покойников проносят перед отпеванием и захоронением на церковном кладбище. В стены ворот были вмурованы две плиты, на одной из которых была высечена надпись:
«Этот личгейт воздвигнут выжившими из Эскадры поддержки восточного фланга в память всех моряков, отдавших свою жизнь при штурме острова Валхерен 1 ноября 1944 года».
Среди присутствующих выделялась крепкая фигура пожилого коммандера флота, в котором люди старшего возраста могли узнать знаменитого до войны чемпиона Англии по регби Кеннета Селлара (Kenneth A. Sellar). Многие жители Пула помнили его как командира той самой эскадры, имя которой было высечено на мемориале. Они помнили, как однажды осенним утром эскадра ушла из Пула и больше не вернулась. Возвратился только избитый флагман, пробоины которого были заткнуты матросскими гамаками и одеялами.
Командир, сошедший на берег, первым делом заказал на свои и собранные экипажем деньги памятный знак для церкви, извещавший: «На этом месте будет поставлен личгейт эскадры». Все последующие годы Селлар собирал средства, делал проект, договаривался с церковью и Адмиралтейством по поводу оплаты работ и поставки материалов. Почему командир эскадры решил увековечить память павших товарищей именно таким образом, не известно до сих пор.
После марша почётного караула собравшиеся прошли в приходской сад, где вспоминали тех, кого потеряли. Память возвращала людей в сентябрь 1944 года, когда Черчилль в своей речи предрёк конец войны «до зимних штормов». Позади была высадка в Нормандии, немецкий фронт во Франции рухнул, и многие моряки в Пуле со значками коммандос на рукаве были уверены, что выиграли самый страшный бой в своей жизни. Пока корабли стояли на ремонте и обслуживании, многие получили отпуск. Некоторые предсказывали, что их эскадру отправят на Дальний Восток добивать японцев.
Никто не знал, что план фельдмаршала Монтгомери по быстрому прорыву к Рейну и последующему маршу на Берлин потерпел неудачу. Растянувшиеся на 500 километров от разрушенных мелководных гаваней Нормандии до фронта коммуникации уже не могли обеспечить армии союзников, и расплатой за желание покончить с войной одним ударом на пределе сил стал глубокий кризис снабжения. Для его ликвидации требовалось восстановить работу торгового порта Антверпена, второго по величине в Европе, который англичане захватили ещё 4 сентября. Увы, расположенный на берегу реки Шельды в 80 километрах от моря порт нельзя было использовать, пока от немцев не будут очищены устье реки и запирающий его остров Валхерен, тяжёлые батареи которого контролировали судоходный фарватер. 9 октября Монтгомери получил от главнокомандующего союзными войсками генерала Эйзенхауэра письмо с недвусмысленным предупреждением:
«Если мы не добьёмся возобновления работы Антверпена к середине ноября, вся операция остановится. Должен подчеркнуть, что я считаю Антверпен самой важной из наших операций на всём фронте от Швейцарии до Ла-Манша».
Штурм одной из сильнейших крепостей Атлантического вала был неизбежен.
«Соединение Т» и крепость «дивизии белого хлеба»
Предварительная проработка планов по захвату Валхерена началась ещё в сентябре. Тогда же Адмиралтейство решило, что соединение флота, атакующее остров, получит наименование «Соединение Т» (Force T). Вначале рассматривалась возможность штурма острова воздушно-десантными частями, но первая же оценка обстановки показала, что Валхерен не годится для таких операций. Высота острова над уровнем моря составляла всего несколько метров, его северо-западную часть опоясывали мощнейшие дамбы, ширина которых в основании достигала 100 метров. По меткому выражению планировщиков, это была «миска, плавающая в воде», и бортики этой миски представляли собой настоящую крепость: дамбы со встроенными в них береговыми батареями и огневыми точками, укрытыми в железобетонных укреплениях.
