Накануне Первой мировой войны самым бурно развивающимся классом боевых кораблей были эскадренные миноносцы. Всего за десяток лет они втрое-вчетверо выросли в размерах, а по вооружению начали приближаться к лёгким крейсерам. В этом отношении ВМС США несколько отставали от других ведущих флотов мира — но очень скоро мощь американской промышленности позволила наверстать упущенное. В 1917 году в Соединённых Штатах началось строительство самых многочисленных в истории эсминцев, получивших название «флэшдекеры» — «гладкопалубники».
Америка строит эсминцы
Если «истребитель» — destroyer начала ХХ века во всех странах мира нёс одно 76-мм орудие, несколько малокалиберных пушек и два-три торпедных аппарата калибром 15–18 дюймов, то в начале 1910-х годов, когда водоизмещение новых эсминцев уже перевалило за тысячу тонн, они получили по три-четыре 102-мм орудия и до восьми-девяти торпедных труб. Калибр торпед вырос до 533 мм (21 дюйм), а главное — эсминцы стали оснащаться паровыми турбинами, а их максимальная скорость увеличилась с 27–30 до 32–37 узлов.
Американские «тысячетонные» эсминцы типа «Кэссин», заложенные в 1912 году, несли по четыре 102/50-мм орудия и четыре двухтрубных 457-мм торпедных аппарата (по два на борт), но развивали скорость всего в 29 узлов — в эпоху Первой мировой этого уже крайне не хватало. Как и их предшественники (750-тонные эсминцы типов «Смит» и «Паулдинг»), они имели высокий полубак и по четыре дымовые трубы — при этом полубак стал заметно короче, а трубы были придвинуты к нему, а не размещены по центру корабля.
Всего было построено 26 «тысячетонных» эсминцев (с DD-43 по DD-68), которые относятся к четырём последовательным сериям: «Кэссин» (восемь кораблей), «О’Брайен», «Такер» и «Сэмпсон» (по шесть кораблей). Три последние серии строились во время Первой мировой войны и несли 533-мм торпедные аппараты, на «Сэмпсонах» торпедные аппараты стали трёхтрубными.
Все эти корабли имели важный недостаток — низкую по меркам Первой мировой скорость хода. Это было вызвано соображениями экономии: ещё в 1912 году при проектировании «Такера» Бюро строительства и ремонта ВМС подсчитало, что для достижения 35-узловой скорости потребуются турбины мощностью 40 000 л. с., а стоимость корпуса и машин корабля (без вооружения) при этом составит $1 900 000. В то же время стоимость кораблей первых двух серий при мощности машин в 16 000–18 000 л. с. находилась в пределах $800 000.
Но турбинные установки дешевели, а скорость кораблей во всех странах росла. Поэтому в марте 1915 года Конгресс утвердил строительство шести новых эсминцев со скоростью не менее тридцати узлов и стоимостью (без учёта вооружения и снабжения) не более $925 000 за каждый — при условии, что три из этих эсминцев будут построены на Тихоокеанском побережье. Корабли закладывались с лета 1917 года, получили номера от DD-69 по DD-74 и известны как тип «Колдуэлл». Пять из них удалось ввести в строй до окончания Первой мировой войны.
Вдобавок ко всему в октябре 1915 года командующий Атлантической флотилией эсминцев кэптен У. С. Симс сделал доклад, отметив, что малые миноносцы расходуют топливо слишком быстро, особенно на большом волнении, и что военные игры показали необходимость создания быстроходных миноносцев с большим радиусом действия.
При том же силуэте архитектура новых кораблей резко изменилась: на смену полубачной схеме пришёл корпус с гладкой палубой, плавно повышавшейся к носу. Именно поэтому корабли стали именовать гладкопалубниками — «флэшдекерами». Эсминцы имели совершенно новую конструкцию корпуса: увеличилась ширина на миделе, несколько уменьшилась осадка. В результате, увеличив водоизмещение на сотню тонн, удалось резко повысить мореходность корабля. Вооружение осталось прежним: четыре 102-мм орудия и четыре трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата при стандартном проектном водоизмещении в 1020 т и нормальном — в 1125 т. Кроме того, по проекту каждый эсминец получил две новые 28-мм зенитные пушки — впрочем, из-за нехватки таких орудий их пришлось заменять одной или двумя короткоствольными 76/23-мм зенитками. На практике водоизмещение кораблей оказалось заметно больше проектного: так, «Гуин» и «Колдуэлл» имели нормальное водоизмещение в 1262 т и полное — в 1379 т.
Изменилось и размещение оружия: две центральные 102-миллиметровки, ранее стоявшие по бортам сразу позади среза полубака, теперь перенесли на навесную площадку между второй и третьей трубами — туда, где раньше на правом борту стоял первый торпедный аппарат. Теперь эти орудия могли действовать при любой погоде и на любом ходу. Чтобы защитить палубу от заливания, всё пространство от носовой рубки до этой площадки закрыли фальшбортом. Позднее на большинстве «гладкопалубников» пространство от борта до орудийной площадки закрывали лёгкой стенкой, превратив её в некое подобие лёгкой центральной надстройки. Эта надстройка заподлицо с бортами стала характерной деталью силуэта всех «гладкопалубников»; на третьей серии (тип «Климсон») её боковые стенки стали более капитальными, в них появились иллюминаторы, а переход стенки спереди в фальшборт получил плавный изгиб.
