Военное ведомство Австро-Венгрии уделяло большое внимание развитию горной артиллерии. Это обуславливалось физико-географическими условиями предполагаемых театров военных действий: со всеми вероятными противниками Дунайской монархии пришлось бы воевать в горах. В 1915 году на заводе фирмы «Шкода» началось производство орудия 7,5 cm Gebirgskanone M 15, служба которого затянулась на целых полвека.
Первым специализированным горным орудием, принятым на вооружение австро-венгерской армии, стало 7 cm Gebirgskanone M 75 (калибр — 66 мм). Довольно лёгкое и малогабаритное, к началу ХХ века оно стало архаичным из-за полного отсутствия противооткатных приспособлений. На смену ему пришла пушка М 99 калибра 72,5 мм, снабжённая пружинным тормозом отката в станине. Эта конструкция оказалась малоэффективной и не обеспечивала надёжной стабилизации артсистемы на огневой позиции. Тем не менее к началу Первой мировой войны М 99 являлась основным типом орудия в императорско-королевской горной артиллерии и состояла на вооружении двадцати батарей.
Дальнейшее развитие горных орудий в Австро-Венгрии шло двумя путями. Результатом модернизации М 99 стали пушки М 07 и М 09 — того же калибра, но с усовершенствованными лафетами, снабжёнными противооткатными устройствами. Однако большого распространения они не получили — поражающее воздействие 4,64-кг снаряда уже считалось слишком слабым. Одновременно специалисты «Шкоды» занялись созданием совершенно нового горного орудия, ориентированного на экспорт. Оно имело калибр 75 мм, но на треть бо́льшую массу снаряда, чем М 99.
В 1909 году новую горную пушку представили на конкурс, объявленный российской армией, но там победу одержал образец французской фирмы «Шнейдер». Армия Австро-Венгрии приобрела пробную партию из восьми орудий, получивших обозначение М 12. В составе двух батарей они успешно прошли войсковые испытания в Тироле и Боснии, однако дальнейших заказов не последовало. По мнению генерала от артиллерии Оскара Потиорека, М 12 была слишком тяжёлой: для её транспортировки на вьюках требовалось 7 лошадей, что вело к увеличению стоимости содержания батарей. Впрочем, это не остановило зарубежных заказчиков. Уже в 1912 году восемь орудий поставили в Коста-Рику, затем последовали заказы из Эквадора и Уругвая. Крупнейший контракт был подписан с китайским правительством, заказавшим 48 модифицированных пушек М 14.
К лету 1914 года орудия китайского заказа были изготовлены, но не отгружены — после начала войны их реквизировала императорско-королевская армия. Экспортные успехи горных пушек «Шкода» способствовали и заинтересованности военных Австро-Венгрии. Мнение Потиорека проигнорировали, и уже с начала 1914 года стартовала разработка усовершенствованного варианта, впоследствии принятого на вооружение под обозначением 7,5 cm Gebirgskanone M 15.
Конструкция
Орудие 7,5 cm Gebirgskanone M 15 проектировалось по канонам конструкции скорострельных артсистем, принятым в начале ХХ века. Стальной ствол длиной 15,4 калибра имел живучесть 8000 выстрелов — этим горная пушка выгодно отличалась от большинства других австро-венгерских полевых орудий, стволы которых изготавливались из «стале-бронзы» (их паспортная живучесть не превышала 3000 выстрелов). Конструкция лафета обеспечивала большой угол возвышения, необходимый для боевых действий в горной местности. Расширению тактических возможностей пушки способствовало и раздельное заряжание (в боекомплект входили четыре переменных заряда).
Для уменьшения массы вьюков ствол пушки сделали разъёмным — он состоял из внутренней трубы и толстостенного кожуха, скреплённых байонетным соединением. Внутри ствола имелось 28 правосторонних нарезов постоянной крутизны глубиной 0,5 мм и шириной 4,24 мм. Затвор — полуавтоматический горизонтальный клиновой. Масса ствола в сборе с затвором составляла 106 кг, кожуха ствола — 135 кг.
Противооткатные устройства, размещённые в люльке орудия, состояли из гидропневматического тормоза отката и двух пружин накатника. Длина отката — регулируемая, от 390 мм при максимальном угле возвышения и до 990 мм при минимальном.