Стало ясно, что необходима полноценная морская десантная операция, и 1 октября 1944 года офицеры Королевского флота вместе с коллегами из RAF прибыли в штаб 1-й канадской армии для планирования операции. Армия брала на себя удар с двух направлений — на островной порт Флиссинген (англ. Флашинг), путём форсирования Шельды, и через узкий перешеек, соединяющий Валхерен с полуостровом Зёйд-Бевеланд. Задачей «Соединения Т» было нанести третий синхронный удар: высадиться в обращённой к морю северо-западной части острова у рыбацкого посёлка Весткапелле и уничтожить немецкие береговые батареи к югу до Флиссингена и в северной части Валхерена. Флоту предстояло штурмовать в лоб наиболее укреплённую часть острова, где располагались береговые батареи, контролирующие всё устье Шельды.
Основу гарнизона Валхерена составляла 70-я пехотная дивизия под командованием генерал-лейтенанта Вильгельма Дазера (Wilhelm Daser). Это было уникальное соединение, сформированное из солдат, страдающих желудочными заболеваниями. Командование сухопутных войск вермахта таким образом оригинально решило проблему с личным составом, которому по медицинским показаниям требовалось специальное питание. За эти привилегии дивизия получила в войсках ироничное прозвище «дивизия белого хлеба». Однако считать солдат Дазера небоеспособными было нельзя — многие из них получили язву или гастрит на фронте и были опытными ветеранами.
Наибольшую угрозу для десантников представляли подразделения кригсмарине: 202-й военно-морской артиллерийский дивизион под командованием корветтен-капитана Роберта Опалки (Robert Opalka), в девяти батареях которого насчитывалось 42 орудия калибром от 75 до 220 миллиметров, и 810-й военно-морской зенитный дивизион корветтен-капитана Ганса Кёлля (Hans Köll) (16 орудий калибром 105 мм и более 40 зенитных автоматов калибром 20 и 37 мм). Общее руководство этими силами осуществлял военно-морской комендант Южной Голландии капитан цур зее Франк Ашманн (Frank Aschmann).
Для того, чтобы пробить десантникам проход в дамбе Весткапелле и «размягчить оборону» всего острова, командующий 1-й армией генерал-лейтенант Гай Симондс (Guy Simonds) решил затопить остров и обратился к ВВС с просьбой о нанесении ударов по дамбам. 3 октября 247 бомбардировщиков нанесли удар по самой тонкой части дамбы (70 метров шириной у основания и 20 метров у вершины) Весткапелле и смогли пробить в ней брешь шириной 35 метров, которую поток воды с приливом увеличили в два раза. Море ринулось на Валхерен, и остров превратился в лагуну, где дважды в сутки вода поднималась в половину человеческого роста.
До конца октября авиация также обрушила 8000 тонн бомб на береговые батареи острова, но контроль результатов показал, что многие их них, компактно укрытые в железобетонных казематах, практически не пострадали. Но откладывать десантирование уже было нельзя: с 1 по 4 ноября было единственное благоприятное для высадки десанта сочетание приливных и метеорологических условий. Операция получила название «Инфэтуэйт» (Infatuate) – «Головокружение».
Сыгравшаяся команда
К 21 октября в Саутгемптоне собралась внушительная десантная флотилия из 217 кораблей. В высадке должны были принять участие элитные силы флота и армии: три отряда (по сути батальоны) коммандос морской пехоты из 4-й бригады специальной службы, 10-й отряд коммандос, укомплектованный бельгийцами и норвежцами, 1-я штурмовая бригада Королевских инженеров и части 30-й бронетанковой бригады. В порту Пул западнее Саутгемптона базировалось особое соединение, которое должно было осуществлять непосредственную огневую поддержку десантников — «Эскадра поддержки восточного фланга» (Support Squadron Eastern Flank — SSEF).
