В годы Второй мировой войны специальные корабли-блокадопрорыватели доставляли в Европу из Юго-Восточной Азии необходимое для немецкой военной промышленности сырьё. В частности, во французский порт Бордо корабли привозили японский каучук. В 1942 году майор Королевской морской пехоты Великобритании Герберт Хаслер разработал план операции по ликвидации канала этих поставок. Операция получила название «Франктон».
План Хаслера заключался в следующем. Подводная лодка должна была доставить шесть двухместных байдарок в устье реки Жиронды. На них морпехи за три ночи собирались преодолеть около 100 км вверх по течению реки, минуя зону патрулирования немецких кораблей охранения, и достичь гавани Бордо. Здесь им предстояло потопить от 6 до 12 кораблей противника и тем самым блокировать порт. После проведения операции морпехи должны были пробраться на территорию нейтральной Испании, а оттуда — эвакуироваться в Англию.
30 ноября 1942 года английская субмарина с отрядом морпехов во главе с Гербертом Хаслером на борту вышла с военно-морской базы Холи-Лох в Шотландии. 7 декабря она достигла французского побережья в Бискайском заливе. Из 13 человек (шесть экипажей двухместных байдарок плюс один запасной матрос) до гавани Бордо добрались только четверо: трое остались на борту субмарины из-за повреждения байдарки, а остальные отбились от своего отряда по причине непогоды. 11 декабря два экипажа, каждый из которых имел при себе по восемь магнитных мин, приступили к решающей фазе операции. Быстро закрепив мины на шести судах, британцы покинули гавань. В результате взрывов немецкие корабли вышли из строя и тем серьёзно нарушили графики поставок стратегического сырья для немецкой промышленности.
Вернуться на родину в апреле 1943 года удалось только руководителю операции майору Хаслеру и матросу Спарксу. Остальные восемь участников рейда погибли: либо утонули, либо были расстреляны немецкими войсками.
Комментарии к данной статье отключены.