Однобрусный коробчатый лафет — клёпаной конструкции, из стальных листов. Для транспортировки на вьюках он разбирался на две части — переднюю (140 кг) и заднюю (130 кг). Передняя часть лафета содержала также колёсную ось и механизмы наведения. Последние обеспечивали диапазон углов вертикальной наводки от −7° до +50° и горизонтальной — по 3,5° вправо и влево. Механизмы наведения снабжались устройствами для блокировки, применяемыми при транспортировке орудия на колёсах. Слева от механизма наводки устанавливался панорамный прицел M 8 Geschützaufsatz, взятый от горной гаубицы М 8/10. По бокам переднего лафета имелись два сиденья для наводчика и замкового. Задний лафет снабжён мощным сошником. Колёса диаметром 800 мм и массой около 24 кг имели смешанную конструкцию: ступица и шина — металлические, остальные части — из твёрдой древесины.
Орудие снабжалось бронированным щитом толщиной 4,2 мм и размером 1,28 х 1,40 м, защищавшим от винтовочных пуль (с расстояния не менее 100 м), а также шрапнели и осколков. Щит состоял из пяти частей, причём две нижних подвешивались на петлях. Если орудие вело огонь с закрытой позиции, щит обычно не устанавливался. Кроме того, в комплект пушки М 15 входил дополнительный щит массой 65 кг и размером 1,10 х 1,45 м, снабжённый подпоркой. На открытой огневой позиции он устанавливался рядом с орудием, обеспечивая защиту для подносчиков.
В боевом положении пушка М 15 весила 615 кг. Штатным способом транспортировки являлась перевозка на вьюках, для чего требовалось шесть лошадей: для ствола, кожуха ствола, люльки, переднего лафета, заднего лафета и колёс, а также щита. Кроме того, на одной лошади перевозился дополнительный щит, а ещё на двух — боекомплект первой очереди (на каждой — четыре ящика по три снаряда и заряда). На небольшие расстояния орудие могло переноситься личным составом, для чего требовалось 23 солдата: 7 переносили ствол с кожухом в сборе, а по 4 — остальные четыре узла орудия.
Возка конной тягой рассматривалась как резервный вариант. В этом случае орудие буксировали две лошади, запряжённые цугом. Расчёт орудия состоял из семи человек: командира расчёта, наводчика, замкового, заряжающего и трёх подносчиков. Кроме того, огневое отделение включало восемь коноводов и старшего над ними. Таким образом, для обслуживания одной пушки М 15 требовалось 16 человек. На марше каждую лошадь вело двое солдат: один в поводу спереди, а другой сзади, придерживая за специальные шлеи. Каждый номер расчёта был закреплён за определённым узлом орудия и сопровождал лошадь с соответствующим вьюком. Применение вьючных животных обуславливало сравнительно невысокий темп передвижения, не превышавший скорость марша пехоты (4 км/ч), а также большую протяжённость колонны (для четырёхорудийной батареи — 265 м). Стоит учесть и наличие амуниционной колонны (9 лошадей или мулов для каждого орудия), перевозившей основной боекомплект (120 выстрелов на орудие).
Боеприпасы
Как уже отмечалось, пушка 7,5 cm Gebirgskanone M 15 имела раздельное заряжание. Гильза длиной 129 мм и диаметром донышка 77 мм изготавливалась из латуни. Применялись три основных заряда массой метательного пороха 120, 160 и 200 г (№№1, 2 и 3), а также усиленный (№0) массой 240 г. Практическая скорострельность при небольших углах возвышения могла достигать 12 выстр./мин, но из-за быстрого нагрева ствола не рекомендовалось превышать показатель 6–8 выстр./мин, а для длительной стрельбы (один час и более) — 1 выстр./мин.
