Ранним утром 11 ноября 1918 года представители союзников по Антанте с одной стороны и оказавшейся после распада ближайшей союзницы в одиночестве Германии — с другой подписали в железнодорожном вагоне в Компьенском лесу перемирие. Оно вступило в силу в 11 часов утра по парижскому времени («11 часов 11-го дня 11-го месяца»), и хотя формально не считалось капитуляцией, означало полное поражение Германии в Первой мировой войне.
В ходе переговоров немцы были вынуждены принять практически все условия союзников. Им удалось настоять на исправлении лишь нескольких невыполнимых требований вроде вывода из эксплуатации большего числа подводных лодок, чем то, которым в реальности обладали Кайзерлихмарине. Также немецкой делегации было позволено официально зарегистрировать свой протест по поводу суровости требований союзников. Новость о подписании перемирия очень быстро стала известна широкой общественности: уже в 9 часов утра, то есть ещё до официального вступления соглашения в силу, о перемирии было объявлено в Париже.
К этому времени, в отличие от ситуации, сложившейся в мае 1945 года, территория Германии вовсе не была занята войсками союзников. Её армиям так и не было нанесено решающего поражения, они занимали почти всю Бельгию и значительную часть Франции. Фактически войну проиграла экономика. Страну сотрясала революция, 9 ноября свергшая монархию, и продолжать вооружённую борьбу в этих условиях Германия больше не могла.
Среди германских военных широкое распространение получила легенда об ударе ножом, нанесённом в спину непобеждённой армии и рейху в целом определёнными кругами гражданского населения. В зависимости от убеждений верившего в этот локальный вариант теории заговора немца, предателями могли выступать социал-демократы, евреи, коррупционеры или большевики-марксисты. В конечном счёте такая фальсификация, направленная на поиски «предателей нации», стала благодатной почвой для зародившейся в послевоенной Германии национал-социалистической идеологии.
Комментарии к данной статье отключены.