Малые размеры, высокая скорость и способность торпедных катеров постоять за себя делали их первыми кандидатами на роль транспортных средств при проведении различного рода спецопераций у вражеского побережья. Командование было довольно результатами первых рейдов, и, несмотря на отдельные неудачи, спецоперации с привлечением «москитов» продолжились.
Операции у берегов Бретани
После нелепой гибели 27 июля 1942 года от пожара на борту катера MGB-501 15-я флотилия продолжала спецоперации у северных берегов Бретани, в том числе в рамках деятельности Управления специальных операций (Special Operations Executive — SOE) и Секретной разведывательной службы (Secret Intelligence Service — SIS). Как и раньше, это была доставка агентов и снаряжения для Сопротивления на занятое противником побережье, либо эвакуация оттуда агентов, членов Сопротивления и экипажей сбитых над Францией самолётов. Поначалу в операциях участвовали только числившиеся в составе флотилии MGB-318 и MASB-36, к которым при необходимости присоединяли другие «Фермайлы C» или реквизированные флотом дрифтеры типа MFV. Помимо стандартных операций, катерам приходилось выполнять и необычные спецзадания.
Так, 26 августа 1942 года в ходе операции «Нептун» (Neptun) MGB-318 и MGB-323 подошли к флотилии французских ловцов тунца, промышлявших в районе Западных подходов, предупредили их об угрозе британских воздушных атак из-за действий германских субмарин и убедили экипажи двух судов следовать в Англию.
В ноябре 1943 года в состав флотилии вошли MGB-502 и MGB-503, а в марте 1944 года — MTB-718, с которого сняли торпедные аппараты. Теперь флотилия, которой командовал лейтенант Питер Уильямс (Peter Williams), насчитывала пять катеров и 125 человек личного состава. На MGB-502 Уильямс с ноября 1943 по август 1944 гг. выполнил 10 рейсов к побережью Бретани.
26 февраля 1944 года в ходе операции «Измент II» (Easement II) MGB-502 высадил у Бег-ан-Фри двух агентов, в том числе будущего президента Франции Франсуа Миттерана, и принял на борт пятерых агентов и пилота-родезийца со сбитого «Тайфуна». Спустя 50 лет Уильямс стал кавалером ордена Почётного легиона.
Командир MGB-503 лейтенант Роберт Маршалл (Robert M. Marshall), уже получивший DSC за потопление на MTB-607 двух шнелльботов в сражении 25 октября 1943 года, был удостоен второго DSC за эвакуацию в январе-марте 1944 года из залива Сен-Бриё около 100 сбитых лётчиков и агентов. В ходе последней операции катер Маршалла принял на борт 30 человек. При этом, несмотря на наличие в районе операции нескольких береговых РЛС, Маршалл во всех случаях избежал обнаружения и перехвата.
Случаев намеренного перехвата немцами катеров у французского побережья не было, однако несколько встреч с патрульными кораблями всё-таки произошло. Так, в ходе операции «Шарф» (Scarf) MGB-502 и MTB-718, выйдя в 20:00 15 апреля 1944 года из Дартмута с шестью агентами SOE и амуницией на борту, в 01:53 16 апреля подошли к Бег-ан-Фри. В километре от берега катера остановились, на лодках переправили людей и грузы на берег и приняли оттуда 20 человек, но когда отходили от берега на приглушенных двигателях, в 03:36 были обстреляны тремя немецкими дозорными кораблями. Не открывая огонь, MGB-502 ответил световым сигналом, и немцы, приняв британские катера за свои, прекратили стрелять и удалились. На MGB-502 погиб Уильям Сендаллс (William Sandalls) из расчёта «Эрликона» — это была единственная за всю войну жертва 15-й флотилии.
Командиры катеров в ходе спецопераций имели категорический приказ не ввязываться в бой. Тем не менее, известен случай намеренного нарушения этого приказа. В сентябре 1944 года в ходе операции «Нокаут» (Knockout) MTB-718 выгрузил в Беноде, что между Брестом и Лорианом, 25 контейнеров со снаряжением для войск «Свободной Франции», после чего по просьбе командира французов в Аудерне принялся оказывать артиллерийскую поддержку войскам, подавлявшим очаг сопротивления немцев. Немцы ответным огнём несколько раз поразили катер, после чего лейтенант Рональд Седдон (Ronald F. Seddon) вынужден был отойти под прикрытием дымовой завесы. Седдона ожидал трибунал, но находившийся в ходе боя на борту MTB-718 командир Хелфордской флотилии сообщил командованию: «К счастью, дух Нельсона ещё не умер». Проступок оставили без последствий.