История появления эскадры была необычной. В ходе десантов на Средиземном море англичане обратили внимание, что береговая артиллерия противника склонна вести огонь по кораблям, непосредственно обстреливающим её, игнорируя десантные суда, идущие к берегу без открытия огня. Исходя из этого, флот создал эскадру, играющую роль приманки для береговых батарей. Это была крайне рискованная тактика, необычная для Королевского флота, но успешный опыт действий в Италии и Франции убедил англичан, что это работает, а риск и потери были на приемлемом уровне.
Десантные корабли различных типов были построены или переоборудованы в плавучие ракетные, зенитные и артиллерийские платформы. Они нередко выполняли специальные секретные задания, а их экипажи носили отличительные знаки коммандос флота. SSEF, насчитывавшая 27 кораблей, получила своё название во время высадки в Нормандии, где обеспечивала поддержку десантникам на восточном фланге британской зоны высадки «Суорд» (Sword — «Меч»). Командовал эскадрой коммандер Кеннет Селлар, за своё характерное лицо ещё в военно-морском колледже получивший кличку «Обезьяна», которой даже гордился. Он служил на десантных кораблях с 1941 года и был одним из самых опытных специалистов по десантным операциям.
Для дальней огневой поддержки Адмиралтейство выделило линкор «Уорспайт» (HMS Warspite), а также мониторы «Робертс» (HMS Roberts) и «Эребус» (HMS Erebus). Этим отрядом командовал кэптен Марсель Келси (Marcel Kelsey). Возглавил «Соединение Т» кэптен Энтони Пагсли (Anthony F. Pugsley), его флагманом стал эсминец «Кингсмилл» (HMS Kingsmill). Адмиралтейство не зря подобрало именно этих командиров — Пагсли, Селлар, Келси и командир 4-й бригады бригадир Бернард Лейстер (Bernard W. Leicester) были хорошо знакомы, сражаясь вместе в зоне высадки «Суорд» и с береговыми батареями Гавра.
Пока десантники тренировались в дюнах под Остенде, экипажи десантных кораблей наслаждались отдыхом в Англии. Многие из моряков считали, что раз война в Европе заканчивается, их могут отправить на Дальний Восток, сражаться с японцами. Но в середине октября все отпускники внезапно получили приказ немедленно вернуться на свои корабли. Никто из моряков и старшин не знал, куда и на сколько они идут, когда 28 октября 1944 года в 05:00 эскадра Селлара снялась с якорей и начала выход в открытое море.
31 октября «Соединение Т» в полном составе собралось в Остенде, но только в 21:00, за три часа до выхода на операцию, командиры кораблей довели боевую задачу экипажам. Как вспоминал главный механик флагманского корабля LCH 269 Бэзил Вулф (Basil Woolf), коммандер Селлар лёгкой прогулки не ожидал. Он показал на картах расположение немецких батарей, привёл характеристики их орудий и секторы обстрела. Прикрытые двухметровым слоем железобетона огневые точки во что бы то ни стало требовалось отвлечь на себя и подавить огнём прямой наводкой. Главная задача формулировалась просто — коммандос должны зацепиться за берег в районе прорыва дамбы и развернуться для штурма батарей. Мониторы обеспечивали поддержку огнём тяжёлой артиллерии, предварительная бомбардировка с воздуха оставалась под вопросом из-за погодных условий.
Сразу после полуночи 1 ноября «Соединение Т» начало выход из Остенде, чтобы совершить семичасовой переход к Валхерену. Как только начал заниматься рассвет, кэптен Пагсли с облегчением увидел, что штурманы не подвели: на траверзе показалась полоска берега с характерным маяком Весткапелле. Оставалось принять решение о начале операции: из Англии пришло предупреждение, что запланированный удар 1000 тяжёлых бомбардировщиков по зоне высадки отменён по погодным условиям. Пагсли и Лейстер обладали полномочиями на отмену операции, но они знали, что другого шанса, скорее всего, не будет. «Моряк, который атакует форт — просто дурак», — заметил как-то великий адмирал Нельсон. Офицеры Королевского флота всегда обладали своеобразным чувством юмора, и в 07:30 в эфире прозвучало кодовое слово «Нельсон» — приказ начать операцию.
