То, что время лёгких танков проходит, немецкие военные начали понимать в конце 1941 года. В полной мере это касалось и танка Pz.Kpfw.II. К тому времени его основными противниками стали средние танки с противоснарядной броней, для борьбы с которыми 20-мм автоматическая пушка была практически бесполезной. Летом 1942 года выпуск лёгких танков в Германии прекратился, но это отнюдь не означало смерти шасси Pz.Kpfw.II. Еще весной начались работы по созданию на базе этого танка лёгких самоходных артиллерийских установок. Одной из них стал истребитель танков, наиболее известный под названием Marder II.
Механизированная повозка для трофейной пушки
Появление истребителя танков на базе Pz.Kpfw.II отчасти было связано с богатыми трофеями, полученными вермахтом в первые месяцы кампании на Восточном фронте. Среди захваченной у Красной Армии матчасти оказалось и около тысячи 76-мм дивизионных орудий Ф-22. Немцы приняли их на вооружение под обозначением FK.296(R ), также применялся индекс FK 36(R ). В трофейном орудии новых владельцев привлекали, в первую очередь, высокие противотанковые характеристики. На тот момент это была самая мощная немецкая противотанковая пушка, успешно справлявшаяся с любыми танками.
Обратной стороной медали была высокая боевая масса Ф-22. В боевом положении она составляла 1620 килограмм, таскать такую тяжесть по пересеченной местности оказалось непростым занятием. Неудивительно, что первые предложения установить FK 36(R ) на гусеничное шасси появились еще в августе 1941 года. Правда, тогда в качестве базы использовали шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.5.
К вопросу «механизации» FK 36(R ) немцы вернулись в конце 1941 года. Тогда к необходимости повышения подвижности орудия на поле боя добавилась другая проблема. Немецкие легкие танки в условиях насыщения советских танковых частей танками Т-34 и КВ-1 оказались практически бесполезными. Особенно это касалось огнеметных танков Pz.Kpfw.II (F). Между тем, в августе 1941 года начался выпуск уже второй серии огнеметного танка, получившей обозначение Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Крайне неоднозначные новости с Восточного фронта уже к началу декабря поставили под сомнение дальнейшие перспективы использования этих танков.
В результате Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B стали первыми танками семейства Pz.Kpfw.II, путь на фронт для которых оказался закрыт. Хотя производство машины продолжалось и в 1942 году, но еще 20 декабря 1941 года инспекция моторизованных войск (In 6) выдала заказ на «самоходный лафет» с использованием шасси La.S. 138 и трофейной советской пушки KF 36(R ). В качестве подрядчика была выбрана фирма Alkett, к тому времени являвшаяся одним из ведущих разработчиков самоходных установок.
Первый опытный образец самоходной установки, получившей обозначение 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), был подготовлен к 1 апреля 1942 года. Орудие, которое собирались ставить на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2, претерпело ряд изменений. Изучение конструкции трофейной пушки показало, что ее можно переделать под более мощный боеприпас. В результате появилась пушка, известная под обозначением 7,62 cm Pak 36(R ). Первое такое орудие было готово еще в конце 1941 года. Ее зарядную камору немцы расточили под новую гильзу длиной 716 мм, идентичную той, что применялась в 75-мм противотанковом орудии Pak 40 (но с ней не совместимую). Значительное усиление заряда потребовало установки двухкамерного дульного тормоза, который, впрочем, получили не все орудия. Механизмы наведения переделанной пушки были концентрированы с левой части, что заметно упростило наводку. Появился телескопический прицел. Переделке подвергся и лафет, и орудийный щит. В результате на вооружении немецкой армии появилась самая мощная на тот момент противотанковая пушка.
Для упрощения производства орудийный щит Pak 36(R ) частично использовался и на качающейся части 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Его несколько подрезали с боков и добавили бортовые листы для защиты расчета.
С шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 пришлось немало повозиться. Основной проблемой стала, как ни странно, рациональная компоновка машины. Она была хороша для танка, но создавала трудности при разработке самоходной установки. Разместить орудие ближе к носовой части шасси не получилось, в результате получилась весьма нестандартная конструкция. Орудие создатели САУ сместили максимально к корме, полом боевого отделения стала надмоторная плита. Неудивительно, что боекомплект пушки составил всего 30 выстрелов.
