Спецоперации коммандос, руководимых лордом Маунтбеттеном, должны были стать для немцев настоящей занозой, а для французов, остающихся под оккупацией, — надеждой на освобождение. Идея была здравой, исполнители — храбрыми, но с реализацией замыслов возникали неизменные проблемы. В прошлый раз мы остановились на том, как британские коммандос вечером 27 марта 1942 года подходили на катерах к порту Сен-Назер. Впереди их ждали смерть и слава.
Хромая «Колесница»
27 марта 1942 года 23:30 35 «Уитли» и 27 «Веллингтонов» Королевских ВВС начали налёт на порт. По замыслу командующего диверсионным соединением коммандера Роберта Райдера (Robert E.D. Ryder), бомбардировка должна была заглушить шум двигателей поднимающихся вверх по реке малых катеров ML (Motor Launch). Однако из-за низкой облачности самолёты не смогли прицельно отбомбиться; только четыре из них ударили по городу, а ещё шесть сбросили бомбы на запасные цели. Заподозрив неладное, командир немецкого 22-го морского полка зенитной артиллерии корветтен-капитан Карл-Конрад Мекке (Karl-Conrad Mecke) в 00:00 28 марта распорядился усилить бдительность, а затем отдал приказ прекратить стрельбу и погасить прожектора. Позже Райдер в своём отчёте отметил, что в 00:30, когда он был в 12 милях от цели, несмотря на продолжавшийся налёт, немецкая зенитная артиллерия прекратила огонь.
Северный берег показался в 00:45, после чего головной эсминец «Кэмпбелтаун» (HMS Campbeltown) лёг на курс 050°, к башне маяка Ле-Море. Следуя этим курсом через банки и мели устья Луары (эсминец несколько раз коснулся грунта днищем), англичане незамеченными добрались до башни, которую миновали в 01:22. Отсюда до цели оставалось всего две мили, но тут на обоих берегах реки включились прожектора.
Оператор РЛС в Сен-Марк ещё в 01:15 заметил с берега «17 неопознанных судов, движущихся по фарватеру», но некоторое время ушло на выяснение в штабе обороны порта, что свои корабли не ожидаются. Только после этого в 01:20 Мекке распорядился приготовиться к отражению десанта. Уже после того, как флотилию осветили прожекторами, по ней в течение почти пяти минут было сделано всего несколько выстрелов: англичане успешно морочили артиллеристов береговых батарей, энергично семафоря на немецком языке. Успеху блефа немало способствовал изменённый силуэт «Кэмпбелтауна» и немецкие флаги на кораблях.
Лишь в 01:28 по десантной флотилии, находившейся всего в миле от дока, ударила артиллерия с обоих берегов Луары. Поняв, что блеф окончился, Райдер приказал всем кораблям открыть ответный огонь; «Кэмпбелтаун» и катера спустили немецкие и подняли английские флаги. Несмотря на сильнейший огонь, корабли продолжали движение к цели, благо они уже вышли из секторов обстрела наиболее мощных батарей, а те, что обстреливали эсминец, не могли его серьёзно повредить.
Прямо по курсу головного артиллерийского катера (Motor Gun Boat) MGB-314 оказался «корабль ПВО» — в действительности прорыватель минных заграждений №137 (Sperrbrecher 137), экс-пароход «Ботилья Русс» (Botilla Russ), который открыл огонь из 20-мм автоматов. Его тут же с 300 метров подавили огнём из «пом-пома», после чего корабль последовательно обстреливали все проходившие мимо англичане. Миновав старый мол, MGB-314 отвернул вправо, освобождая дорогу к доку набиравшему скорость «Кэмпбелтауну». В это время ML-160 огнём своей трёхфунтовки подавлял огонь зенитных автоматов справа по ходу «Кэмпбелтауна». В 01:34 эсминец, прорвав противоторпедную сеть, на 19 узлах протаранил ворота дока. Находившиеся на нем коммандос тут же высадились на берег и бросились уничтожать намеченные объекты.
