Итальянское танкостроение обычно оценивается с большой долей скепсиса. Между тем в Италии было создано много неплохих образцов бронетанковой техники. В первую очередь, конечно, это бронеавтомобили, но делали итальянцы и вполне удачные танки. К их числу относится и лёгкий танк сопровождения пехоты FIAT 3000. На основе Renault FT итальянцы создали машину, которая заметно превзошла своего прародителя.
Опыт французского танкостроения
После объединения Италии в 1870 году новое государство попробовало свои силы в колониальной экспансии. Проходила она с переменным успехом, да и особых богатств не приносила. Колониальные войны, разумеется, требовали наличия сильной армии. Многие образцы итальянской артиллерии имели немецкие, французские либо английские корни. Развивались и другие отрасли итальянской военной промышленности. Итальянцы стали первыми, кто применил в бою бронеавтомобили и бомбардировщики. В годы Первой мировой войны в Италии делали вполне удачные бронеавтомобили оригинальной конструкции.
Флагманом развитой итальянской автомобильной промышленности был FIAT, создавший передовые образцы легковых и грузовых автомобилей. К слову, FIAT причастен к появлению первых советских танков — на них стояли именно итальянские двигатели. На шасси FIAT 50 HP строились «ФИАТ-Ижорские», вторые по массовости российские бронеавтомобили того времени.
Когда у итальянцев возникла насущная необходимость в танках, итальянская промышленность уже была готова к их разработке и постройке. Задание на разработку танка (первоначально он именовался как automobile blindata d’assault, «штурмовой бронеавтомобиль») было отдано генерал-майором Джулио Мартини 13 октября 1915 года. Наиболее успешным оказался проект FIAT. 21 июля 1917 года состоялась первая демонстрация шасси танка, получившего обозначение FIAT 2000. Для своего времени это была весьма передовая машина: она стала первым в мире тяжёлым танком с вращающейся башней. FIAT 2000 отличался неплохой защитой и мощным вооружением.
Но итальянские военные понимали, что одних лишь тяжёлых танков им будет недостаточно. В гористой и холмистой местностях, которыми изобиловал итальянский театр военных действий (ТВД), тяжёлый танк был не особо эффективен. Кроме того, опыт первых танковых сражений, полученный англичанами, показывал, что эффективность применения танков прямо связана с их количеством. При заказе в 50 машин FIAT 2000 массовым стать просто не мог.
Выйти из положения помогли союзники по Антанте. Англичане сами тогда имели лишь тяжёлые танки, поэтому наиболее подходящими для итальянцев оказались французские разработки. В 1917 году итальянские военные хотели заказать 1500 Schneider CA1, первых французских серийных танков. Но по итогам первых боёв с участием средних танков Schneider CA1 у самих французов набралось к ним немало претензий. Общий объём заказа на эти танки не превысил 400 экземпляров, из которых итальянцам был поставлен лишь 1 танк (в начале 1918 года).
К тому моменту, впрочем, передумали и итальянцы. В 1917 году они познакомились с лёгким танком Renault FT. Эта машина была заметно меньше, дешевле, проще и быстрее Schneider CA1. Она строилась с использованием автомобильных агрегатов, могла перевозиться на грузовиках, имела высокую манёвренность огня, а главное, могла строиться тысячами. То, что нужно итальянской армии!
Ознакомившись с опытным образцом Renault FT, итальянская армия решила заказать эти танки. Но французская промышленность едва успевала выполнять заказы французской армии. Американцы, которым тоже понравились французские танки, вышли из положения, организовав у себя лицензионное производство этих машин под названием Light Tank M1917.
Итальянский заказ на производство 1400 машин оказалось попросту негде строить. В начале 1918 года французы смогли поставить итальянцам четыре танка, построенных фирмой Renault. Три из них имели литые башни Berliet-Girod, один — клёпаную башню Renault. Один танк с серийным номером 66947 был вооружён 37-мм пушкой SA 18, остальные — пулемётами. В декабре 1918 года итальянцы ещё раз пытались заказать 60 Renault FT для использования в Ливии, но безрезультатно.
