В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Кроме ПТУР, в боекомплект орудия входили унитарные снаряды со сгораемыми гильзами: кумулятивный М409, осколочно-фугасный М657, картечный М625А1 (снаряжённый десятью тысячами стрелок, ширина разлёта которых на дистанции 400 м составляла 85 м) и зажигательно-дымовой М410. Типовой боекомплект включал 10 ПТУР (укладываемых в корпусе справа от водителя) и 20 снарядов (в корпусе слева от водителя и в башне).
Вспомогательное вооружение было представлено двумя пулемётами: 7,62-мм М73, спаренным с орудием (боекомплект — 3000 патронов), и 12,7-мм М2НВ (1000 патронов), установленным на вращающейся (посредством электропривода, а в аварийных ситуациях — вручную) командирской башенке. Уже под занавес карьеры «Шеридана» спаренный пулемёт заменили более совершенным М240С того же калибра.
Наводчик располагал монокулярным дневным прицелом М119 (8-кратного увеличения), впоследствии заменённым на М127 с переменным увеличением (8- и 12-кратным). В тёмное время суток применялся монокулярный перископический прицел ночного видения М44 (9-кратного увеличения). Над стволом орудия устанавливался прожектор AN/VSS-3, работающий как в видимом диапазоне, так и в инфракрасном — применённые на «Шеридане» приборы ночного видения пассивного типа требовали подсветки. Имелось и прицельное устройство М31 для огня непрямой наводкой, но такой способ стрельбы применялся крайне редко. У командира имелось 10 перископических приборов наблюдения, размещённых по периметру командирской башенки, а наводчик располагал одним перископом М37. Характерно, что командир не имел приборов ночного видения, лишь на турельный пулемёт можно было установить ночной прицел AN/PVS-2 (или более совершенный AN/TVS-2).
По бокам передней части башни М551 устанавливались два четырёхствольных дымовых гранатомёта, стрелявших гранатами М8-НС и М34-WP. Дальность отстрела составляла 45 м, веер расхождения гранат — по 60° вправо и влево от продольной оси башни. Пульт управления гранатомётами позволял вести огонь одиночными гранатами, залпом из четырёх гранат или полным залпом (восемь гранат).
Варианты
Доводка принципиально нового основного вооружения для «Шеридана» шла нелегко. Для подстраховки на случай провала в 1967 году на М551 испытали обычную 76-мм пушку. Несколько ранее появился вариант, вооружённый 105-мм гаубицей ХМ103Е7 (боекомплект — 65 выстрелов). Однако единственным вариантом вооружения, применявшимся на серийных «Шериданах», так и осталось 152-мм орудие-пусковая установка.
На базе М551 предполагалось создать целую линейку боевых и вспомогательных машин: самоходный ЗРК «Маулер», ЗСУ с 20-мм шестиствольной пушкой М61 «Вулкан», боевую машину со спаркой 25-мм пушек, бронетранспортёр, транспортную машину, БРЭМ, сапёрный танк, мостоукладчик, самоходный огнемёт, самоходный 107-мм миномёт, 105-мм и 155-мм САУ. Но все они так и остались на бумаге, за исключением БРЭМ, испытывавшейся в 70-е годы, но так и не принятой на вооружение.
В конце 70-х годов была предпринята попытка глубокой модернизации «Шеридана» в рамках программы ARMVAL (Army/Marine Corps Advanced Antiarmor Vehicle Evalution), совместной с Корпусом морской пехоты. В результате танк существенно «похудел» (до 11,34 т) и стал более скоростным за счёт установки 8-цилиндрового дизеля 8V-53T мощностью 408 л.с. (от амфибийного БТР LVTP-7). Также была применена новая система управления огнём. В 1978–1980 годах по программе ARMVAL было изготовлено (путём переделки из серийных М551) десять прототипов, но на вооружение этот вариант так и не приняли. Остались опытными и варианты М551, вооружённые 75-мм пушкой ARES (разрабатывавшейся для перспективного лёгкого танка) и 105-мм орудием М68 — стандартным вооружением американских основных боевых танков М60. Предлагались также опции перевооружения «Шериданов» башнями от БМП М2 «Брэдли» (в 25-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и спаренной пусковой установкой ПТУР «Тоу») либо двухзарядной ПУ ПТУР «Тоу» от самоходного ПТРК М901.
Единственным реализованным вариантом модернизации «Шеридана» (не считая «визуальных имитаций» советской военной техники, использовавшихся на полигонах) стал М551А1, появившийся в 1972 году. Эта машина получила лазерный дальномер AN/VVG-1. Часть таких машин дополнительно оборудовалась тепловизионным прицелом AN/VSG-2B (аналогичным устанавливаемому на танках М60А3) и обозначалась М551А1(TTS). Но впоследствии в строю остались только «Шериданы» с такими прицелами, и буквы «TTS» из обозначения исчезли.
Насколько же удалась американцам попытка создать плавающий аэромобильный лёгкий танк, способный противостоять средним (основным боевым) танкам вероятного противника? Требования заказчика, касавшиеся тактической и стратегической подвижности, были удовлетворены. «Шеридан», несомненно, стал самым «тяжёлым» лёгким танком сточки зрения калибра установленного на нём орудия, а также первым западным танком с интегрированным комплексом управляемого вооружения. Что же касается эффективности его вооружения, то сомнения возникли ещё на стадии разработки и испытаний. Момент истины для «Шеридана» наступил в реальном бою, но этот сюжет заслуживает отдельного рассказа.
Масса, т |
15,2 |
---|---|
Экипаж, чел. |
4 |
Вооружение |
1 152-мм орудие-пусковая установка, 1 7,62-мм и 1 12,7-мм пулемёты |
Длина, м |
6,30 |
Ширина, м |
2,80 |
Высота, м |
2,95 |
Клиренс, м |
0,48 |
Мощность силовой установки, л.с. |
300 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
по суше на плаву |
70 5,8 |
Запас хода по шоссе, км |
565 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м ширина рва, м подъём, град. |
0,8 2,4 35 |
Литература:
- Мальгинов В. Лёгкие танки зарубежных стран 1945-2000 // Бронеколлекция, 2002, №6
- Современные танки. – М.: Арсенал-Пресс, 1995
- Hunnicutt R.P. Sheridan. A history of the American Light Tank Volume 2. – Presidio, 1995
- Nita M. M551 Sheridan – czołg aeromobilny // Poligon. 2010, №6
- Pejčoh I. M-551 Sheridan // HPM, 1993, №8
- Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009
Комментарии к данной статье отключены.