Одновременно устремились к берегу и катера с десантом. Головной в правой колонне ML-192 получил попадание крупного снаряда ещё до того, как «Кэмпбелтаун» протаранил кессон. Катер потерял управление и ударился о стенку у восточной пристани; его командир лейтенант Уильям Стивенс (William L. Stephens) приказал оставить корабль. Высадившиеся десантники нашли позиции противника, которые они должны были подавить, пустыми. Второй и третий катера, ML-262 и ML-267, избегая столкновения с флагманом, уклонились в сторону от места высадки и пошли на второй заход. Следовавший четвертым ML-268 шёл прямо к месту высадки, но на подходе был расстрелян с берега и взорвался; погибла половина экипажа и 16 из 18 коммандос. Пятый в колонне ML-156 также попал под прицельный огонь, потерял управление и с одним работающим двигателем пошёл вниз по течению. Замыкающий в колонне ML-177 успешно высадил своих коммандос на южной стороне старого входа в гавань.
Со второй попытки ML-262 высадил свою партию у старого входа, но тут подрывники отряда с «Кэмпбелтауна» разнесли насосную станцию и техническое строение, и катер забрал назад и своих коммандос, и подрывников с эсминца. После этого ML-262 начал отход, при этом получил несколько попаданий — на борту появились жертвы. ML-267 при попытке повторно приблизиться к берегу был подожжён и оставлен дрейфующим вниз по течению; его экипаж и десантная партия понесли тяжёлые потери.
В это время MGB-314 высадил близ южных ворот дока командира десанта подполковника Огастеса Ньюмана (Augustus C. Newman) и его штаб, которые поспешили присоединиться к своим бойцам на берегу. Затем Райдер в рупор приказал ML-177 подойти к корме эсминца и снять экипаж и раненых. Сам коммандер подошёл к северной стороне старого входа и принял на борт MGB-314 ещё 20–30 моряков с «Кэмпбелтауна». Здесь к нему присоединился МТВ-74. Райдер собирался приказать МТВ-74 торпедировать эсминец, если тот не затонул в воротах дока. Он сошёл на берег и осмотрел «Кэмпбелтаун» со стороны дока. Райдер выяснил, что на борту эсминца никого не осталось, убедился, что четыре заряда на затопление сработали, и вернулся на свой флагман: эсминец лежал в нужном месте.
Командир торпедного катера суб-лейтенант Роберт Уинн (Robert C.M.V. Wynn) получил приказ забрать с эсминца оставшихся моряков, торпедировать шлюзовые ворота старого входа и самостоятельно уходить. Именно в это время группа подрывников с «Кэмпбелтауна» взорвала у старого входа здание с механизмами блокировки ворот, рядом с которым причалил MGB-314, а затем насосную станцию и ещё одно техническое сооружение. Тем временем Уинн, выполняя приказ Райдера, развернулся и выпустил две торпеды с взрывателями замедленного действия во внешние ворота шлюза старого входа. Обе торпеды попали в ворота и легли на дно. Затем МТВ-74 снял шестерых человек с кормы «Кэмпбелтауна» и ушёл вниз по течению реки.
Захват старого мола провалился полностью. Головной в левой колонне ML-447 с 15 коммандос на борту под обстрелом проскочил мимо места высадки, а при повторной попытке подойти к берегу получил снаряд в машинное отделение, загорелся, и его пришлось оставить. Часть коммандос и экипажа подобрал ML-160, а остальные достигли берега. Следующий за ним ML-457 благополучно высадил 27 бойцов. Командиры остальных: ML-307, ML-443, ML-306 и ML-446 — не стали высаживать десант и начали отход, так как все подходы были освещены и простреливались. Немного погодя вслед за ними ушёл и резервный ML-298. Таким образом, старый мол остался в руках немцев, и возможность эвакуировать высадившихся коммандос свелась к нулю.
Отход катеров в открытое море превратился в разгром. Отходивший от старого входа ML-262 у старого мола наткнулся на горящий ML-457, который только что высадил своих коммандос, и подошёл, чтобы оказать ему помощь. Сблизившиеся катера на освещённой поверхности воды представляли собой отличную цель и погибли от артиллерийского огня. ML-270, ML-160 и ML-298 посреди реки попали под точный обстрел береговых батарей. На первом прямым попаданием было повреждено рулевое управление, и катер отошёл вверх по течению для ремонта. ML-160 получил три попадания, но, несмотря на полученные повреждения, прорвался в море.