Немедленно начавшиеся испытания показали, что итальянские военные не ошиблись с выбором. Renault FT очень подходил для итальянского ТВД. Три пулемётных танка надолго задержались в итальянской армии. Они получили регистрационные номера A1001, A1002 и A1003. Французское вооружение быстро заменили на итальянские пулемёты FIAT-Revelli M1914. Один танк получил авиационный пулемёт SIA Modello 1918, ставший на некоторое время типовым пулемётом итальянских танков.
Танк № 66947 имел более интересную судьбу. Осенью 1918 года появилась идея переделать этот пушечный танк в самоходную установку. Зная о подобных опытах французов, итальянские военные заказали фирме Ansaldo переделку Renault FT в САУ. Башню с подбашенным листом с танка сняли, а вместо них задом наперёд установили 105-мм гаубицу Obice da 105/14, имевшую французское происхождение. Предполагалось построить 12 таких САУ и свести их в самоходную артиллерийскую батарею. Но испытания, проведённые в апреле 1919 года, показали довольно спорный результат. Кроме того, у итальянцев было всего 4 танка, а новых поставок из Франции не ожидалось. Semovente da 105/14 так и осталась опытным экземпляром. Не были реализованы в металле аналогичные проекты с 75-мм полевым орудием Cannone da 75/27 modello 11 и 105-мм полевым орудием Cannone da 105/28.
Легче, просторнее, быстрее
Не имея возможности заказать у французской промышленности Renault FT, итальянцы решили его скопировать. Совместное задание на данную работу получили FIAT и Ansaldo. К осени 1918 года предполагалось подготовиться к серийному выпуску копии французского танка и создать необходимую техническую документацию. Для этого танк с серийным номером 66947 был частично разобран и подробно изучен. Итальянские военные хотели получить 1400 таких танков.
Renault FT был очень удачным танком, но идеальных конструкций не бывает. У итальянцев нашлись претензии к французской машине. Её боевое отделение и отделение управления были тесными, позже по этой же причине Renault FT забраковали шведские военные. Боевую массу в семь тонн итальянцы сочли чрезмерной, поскольку из-за неё возникали проблемы с перевозкой на грузовиках. Требовалось снизить массу до шести тонн. Наконец, скорость в семь км/ч показалась военным недостаточной. 37-мм пушка SA 18 итальянцам не понравилась, собственные танки они планировали с двумя пулемётами.
Следуя пожеланиям военных, конструкторское бюро FIAT существенно переработало конструкцию французской машины. Поскольку требования по её защите оставались прежними, уменьшить массу можно было только путём уменьшения размеров корпуса. Задача усложнялась тем, что одновременно требовалось увеличить объём отделения управления. Решить её удалось, укоротив моторно-трансмиссионное отделение. При этом танк получил более крупный двигатель — FIAT 304 объёмом 6236 см2 и мощностью 50 лошадиных сил. Его конструкторы расположили поперечно, для чего пришлось расширить корпус. При этом полная ширина танка оказалась лишь немного большей, чем у Renault FT.
Изменениям подверглась и ходовая часть машины. Поскольку танк стал короче, число опорных катков сократилось до 8 на борт. Итальянцы усовершенствовали подвеску. Увеличился диаметр ведущих колёс, были переделаны ленивцы и траки. Эти изменения были не столь радикальными, как у МС-1, но улучшения ходовой части явно пошли танку на пользу.
Изменилась и башня. Её диаметр был ненамного большим, чем у башни Renault FT. Но благодаря другим углам наклона боковых листов и меньшему скосу в носовой части крыши её внутренний объём увеличился. От литой башни итальянцы отказались, поскольку она получалась тяжелее клёпаной.