В годы Первой мировой войны боекомплект орудий М 15 состоял из трёх видов снарядов: гранат, гранато-шрапнелей и шрапнелей. Фугасная граната 7,5 cm М 14/М 14а Granate весила 6,3 кг и снаряжалась 650 г взрывчатого вещества. Осколочно-фугасная граната 7,5 cm М 15/М 15а Granate весила немного меньше (6,22 кг), но масса взрывчатого вещества составляла всего 130 г. Гранато-шрапнель 7,5 cm М 15/М 15а Granat-Schrapnell выпускался в двух вариантах — лёгком (5,54 кг) и тяжёлом (6,5 кг). Лёгкий снаряжался 162 стальными пулями, тяжёлый — 267 свинцовыми. Разрывной заряд в обоих случаях состоял из 60 г чёрного пороха и 75 г тротила. Шрапнель также имелась в двух вариантах — лёгком 7,5 cm М 15 Eisenkugel-Schrapnell/8а (5,54 кг) и тяжёлом 7,5 cm М 15 Schrapnell/8а (6,55 кг). Первый снаряжался 120 стальными и 40 свинцовыми пулями, второй — 286 свинцовыми. Масса пули во всех случаях составляла 9 г, масса разрывного заряда из чёрного пороха — 60 г.
Уже в годы Первой мировой войны свои типы снарядов для пушки М 15 начали выпускать в Германии: гранату Gr.f.Geb.K 15 (масса — 6,23 кг, масса взрывчатого вещества — 310 г) и шрапнель 7,5 cm Schrapnell f.Geb.K 15 (масса — 6,16 кг, снаряжение — 228 оловянных пуль массой 11 г и 85 г чёрного пороха). Впоследствии большинство стран, в которых состояли на вооружении пушки М 15, производили свои варианты снарядов для этих орудий.
Производство и служба
Выпуск орудий 7,5 cm Gebirgskanone M 15 начался в 1915 году, но поначалу вёлся небольшими темпами — до конца года сдали 250 единиц. Перевооружение частей австро-венгерской горной артиллерии затянулось до середины 1916 года. Производство велось на заводе «Шкода» в Пльзени, позже к нему подключился филиал этой фирмы в венгерском городе Дьёр. До ноября 1918 года завод в Пльзени изготовил 2044 орудия 7,5 cm Gebirgskanone M 15 (324 — в 1915 году, 620 — в 1916, 860 — в 1917, 240 — в 1918), завод в Дьёре сдал в общей сложности 220 пушек.
К началу Первой мировой войны армия Австро-Венгрии располагала самой многочисленной в мире горной артиллерией: 14 полков двухдивизионного состава (в каждом дивизионе — две батареи по шесть горных пушек и одна с горными гаубицами). В мае 1915 года в войну вступила Италия, что повысило значение этого рода артиллерии — Итальянский фронт проходил по труднодоступной горной местности. К началу 1918 года императорско-королевская армия насчитывала уже 28 горных артиллерийских полков. Каждый из них по штату включал два трёхбатарейных дивизиона пушек М 15 и один — 104-мм гаубиц М 8, М 10 или М 16, но в большинстве случаев как количество батарей в полку, так и число орудий в батареях было меньше штатного.
В ходе боёв на Итальянском фронте орудие М 15 зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Небольшие габариты и масса отлично подходили для горных условий. Нельзя не удивляться, рассматривая старые фотографии огневых позиций, — как в такую труднодоступную местность удавалось затаскивать пушки? Вполне приемлемыми считались и поражающие средства боеприпасов. Но Итальянским фронтом область применения M 15 не ограничивалась: в начале 1918 года несколько горных артполков были расформированы, а их дивизионы придали пехотным дивизиям, действовавшим на Румынском фронте. Здесь М 15 применялись как орудия непосредственной поддержки пехоты.
Уже в годы Первой мировой пушки М 15 активно экспортировались союзникам «Двуединой монархии». 144 экземпляра поставили в Турцию, 124 — в Болгарию. Несколько десятков М 15 приобрела Германия. Немецкие военные использовали эту пушку не по прямому предназначению, а в качестве пехотного орудия, укомплектовав им 17 батарей. Дополнительные щиты в Германию не поставлялись. В новой роли пушка М 15 завоевала не слишком лестную репутацию. Дело в том, что для пехотной артиллерии кайзеровской армии основным способом транспортировки являлась конная тяга, а для горного орудия этот способ рассматривался лишь как резервный. В итоге соединения отдельных узлов быстро разбалтывались, и орудие требовало ремонта. Кроме того, из-за узкой колеи (900 мм), также обусловленной требованиями к горной артиллерии, пушка была неустойчивой при буксировке.