ML-298, который освещался горящим у борта топливом, тоже оказался прекрасной целью для немецких артиллеристов и быстро отправился на дно. ML-177 почти вырвался в море, но был потоплен попаданием 75-мм снаряда с батареи в Ле-Пуантео. Не повезло и МТВ-74. Двигаясь полным ходом, катер посреди реки наткнулся на спасательный плотик с двумя людьми. Уинн распорядился подобрать их и снизил ход. Береговая батарея открыла огонь. Получив два попадания, катер затонул; погибли 33 человека из 36, находившихся на нём. Сам Уинн оказался среди уцелевших — немцы выловили его из воды и отправили в лагерь.
ML-160, ML-307 и ML-443, не дождавшись до 10:00 встречающих миноносцев, направились в Великобританию самостоятельно. Отразив две атаки одиночных немецких самолётов, на следующий день они благополучно достигли своих берегов. Не повезло ML-306, который перехватили немецкие корабли. Командир 5-й флотилии корветтен-капитан Мориц Шмидт (Moritz Schmidt) только в 03:15 получил первое уведомление о нападении на Сен-Назер и на максимальной скорости повёл туда свои миноносцы. Было ещё темно, когда в 05:30 немцы заметили ML-306. Миноносец «Ягуар» (Jaguar) попытался его захватить, но это удалось только после 45-минутного боя, когда у англичан закончились боеприпасы, а из находившихся на катере 26 человек 20 были убиты или ранены.
Увидев, что МТВ-74 торпедировал внешние ворота старого входа, Райдер решил посмотреть, как проходит нападение на старый мол. Уже отходя от старого входа, он увидел, что освещённые прожекторами ML находятся под убийственным огнём. Пытаясь помочь им, MGB-314 остановился в 100 метрах от старого входа и принялся обстреливать из «пом-пома» огневые точки на крышах прилегающих строений. Ответный огонь зенитных автоматов сначала был редким и неточным, но затем сгустился.
Катер сбросил дымовую шашку, и под прикрытием завесы Райдер провёл экстренное совещание. Сигнала с берега об эвакуации, как и вообще связи с берегом, не было, а подхода десантников к пунктам погрузки нужно было ждать ещё не менее получаса. Возвращение MGB-314 к старому входу с 30–40 людьми на борту, в том числе тяжелораненными, под огнём с обоих берегов тоже не представлялось возможным. Поэтому в 02:50 Райдер на высокой скорости начал отход. На траверзе южного мола к нему присоединился один из уцелевших ML, которого Райдер прикрыл дымом. Оба отходивших катера освещались прожекторами и обстреливались с обоих берегов реки. При прохождении башни Ле-Море к обстрелу подключилась береговая артиллерия, однако только у банки Ле-Шателье, в 4 милях от берега, осколками разорвавшегося рядом снаряда был убит наводчик «пом-пома». Когда англичанам показалось, что они уже вырвались из лучей прожекторов, они неожиданно наткнулись на немецкий «вооружённый траулер». К счастью, своим огнём он не нанёс серьёзных повреждений.
Через 10 минут MGB-314 встретился ML-270. Хотя тот плохо слушался руля, но всё же давал 15 узлов, и Райдер присоединил его к себе. В 04:30 была пройдена точка встречи с миноносцами. Их на месте не оказалось, и Райдер решил самостоятельно двигаться к английским берегам. Когда начало светать, Райдер уменьшил скорость до 8 узлов, и ML-270 оторвался на три мили. Видимость улучшилась, и за кормой показался ещё один ML. Райдер направился к нему.
Через несколько минут на горизонте появились долгожданные миноносцы «Атерстон» (HMS Atherstone) и «Тиндейл» (HMS Tynedale). В 06:30 они имели 10-минутный огневой контакт со спешившими к Сен-Назеру четырьмя немецкими миноносцами 5-й флотилии, в котором «Тиндейл» получил два попадания. Немцы не стали преследовать противника, и англичане продолжили патрулирование, ожидая возвращения катеров.
На борту MGB-314 находилось около двух десятков раненых — всех их передали на «Атерстон». У катера была пробоина в правом борту у форпика, но казалось, что поступление воды взято под контроль. Как только передали раненых, Райдер на MGB-314, а также ML-270, ML-446 и ML-156 двинулись дальше, причём MGB-314 — на буксире у «Атерстона». На катере остались четыре члена экипажа и добровольцы с миноносца. В 09:06 подошли эскортные миноносцы «Кливленд» (HMS Cleveland) и «Броклсби» (HMS Brocklesby), выделенные для прикрытия возвращающихся катеров, и командир «Кливленда» коммандер Гай Сайер (Guy B. Sayer), как старший офицер, принял командование над всем соединением.