В очереди на смерть
Первыми вперёд ринулись два катера типа ML, которые должны были обозначить фланги высадки. Командный пункт немецкого 202-го дивизиона в Домбурге, где размещалась его самая тяжёлая 5-я батарея из четырёх 220-мм орудий, обнаружил противника, и батарея начала пристрелку. Пока в шести милях от берега десантная армада медленно начала разворачиваться в боевой порядок, тяжёлые корабли Марселя Келси в 08:15 открыли огонь по своим целям.
«Уорспайт» взял на себя батарею в Домбурге, монитор «Робертс» открыл огонь из своих 381-мм орудий по батарее W15 — так англичане обозначили 6-ю батарею 202-го дивизиона, вооружённую четырьмя 94-мм трофейными английскими и двумя 75-мм орудиями. Батарея размещалась в бункерах прямо на дамбе — всего в 150 метрах от пролома, в который должны были войти десантные средства. «Эребус» должен был подавить батарею W13, расположенную южнее зоны высадки, — она могла простреливать её насквозь фланкирующим огнём своих четырёх 150-мм орудий. Здесь произошла первая серьёзная осечка — башню старого монитора заклинило. Пагсли немедленно приказал «Робертсу» взять на себя и W13, в результате десант теперь мог рассчитывать только на его два 381-мм орудия с теоретической скорострельностью один выстрел в две минуты, стреляющие по разным целям.
Десантные силы разделились на три отряда. Коммандос должны были высаживаться на двух участках — «красном» у северной стороны пролома дамбы и «белом» у его южной стороны, общей протяжённостью около одного километра. Через час после высадки штурмовых групп корабли с боеприпасами, снабжением и подразделениями обеспечения должны были осуществить высадку южнее участка «белый», на «зелёный» участок снабжения и ремонта.
Эскадре Селлара, которая начала развёртывание в боевой порядок в 07:50, предстояло также разделиться на два отряда у «белого» и «красного» участков и оставаться на позициях в одной миле от берега за 20 минут до подхода штурмовых отрядов. В 08:29 корабли эскадры поддержки подошли на пистолетную дистанцию к участкам высадки, и бой начался. Первыми c дистанции 4000 метров открыли огонь по «белому» участку десантные ракетные корабли LCT(R) (Landing Craft Tank — Rocket). Они могли одним залпом выпустить 1066 реактивных снарядов, уничтожая минные поля и всё живое на большой площади.
LCT(R) 363 своим залпом снёс радиолокационную станцию на дамбе и сразу же был накрыт снарядами с W13. В машинном отделении корабля начался пожар. LCT(R) 334 лейтенанта Эрнеста Ховарда (Ernest Howard) только готовился к залпу, когда осколки 150-мм снарядов воспламенили двигатели 40 ракет. Те устремились в сторону кораблей северной штурмовой группы и начали рваться среди них. Ховард сумел восстановить управление и дать залп, после чего вывел на буксире охваченный огнём и потерявший ход LCT(R) 363 и направился в Остенде — для них бой был окончен.
Тем временем три корабля LCG(L) (Landing Craft Gun — Large), вооружённые парой 120-мм орудий каждый, вели яростный огонь по огневым точкам на южном крае пролома дамбы, представляя собой отличную мишень для батареи W13. Подчинённым корветтен-капитана Опалки понадобились считанные секунды, чтобы пристреляться, и LCG(L) 10 под командованием лейтенанта Холбрука (Clifford Holbrook) получил попадание 150-мм снаряда. Несмотря на сильный пожар, взрыв боеприпасов и уничтоженный пункт управления огнём, Холбрук сформировал из выживших моряков орудийные расчёты, которые продолжили вести огонь по противнику. LCG(L) 11 получил два попадания, его командир был тяжело ранен, кораблю пришлось отойти с линии огня — однако и он, справившись с повреждениями, вернулся в бой. LCG(L) 9 маневрированием и постановкой дымовых завес смог избежать попаданий.
