Быстрый рост мощи танковых и самоходных орудий происходил на протяжении всей Второй мировой войны. Конструкторы некоторых стран добивались возрастания мощи орудий путём более-менее гармоничного увеличения как калибра, так и длины ствола. Другие же конструкторские школы делали ставку на существенное удлинение пушки при сохранении её относительно небольшого калибра. Второй подход особенно характерен для бронетанковой техники Германии. Такое решение имело и плюсы, и существенные минусы. Установить очень длинные орудия на боевых машинах среднего класса оказалось непросто. Ярким примером здесь может служить САУ Panzer IV/70. Попытка вооружить истребитель танков Jagdpanzer IV более мощной пушкой дала ей новые боевые возможности, но и добавила серьёзные проблемы.
Длинная удочка для среднего шасси
О том, что вполне удачному противотанковому орудию 7,5 cm Pak 40 будет нужна замена, в Управлении вооружений вермахта задумались ещё в середине 1942 года. Пушка имела выдающиеся характеристики, позволявшие уверенно поражать на средних дистанциях танки любого типа, включая тяжёлые КВ-1 и Churchill. Но опыт войны подсказывал, что увеличение мощи орудий провоцирует и рост брони. Предусмотрительность немцев оказалась обоснованной: уже в 1944 году появились танки ИС-2 и Churchill VII, которые уверенно пробивались пушкой Pak 40 и её разновидностями 7,5 cm KwK 40 (для танков) и 7,5 cm StuK 40 (для САУ) только в упор.
Ещё в феврале 1942 года появилась потенциальная замена для танковой версии Pak 40 — 70-калиберная пушка, разработанная конструкторами Rheinmetall-Borsig. Создавалась она для установки на тяжёлые танки, но в итоге прописалась на средних VK 30.01 (DB) и VK 30.02 (M). Второй из этих танков был принят на вооружение как Pz.Kpfw.Panther. Именно это орудие, получившее обозначение 7,5 cm KwK 42 L/70, рассматривалось как потенциальная замена для KwK 40 и StuK 40.
Правда, попытка поставить 7,5 cm KwK 42 L/70 на танк Pz.Kpfw.IV закончилась неудачей. Пушка оказалась слишком длинной, к тому же для её установки требовалось переделать шасси. Дело ограничилось макетами установки орудия. Попытки использовать пушку в САУ средней весовой категории остановились на ещё более раннем этапе: дальше проработки 70-калиберных орудий 7,5 cm Pak 42 L/70 на шасси StuG 40, которые требовали существенной переделки рубки, а также ранней спецификации на Jagdpanzer IV, в начале 1942 года дело не продвинулось.
Вновь вопрос использования более мощной системы для вооружения истребителей танков был поднят 27 января 1944 года на совещании с участием Гитлера. Как раз в январе 1944 года первые Jagdpanzer IV были приняты заказчиком на заводе VOMAG. Именно эта самоходная установка была выбрана для установки 7,5 cm Pak 42 L/70.
StuG 40 Ausf.G в качестве варианта отпадала сразу по двум причинам: конструктивным и производственным. Установка нового орудия требовала существенной переделки как рубки, так и надмоторной плиты при этом. В условиях резко возросшего заказа на эти машины переделывать их никто не стал бы. Кроме того, завод Alkett дважды подвергался мощной бомбардировке, предприятие сильно пострадало. Ситуация оказалась настолько серьёзной, что конструкторы Alkett были вынуждены в срочном порядке разработать StuG IV, шасси для которых поставлялись с Grusonwerk.