23 марта 1944 года по просьбе Управления стратегических служб США для сбора разведданных и высадки агентов на побережье Франции была сформирована 2-я эскадра торпедных катеров под командованием лейтенант-коммандера Джона Балкли (John D. Bulkeley) в составе PT-71, PT-72 и PT-199. После быстрого капитального ремонта эти катера, уже только с артиллерийским вооружением, 24 апреля были доставлены в Дартмут. Там их оснастили специальным навигационным оборудованием, а также дооборудовали глушителями двигателей и другими приспособлениями для операций у занятого врагом берега. Команды были проинструктированы британцами по поводу особенностей деятельности в водах Канала.
Первую операцию «Гловер IV» (Glover IV) 2-я эскадра провела в ночь на 20 мая, когда PT-71 доставил из Дартмута на Иль-Гранд агента и принял от встречающих разведданные о береговой обороне. Американцы избежали контакта с противником, что было характерно для всех 19 операций 2-й эскадры.
Завершила свою деятельность у берегов Бретани 2-я эскадра 4–9 октября 1944 года, когда MGB-503 и PT-199 выполняли фотосъёмку французского побережья у Лезадриё, но прервали операцию из-за ухудшения погоды, а MGB-318 15-й флотилии последнее задание выполнил 22 ноября, доставив в Дьепп амуницию для агентов, которую затем отправили в Бордо.
Соединение маломасштабных рейдов
Ещё одно подразделение, известное как 62-е подразделение коммандос или Соединение маломасштабных рейдов (Small Scale Raiding Force — SSRF), подчинённое SOE, использовало в качестве средства доставки бойцов для своих операций в Канале экспериментальный 40-узловой 55-футовый MTB-344. Командовал этим соединением майор Густавус Генри Марч-Филлипс (Gustavus Henry March-Phillipps).
Из множества операций SSRF в Канале стоит упомянуть только самые известные.
Первая операция под наименованием «Баррикада» (Barricade) состоялась в ночь на 15 августа 1942 года. Высадившиеся с MTB-344 11 коммандос должны были напасть на позиции зенитной артиллерии и РЛС к северо-западу от Пуэнт-де-Саир, что к югу от Барфлёра (полуостров Котантен), но наткнулись на патруль. Англичане убили троих и ранили шестерых немцев, после чего без потерь ретировались.
В ночь на 3 сентября была проведена операция «Дриада» (Dryad). Высаженные с MTB-344 12 коммандос внезапным нападением захватили семерых немцев с маяка Каскетс (Нормандские острова) — гарнизон и радистов, и доставили их в Англию.
Операция «Акватинт» (Aquatint) закончилась провалом. Все 13 коммандос, высадившиеся в ночь на 13 сентября у Сент-Онорина в устье Сены, попали в засаду немецкого патруля и были убиты либо взяты в плен; в числе погибших оказался и майор Марч-Филлипс. MTB-344 был повреждён обстрелом с берега и ушёл на одном двигателе.
Рейд на остров Сарк (Нормандские острова) 62-е и 12-е подразделения коммандос провели в ночь на 4 октября в рамках операции «Базальт» (Basalt). Британцы захватили пятерых пленных, но один из них начал кричать, чтобы предупредить гарнизон об опасности, и был застрелен. Когда оставшихся четверых потащили к катеру, они начали сопротивляться, и пришлось ликвидировать ещё троих. После того, как немцы выяснили, что у убитых связаны руки, Гитлер подписал секретный приказ от 18 октября 1942 года, предписывающий казнить без разбирательства любого захваченного британского коммандос — вооружённого или безоружного, в форме или без неё.