К этому времени, хотя над кораблями уже патрулировали британские самолёты, к миноносцам и катерам начали проявлять интерес лётчики люфтваффе. Начались воздушные бои. Опасаясь более сильных налётов, англичане затопили MGB-314, который из-за продолжавшегося поступления воды оборвал буксирный конец; людей с него снял ML-156. Затем к угрозе с воздуха прибавилось ухудшение погоды. Поскольку все три оставшихся катера имели повреждения, коммандер Сайер принял решение затопить и их, забрав экипажи и коммандос на миноносцы. Глава Плимутского командования адмирал сэр Чарльз Форбс (Charles M. Forbes) позднее раскритиковал такое решение. Миноносцы благополучно пришли в Англию 29 марта.
Оставшиеся на французском берегу коммандос во главе с подполковником Ньюманом под огнём противника сумели прорваться в новую часть Сен-Назера, однако к рассвету были окружены и около 10:00 28 марта после израсходования боеприпасов сдались. Только пятерым коммандос удалось избежать плена и достичь территории Испании.
Казалось, береговая оборона Сен-Назера одержала победу, но 28 марта в 11:45 по берлинскому времени на «Кэмпбелтауне» сработало взрывное устройство. Кессон дока был полностью уничтожен. Как раз в это время эсминец осматривала группа высокопоставленных офицеров и технические специалисты. Рядом с кораблём находилось и множество любопытных, в основном рабочих верфи. В итоге число погибших при взрыве составило до 360 человек. Всего в сражении в порту и при взрыве «Кэмпбелтауна» погибло 67 немцев, ещё 136 были ранены. Стоявшие в доке танкеры «Шлеттштадт» (Schledstadt) и «Пассат» (Passat) получили серьёзные повреждения.
На следующий день на расчистку порта от мусора и обломков отправили рабочих Организации Тодта. Работы были в разгаре, когда в 16:30 30 марта у внешних ворот старого входа взорвались торпеды МТВ-74. Рабочие в панике начали разбегаться, но их спецовки цвета хаки немецкие солдаты приняли за мундиры коммандос и открыли по ним огонь. Несколько рабочих было убито, погибли также и некоторые горожане, которые попали под облаву на «коммандос».
Потери британских ВМС в ходе операции «Колесница» убитыми и пропавшими без вести составили 34 офицера и 157 нижних чинов из 62 офицеров и 291 нижнего чина, участвовавших в операции. Из 18 катеров в Англию вернулись только четыре. Коммандос потеряли 34 офицера и 178 рядовых из задействованных 44 офицеров и 224 рядовых. В плен попало 219 британских военнослужащих. На MGB-314 в ходе операции погибли два члена экипажа. Один из них, наводчик «пом-пома» Уильям Сэвидж (William A. Savage), оказался в числе пяти награждённых Крестом Виктории.
Операция «Эберкромби»
Операция «Эберкромби» (Abercrombie — один из шотландских кланов) была задумана как налёт коммандос на объекты близ деревни Ардело к югу от Булонь-сюр-Мер. В районе высадки располагались прожекторная батарея и РЛС. Десант составляли 100 британских спецназовцев 3-го батальона коммандос и 50 солдат 3-й канадской пехотной бригады под общим командованием майора Саймона Фрейзера (Simon C.J. Fraser, Lord Lovat). К берегам Франции их доставляли четыре MGB 14-й флотилии, а высаживали шесть десантных лодок LCA (Landing Craft Assault) и два корабля огневой поддержки LSC (Landing Craft Support), которые шли на буксире у MGB. Выполнив поставленные задачи, десантники должны были вернуться домой на десантных лодках. Морскими силами командовал лейтенант-коммандер Томас Картрайт (Thomas N. Cartwright), командир 14-й флотилии артиллерийских катеров.