Работы по модернизации Jagdpanzer IV были начаты весной 1944 года. За основу конструкторский коллектив VOMAG взял серийную самоходную установку Jagdpanzer IV с серийным номером 320162, выпущенную в марте 1944 года. Существенных переделок в конструкцию машины вносить не стали: её боевое отделение было достаточно просторным для того, чтобы там поместилось более длинное орудие. Поскольку 7,5 cm Pak 42 L/70 была не только длиннее, но и тяжелее, потребовалось усилить и орудийную установку, в том числе подвижную и неподвижную бронировки. Более длинный и тяжёлый ствол пришлось дополнительно зафиксировать с помощью массивного стопора А-образной формы для положения по-походному, чтобы его не болтало во время движения по неровной местности. Также потребовалось менять боеукладки: поскольку патрон 7,5 cm Pak 42 L/70 был длиннее, чем патрон 7,5 cm Pak 39 L/48, боекомплект уменьшился с 79 до 57 патронов. В остальном Jagdpanzer IV с длинной пушкой не отличался от обычной машины.
Впервые Гитлеру фотографии новой машины показали на совещании 6 апреля 1944 года. А вживую самоходную установку фюрер увидел 20 апреля на демонстрации, которую провели в день его рождения. Новой машиной Гитлер остался доволен: она получила «зелёный свет». К слову, официальное обозначение САУ как Panzer IV lang (V) появилось с подачи Гитлера 18 июля 1944 года. Уже осенью 1944 года оно поменялось на Panzer IV/70 (V), под которым машина более известна. Буква V в названии означала фирму VOMAG.
Перегруз носовой части
4 мая 1944 года Управление вооружений подготовило циркуляр, согласно которому с апреля 1944 по апрель 1945 года предполагалось выпустить 2020 истребителей танков Jagdpanzer IV всех типов. Между тем ситуация с Panzer IV/70 (V) была отнюдь не радужной. Неизвестно, знал ли об этом Гитлер, но Управление вооружений было проинформировано о сильной перегрузке носовой части машины. А ведь ещё планировалось усилить броню лобовой части корпуса и рубки с 60 до 80 мм. В результате боевая масса новой САУ по сравнению с Jagdpanzer IV увеличилась почти на две тонны.
О последствиях столь существенного перегруза догадывались и в 6-м отделе Департамента вооружений. 16 мая 1944 года, то есть менее, чем через 2 недели после принятия решения о массовом выпуске машины, отдел предложил переделать ходовую часть САУ. Изменения были небольшими: передние тележки подвески планировалось сдвинуть на 100 мм вперёд, чтобы немного поправить ситуацию с центром тяжести. Правда, эта инициатива не нашла поддержки: места для смещения подвески вперёд не осталось.
10 августа 1944 года 6-й отдел предложил снизить толщину лобовой брони до 60 мм. Это предложение было одобрено… но не более того. Panzer IV/70 (V) выпускались с бронёй толщиной 80 мм. Единственное предложение 6-го отдела, воплощённое в металле, — это установка пулемёта с дистанционным управлением на крыше рубки. Его получил опытный образец, но в серию машина пошла без этого пулемёта.
Первые 60 Panzer IV/70 (V) должны были быть построены в августе 1944 года, с последующим нарастанием темпов производства: в сентябре 1944 года планировалось выпустить 90 машин, в октябре — 100, в ноябре — 150, в декабре — 180 и в январе 1945 года — 200. Новая машина постепенно сменяла Jagdpanzer IV, при этом технически первые Panzer IV/70 (V) повторяли своего предшественника. Разница состояла только в орудии и стопоре по-походному. В таком виде самоходная установка выпускалась в августе и сентябре 1944 года. При этом в сентябре вместо 60 машин реально было сдано 57 штук, а в октябре и того меньше — 41 САУ.
Осенью 1944 года, вероятно, начали поступать первые жалобы из частей на быстрый износ передних пар опорных катков. Вносить какие-то существенные изменения в конструкцию уже было поздно, к тому же это плохо отразилось бы на темпах выпуска машин. Поэтому с октября 1944 года серийные машины просто получили цельнометаллические передние катки. Также в сентябре-октябре на машины перестало наноситься антимагнитное покрытие циммерит. Немцы так и не дождались советских магнитных мин, для защиты от которых циммерит создавался. В октябре производство Panzer IV/70 (V) вышло на проектный уровень и даже немного его превысило: вместо 100 машин VOMAG сдал 104.