В январе 1943 года Комитет начальников штабов ограничил диверсионные операции в пользу разведывательных операций, что, как следствие, привело к расформированию SSRF. Последний рейд состоялся в рамках операции «Пуссифут» (Pussyfoot) в ночь на 4 апреля 1943 года: MTB-344 должен был высадить 10 коммандос на остров Херм (Нормандские острова) для захвата пленных, но из-за сильного тумана его с полдороги вернули назад.
MTB-344 принял участие в 17 рейдах SSRF. Командир катера лейтенант Фредерик Борн (Frederick W.P. Bourne) за участие в этих операциях был награждён DSO.
В дальнейшем коммандос сосредоточились на сборе разведывательной информации на побережье Европы для предстоящего вторжения. Так, в июле-сентябре 1943 года в рамках операции «Старки» (Starkey) 10-е и 12-е подразделения коммандос провели шесть разведывательных рейдов на северо-восточное побережье Франции. Позже, 24–28 декабря 1943 года, они же предприняли очередную серию рейдов на Нормандские острова и вдоль северного побережья Франции под общим наименованием «Хардтак» (Hardtack) с задачей разведки доступных к высадке участков и захвата пленных. В состав каждой из разведгрупп входило не более 12 бойцов, которых доставляли в намеченный пункт катера.
С приближением «Дня D» спецподразделения снова увеличили количество разведывательных операций с использованием боевых катеров у северного побережья Франции, особенно в районе предстоящей высадки. Характерной можно считать серию из четырёх операций «Тарбраш» (Tarbrush) 15–18 мая 1944 года по выявлению подводных противодесантных заграждений, главным образом в устье Сены.
В каждой из этих операций доставленные ночью к занятому врагом берегу на торпедном катере несколько бойцов 10-го подразделения коммандос пересаживались на небольшую лодку-дори с малой осадкой либо надувную лодку и обследовали намеченные участки в приливной зоне. Так были выявлены и обследованы заграждения в виде прикреплённых сверху к кольям тарельчатых противотанковых мин, на которые могли наткнуться подходящие ночью к берегу в прилив десантные суда. Впрочем, как выяснилось, мины не имели герметичного корпуса, а потому были подвержены коррозии и особой опасности не представляли.
Все потери катера, задействованные в спецоперациях, понесли на минах. В ходе операции «Нептун» в ночь на 27 июня в заливе Сены на акустической мине погиб MGB-326 из 1-й флотилии, отходивший от берега с группой коммандос на борту, но обошлось без жертв. Ещё раньше, 11 июня, погиб MGB-17. После высадки в Нормандии одной из разновидностей спецзаданий для «москитов» стала доставка на уже захваченный берег офицеров спецслужб и других важных пассажиров. Именно во время выполнения подобного рейса в 100 ярдах от берега налетел на мину этот катер. Немцы почему-то считают причиной гибели MGB-17 обстрел со шнелльбота S-171 в ночь на 12 июня, хотя к этому времени британский катер уже давно лежал на дне с большой пробоиной в носу.
В ночь на 8 июля торпедные катера 29-й канадской флотилии были направлены к устью канала Уистреам, к занятому врагом побережью близ стоянки судов Восточного соединения, чтобы обнаружить места пуска человеко-торпед «Негер» (Neger). Двигаясь на малом ходу по мелководью, MTB-463 миновал 26 мин, но около 05:00 8 июля подорвался на 27-й и затонул. Погибших не было — весь экипаж, в том числе пятерых раненых, подобрал шедший следом MTB-466.
У берегов Голландии
Особенно трудными были спецоперации у побережья Голландии, густонаселённого и насыщенного войсками, прикрытого несколькими военно-морскими базами с большим количеством кораблей. Впрочем, британцев это не останавливало — в этой работе приведены лишь несколько операций с участием торпедных катеров.
В сентябре 1943 года у британцев возникла потребность выяснить, где на побережье Нидерландов можно безопасно высадить агентов, чтобы затем они могли беспрепятственно обойти немецкие посты. В частности, как слабое звено «Атлантического вала», их давно привлекал внимание район Вассенаарских дюн севернее Схевенингена — здесь было меньше бункеров и, предположительно, меньше войск, охранявших побережье. Для доразведки отправили группу коммандос.