Размещение орудия в корме машины предопределило большую высоту 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.) – она составила 2,6 метра. Чтобы защитить расчет орудия от пуль и осколков, пришлось делать высокую рубку, открытую сзади и сверху. Командир переместился на место радиста. Несмотря на все переделки и увеличение размеров машины, ее боевая масса даже уменьшилась и составила 11,8 тонн.
В марте 1942 года, не дожидаясь завершения постройки первого опытного образца, военные заключили с Alkett контракт на выпуск 150-ти 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Уже выпущенные 62 Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B отправились на переделку в истребители танков. Согласно первоначальным планам, первые 45 самоходных установок Alkett сдавал в апреле 1942 года, 75 в мае, а оставшиеся 30 – в июне. На практике в Шпандау сработали гораздо оперативнее – уже к 12 мая 1942 года все 150 машин были готовы.
К тому моменту их уже переименовали в Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Только за 1942 год новую самоходную установку переименовывали 4 раза, а в общей сложности ее название менялось 10 раз.
Отдельно стоит упомянуть вторую серию Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Дело в том, что далеко не все Pz.Kpfw.II (F) были потеряны безвозвратно. Около 60 огнеметных танков оказалось в ремонте. Возникла вполне логичная идея переделать в истребители танков и их. В качестве подрядчика была выбрана фирма Wegmann из Касселя. С ней заключили контракт на изготовление 60 комплектов рубок и переделку аналогичного числа шасси Pz.Kpfw.II (F), они же Pz.Kpfw.II Ausf.D1.
В отличие от Alkett, Wegmann работала не столь оперативно. Первые 13 машин переделали в июне 1942 года, 9 в июле, 15 в сентябре и 7 в октябре. Еще 4 машины переделали в мае 1943 года и 4 в июне. Таким образом, всего на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D1 были построены 52 самоходные установки, а общий выпуск истребителей танков с использованием шасси La.S.138 составил 202 штуки.
В середине февраля был утвержден штат моторизованной батареи истребителей танков, в которую входило 9 САУ. На практике состав таких подразделений несколько отличался. 9 марта Верховное командование сухопутных войск (OKH) составило план поставок 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Дивизия «Великая Германия» и 1-я дивизия СС получали по 18 машин (2 батареи по 9 САУ), а 10-я, 16-я, 29-я и 60-я моторизованные дивизии, а также дивизия СС «Викинг», получали по батарее с 12-ю машинами в каждой. Первой 12 машин получила 16-я моторизованная дивизия. По состоянию на 28 июня в войсках находилось 133 Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Из этого числа 33 машины попали в 559-й, 611-й и 670-й батальоны истребителей танков (11, 12 и 10 машин соответственно). Еще 12 машин позже попали в 525-й батальон истребителей танков.
Весьма специфичное шасси стало одной из причин неоднозначных отчетов о применении Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Первые же бои показали, что сама по себе идея с установкой 7,62 cm Pak 36(R ) на самоходное шасси была правильной. Согласно отчетам, даже КВ-1 поражались на дистанции 1200–1400 метров. Правда, в частях жаловались на некоторые неполадки в работе орудий. Что же касается шасси, то тут ситуация была несколько иная. Самоходную установку признали слишком высокой, что делало ее удобной мишенью. Кроме того, в ряде частей посчитали экипаж из 4 человек недостаточным. Судя по отчетам и фотографиям, в некоторых подразделениях роли радиста и командира разделяли. При этом в боевом отделении для третьего номера расчета места было маловато, да и сидеть ему было негде.
Маленький объем боевого отделения заставлял личный состав некоторых подразделений, например, 611-го батальона истребителей танков, делать в снаружи ящики для личных вещей. Довольно часто проблемы возникали и с надежностью шасси. Обслуживание машины превращалось в головную боль. Чтобы попасть в моторное отделение, требовалось снять пушку, а для демонтажа коробки передач приходилось разбирать едва ли не половину машины.
Из 194-х Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36, выпущенных за 1942 год, к 20 апреля 1943 года в строю осталось 16 штук. Причиной столь высоких потерь стали, в том числе, успехи Красной Армии зимой 1942–43 годов. Немало Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36 оказалось захвачено под Сталинградом. Как минимум одна машина попала на НИБТ Полигон в Кубинке.
Судя по динамике наличия машин в составе частей, в 1943 году они нечасто использовались в боях. В конце 1943 года их число, за счет отремонтированных машин, выросло до 20 штук. К этому моменту эти САУ получили более известное обозначение Marder II, впервые использованное 29 ноября 1943 года. По состоянию на конец декабря 1944 года этих машин оставалось в строю 8 штук. 15 марта их числилось 6 штук, из них 4 в 58-й пехотной дивизии.