Более существенные изменения в конструкции появились к концу 1944 года. Частично они были связаны с метаморфозами, которые претерпевало базовое шасси — Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Для упрощения производства в конце октября – начале ноябре 1944 года количество поддерживающих катков сократилось до трёх. Примерно в это же время глушитель заменили на прямоточные выхлопные трубы. Они появились ещё на Jagdpanzer IV, но наиболее массово применялись уже на его сменщике. В ноябре с люков доступа к тормозам исчезли воздухозаборники, но часть машин получала люки старой конструкции. Например, старые люки имеет машина с серийным номером 320999, находящаяся в парке «Патриот». Изменились конструкции кормовых буксирных крюков и крышки, прикрывающей пулемётную установку.
Также с ноября машины получили облегчённые траки, что позволило немного снизить массу машины. В декабре появились канавки для люков, предотвращающие затекание воды при дожде, а также новая защита крыши прицела, которую стали собирать из отдельных листов (её получали не все машины).
Темпы выпуска Panzer IV/70 (V) в конце 1944 года оставались высокими. В ноябре план снова был перевыполнен — вместо 150 машин было сдано 178 штук, в декабре VOMAG выпустил 180 самоходных установок. В январе же 1945 года вместо 200 запланированных машин удалось выпустить 185. Причиной снижения темпов производства стала начавшаяся агония немецкой промышленности. Завод испытывал нехватку деталей и электричества. В феврале вместо 160 машин удалось сдать 135 штук. Где-то в этом же месяце на машины (правда, не на все) стали устанавливать литые ленивцы позднего типа. В конце 1944 – начале 1945 года выхлопные трубы Panzer IV/70 (V) получили специальные насадки, позволявшие снизить заметность выхлопа в тёмное время суток. К началу 1945 года стал использоваться упрощённый стопор орудия по-походному. В 1945 году на перископическом прицеле появилась насадка для устранения бликов от солнца, также была переделана установка дальномера.
Последним месяцем выпуска Panzer IV70 (V) стал март 1945 года. Начиная с 19 марта город Плауэн, в котором находился VOMAG, подвергался массированным бомбардировкам. 23 марта производственные мощности завода были разрушены окончательно. Вместо 180 запланированных машин в марте было сдано 50, на этом производство прекратилось. Всего завод VOMAG успел изготовить 930 Panzer IV/70 (V), которые получили серийные номера в интервалах 320651–321000 и 329001–329699.
Эрзац от Alkett
Несмотря на серьёзный перегруз шасси и проблемы с передними опорными катками, Panzer IV/70 (V) был неплохой машиной. По крайней мере, лучшая у немецких конструкторов при столь жёстком техническом задании вряд ли бы получилась. Тем не менее Panzer IV/70 (V) оказалась не единственной самоходной установкой на базе Pz.Kpfw.IV, которая получила 70-калиберную пушку Pak 42. Стремление немецкого командования увеличить производство истребителей танков с этим орудием привело к появлению ещё одной машины.
Дублёр у Panzer IV/70 (V) появился благодаря неприятным выводам, которые немцы сделали в ходе изучения трофейного тяжёлого танка ИС-2. Новая советская машина имела лобовую броню, которую 75-мм пушка KwK 40 L/48 пробивала лишь с ближних дистанций. 26 июня 1944 года фирма Alkett получила срочное задание установить на шасси Pz.Kpfw.IV 75-мм пушку Pak 42 L/70. Идея с установкой такого оружия в башню была с самого начала обречена на провал, поскольку шасси получалось сильно перегруженным. 5 июля 1944 года появилось предложение поставить на переделанную подбашенную коробку Pz.Kpfw.IV рубку Panzer IV/70 (V). Конструкция получалась тяжелее, чем Panzer IV/70 (V), зато сделать её можно было быстро и без переделок базового шасси.