В ночь на 27 октября 1943 года в рамках операции «Мадонна Эйбл» (Madonna Able) MTB-671 доставил майора Патрика Портуса (Patrick A. Porteous) с 15 бойцами 4-го подразделения коммандос к голландскому побережью в районе Схевенингена. Пересев на моторную лодку-дори, коммандос в густом тумане направились к месту высадки. Из-за поломки компаса они сбились с курса и решили вернуться на катер, однако рация тоже вышла из строя. Световыми сигналами катер вызвать не удалось, — тот уже ушёл, — и коммандос направились в Англию на лодке! Когда закончились запасы топлива, бойцам пришлось взяться за весла, но всё закончилось благополучно — на лодку наткнулся спасательный катер Королевских ВВС, и бравые коммандос вернулись домой.
Новую попытку высадить коммандос в этом районе британцы предприняли в ночь на 25 февраля 1944 года в рамках операции «Премиум I» (Premium I). В 16:00 24 февраля MTB-682 вышел в море с группой французов капитана Шарля Трепеля (Charles Trepel) из 10-го подразделения коммандос на борту. Однако в 21:30 в 10 милях от голландского побережья операция была свёрнута из-за выхода из строя навигационного оборудования.
В 16:00 27 февраля командир 55-й флотилии лейтенант-коммандер Дональд Бредфорд (Donald G.) Bradford на MTB-682 или MTB-617 снова вышел из Грейт-Ярмута к Вассенаару с французскими коммандос на борту в рамках операции «Премиум II» (Premium II). В условиях плохой видимости у голландского побережья британцы неожиданно наткнулись на пять немецких тральщиков. Поскольку немцы не открыли огонь, Бредфорд предположил, что его приняли за своего, и пристроился позади ордера. После часа совместного следования в южном направлении британский катер скрылся в дымовой завесе и после полуночи 28 февраля вышел в точку высадки.
В 01:20 в 600 метрах от берега восемь французов пересели в моторную дори. В 30 метрах от берега шестеро коммандос сели в надувную лодку и около 02:00 высадились на пляж, а дори с двумя остальными отошла от берега на 100 метров в ожидании их возвращения. Что произошло дальше, неизвестно по сей день — с дори видели только поднявшуюся на берегу суматоху. В 05:00 Бредфорд, не дождавшись радиосвязи с группой, приказал дори возвращаться на борт и ушёл на базу. Немцы сообщили, что выловили их воды шесть тел коммандос без следов ранений и предали их земле на кладбище в Гааге.
У норвежских берегов
У берегов Норвегии, как и в Канале, масштабные диверсионные рейды уходили в прошлое. Спецоперации, в которых принимали участие «москиты», здесь также свелись к доставке и эвакуации агентов, однако несколько отличных от общей массы рутинных операций норвежцы всё-таки провели.
Операция «Картун II» (Cartoon II) началась в ранние часы 23 января 1943 года, когда 30-я флотилия торпедных катеров почти в полном составе вышла из Лервика и взяла курс к берегам Норвегии. Целью похода были немецкий пиритовый рудник на острове Сторд, что южнее Бергена. На борту семи катеров находилось 50 бойцов 12-го и 10 бойцов 10-го подразделений коммандос. На MTB-626 лейтенанта Кнута Бьёгеберга (Knut Bøgeberg) шёл командир флотилии лейтенант Рагнвальд Тамбер (Ragnvald A. Tamber), руководивший всей операцией.
Перед этим норвежские траулеры «Гуллборг» (Gullborg) и «Сьёливет» (Sjølivet) в течение некоторого времени, смешавшись с местными рыбацкими лодками, собирали информацию о деятельности немцев в этом районе. На переходе флотилия была обнаружена немецкими самолётами и немедленно приняла более южный курс, чтобы ввести противника в заблуждение.
План состоял в том, чтобы высадить большую часть десанта в маленькой гавани Сагваг на юго-западной стороне Сторда, недалеко от пиритовой шахты. MTB-626 и MTB-627 должны были атаковать гавань и высадить коммандос, в то время как другие катера прикрывали район высадки — MTB-618 и MTB-623 с севера, а MTB-620, MTB-625 и MTB-631 — с юга и востока.