Из-за существенных переделок начало производства танка, получившего обозначение FIAT 3000, задерживалось. Вместо осени 1918 года первые танки планировалось получить в марте 1919 года, но и к этому сроку начать выпуск не удалось. К апрелю 1919 года был готов технический проект, согласно которому масса FIAT 3000 составляла шесть тонн, а максимальная скорость — 15 км/ч. Теперь датой начала выпуска должен был стать сентябрь 1919 года. Впрочем, особой спешки уже не требовалось. 11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Острой необходимости в 1400 танках Италия уже не испытывала. Объём запланированного ежемесячного выпуска был сокращён с 200 до 100 танков, а сроки изготовления первого FIAT 3000 продолжали сдвигаться.
На испытания первый образец FIAT 3000 вышел в июне 1920 года. Боевая масса танка составила 5,5 тонн, его удельная мощность оказалась для своего времени отличной — 9,09 л.с. на тонну. На испытаниях первый образец развил скорость 26 км/ч, а полностью снаряженный танк разгонялся до 20–21 км/ч.
На вооружение Carro d’assalto FIAT tipo 3000 был принят в ноябре 1921 года. Как и итальянские Renault FT, эти танки были вооружены спарками авиационных пулемётов SIA Modello 1918. Орудийная установка позволяла наводить их не только по вертикали, но и немного в горизонтальной плоскости, что упрощало прицеливание без поворота башни. Более высокая башня оказалась весьма кстати, поскольку пулемёты имели магазинное питание, при этом магазины присоединялись сверху.
Процесс перезарядки всё равно был неудобным, и в 1922 году один танк был перевооружён спаркой ручных пулемётов Lewis. Этот танк позже служил и даже воевал в Ливии. Но остальные машины продолжали использовать авиационные пулемёты.
От пулемётов к пушечному вооружению
Уже вскоре после начала поставок FIAT 3000 в войска итальянские военные пришли к выводу, что машина не совсем удовлетворяет их потребности. Спарка пулемётов была весьма эффективным средством для борьбы с живой силой, но в случае боя с танком FIAT 3000 оказывался беспомощным. 16 мм брони защищали танк от пуль винтовочного калибра, но для надёжной защиты от крупнокалиберных пулемётов этого уже было мало.
Вопрос замены FIAT 3000 на более совершенный танк поднял полковник Энрико Малтезе. С марта 1924 года Малтезе командовал танковой группой, во многом именно его стараниями танки из средства усиления артиллерии стали средством поддержки пехоты. 24 мая 1925 года полковник представил доклад о развитии танков. В нём содержался и проект модернизированного FIAT 3000, который обозначался как Carro Armato Tipo 2. По компоновке Tipo 2 оставался таким же, как FIAT 3000, но был более крупным. Толщина брони увеличивалась до 20 мм, боевая масса — до 8,5 тонн, а возможно и до 9 тонн. В связи с увеличением габаритов и массы количество опорных катков увеличивалось до 12 на борт. Для сохранения приемлемой подвижности предполагалось установить на танк двигатель мощностью 75 лошадиных сил. Максимальная скорость машины должна была составить 24 км/ч.
Помимо корпуса, существенно увеличивалась и башня. Она продолжала оставаться одноместной, при этом забот у командира/наводчика/заряжающего прибавилось. Дело в том, что вооружение стало пушечно-пулемётным. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 37-мм пушку, с которой был спарен пулемёт FIAT M1924. Боезапас должен был составить 270 патронов к 37-мм пушке и 4500 патронов к пулемёту.
Carro Armato Tipo 2 так и остался в виде эскизного проекта. Одной из причин тому стала далеко не радужная экономическая ситуация. Но боевое применение FIAT 3000 в Ливии в 1926 году лишний раз показало, что танк должен иметь пушечное вооружение. Окончательно итальянские военные смирились с этой идеей к 1928 году. Вместе с тем от использования SA 18 или её аналогов было решено отказаться.