Все торпедные аппараты перенесли в корму, разместив их между последней трубой и кормовой рубкой. Такое расположение было не слишком удачным — по два аппарата на борт, при этом аппараты одного борта не могли стрелять на противоположный борт.
Мощность силовой установки возросла до 18 500 л. с., но этого было недостаточно, чтобы развивать скорость свыше 30 узлов. Впрочем, от кораблей иного не ожидали — вся серия строилась как экспериментальная пятью разными фирмами. Эсминцы «Коннер» и «Стоктон» (DD-72 и DD-73) имели котлы Уайт-Форстера и турбины Парсонса с прямым приводом, а также трёхвальную установку (на средний вал работала турбина крейсерского хода); остальные четыре корабля — котлы Торникрофта и редукторные турбины Парсонса с двумя валами. Редукторные турбины показали мощность до 20 000 л. с., дав возможность на испытаниях достичь скорости в 32 узла. Вдобавок головной «Колдуэлл» имел экспериментальный электрический привод на турбину крейсерского хода. Эсминцы различались даже внешне: «Гвин», «Коннер» и «Стоктон» имели лишь по три трубы (в среднюю, более широкую, выводились дымоходы двух котлов).
21 июля 1916 года американский Сенат принял Закон о большом флоте, по которому в течение трёх лет требовалось заложить 10 линкоров и линейных крейсеров, 6 крейсеров, 30 подлодок и 50 миноносцев — на эти цели отпускалось $500 млн. Теперь экономить на мощности машин смысла не имело, более того, скорость новых эсминцев должна была соответствовать скорости запланированных к постройке «капитальных» кораблей: линейных крейсеров типа «Лексингтон» и скаутов типа «Омаха». Поэтому проект был переработан: в тот же корпус ставились новые машины мощностью 27 000 л. с. При сохранении того же вооружения стандартное проектное водоизмещение вырастало до 1090–1150 т — на практике оно оказалось ещё бóльшим, особенно после усиления зенитного вооружения.
Чем больше, тем лучше
Изначально предполагалось построить пятьдесят эсминцев (с DD-75 по DD-124). Однако Законом о Чрезвычайно морском фонде от 3 марта 1917 года (за месяц до вступления США в Первую мировую войну) допускалось строительство большего числа кораблей. В итоге было построено 111 эсминцев, известных как тип «Уикс» (с DD-75 по DD-185), и ещё 156 — типа «Климсон» (с DD-186 по DD-347). Таким образом, всего построили 273 корабля «гладкопалубного» типа — крупнейшую в мире серию эсминцев.
Основным конструктивным отличием второй серии стало увеличение мощности силовой установки до 26 000 л. с. Благодаря прогрессу в конструировании турбин её вес увеличился всего на сто тонн, а скорость кораблей возросла до 35 узлов. Однако корабли разных верфей сильно различались качеством постройки. По техническому заданию дальность плавания при водоизмещении 1150 т должна была составлять 2500 миль на 20 узлах и 3600 — на 15 узлах. Фактически же у эсминцев фирмы «Бет Айрон Уоркс» (разработчика и наиболее аккуратного строителя) она составила до 5000 миль на 15 узлах и 3400 миль — на 20 узлах. В то же время эсминцы производства фирмы «Бетлхем Стил» не могли пройти и 2500 миль на 15 узлах. Помимо этого, корабли производства «Бет Айрон Уоркс» отличались наиболее высоким качеством изготовления и наилучшими ходовыми характеристиками. Вместе с кораблями проекта этой же фирмы, заложенными на других верфях (всего 59 единиц), они неофициально именовались типом «Либерти» либо «эсминцами большого радиуса действия», хотя далеко не все прочие строители выдерживали исходное качество.
С другой стороны, мощная фирма «Бетлхем Стил», занимавшаяся строительством линкоров и крейсеров, сумела получить заказ на строительство остальных запланированных эсминцев по собственному проекту. Вместо давно и хорошо зарекомендовавших себя турбин Парсонса и котлов Торникрофта здесь ставились турбины Кертисса и котлы Ярроу (как и в проекте «Бет Айрон Уоркс»). В процессе эксплуатации они показали себя очень ненадёжными, часто выходили из строя, требовали много средств на ремонт. В результате в 1929 году из находившихся в строю 163 эсминцев постройки «Бетлхем Стил» 60 оказалось дешевле списать, чем ремонтировать.