MTB-626 и MTB-627 выпустили торпеды в гавань, взорвав пирс, и принялись обстреливать берег из всего оружия. В полночь 24 января MTB-626 высадил своих коммандос на остатки пирса, а MTB-627 — на небольшой причал на другой стороне гавани. Немцы открыли ответный огонь, один коммандос был убит, и катера использовали своё оружие для подавления вражеского огня.
Между тем, другие катера сделали всё возможное, чтобы сбить немцев с толку. Они отвлекли их внимание, вызвав на себя огонь береговых укреплений. MTB-620 и MTB-631 вошли в гавань Лервика на юго-востоке острова, причём первый обстрелял и поджёг судно «Илзе М. Русс» (Ilse M. Russ), а MTB-625 выставил мины у восточного побережья острова.
На суше высаженные коммандос, каждый с 50 фунтами взрывчатки, за 25 минут преодолели две мили и подорвали рудник; больше года объект не работал. Троих немцев взяли в плен, а укрепления уничтожили. Из коммандос один был убит и двое ранены, на MTB-626 ранены семь членов экипажа, а MTB-618 и MTB-623, которые до нападения на пиритовую шахту ушли к северу, попали под огонь немецкой береговой батареи и были повреждены; трое членов их экипажей получили ранения. На обратном пути MTB-625 был атакован «Юнкерсом» Ju 88, но огнём с катера самолёт был сбит.
Это была последняя диверсионная операция коммандос на территории Норвегии. Далее они использовались как разведчики и наводчики в интересах катеров, пока те скрывались во фьордах в ожидании целей.
Трагедия MTB-345
После потопления 4 июня MTB-620 и MTB-626 парохода «Альтенфельс» (Altenfels) был сделан вывод, что короткие летние ночи не являются помехой для походов катеров к берегам Норвегии. Исходя из этого, 9 июня из Лервика к норвежскому побережью вышли MTB-653 и MTB-345. Последний был экспериментальным 55-футовым катером фирмы «Торникрофт» водоизмещением 16 тонн, переданным 30-й флотилии 16 марта 1943 года из состава 12-й флотилии торпедных катеров в Дартмуте. 6 мая командование над ним принял лейтенант Альф Андерсен (Alf H. Andersen), который был также инициатором эксперимента с использованием лёгких катеров у побережья Норвегии.
MTB-345 мог развить скорость 41 узел, а с использованием электромотора — бесшумно двигаться на 6 узлах, был вооружён двумя пулемётами «Льюис» винтовочного калибра, двумя 18-дюймовыми торпедами и двумя глубинными бомбами. Недостатком были малые мореходность и радиус действия, что требовало хороших погодных условий и сопровождения к месту операции более крупными боевыми единицами.
Вечером 9 июня у берегов Южной Норвегии в тумане катера потеряли друг друга. MTB-653 вернулся к Шетландским островам, чтобы на следующий день попытаться встретиться с MTB-345 в условленном месте. Андерсен же в 02:00 10 июня достиг маяка Утвар и в 03:30 встал там на якорь. С наступлением ночи MTB-345 продолжил движение к месту встречи близ Сулы, где нашёл MTB-653 с топливом для него. После безрезультатного 12-дневного патрулирования в Согне-фьорде MTB-345 вернулся в Лервик рано утром 23 июня. Оценивая операцию, Командование признало катер пригодным к использованию во фьордах в летнее время, однако второй его поход закончился трагически.
В 13:30 24 июля Лервик покинули MTB-619, MTB-623, MTB-620 и MTB-345. По пути к берегам Норвегии катера разделились. MTB-620 и MTB-345 в 23:50 достигли маяка Утвар, после чего повернули на юг. В ходе заправки (MTB-345 принял от «дога» 700 литров горючего) катера были обнаружены немецкой летающей лодкой BV 138, которую обстреляли. После этого командир группы лейтенант Андерсен приказал MTB-620 возвращаться в Лервик, а сам замаскировал свой катер близ Утвара.
Теперь первостепенное значение имело пополнение топлива из тайных складов вдоль побережья. MTB-345 двинулся на север и достиг острова Оспа близ Бергена, но топливо там оказалось не подходящим для его двигателей. Не имея достаточного количества топлива для продолжения операции или возвращения на Шетландские острова, Андерсен вынужден был остаться на месте до разрешения ситуации.