Тем временем в поле зрения артиллеристов W13 появилась новая групповая цель. Три корабля LCS(L) (Landing Craft Support — Large), вооружение которых составляли танковая башня с 57-мм орудием, один 20-мм «Эрликон» и спарка 7,7-мм «Льюисов», в сопровождении LCG(M) 102 (Landing Craft Gun — Medium), вооружённого двумя армейскими 17-фунтовыми гаубицами в башнях, шли к берегу. Они должны были подавить опорный пункт W266, доты которого могли простреливать «белый» участок высадки, но смертоносная W13 буквально уничтожила маленькое соединение.
С интервалом в несколько минут снаряды поразили LCS(L) 252 и LCS(L) 256. На этих кораблях стояли бензиновые двигатели, и пожары сразу вышли из-под контроля. Экипажи пытались бороться с огнём, но вскоре оба корабля взорвались. LCS (L) 258 пытался спасти немногих выживших, но и его постигла та же участь. LCG(M) 102 под командованием лейтенанта Дональда Флори (Donald Flory) получил снаряд под мостик, однако продолжил выполнять задачу. Корабль подошёл вплотную к берегу и открыл огонь по бункерам, хотя против их стен снаряды его орудий были бессильны. Десантные суда уже подходили к «белому» участку, и морские пехотинцы на их борту с ужасом смотрели, как у берега взрываются и гибнут корабли поддержки. LCG(M) 102 оставался стоять под огнём, отвлекая немцев от судов с десантом, пока десятки попаданий не разорвали его на куски. Экипаж погиб до последнего человека.
На смену погибшим товарищам, прикрывая уже начавших высадку коммандос, бросились корабли, у которых против береговых батарей вообще не было никаких шансов. Это были три «зенитных» LCF (Landing Craft Flak), вооружённые восемью «Эрликонами» и четырьмя 40-мм «помпомами». LCF 37 сразу получил несколько попаданий, после чего начал взрываться его гигантский боезапас из 100 тысяч зенитных снарядов, и корабль затонул с большими потерями в экипаже. Получившему тяжёлые повреждения и потерявшему ход LCF 32 Селлар разрешил выйти из боя на буксире у третьего «флакшипа» LCF 35. Выживший радист одного из «флакшипов» позднее писал в своих воспоминаниях:
«Мы просто позволили им убивать себя одного за другим, чтобы коммандос смогли высадиться. Ты знаешь, что ты следующий, и ничего не можешь с этим сделать, требуется просто принять это. Нам говорили, что это хорошая тактика. Я не думаю, что это хорошая тактика, но, полагаю, у командования не было другого выбора».
Сам командир эскадры в это время на своём LCH 269 метался под огнём вдоль всей зоны высадки, подбирая из воды выживших и управляя боем. Внезапно батарея W13, в течение 30 минут расстреливавшая в упор южный отряд эскадры, замолчала. Как выяснилось позднее, на каждое орудие батареи было только 200 снарядов, а погреба с дополнительным боекомплектом затопило. К этому времени южный отряд уже выполнил задачу: десантники смогли высадиться на «белом» участке и понесли минимальные потери.
Настоящий «День D»
Бой северной группы эскадры начался ещё хуже, и виной тому снова были свои ракетные корабли. Три передовых артиллерийских LCG(L) уже подходили к рубежу открытия огня, когда ракетчики открыли огонь по зоне высадки. По-видимому, партия заряженных в установки ракет имела какой-то дефект, но если залп LCT(R) 457 ко всеобщему удивлению почти сразу упал в море, то ракеты LCT(R) 378 пролетели дальше и начали рваться среди головных кораблей поддержки. Когда «Флакшип» LCF 42 получил несколько попаданий, на корабле немедленно вспыхнул пожар; 33 члена экипажа были ранены, но командир сумел справиться с огнём и вернуться в бой, хоть и безоружным — его орудийные расчёты были выкошены. LCG(L) 2 получил попадание, которое тоже привело к потерям, и на некоторое время лишился хода, однако и этот корабль быстро вернулся на позицию.