Третья серия (162 корабля типа «Климсон») проектировалась в 1917–1918 годах как эскортные корабли, предназначенные для борьбы с германскими подводными крейсерами. Поэтому первоначально решили снизить водоизмещение до 750 т, скорость — до 27–28 узлов, убрать половину торпедных аппаратов, зато оснастить корабли 127-мм орудиями. Однако перспектива создания совершенно нового корпуса не вызвала восторга у производителей, а резкое ухудшение характеристик — у Генерального совета флота. Было решено либо снижать водоизмещение за счёт облегчения машин, либо ставить усиленное вооружение на те же корпуса с увеличением водоизмещения, но без резкого снижения скорости. Предполагалось даже полное снятие торпедного вооружения, что предвосхитило появление эскортных миноносцев Второй мировой войны. Кроме того, требовалось уменьшить чересчур большой радиус поворота эсминцев при минимальных изменениях в конструкции корпуса. Однако в результате всё свелось лишь к незначительным изменениям корпуса, увеличению запаса топлива на 100 т и, как следствие, росту полного водоизмещения до 1700 т. На ряде кораблей заднее 102-мм орудие было поднято на кормовую надстройку, а на его месте установили 76-мм зенитку.
Однако идея вооружить корабли 127-мм орудиями не была забыта: в итоге такие установки получили первые пять эсминцев из третьей серии, построенные на верфи «Нью-Йорк Шипбилдинг» (с DD-231 по DD-235): все они были заложены в июне — июле 1918 года и вступили в строй весной — летом 1920 года. Других отличий от остальных кораблей серии они не имели.
Наконец, возникла идея поставить на эсминцы спаренные 102-мм орудия — такая установка была разработана ещё до вступления США в войну. Фактически она представляла собой две 102-мм пушки, установленные на одной тумбе на малом расстоянии друг от друга (затворы открывались в разные стороны). В итоге их получили лишь два корабля: DD-208 «Хоуэй» и DD-209 «Лонг».
В разных модификациях и разных флотах
Конечно же, в мирное время такое количество эсминцев американскому флоту не требовалось. Первыми пошли на слом корабли, оснащённые неудачными котлами Ярроу, — в основном из третьей серии. Всего к концу 1939 года был списан 91 эсминец: два — типа «Колдуэлл»; 32 — типа «Уикс»; 57 — типа «Климсон». Ещё девять кораблей погибли в один день — 8 сентября 1923 года, когда целый отряд эсминцев выскочил на камни в проливе Санта-Барбара.
Оставшиеся корабли стали хорошим материалом для экспериментов. В конце 30-х годов 8 эсминцев «гладкопалубного» типа были переоборудованы в быстроходные минные заградители, 18 — в быстроходные тральщики, 6 — в быстроходные десантные транспорты; 14 — в плавбазы гидросамолётов. С транспортов и гидроавиатранспортов были сняты по два котла, на оставшихся котлах корабли развивали скорость в 22–25 узлов.
В сентябре 1940 года пятьдесят эсминцев были переданы Великобритании в обмен на 99-летнюю аренду военных баз в разных уголках океана. В 1941–1942 годах на части оставшихся эсминцев 102-мм пушки были заменены на шесть 76-мм универсальных орудий, сняты два торпедных аппарата, добавлены 12,7-мм пулемёты. Но кораблей всё равно оставалось так много, что модернизацию всех решили не проводить, ограничившись снятием двух кормовых торпедных аппаратов и установкой на их месте 20-мм «эрликонов». Не усиливали даже противолодочное вооружение — лишь взамен устаревших бомбомётов типа «Y» поставили шесть новых бомбомётов типа «К». Переделки в минные заградители, тральщики и быстроходные десантные транспорты продолжались и в ходе войны — интересно, что в 1945 году часть кораблей переоборудовали обратно в эсминцы, которых внезапно стало не хватать из-за высоких потерь.
Англичане подвергли переданные им эсминцы более глубокой модернизации. В первую очередь, было усилено их противолодочное вооружение: поставлено восемь бомбомётов и гидроакустическая станция. Девять из английских «гладкопалубников» были переданы Советскому Союзу в счёт кораблей, причитавшихся по репарациям с Италии. Строго говоря, передавалось восемь кораблей, а девятый предназначался на запчасти, но его тоже ввели в строй. Один из них — «Деятельный» (бывший «Черчилль», ранее DD-198) — был потоплен немецкой подлодкой 16 января 1945 года. Остальные восемь вернулись к англичанам в 1948–1949 годах и сразу отправились на слом.
В целом эсминцы «гладкопалубного» типа оказались мореходными и надёжными кораблями. Они не успели поучаствовать в Первой мировой войне, а к началу Второй мировой чрезвычайно устарели, но всё равно активно использовались в качестве эскортных и противолодочных кораблей, успев послужить в составе трёх флотов: американского, британского и советского.
Список литературы:
- Шишов А. А.. Эскадренные миноносцы США. Часть 1. История создания и службы. 1916–1922. — СПб.: Крепость, 2001.
- Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный». — СПб.: Гангут, 2001 («Мидель-шпангоут», № 2).
- Дашьян А., Патянин С., Митюков Н., Барабанов М.. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция; Яуза, Эксмо, 2009.
- Friedman N. U.S. Destroyers. An Illustrated Design History. — Annapolis, 1982.
- Silverstone P. H., US Warships of World War I. — Ian Allan, 1970.
Комментарии к данной статье отключены.