Между тем, местные жители вскоре заметили замаскированный катер и сообщили о нём немцам. 28 июля к месту якорной стоянки подошли семь немецких кораблей, а люфтваффе блокировали район с воздуха. При приближении немцев норвежцы подожгли катер и попытались подорвать его глубинной бомбой, но солдаты со сторожевого катера RA 202 взяли его на абордаж. Все семь членов экипажа MTB-345 — шесть норвежцев и британец-радист — попали в плен, причём трое из них в ходе перестрелки были ранены.
Пленных сначала доставили в Берген, где допросили в штабе кригсмарине, а потом передали гестапо и отправили в лагерь Улвена, где рано утром 30 июля они были расстреляны в соответствии с секретным приказом Гитлера о «казни коммандос и переодетых диверсантов в течение 12 часов после их захвата». MTB-345 вошёл в состав кригсмарине под наименованием SA 7 и сгорел в августе того же года. Из восьми потерянных в ходе войны норвежских торпедных катеров судьба этого оказалась самой трагичной.
Операция «Барбара I»
Одну из британских спецразработок, одноместную подводную лодку «Уэлман» (Welman), довелось испытывать норвежским катерникам. Этот одноместный подводный аппарат весом около 2000 фунтов (907 кг) оснащался электродвигателем и был вооружён отделяющейся боеголовкой с 425 фунтами (193 кг) торпекса, прикреплявшейся магнитом к корпусу цели.
Новый начальник Штаба комбинированных операций генерал-майор Роберт Лейкок (Robert E. Laycock), который 22 октября 1943 года сменил лорда Луиса Маунтбеттена (Louis F.A.V.N. Mountbatten), решил, что «Уэлманы» не подходят для операций его ведомства, поэтому около 100 из 150 заказанных лодок передали ВМС. Адмирал Л. Уэллс (Wells), командующий ВМС на Оркнейских и Шетландских островах, считал, что это чудо-оружие может оказаться полезным для нападений на немецкое судоходство во внутренних водах Норвегии. 54-я флотилия торпедных катеров согласилась опробовать «Уэлманы» в атаке на плавучий док в гавани Бергена.
17 ноября три торпедных катера с шестью «Уэлманами» на борту вышли в море, но у двух катеров выявили проблемы с двигателями, и операцию свернули. 20 ноября Шетландские острова покинули MTB-625 и MTB-635 с W-45 лейтенанта Карстена Йонсена (Carsten A. Johnsen), W-46 лейтенанта Бьорна Педерсена (Bjørn Pedersen), W-47 лейтенанта Бэзила Марриса (Basil M. Marris) и W-48 лейтенанта Джеймса Холмса (James Holmes) на борту.
«Уэлманы» были спущены на воду у входа в Солвиксунд, после чего торпедные катера ушли на базу. Головной W-46 пробрался во внутреннюю гавань, но при форсировании минного поля, не имея перископа, всплыл, чтобы сориентироваться. Его тут же заметил дозорный тральщик и открыл огонь. «Уэлман» был повреждён, Бьорн Педерсен вынужден был оставить лодку и попал в плен. Другие три водителя поняли, что внезапность утрачена, прервали атаку и затопили свои лодки. С помощью норвежского Сопротивления они ушли на север и были эвакуированы в феврале 1944 года на MTB-653. Этот провал побудил Королевский флот сосредоточиться на «миджетах» типов X и XE. Немцы подняли все четыре затопленных «Уэлмана» и отправили в Германию, где после тщательного изучения они стали прототипами карликовых подлодок «Бибер» (Biber).
15-я флотилия в Норвегии
Весной и летом 1944 года 54-я и 58-я флотилии были направлены в Северное море, так что для спецопераций в Лервик пришлось откомандировать MTB-718 лейтенанта Рональда Седдона из 15-й флотилии. В мае он совершил трёхдневный 850-мильный переход из Дартмута, а сразу же по прибытии в Лервик 28 мая отправился в Норвегию для эвакуации двух агентов и норвежской семьи в рамках операции «Сигнус» (Cygnus). На борту, помимо экипажа, находились два норвежских офицера и четыре матроса (последние — экипажи шлюпок), а также палубный груз из 1000 галлонов 100-октанового бензина в 4-галлоновых канистрах — запасы горючего для длительного самостоятельного перехода. Поход, хотя и проходил в условиях полярного дня, под прикрытием тумана завершился успешно. После этого MTB-718 вернулся в Дартмут.