Им предстояла схватка с батареей W15, орудия которой уступали пушкам W13 в мощи, но не в подготовке расчётов. С монитора «Робертс» фиксировали точные попадания своих 381-мм снарядов по позициям батареи, однако экипажи северной группы этого особо не почувствовали. Первым получил два снаряда LCG(L) 1, на котором были убиты или ранены все офицеры. Потерявший управление корабль пошёл прямо в сторону берега, пока не уткнулся носом в пляж, где и остался под огнём немцев. LCG(L) 2 нащупал мёртвую зону орудий W15, подойдя вплотную к берегу и обстреливая огневые точки немцев на дамбе.
Но здесь он попал в сектор стрельбы 88-мм орудия немцев, которое изрешетило машинное отделение корабля. Попытка отойти от берега сразу же привела к попаданию в мостик, и командование кораблём принял на себя чудом выживший рулевой Артур Харрис (Arthur Harris). LCG(L) 17, получая попадания, держался, продолжая идти вдоль берега и поливая огнём всё, что попадало в прицелы.
Тем временем, полностью повторяя сценарий южной группы, в бой вступили три малых LCS(L) и один LCG(M). Танковые башни малых кораблей были абсолютно бессильны против орудий дамбы, и, хотя командир группы лейтенант Эдвард Хауэлл (Edward Howell) приказал идти зигзагом на полной скорости, его LCS(L) 260 получил попадание, после которого сразу загорелся. Каким-то чудом топливные цистерны с тоннами бензина не взорвались, и LCS(L) 259 смог на буксире вытащить горящий корабль Хауэлла с линии огня. Оставшийся LCS(L) 254 оказался самым отчаянным — он решил вытащить с пляжа LCG(L) 1, который горел, беспомощно приткнувшись к берегу. Двигатели LCS(L) 254 оказались бессильны перед такой задачей, но с LCG(L) 1 сняли остававшихся в живых, и вовремя: как только спаситель дал задний ход, LCG(L) 1 взорвался.
Командир LCG(M) 101 лейтенант Джордж Фламанк (George Flamank) сумел пройти сквозь шквальный огонь батареи и уткнулся в берег в 30 метрах от своей цели, опорного пункта W267. Носовая часть корабля оказалась под бешеным огнём стрелкового оружия немцев, по корме с флангов били орудия. Орудия LCG(M) 101 успели дать 50 залпов, прежде чем башни полностью вышли из строя. Фламанк решил отойти в море и сразу понял, что корабль не спасти: LCG(M) 101 опрокинулся. Спасшиеся моряки забирались на плавающий вверх дном корпус и вытаскивали раненых. Проходящий мимо пехотно-десантный корабль спас выживших, включая Фламанка, который получил за этот бой Крест «За выдающиеся заслуги» (DSC — Distinguished Service Cross).
Последними прикрывали десантников вновь самые слабые и бессильные против береговых укреплений «флакшипы» эскадры. Они и так уже понесли потери от «дружественного огня», но без колебаний пошли вперёд, выстреливая по дамбе тысячами зенитных снарядов, отвлекая немцев от высаживающегося 41-го отряда коммандос. Внимание, которого зенитчики эскадры требовали к себе, они получили от немцев сполна. LCF 38 получил снаряд прямо в рубку, где погибли все. Разобрав обломки мостика, матросы смогли извлечь тела своих погибших офицеров и восстановить управление кораблём. Командование взял на себя капрал Уильям Миллер (William Miller), который упрямо повёл корабль вперёд. Ещё несколько попаданий окончательно превратили LCF 38 в пылающую развалину, после чего LCF 36 забрал выживших и отбуксировал горящий остов в море.