Существует заблуждение, что орудия с противотанковыми возможностями появились на танках только в 30-е годы. На самом деле это случилось гораздо раньше. Первопроходцами здесь стали стали англичане, которые поставили на Medium Tank Mk.I 3-фунтовую (47 мм) пушку, пробивавшую 25 мм брони. Для FIAT 3000 была разработана 37-мм пушка с длиной ствола 40 калибров. Орудие обладало достаточно высокими характеристиками пробиваемости, лишь немного уступая появившейся позже немецкой противотанковой пушке 3,7 cm Pak.
В опытном порядке орудие было установлено в танке, который испытали на манёврах 1929 года в Валь Вараита (Пьемонт). Переделанный танк получил обозначение FIAT 3000 B, пулемётную версию теперь назвали FIAT 3000 A. Существенных переделок в конструкцию башни вносить не понадобилось. Орудие установили со смещением вправо, что позволило выкроить больше места для командира. Установку вооружения признали успешной, что стало сигналом к подготовке серийного производства FIAT 3000 B.
Одной только заменой вооружения дело не ограничилось. Боевая масса танка выросла до 5900 кг, а это означало ухудшение динамических характеристик. Проблему решили путём форсирования двигателя. Теперь он развивал мощность 63 л.с., удельная мощность выросла до 10,7 л.с. на тонну. В результате модернизированный FIAT 3000 стал ещё быстрее — его максимальная скорость составляла 22 км/ч. Он стал самым быстрым из клонов Renault FT. Боекомплект его 37-мм пушки составил 68 патронов.
На вооружение FIAT 3000 B приняли в 1930 году, тогда же началось и его серийное производство. Всего было построено 52 таких танка. Танки получили новые индексы: пулемётный теперь назывался Carro armato mod.1921, а пушечный обозначили как Carro armato mod.1930.
Не самое лучшее экономическое положение Италии и некоторый застой в танкостроении привели к тому, что FIAT 3000 надолго задержались в итальянской армии. Их постепенно модернизировали. Во второй половине 30-х появилась наконец более удачная замена пулемётного вооружения. Ей стали пулемёты Fiat–Revelli Modello 1935. Они получили характерные кожухи, которые делали их похожими на спарку пушек. Ими перевооружили большинство Carro armato mod.1921.
Ещё одним вариантом модернизации стало превращение Carro armato mod.1921 в огнемётный танк. Эту переделку разработали в 1932 году. В башне размещался сам огнемёт, а в нишах ходовой части оборудовали баки для огнесмеси общим объёмом 270 литров. Подобным образом было переделано несколько танков. Позже в итальянской армии появилось много огнемётных танков, но уже на базе малых танков L3.
Последним этапом модернизации стало оснащение FIAT 3000 радиостанциями. Первые такие опыты начались ещё в 1925 году, но по-настоящему серьёзно вопросом начали заниматься с 1934 года. Была разработана система с радиостанцией RFCR и антенной весьма хитрой конструкции, похожей на поручневую, но крепившейся к специальному основанию на крыше башни. Радиостанции получали как пушечные, так и пулемётные танки, но оборудовали ими небольшое число машин.
Служба FIAT 3000 растянулась на два десятилетия. Формально их в 1939 году сменили средние танки Carro Armato M 11/39. На практике же FIAT 3000 продолжали службу. Больше того, в том же 1939 году сменилось их обозначение. Теперь данные машины назывались Carro Armato L 5-21 и L 5-30. В последний раз они использовались в 1943 году во время отражения высадки англо-американских войск на Сицилии. Столь долгая и бурная эксплуатация имела обратную сторону медали: ни одного FIAT 3000 до наших дней не сохранилось.