Новая волна спецопераций в Норвегии началась в августе-сентябре. В основном в них были задействованы три охотника за подводными лодками и норвежская флотилия MFV, но после завершения операций в западной части Канала к ним присоединились MTB-718, а затем и MGB-502 и MGB-503. В ноябре командование над перебазировавшейся в Лервик 15-й флотилией принял лейтенант-коммандер Роберт Маршалл.
MTB-718 действовал из Абердина. В первой операции «Аквариус II» (Aquarius II), проведённой 2–3 ноября, были эвакуированы четыре агента с острова Скаврой, что близ Эгерсунда. Затем в феврале 1945 года Седдон в ходе операции «Лола» (Lola) доставил двух агентов со снаряжением на остров Сандо в Скагерраке. Из-за неточного прогноза погоды почти весь 58-часовой поход проходил в условиях шторма, на обратном пути усилившегося до 8-балльного. Основательно повреждённый катер вернулся в Абердин с 5 футами воды в трюме и более месяца ремонтировался. Закончил свою норвежскую эпопею MTB-718 13 апреля, доставив в ходе операции «Сельма» (Selma) в район Эгерсунда двух агентов — это был четвёртый поход Седдона к берегам Норвегии. За участие в спецоперациях лейтенант Рональд Седдон был награждён DSC.
Сразу после окончания военных действий 15-я флотилия понесла самую тяжёлую потерю. Утром 11 мая 1945 года V-2002 (бывший MGB-502) под командованием лейтенант-коммандера Маршалла отправился со специальным заданием из Абердина в Гётеборг. На его борту находились четыре офицера, которые должны были организовать переход в Великобританию двух интернированных в Швеции норвежских судов с шарикоподшипниками. В 03:45 12 мая в проливе Скагеррак катер подорвался на плавающей мине. Вся носовая часть вместе с надстройкой просто исчезла, а корма мгновенно затонула. В живых из находившихся на борту остались только двое, их в тяжёлом состоянии в 22:00 15 мая подобрало норвежское судно. Погибло 28 человек, в том числе и Роберт Маршалл.
Участие катеров Прибрежных сил в спецоперациях — отдельная яркая страница британской военно-морской истории. Изначально созданные для уничтожения вражеских плавсредств, катера в этих операциях проявили себя как надёжное быстроходное средство для доставки людей и грузов на занятое врагом побережье. Основное количество заданий «москиты» выполнили в одиночку, однако в операциях «Колесница» (рейд в Сен-Назер 28 марта 1942 года) и «Нарцисс» (рейд в Тобрук 14 сентября 1942 года) были задействованы по два десятка боевых катеров.
Командование Королевского флота по достоинству оценило усилия катерников на этом поприще. Только в 15-й флотилии 14 человек, в том числе командиры флотилии лейтенант-коммандеры Питер Уильямс и Роберт Маршалл, за участие в спецоперациях были награждены DSC и ещё 27 — DSM. Высоких наград были удостоены и моряки других флотилий.
Источники и литература:
- Robert J. Bulkley. PT Boats the United States Navy — Military Studies Press, 2010
- Anthony J. Chapman. The War of the Motor Gun Boats: One Man's Personal War at Sea with the Coastal Forces, 1943–1945 — Pen & Sword Select, 2013
- Ian Dear. Ten Commando 1942–1945 — Pen & Sword Books, 1987
- Angus Konstam. British Motor Gun Boat 1939–1945 — New Vanguard, 2010
- Brian Lett. The Small Scale Raiding Force — Pen and Sword Military, 2014
- Kenneth Macksey. Commando: Special Forces in World War II — Osprey Publishing, 2013
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Sutton Publishing Ltd, 2000
- Brooks Richards. Secret Flotillas. Vol.I: Clandestine Sea Operations to Brittany, 1940–1944 — Routledge, 2004
- http://cfv.org.uk
- http://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.