В армии веймарской Германии орудия GebK 15 остались на вооружении двух батарей (4-й и 5-й) 2-го дивизиона 7-го (Баварского) артполка, дислоцированного в Ландсберге-на-Лехе. В них числилось по четыре пушки, остальные попали на склады. В июне 1935 года в Мюнхене сформировали 1-ю горную бригаду, подчинив ей эти батареи, а вскоре на их базе развернули полноценный трёхбатарейный дивизион (1-й дивизион 69-го артполка). Когда в октябре 1936 года был сформирован трёхдивизионный 79-й горноартиллерийский полк, на его вооружение поступили снятые с консервации GebK 15 — разработка более современных горных орудий в Германии ещё не была завершена. В вермахте четырёхорудийная батарея GebK 15 насчитывала по штату 175 человек и 68 вьючных животных.
В дальнейшем парк GebK 15 пополнился за счёт орудий, захваченных при аншлюсе Австрии и оккупации Чехии (в последнем случае — 123 единицы), и к 1 сентября 1939 года насчитывал 254 экземпляра. Бывшие австрийские орудия получили обозначение GebK 15(ö), а чешские — GebK 15(t). В 1941 году появились трофейные югославские пушки, обозначавшиеся GebK 259(j), а в 1943-м — итальянские GebK 259(i). Наконец, в 1944 году немецкими трофеями стали несколько десятков орудий словацкой армии, захваченных после подавления Словацкого национального восстания.
В вермахте орудия GebK 15 поступали на вооружение горноегерских дивизий. Артполк такой дивизии состоял из четырёх дивизионов, два из которых (по две батареи) комплектовались 75-мм горными пушками. Такую же организацию имели и артполки легкопехотных (с 1942 года егерских) дивизий. Кроме того, GebK 15 поступали в воздушно-десантные части. Из их состава они были вытеснены безоткатными орудиями, а в горноегерских и егерских дивизиях постепенно заменялись новыми 75-мм горными орудиями GebG 36. Орудия GebK 15 применялись 1-й горноегерской дивизией в Польской кампании и во время блицкрига на Западе, 2-й и 3-й дивизиями во время оккупации Норвегии, а также 5-й и 6-й горными дивизиями в ходе боёв в Греции и высадки на Крите весной 1941 года.
Самым крупным эксплуатантом 7,5 cm Gebirgskanone M 15 в 20-40-е годы являлась армия Италии. Во время Первой мировой эта страна захватила 392 такие пушки, а ещё 258 орудий и 55 стволов получила как репарации. Для выполнения репарационных поставок венграм пришлось даже возобновить производство М 15 на заводе в Дьёре. Наконец, в 1938 году Италия купила ещё 96 таких пушек чехословацкого производства.
Под обозначением Оbice 75/13 Mod. 1915 орудие поступило на вооружение как горной артиллерии в метрополии, так и колониальных войск. Пушка «75/13» выгодно отличалась от стандартного горного орудия итальянской армии времён Первой мировой (пушки «65/17») более мощным снарядом и наличием нескольких переменных зарядов. В то же время, пушка «65/17» являлась более мобильной: она умещалась на пяти вьюках, а «75/13» — на семи. Итальянцы даже наладили производство Оbice 75/13 Mod. 1915 на арсенале в Неаполе. Последний контракт на 500 таких орудий был выдан в 1941 году. В сентябре 1942 года, несмотря на понесённые потери, итальянская армия располагала 1213 орудиями «75/13», а в июне 1943-го только на вооружении частей первой линии находилось 550 этих артсистем.
Одна батарея орудий «75/13» участвовала в гражданской войне в Испании. А вот во время войны с Абиссинией эти орудия применялись массово (в общей сложности 394 единицы). Во время Второй мировой войны 608 Оbice 75/13 Mod. 1915 участвовали в боевых действиях против Греции, а 72 артсистемы вместе с альпийскими дивизиями «Юлия», «Тридентина» и «Кунензе» попали на Восточный фронт.