6 июля опытный образец Sturmgeschütz auf Pz.Kpfw.IV Fahrgestell был показан Гитлеру, который эту машину одобрил. Впрочем, в других условиях такая машина вряд ли бы устроила немецких военных. Её рубка получилась на 38 сантиметров выше, чем у Panzer IV/70 (V). Впрочем, общая высота машины составила 2,2 метра, то есть осталась на уровне StuG 40 Ausf.G. Совсем иной получилась ситуация с боевой массой, которая составила запредельные 27 тонн. На бумаге максимальная скорость машины составляла 37 км/ч. Удельная мощность машины снизилась до 10 л.с. на тонну, шустрым новый истребитель танков назвать сложно. Как бы то ни было, появлялся второй после VOMAG производитель средней самоходной установки с мощной длинноствольной пушкой.
В августе 1944 года самоходная установка получила обозначение Panzer IV lang (A) mit 7,5 cm Pak 42 L/70. Впрочем, более известным стал другой индекс, введённый в ноябре 1944 года — Panzer IV/70 (A). Буква A означала разработчика — Alkett. Производителем Panzer IV/70 (A) стало совсем другое предприятие, поскольку Alkett был перегружен заказами по StuG 40 Ausf.G.
Машину на шасси Pz.Kpfw.IV удобнее было выпускать на заводе, который производил Pz.Kpfw.IV. Заказ получил Nibelungenwerk, основной производитель Pz.Kpfw.IV. На конференции 6–8 июля 1944 года Гитлер распорядился внести изменение в производственную программу. В августе планировалось выпустить 50 самоходных установок, а в сентябре — 100. Если производственные возможности Nibelungenwerk позволили бы, то с октября 1944 года завод должен был выпускать по 150 самоходных установок в месяц.
Реализовать эти планы не удалось. В августе Nibelungenwerk сдал первые Panzer IV/70 (A), правда, вместо 50 всего 3. Серийные машины отличались от опытного образца: борта рубки выполнялись из одного наклонного листа, изменилась и конструкция защиты установки курсового пулемёта. Очень быстро выяснилось, что шасси САУ требует таких же переделок, что и шасси Panzer IV/70 (V). Существенный перегруз, особенно в носовой части, приводил к частым поломкам опорных катков.
В сентябре 1944 года машина получила цельнометаллические опорные катки первых двух тележек с каждой стороны. 18 сентября появились бортовые экраны новой конструкции. Сетчатые экраны получились заметно легче листовых, а по защите от огня противотанковых ружей оказались равнозначными. Тогда же, в сентябре 1944 года, машины перестали покрывать циммеритом. Стоит отметить, что фотографий машин первых выпусков не сохранилось, да и построено этих машин было немного. За весь сентябрь Nibelungenwerk сдал 60 машин.
В последующие месяцы завод в Санкт-Фалентине также существенно не отставал от плана. В октябре 1944 года там сдали 43 машины, а в ноябре — 25. В значительной степени срыв планов был связан с уроном, который 16 октября 1944 года нанесла заводу союзная авиация. В декабре 1944 года план для Nibelungenwerk был уменьшен до 80 Panzer IV/70 (A), и заводу почти удалось его выполнить, сдав 75 машин. В январе 1945 года заказ снизился до 50 самоходных установок, и этот месяц стал единственным, когда Nibelungenwerk смог полностью выполнить план.
В декабре 1944 года переделке подвергся кормовой буксировочный узел, тогда же количество поддерживающих катков сократилось до трёх на борт.
За февраль удалось построить 20 Panzer IV/70 (A). В марте производство уже не планировалось, но за счёт имевшегося задела Nibelungenwerk удалось сдать последнюю машину. Всего фирма выпустила 277 Panzer IV/70 (A) с серийными номерами в интервале 120301–120577. Panzer IV/70 (A) стала последней немецкой САУ военного периода, запущенной в крупносерийное производство.