Считая, что погодные условия будут благоприятными, операцию решили провести в ночь на 20 апреля 1942 года. Десантная флотилия вышла из Дувра в 19:30 19 апреля. На каждом MGB находилось по 50 человек. Юго-западный ветер силой 3 балла в начале экспедиции к ночи настолько усилился, что соединение вынуждено было повернуть назад. Перед этим, в 23:00, один из LCA успел принять большое количество воды и затонул с двумя членами экипажа. Соединение вернулось в Дувр в 03:00 20 апреля.
В 19:56 21 апреля MGB с LCA и LSC на буксире снова вышли из Дувра. Переход через Ла-Манш прошёл без инцидентов, и в 01:00 флотилия находилась в 2,5 милях от Ардело. Коммандос должны были высадиться на французском побережье севернее и южнее Ардело в 01:30 22 апреля. B 01:15 десантники перешли на борт LCA.
Канадцы на двух LCA с одним LSC в охранении подошли к «Белому» участку высадки южнее Ардело в 02:00, но тут со стороны моря началась канонада: MGB схватились с немецкими кораблями. Высадку отложили, и LCA принялись курсировать взад-вперёд вдоль пляжа. Включились береговые прожектора. В 02:25, когда перестрелка вспыхнула с новой силой, выяснилось, что один LCA потерялся; предпринятый длительный поиск результатов не дал. В конце концов обе группы вернулись в Англию, так и не высадив десант.
На «Красном» участке севернее Ардело около 02:00 высадились коммандос. После того как первый морской бой утих, британцы наткнулись на небольшой немецкий патруль и отогнали его огнём. Около 02:50 они приняли радиограмму от командира флотилии с просьбой вернуться раньше намеченного времени, поскольку корабли побывали в «горячей перестрелке». Группе, направленной на уничтожение прожекторов, в 03:10 ракетой дали сигнал на возвращение; она вернулась спустя 20 минут. Десантные катера, подобрав всех коммандос, благополучно добрались до английского берега.
Причиной свёртывания операции оказались немецкие тральщики 38-й флотилии, две группы которых оказались в районе высадки. Между ними и MGB произошло две стычки. Англичане не опознали противника — в отчётах упоминались и «корабль ПВО», и шнелльботы, причём MGB претендовали на потопление одного из них. На самом деле тральщики совершенно не пострадали, зато на сражавшихся с ними MGB-316 и MGB-312 погибло по одному моряку. Береговые батареи получили предупреждение о том, что у берега находятся свои корабли, поэтому они не обстреливали англичан, даже осветив их прожекторами.
Таким образом, единственным положительным моментом в провалившейся операции стали минимальные потери: из десанта был ранен лишь один коммандос.
Операция «Брисел»
Ещё одна операция, аналогичная по задачам описанной в первой части статьи операции «Байтинг» (Biting), была проведена ночью на 4 июня 1942 года и носила название «Брисел» (Bristle — «Щетина»). На этот раз целью коммандос стала немецкая РЛС к северу от коммуны Сен-Сесиль, между Булонью и Ле-Туке. Необходимо было захватить объект, демонтировать его отдельные устройства, уничтожить станцию и доставить добычу и пленных в Англию.
Для выполнения задачи привлекли 250 бойцов 1-го батальона под командованием майора Томаса Тревора (Thomas H. Trevor). Морские силы под командованием лейтенанта-коммандера Картрайта включали десантный транспорт «Принс Альберт» (HMS Prince Albert) с одним катером LSC и семью LCA на борту, четыре MGB 14-й флотилии и ML-104 в качестве лоцманского судна.
29 мая около 15:00 коммандос на «Принс Альберте» прибыли на остров Хейлинг (Хэмпшир) и приступили к подготовке к предстоящей операции. 2 июня в селении Нортни состоялось совещание с участием командира «Принс Альберта», Картрайта и Тревора. Утром следующего дня коммандос и катера погрузили на десантное судно, которое вышло в море в 18:40, а в 21:30 к югу от Нью-Хейвена к нему присоединились MGB 14-й флотилии.
Переход к месту высадки прошёл без происшествий. В 00:25, примерно в 9 милях от побережья, «Принс Альберт» спустил на воду десантные катера. В 02:50–02:55 они подошли к берегу и высадили в километре к северу от Сен-Сесиля десант, который сразу же попал под обстрел немецких армейских частей. Хотя цель рейда находилась всего в 2 км от места высадки, стало ясно, что операция провалилась, и около 03:23 прозвучал сигнал к отступлению. В 03:40, завершив посадку коммандос (двое остались на берегу и попали в плен), катера двинулись в обратный путь.