После капитуляции Италии орудия «75/13» попали на вооружение частей армии Итальянской социальной республики (артполка альпийской дивизии «Монтероза», одного дивизиона дивизии «Литторио» и ряда более мелких частей), а также итальянских войск, сражавшихся на стороне союзников. Но и на этом история Оbice 75/13 Mod. 1915 не закончилась. После войны 203 орудия прошли ремонт в Туринском арсенале и поступили на вооружение альпийских бригад. Окончательно их сняли с вооружения только в 1964 году.
Вполне естественно, что орудия М 15 остались на вооружении государств, образовавшихся после распада «Двуединой монархии». В Австрии такими пушками вооружили не только горно-артиллерийские дивизионы, но и часть подразделений обычной полевой артиллерии.
В Чехословакии пушку приняли на вооружение под обозначением 7,5cm horský kanon vz. 15. Молодая республика получила 58 бывших австро-венгерских орудий, ещё 240 поставила фирма «Шкода» в 1921–1924 годах. В первые месяцы после провозглашения независимости такие пушки активно применялись в боях с соседями — венграми и поляками. Горными орудиями вооружили бронепоезда «Брно», «Братислава» и «Генерал Штефаник», а весной 1920 года появились канонерские лодки OMd 1 и OMd 2, основное вооружение которых состояло из двух орудий vz. 15 на тумбовых установках (без щитов).
В межвоенный период орудия vz. 15 составляли основу вооружения 12 горных артиллерийских дивизионов (в каждом было по две батареи таких пушек). Находились они и на вооружении крепостной артиллерии. К осени 1938 года чехословацкая армия располагала 235 пушками vz. 15.
После оккупации Чехии и провозглашения независимости Словакии последняя «унаследовала» 112 пушек vz. 15 — правда, 13 из них сразу же передали немцам. Большинство оставшихся орудий словаки до поры до времени отправили на склады — в строю осталось только 16 пушек, составлявших вооружение 1-го дивизиона 3-го артполка. «Быстрая» бригада, сформированная 25 июня 1941 года для участия в операции «Барбаросса», получила одну четырёхорудийную батарею пушек vz. 15. Позже в составе словацкой охранной дивизии, нёсшей службу на территории Украины и Белоруссии, появился дивизион таких пушек — 12 орудий. Всего же по состоянию на апрель 1944 года на Восточный фронт было оправлено 55 пушек vz. 15, из них 28 потеряно.
Венгрия также использовала орудия М 15, после модернизации присвоив им обозначение 7,5 cm Hegyi ágyú 15/31M. Помимо горной артиллерии, они применялись как полковые орудия в кавалерийских полках. Несколько М 15 попало на вооружение армии Албании, получившей их из Италии. Польша, заполучившая некоторое количество бывших австро-венгерских пушек, почти сразу же отправила их на склады, а после начала гражданской войны в Испании продала франкистам. В межвоенный период «Шкода» поставляла такие пушки Румынии, Югославии, Греции (по другим данным, эти три страны использовали только трофейные орудия — бывшие австро-венгерские, болгарские и турецкие), а также Афганистану и Колумбии.
Вероятно, не будет преувеличением назвать пушку 7,5 cm Gebirgskanone M 15 лучшим горным орудием времён Первой мировой. Спроектированное с полным учётом горных условий, оно удачно сочетало немалую огневую мощь и высокую подвижность. Пережив две мировые войны, изделие «Шкоды» во многих странах было списано лишь в 50-е годы, а в Италии дослужило до середины 60-х.
Калибр, мм |
75 |
---|---|
Длина ствола, мм / калибров |
1155/15,4 |
Масса в боевом положении, кг |
615 |
Высота в боевом положении, мм |
1258 |
Ширина орудия, мм |
1118 |
Расчёт, чел. |
7 |
Горизонтальный угол наводки, град. |
7 |
Вертикальный угол наводки, град. |
-9, +50 |
Масса гранаты, кг |
6,3 |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с |
350 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
8250 |
Практическая скорострельность, выстр./мин |
6–8 |
Литература:
- Buchner A. Deutsche Gebirgsartillerie 1935-1945. – Waffen-Arsenal, Sonderband 47
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. – Praga: Naše vojsko, 1975
- Nowakowski T. Działa górskie Wehrmachtu 1935-1945 // Poligon – 2017. – №3
- Харук А. Артиллерия Вермахта. – М.: ЭКСМО, 2010
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
Комментарии к данной статье отключены.