На части машин позднего выпуска использовался необычный тип оборонительной установки — автомат STg.44 с «кривым стволом», который крепился на люке заряжающего.
Напоследок стоит упомянуть модификацию Panzer IV/70(A), которую не стали строить в металле. В конце 1944 года концерн Krupp предложил целый ряд проектов перевооружения уже имеющихся машин более мощными орудиями. В частности, на Panzer IV/70 предлагалось установить 88-мм орудие Pak 43 L/71. Такая установка могла бы поражать любые танки и САУ антигитлеровской коалиции. Но от проекта просто отмахнулись. Усиление вооружения могло увеличить массу САУ с и без того перегруженной ходовой частью до 30 тонн.
Истребители со знаком вопроса
Panzer IV/70 (V) применялась примерно также, как и Jagdpanzer IV. В отличие от StuG 40, эти машины поступали не в бригады штурмовых орудий, а использовались как средство усиления танковых и панцергренадерских дивизий, а также дивизий СС. Впрочем, самые первые машины попадали в танковые бригады (со 105-й по 110-ю). По штату в составе танкового батальона этих бригад имелось по три роты, вооружённых танками Pz.Kpfw.Panther, а также по роте (батарее) истребителей танков, включавшей 11 Panzer IV/70 (V).
Кроме того, Panzer IV/70 (V) довольно массово поступали и в дивизионы истребителей танков. Первым 6 октября 1944 года новые машины получил 560-й дивизион истребителей танков, в который за всё время попало 33 таких САУ. Panzer IV/70 (V) оказались также в составе 655-го (37 машин), 519-го (девять машин), 559-го (18 машин), 563-го (31 машина) и 510-го (десять машин) дивизионов.
В самом конце марта 1945 года один Panzer IV/70 (V) был направлен в 241-ю бригаду штурмовых орудий, а 10 февраля десять машин оказались в 303-м танковом батальоне.
Panzer IV/70 (V) часто попадали на вооружение дивизий СС. Обычно они получали дивизионы из двух батарей (десять машин в каждой плюс командирская машина, всего 21 машина). Ближе к концу войны сложилась такая ситуация, что о какой-то типовой структуре частей и подразделений речь уже не шла: любые имевшиеся в наличии машины могли поступить в части для восполнения потерь или просто как средство для затыкания дыр.
Осложнение ситуации на фронтах отразилось и на характере боевого применения машин. О сколачивающихся по несколько месяцев частях немцам пришлось забыть. Потеря большей части территории Франции лишила немцев той тыловой тренировочной базы, в которой они занимались подготовкой и боевым слаживанием подразделений. Теперь на фронт часто отправлялись части, укомплектованные личным составом, лишь поверхностно знавшим свою технику. Максимум, на что могли надеяться новые экипажи, так это на краткий курс обучения вождению и стрельбе.
Впрочем, даже в таких условиях и несмотря на перегрузку ходовой части, Panzer IV/70 (V) для средних танков и САУ были очень опасными противниками. 7,5 cm Pak 42 L/70 была способна поразить танки союзников по антигитлеровской коалиции на дистанции 1,5–2 километра, в то время как советские пушки калибра 85 мм и американские калибра 76 мм могли поразить лоб немецкой машины лишь со 100–200 метров. Даже проблемы с качеством чешской стали, из которой делались Panzer IV/70 (V), принципиально не влияли на ситуацию.
В августе 1944 года начался выпуск ИС-2 со спрямлённой носовой частью, которая оказалась не по зубам орудию Panzer IV/70. Вместе с тем лобовая часть башни советского тяжёлого танка пробивалась немецкой пушкой примерно с километра.
Вполне успешно с Panzer IV/70 (V) могли бороться самоходные установки ИСУ-122, ИСУ-152 и СУ-100.