Пока коммандос оставались на берегу, MGB напали на два немецких патрульных катера, устранив таким образом угрозу для LCA. Это были «корабли обороны гавани» Булони HS 36 и HS 204. Первый из них, 52-тонный экс-траулер «Эмиль Визе» (Emil Wiese), был потоплен, второй, некогда 16-тонный траулер «Аве Мария» (Ave Maria), — сильно повреждён. Немцы утверждали, что армейцы обстреляли и отогнали 4–5 вражеских торпедных катеров, которые вели бой с немецким патрульным судном, и сами подожгли это судно, поскольку из-за ранения радиста оно не дало опознавательный сигнал. Экипаж был спасён. Поблизости от района боя находились раумботы 12-й флотилии, но они не рискнули вмешаться из-за стрельбы береговой артиллерии.
На рассвете, в 05:10–05:15, спешащие к английским берегам катера Картрайта и патрульные ML-137 и ML-293 в Дуврском проливе атаковала шестёрка «Мессершмиттов» Bf 109 из эскадры JG 26. Оба ML и MGB-324 получили повреждения, погибло трое и были ранены 19 человек. Ситуацию разрядили подоспевшие британские истребители, взявшие флотилию под защиту приблизительно в 25 милях западнее Булони. Около 10:00 соединение Картрайта достигло Гастингса.
Формирование 15-й флотилии «секретных операций»
После гибели в ходе рейда на Сен-Назер MGB-314 коммандер Фрэнк Слокам (Frank A. Slocum) получил в своё распоряжение его «систершип» MGB-318, которым командовал лейтенант Чарльз Мартин (Charles E.C. Martin). С ноября 1941 по март 1942 гг. катер Мартина входил в состав 12-й флотилии артиллерийских катеров, базирующейся на Грейт-Ярмут. Там в ходе первой же операции по доставке агента на голландское побережье MGB-318 сел во время отлива на мель, причём так близко от берега, что с него отчётливо было видно движение по прибрежным дорогам. В конечном счёте катер снялся с мели и с погнутыми валами добрался до базы.
После ремонта в июне 1942 года MGB-318 перевели в Дартмут в состав 15-й флотилии артиллерийских катеров — так теперь называлось соединение Слокама, занимавшееся исключительно секретными операциями по высадке агентов на побережье Бретани и их эвакуации, а также другими видами обеспечения деятельности Сопротивления. В Дартмуте MGB-318 присоединился к MGB-501.
В таком составе 15-я флотилия существовала недолго. 27 июля она в полным составе: MGB-501 с Слокамом и двумя офицерами его штаба на борту, MGB-318 и охотник за субмаринами (Motor Anti-Submarine Boat) MA/SB-36 — отправилась к островам Силли у юго-западного побережья Корнуолла. Близ мыса Лэндс-Энд (крайняя западная точка Корнуолла) на камбузе MGB-501 взорвался примус. Начался пожар, быстро добравшийся до погреба с боезапасом, от взрыва которого катер погиб. Никто из пассажиров и 28 членов экипажа не пострадал — всех их спас MGB-318.
Поскольку восполнить потерю было нечем, долгое время к операциям 15-я флотилии на временной основе привлекались и другие катера, в том числе и «Фермайлы С», а также рыболовецкие суда.
Неудачный «Юбилей»
Операция «Юбилей» (Jubilee) была очень масштабной, поэтому в данном случае рассмотрим только участие в ней катеров Прибрежных сил. В числе 237 кораблей и судов, вышедших вечером 18 августа 1942 года из Портсмута, Нью-Хейвена и Шорхэма к берегам Франции в рамках диверсионного рейда на Дьепп, были четыре канонерских лодки SGB (Steam Gun Boat) 1-й флотилии и 12 MGB.
Все они выполняли задачи по сопровождению и охране плавсредств с десантом на борту. Из них наиболее «отличилась» SGB-5, возглавлявшая соединение коммандера Дерека Вайбурда (Derek B. Wyburd). В 04:50 19 августа с 23 пехотных десантных катеров типа LCP (Landing Ship Infantry) соединение высаживало 370 солдат и офицеров диверсионной группы подполковника Джона Дарнфорд-Слейтера (John F. Durnford-Slater) в 8 милях к востоку от Дьеппа.