Первый экспортный успех
Рассказ о FIAT 3000 будет неполным без упоминания о том, как первые итальянские серийные танки оказались в армиях других стран. Одним из первых заграничных обладателей оказался СССР. Ещё в 1924 году итальянская сторона предлагала закупить партию из 10 FIAT 3000. Тогда сделка не состоялась. Вспомнили об итальянском танке в ходе совещания, посвящённого созданию отечественного танка сопровождения. Итальянская машина выглядела весьма перспективно. Несмотря на то, что её вооружение было чисто пулемётным, лёгкий танк обладал неплохими характеристиками, а главное, имел меньшую, чем Renault FT, боевую массу. Этот параметр был очень важен и для Красной армии. Наконец, FIAT 3000 оказался самым доступным для СССР лёгким танком из имевшихся на рынке. Несмотря на приход к власти Муссолини, итальянская оборонная промышленность активно сотрудничала с СССР.
Согласно документам, датированным концом июля 1926 года, итальянцы предлагали советской стороне приобрести три FIAT 3000 стоимостью 1800 фунтов стерлингов каждый. В случае приобретения партии из 25 и более машин стоимость снижалась до 1650 фунтов стерлингов за танк. При этом в цену не входили вооружение и оптика. Поставка танков должна была произойти через 10 месяцев после подписания соглашения.
После переговоров было подписано соглашение о поставке трёх танков. В СССР их получили 14–15 ноября 1927 года, машины имели серийные номера 107, 108 и 109. Окончательная приёмка состоялась в конце декабря 1927 года, в середине марта 1928 года танки прибыли на склад №37 в Москве.
Мнение, что советский якобы МС-1 был скопирован с FIAT 3000, лишено оснований. Эти танки похожи лишь поперечным расположением двигателя, в остальном же они сильно отличаются друг от друга. Похожими их сделали схожие технические задания, одним из пунктов которых было снижение боевой массы. Кроме того, FIAT 3000 прибыли в СССР уже после принятия МС-1 на вооружение Красной армии. По боевой эффективности МС-1 превосходил итальянские аналоги, хотя уступал им в скорости и надёжности. Как бы то ни было, к весне 1928 года интерес Красной армии к FIAT 3000 носил, скорее, ознакомительный характер. Поскольку танки прибыли без вооружения, на них установили 37-мм пушки «Гочкис», такие же, как на Т-18. 7 ноября 1928 года один танк с именем собственным «Феликс Дзержинский» проехал по Красной Площади. Официально указывалось, что его приобрели на средства польских коммунистов.
По состоянию на 1 октября 1929 года один танк находился на Мотовилихинском машиностроительном заводе, где налаживалось производство Т-18. Ещё два FIAT 3000 находилось в составе Бронетанковых командных курсов. В дальнейшем след этих машин теряется.
Второй страной, которая заполучила FIAT 3000, стала Абиссиния (Эфиопия). Первый, пулемётный танк, был подарен африканской стране ещё в 1927 году, ещё два, уже пушечных Carro armato mod.1930, оказались в Эфиопии в начале 30-х. По иронии судьбы, именно с Эфиопией Италия неоднократно воевала. Подаренные танки были захвачены итальянцами в 1936 году.
В 1928 году один FIAT 3000 купила Дания, по одному танку приобрели также Греция, Испания, Аргентина и Япония. В начале 30-х два пулемётных танка приобрела Албания, причём в 1939 году эти машины тоже стали итальянскими трофеями. В 1931 году пять FIAT 3000 уехали в Венгрию. Там их перевооружили пулемётами Schwarzlose, а затем венгерскими танковыми пулемётами Gebauer 34M. Самая же массовая покупка произошла в 1926–27 годах. Тогда Латвия приобрела шесть танков. Два танка латыши вооружили 37-мм пушками SA 18 с танков Renault FT, остальные получили пулемёты MG.08. Машины прослужили до 1940 года, окончательно их списали уже в мае 1941 года.
За помощь в подготовке этого материала автор выражает признательность Джорджо Верга (Giorgio Verga), Италия
Источники:
- Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.1 (Dalle origini fino al 1939), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002, ISBN 88-87940-28-2
- Материалы РГВА
- Материалы ЦГА СПб
- Материалы РГАКФД
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.