Безусловно, в обороне Panzer IV/70 (V) была крайне опасной машиной. Главная проблема заключалась в том, что САУ должна не только стрелять, но и двигаться. А с этим у немецкого истребителя танков дела обстояли не очень хорошо. Немецкие производственные планы февраля 1945 года предусматривали, что с апреля по май 1945 года VOMAG будет выпускать по 200 машин в месяц, а с июля — по 150 машин. В дальнейшем предполагалось поменять эти машины на что-то иное, поскольку ситуация с их подвижностью и надёжностью была близка к критической. Правда, планы немцев скорректировала союзная авиация, разрушившая производство на VOMAG.
Проблемы с подвижностью и надёжностью Panzer IV/70 (V), впрочем, выглядят сущим пустяком по сравнению с тем, что творилось с Panzer IV/70 (A). Предполагалось, что первые такие машины отправятся на фронт в сентябре 1944 года, но на самом деле они попали туда только в середине октября. Эти истребители танков планировалось использовать как средство усиления частей, вооружённых танками Pz.Kpfw.IV. Поначалу так оно и было: по 17 машин ушло в 3-ю, 17-ю и 25-ю танковые дивизии, четыре САУ попали в 13-ю танковую дивизию и 13 — в 24-ю танковую дивизию. Но к концу производства Panzer IV/70 (A) стали поштучно направляться в бригады штурмовых орудий.
О том, как немецкое военное руководство оценивало боевые качества Panzer IV/70 (A), свидетельствует такой факт: в планах на выпуск боевой техники от февраля 1945 года эта машина уже не фигурирует. Nibelungenwerk от выпуска данных машин освобождался, в дальнейшем там собирались наладить производство Panzer IV/70 (V).
Интересна ситуация и с защитой Panzer IV/70 (A). Даже по немецким данным она существенно уступала Panzer IV/70 (V). Например, Т-34-85 поражал машину в лобовой проекции с дистанции в полтора километра. Лоб САУ оказался уязвим даже для американских и английских 75-мм танковых пушек. Впрочем, часто Panzer IV/70 (A) выходили из строя не от огня противника, а из-за механических поломок. Ведь даже штурмовая САУ Sturmpanzer весила меньше, чем это «срочное решение».
Несколько этих машин из числа трофеев Красной армии получили болгары. Одна такая машина с серийным номером 320662 сохранилась до наших дней, находится она в военном музее Софии. В отличие от Jagdpanzer IV, послевоенная служба Panzer IV/70 (V) не задалась. Перетяжелённая и из-за этого не особо надёжная машина оказалась не нужной. В результате из 930 выпущенных машин до наших дней дожило пять штук. Panzer IV/70 (A) и вовсе сохранилась в единственном экземпляре. САУ с серийным номером 120539 зимой 1945 года была подбита французскими танками, но сохранила подвижность. Её включили в состав французской армии, позже она оказалась в Сомюре, где экспонируется и по сей день — по ссылке можно посмотреть детальный фотообзор.
После войны идея создания истребителя танка с низким силуэтом в Германии не умерла. В конце 50-х бундесвер разработал спецификацию на подобную машину, в результате на свет появилась самоходная установка Kanonenjagdpanzer. Немецкие военные учли уроки Второй мировой войны, поэтому послевоенная машина лишь отчасти может считаться наследником Jagdpanzer IV и уж тем более Panzer IV/70. В угоду подвижности и надёжности бундесвер пожертвовал крепким лбом и излишне длинным орудием. В армиях разных стран Kanonenjagdpanzer прослужила до 1990 года. К слову, боевая масса Kanonenjagdpanzer составила 27,5 тонн, то есть даже больше, чем у Panzer IV/70 (A).
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- Panzer Tracts 9-2 Jagdpanzer: Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V), and Panzer IV/70 (A) development and production from 1945 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
- Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz, Schiffer Pub Ltd, 2007, ISBN 978-0764326233
- Материалы NARA
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАКФД
Комментарии к данной статье отключены.