На подходе к Берневалю в 03:45 соединение Вайбурда неожиданно столкнулось с немецким прибрежным конвоем №2437, шедшим из Булони в Дьепп, в составе охотников за подводными лодками UJ 1411 и UJ 1404, тральщика М 4014 и пяти каботажных судов. Попавшая под сосредоточенный обстрел немцев SGB-5 быстро потеряла ход, но вооружённый четырьмя 102-мм орудиями десантный корабль LCF(L)-1 расстрелял флагмана немцев UJ 1404 и с тремя LCP до 04:40 преследовал отходившие UJ 1411 и М-4014, а ML-346 потопил отставшее судно конвоя «Франц» (Franz). Подоспевший эскортный миноносец «Броклсби» добил UJ 1404.
Касательно действий MGB в отчёте командующего корабельными силами кэптена Джона Хьюза-Холлетта (John Hughes-Hallett) есть такие факты:
«Высадку на «Синий» участок отложили на 15 минут — время потеряли при выстраивании десантных катеров. Это было связано с тем, что MGB-315 лейтенанта Джона Ллойда [John I. Lloyd], который должен был остаться с десантным судном «Куин Эмма» [HMS Queen Emma] и сопроводить его обратно, пошёл вперёд и смешался с LCP десантного судна «Принсес Астрид» [HMS Prinses Astrid], а те приняли его за MGB-316 лейтенант-коммандера Картрайта, который должен был возглавить эти десантные катера. Хотя высадка впоследствии состоялась в соответствии с планом, я полагаю, что 15-минутная задержка частично явилась причиной очень сильного противодействия, с которым войска столкнулись сразу же после высадки…»
После того как коммандер Вайбурд прибыл на флагманский эскортный миноносец «Кальп» (HMS Calpe) с сообщением о разгроме своего соединения, Хьюз-Холлетт поручил ему на MGB-317 собрать уцелевшие LCP.
С рассветом появилась немецкая авиация, и над районом высадки завязались воздушные бои. Катера приняли активное участие в спасении сбитых лётчиков; кроме того, SGB-8 снимала экипаж с тонущего эскортного миноносца «Беркли» (HMS Berkeley), а SGB-9 подобрала из воды пятерых моряков, выброшенных взрывом бомбы с «Кальпа». Заявки на уничтожение немецких самолётов подали MGB-312 (истребитель-бомбардировщик «Фокке-Вульф» Fw 190) и MGB-330 (бомбардировщик «Дорнье» Do 17). Кроме того, SGB-8 и SGB-9 подали совместную заявку на ещё один «Фокке-Вульф», в то время как пилоты двух Fw 190 из эскадрильи 10./JG 2 доложили, что были поражены зенитным огнём «британского крейсера» и один из них совершил вынужденную посадку. Временно потерявшая ход от близких разрывов SGB-9 вернулась в Портсмут в 00:45 20 августа.
Неудачный исход операции «Юбилей» сильно подорвал репутацию лорда Маунтбеттена, настаивавшего на её проведении, и привёл к решению ограничить масштабы диверсионных операций до минимума. Об участии Прибрежных сил в новой фазе спецопераций можно прочесть в отдельной работе.
Источники и литература:
- Admiralty War Diaries
- Correlli Barnett. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. The Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat (Anatomy of the Ship) — Conway Maritime Press, 2005
- Arthur J.D. North. Royal Naval Coastal Forces, 1939-1945 — Almark Publishing Co Ltd, 1972
- Norman Polmar, Samuel L. Morison. PT Boats at War: World War II to Vietnam — Motorbooks Intl, 1999
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939-1945 — Sutton Publishing Ltd, 1996
- Brooks Richards. Secret Flotillas. Vol.I: Clandestine Sea Operations to Brittany, 1940-1944 — Routledge, 2004
- Jürgen Rohwer. Chronik des Seekrieges 1939-1945 — Württembergische Landesbibliothek, 2007
- Stephen W. Roskill. War at Sea 1939-1945, Vol.II — HMSO, 1956
- Peter Markham Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Gordon Williamson. E-Boat vs. MTB: The English Channel 1941–1945 — Osprey Publishing, 2011
- http://cfv.org.uk
- http://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.