В воздухе тем временем наконец появились штурмовики 84-й авиагруппы RAF. «Тайфуны» и сопровождавшие их «Спитфайры» с рёвом проносились над дамбой, поливая огнём открытые огневые точки немцев. Высадка уже шла полным ходом, и хотя батареи и опорные пункты немцев ещё огрызались огнём, их гарнизоны уже гораздо больше беспокоили коммандос, которые сразу пошли на штурм. С начала боя прошёл всего час, но время для участников штурма остановилось. Впоследствии, когда штабные подразделения восстанавливали хронологию операции, выяснится, что события, произошедшие с 08:30 до 09:30, отложились в памяти людей как произошедшие на закате дня.
Уцелевшие корабли эскадры до 12:30 дня продолжали вести огонь, отвлекая немцев от коммандос, после чего сопротивление противника было окончательно сломлено. Один из командиров кораблей признался, что истратил за эти несколько часов боеприпасов больше, чем за шесть суток боёв во время высадки в Нормандии. Даже коммандос, принимавшие участие в боях 6 июня 1944 года, говорили: «Вот это и был настоящий «День D». Командование 4-й бригады признавало, что если бы батарея W13 не истратила все снаряды по кораблям Селлара, высадка могла сорваться.
Тактика, под которую создавали эскадру поддержки, вновь сработала, но в этот раз цена оказалась слишком высока. Из 27 кораблей эскадры девять было потоплено, семь получили тяжёлые повреждения. Потери экипажей составили 172 погибших и около 200 раненых. Пережив ночь у проклятого острова, уцелевшие корабли взяли курс на Остенде — все, кроме флагманского LCH 269, который Селлар повёл обратно в Пул. 2 ноября 1944 года Эскадра поддержки восточного фланга прекратила существование, вместе с ней исчезла и тактика отвлечения на себя батарей противника.
Первоначальный список представленных к наградам позднее урезали более чем вдвое. Первый морской лорд Эндрю Браун Каннингем (Andrew Browne Cunningham) считал, что в этом бою были люди, достойные Креста Виктории, но его мнение также было проигнорировано. По мнению многих ветеранов британского флота, бой не получил достойного признания, и в наши дни о нём мало кто знает даже в Великобритании. Возможно, это связано с нехарактерной для Королевского флота «самоубийственной» тактикой, но Кеннет Селлар в своём рапорте о ходе боя не испытывал сомнений:
«Предварительная оценка показывала, что мы встретим сильное сопротивление и понесём серьёзные потери. Это считалось приемлемым, если коммандос смогут высадиться на берег. Я считаю, что пока немцы вели огонь по кораблям эскадры, наши действия и потери были оправданны. Если бы они перенесли огонь на суда с десантом, я бы приказал подойти ещё ближе и заставил бы их вести огонь по кораблям эскадры».
Источники и литература:
- Монтгомери, Бернард. Мемуары фельдмаршала – М.: «Вагриус», 2006
- Шульман, Милтон. Поражение на западе. Разгром гитлеровских войск на Западном фронте – М.: Центрполиграф, 2004
- Эйзенхауэр, Дуайт. Крестовый поход в Европу – Смоленск: «Русич», 2000
- Rawson, Andrew. Walcheren. Operation Infatuate – Pen & Sword, 2003
- Tompson, Reginald William. The Eighty-five days. The story of the battle of the Sheldt – Arcole Publishing, 2017
- http://billporterswar.blogspot.ru
- http://gallery.commandoveterans.org
- http://www.combinedops.com
- http://www.iwm.org.uk
- http://www.lexikon-der-wehrmacht.de
- http://www.naval-history.net
- http://www.navsource.org
- https://www.ibiblio.org
- https://www.navyhistory.org.au
Комментарии к данной статье отключены.