На более массовой платформе
Гораздо дольше, чем другие модификации Pz.Kpfw.II в производстве продержался Pz.Kpfw.II Ausf.F, представлявший собой возвращение к компоновке Pz.Kpfw.II Ausf.C. Эта машина, являвшаяся во многом вынужденной и, как казалось, временной мерой, умудрилась пережить несколько танков-преемников. Тем не менее, весной 1942 года стало окончательно ясно, что боевая эффективность этого легкого танка приближается к нулю. 13 мая 1942 года на совещании с участием Гитлера впервые озвучили идею делать на базе этого танка самоходную установку.
На сей раз в качестве вооружения предполагалось использовать 75-мм противотанковую пушку Pak 40. Разработанное Rheinmetall орудие несколько уступало 7,62 cm Pak 36(R ) в бронепробитии, но при этом изначально создавалась как противотанковая пушка. Самое главное, что орудие не переделывалось из трофеев, а создавалось с нуля, так что проблем с его поставками не должно было быть. Впоследствии Pak 40 стала самой массовой немецкой противотанковой пушкой. Вместе с тем, она обладала схожими с 7,62 cm Pak 36(R ) недостатками – боевой массой больше 1,5 тонн и дульным тормозом, при стрельбе поднимавшим облако пыли.
18 мая OKH выдало задание на разработку истребителя танков с использованием базы Pz.Kpfw.II Ausf.F и 75-мм пушки Pak 40. За шасси отвечал MAN, за орудие – Rheinmetall-Borsig, а за разработку рубки – Alkett. При этом что фирма Alkett являлась дочерним предприятием Rheinmetall-Borsig. Срок для изготовления опытного образца определили довольно жесткий – 15 июня 1942 года, то есть меньше месяца. Alkett чуть опоздал: заводские испытания опытного образца начались 20 июня.
Концепция опытного образца, получившего обозначение Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, заметно отличалась от 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Отчасти это было связано с опытом, полученным при разработке предыдущей машины. Но также очевидно и благоприятное влияние на конструкцию более подходящей новой базы. Смещенные вправо двигатель и коробка передач позволили рациональнее скомпоновать боевое отделение. Качающаяся часть Pak 40 сместилась вперед, при этом осталось место и для командира (он же наводчик), и для заряжающего. Обязанности радиста возложили на механика-водителя. Разумеется, совмещение ролей было не самым идеальным решением, зато габариты машины оказались заметно меньше размеров предшественника. Ее высота составила 2,2 метра, всего на 5 сантиметров выше Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Благодаря более грамотной компоновке и оригинальным техническим решениям боекомплект удалось увеличить до 37 выстрелов. Все они располагались в трех боеукладках, располагавшихся в корме, прямо над моторным отделением. Две из трех укладок крепились на петлях и при необходимости доступа к мотору или системе охлаждения могли откидываться. Такое решение не только позволило сэкономить место, но и облегчило заряжание.
Более рационально было выполнено и бронирование боевого отделения. Сектор наведения орудия по горизонтали оказался больше – 56 градусов против 50 градусов у 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). В целом можно сказать, что эта машина получилась лучшей легкой самоходной установкой из тех, что изготовлялись на не переделанной танковой базе.
4 июня, за 2 недели до окончания работ по первому опытному образцу Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, было принято решение выпускать половину Pz.Kpfw.II Ausf.F в виде истребителей танков. 29 июня количество выпускаемых танков сократилось до четверти, а 11 июля от дальнейшего производства Pz.Kpfw.II отказались окончательно. Начиная с августа весь объем выпускаемых шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F уходил на производство самоходных установок.
Предполагалось, что силами FAMO и Ursus в период с июля 1942 по март 1943 года будет выпущено 463 САУ. Как это часто бывает, реальная картина несколько отличалась от планов. Вместо 30 машин в июле 1942 года было сдано всего 18 самоходных установок, но уже в августе выпуск вышел на планируемые объемы. Более того, в декабре 1942 было изготовлено 83 машины и 80 в январе 1943 года, что больше планируемого объема. Впрочем, в феврале выпуск сократился до 45 штук, а в марте и апреле истребители танков, называемые в то время 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, не выпускались вовсе.
Связано это было с тем, что Ursus и FAMO получили срочный заказ на выпуск 105-мм САУ, более известных как Wespe. Только в мае 1943 года выпуск 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II продолжился, заводы покинуло 46 машин. Последние 33 самоходные установки этого типа были сданы в июне 1943 года. Стало ясно, что сразу два типа САУ заводы одновременно выпускать не могут, поэтому FAMO и Ursus сконцентрировались на выпуске Wespe.
Изготовлением 533 самоходных установок дело не ограничилось. Прекрасно понимая, что боевая ценность Pz.Kpfw.II близка к нулю, еще в начале декабря 1942 года на заводах MAN и Škoda началась переделка ранее выпущенных танков модификаций Ausf.c-C и Ausf.F. Эти машины довольно легко отличить по шасси. Даже если в качестве базы использовался Pz.Kpfw.II Ausf.F, переделанные машины можно определить по фальшивому смотровому прибору (на сделанных с нуля машинах его не было), а также иной конструкции ряда элементов рубки. Позже к переделке старых шасси присоединился завод FAMO. В общей сложности в самоходные установки переделали примерно 130 танков. Последние такие машины были выпущены в январе 1944 года.
Помимо заводов, переделывали танки в самоходные установки и в частях. Наибольший интерес в данном случае представляет конверсия, произведенная силами 559-го батальона истребителей танков летом 1943 года. С 7 по 13 июня в батальон передали 10 Pz.Kpfw.II из состава 12-й танковой дивизии. Орудий на все машины не хватило, в результате появился интересный гибрид, известный как 5 cm Pak 38 auf Fg.St. Pz.Kpfw.II (Sf). На шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F взгромоздили противотанковую пушку Pak 38 вместе со штатным щитом, причем не просто качающуюся часть, а вместе с лафетом, но без станин и колес. Получившуюся конструкцию «обшили» спереди и с боков. Боезапас разместили в специальных ящиках на надмоторной плите. В целом машина получилась довольно неказистая, но это было все равно лучше, чем просто пушка и просто легкий танк по отдельности.
Позже 559-й батальон переименовали в 128-й батальон истребителей танков, он влился в состав 23-й танковой дивизии. Туда же попала и эта уникальная самоходная установка.
Первые 9 Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 оказались в составе 3-й танковой дивизии. Случилось это в августе 1942 года, тогда же еще 9 машин оказались и в 24-й танковой дивизии. Массовые поставки в войска начались уже в сентябре. Более маневренные и надежные, эти самоходные установки шли, по большей части, в танковые дивизии. Распределение шло неравномерно: 5-я танковая дивизия получила всего 4 машины, 17-я – 6, 20-я – 13, а рекордсменом оказалась 4-я, куда пришло аж 27 таких САУ. В последнем случае это была попытка хоть как-то заткнуть дыру в матчасти: на тот момент в составе 4-й танковой дивизии не было ни одного Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями KwK 40. Поступали истребители танков данного типа и в части СС, и в пехотные дивизии, и в батальоны истребителей танков.
Отзывы из войск относительно боевых качеств данной самоходной установке оказались лучше, чем о 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F). Рост боевой массы, безусловно, сыграл свою роль. В целом ходовые качества оказались на уровне танка, но возросшая боевая масса, а главное – большая нагрузка на передние опорные катки требовали более аккуратного управления. Из некоторых частей шли отзывы об ухудшении надежности. Боекомплект, составлявший 37 выстрелов, все равно был маловат. Вместе с тем, единодушным было мнение о хорошей стабильности Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 при стрельбе. Для истребителя танков это один из важнейших показателей. Благодаря хорошему противотанковому орудию эта САУ была весьма опасным противником для любого советского танка того периода.
Начиная с конца 1942 года самоходные установки данного типа использовались в большинстве операций немецкой армии на Восточном фронте. Несмотря на довольно активное их применение, по состояние на 30 июня 1943 года в строю все еще находилось 363 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II. На тот момент это был самый массовый немецкий легкий истребитель танков. Даже после полугода боев этих машин в войсках все еще находилось очень немалое количество – 249 штук.
В целом база La.S.100 оказалась вполне подходящей для постройки самоходных установок. Достаточно просторное боевое отделение и большой запас прочности ходовой части позволял установить относительно мощное орудие, обеспечивая при этом достойные характеристики подвижности и стабильность при стрельбе. Вместе с тем, путем относительно простой перекомпоновки можно было создать еще более подходящую платформу для самоходной артиллерии. Появилась она уже летом 1942 года и выпускалась до июня 1944 года. Но это уже тема другой статьи.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010
- Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.(R ) auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2005, ISBN 0–9744862–9–9
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.