• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    77

    Последний вылет Ресистенте

    • ВМВ
    • авиация
    • персоналии
    • СССР
    Михаил Тимин
    06 December '18

    Полтора десятка лет назад журнал «АвиаМастер» №4/2003 опубликовал статью признанного специалиста по воздушной войне в небе Испании Сергея Абросова. Называлась она «Судьба «испанца» и была посвящена Герою Советского Союза лётчику-истребителю Михаилу Федосееву. Публикация, основанная на документальных источниках, освещала боевую работу воздушного аса в небе Испании и Великой Отечественной войны. К сожалению, в то время далеко не все необходимые документы были доступны автору — так, одним из недостаточно изученных моментов стала гибель героя в воздушном бою. На основе вновь найденной информации постараемся исправить и дополнить данные Абросова.

    Михаил Андреевич Федосеев родился в Казани 20 сентября 1912 года. С 1933 года он служил в Красной армии, в октябре 1937 окончил лётную школу в Борисоглебске и вместе со званием лейтенанта получил назначение на должность младшего лётчика 72-й эскадрильи 56-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.

    ​Капитан Михаил Андреевич Федосеев, фото 1939–1941 гг. - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    Капитан Михаил Андреевич Федосеев, фото 1939–1941 гг.

    С июня по октябрь 1938 года он участвовал в боевых действиях в Испании в качестве командира звена истребителей И-16 в группе знаменитого впоследствии С.И. Грицевца, выполняя также обязанности комиссара авиагруппы. Из отчёта о правительственной командировке известно, что за три с небольшим месяца боев Федосеев налетал 109 часов, провёл 40 воздушных боев и сбил пять франкистских, итальянских и немецких самолётов лично, а ещё два в группе. За это лётчик заслужил у испанцев прозвище «Ресистенте» (Resistente — стойкий, неутомимый, закалённый), а на родине наградой стал орден Ленина.

    В декабре 1938 года, по возвращению в СССР, лётчик получил внеочередное звание «капитан» и должность командира эскадрильи 28-го ИАП. После службы на ряде командных должностей 27 марта 1941 года Федосеев стал командиром формирующегося 247-го ИАП, а 30 апреля получил в петлицы вторую «шпалу» майора. К лету 1941 года это был вполне сложившийся опытный лётчик и командир.

    22 июня 1941 года аэродром у буковинского городка Садагора (ныне Садгора) в окрестностях Черновцов, на котором базировался 247-й ИАП, подвергся бомбоштурмовым ударам люфтваффе, в результате чего было потеряно большинство самолётов. Майор Федосеев в этот время находился в отпуске. Вернувшись в полк в конце июня, он успел поучаствовать в боевых действиях, однако уже 7 июля полк передал уцелевшие самолёты в другие части и убыл в тыл. Там на станции Сейма под Горьким 247-й ИАП переформировали по новому штату, а лётчики освоили истребители ЛаГГ-3.

    Звезда Керченского полуострова

    29 августа 1941 года полк майора Федосеева в составе двух эскадрилий (18 самолётов ЛаГГ-3, 19 лётчиков) убыл в Крым, где вошёл в состав ВВС 51-й отдельной армии и 1 сентября начал боевые действия. Лётчики сразу окунулись в тяжёлые бои с люфтваффе, которые поддерживали наступление 11-й немецкой армии на Перекопе. С 1 сентября по 23 октября 247-й ИАП выполнил 1352 боевых вылета, провёл 132 воздушных боя и заявил 43 победы, из которых 12 пошли на личный счёт командира полка. Собственные потери составили 20 самолётов и семь лётчиков.

    ​Командир 247-го ИАП майор М.А. Федосеев в кабине истребителя ЛаГГ-3, осень 1941 года - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    Командир 247-го ИАП майор М.А. Федосеев в кабине истребителя ЛаГГ-3, осень 1941 года

    По результатам первого месяца боёв командованием ВВС 51-й армии майор Федосеев был представлен к званию Героя Советского Союза, однако оставление 51-й армией Крымского полуострова не могло не отразиться на награждении участников боёв, и представление не утвердили. 9 ноября 1941 года 247-й ИАП перебазировался через Керченский пролив на Тамань, сев на аэродром станицы Крымская.

    В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции в последний день 1941 года шесть ЛаГГ-3 и шесть Як-1 247-го ИАП во главе с майором Федосеевым вернулись на аэродром Керчь в составе 72-й ИАД. В течение месяца полк был существенно усилен: в ВВС КА закончился эксперимент с собственными истребителями сопровождения в дальней авиации, и из дальнебомбардировочных полков в 247-й ИАП передали четыре эскадрильи Як-1 — в общей сложности 27 истребителей Як-1 и 29 лётчиков.

    Противником ВВС Крымского фронта в это время была единственная немецкая истребительная группа III./JG 77, однако недооценивать её не стоило. На начало 1942 года в составе группы насчитывалось более 40 новейших Bf 109F-4, сражаться на равных против которых было крайне сложно даже на новых ЛаГГ-3 и Як-1, не говоря об устаревших И-15бис, И-153 и И-16. Базируясь на аэродроме Сарабуз под Симферополем, немецкие истребители могли работать как над Керченским полуостровом, так и над Севастополем.

    ​ - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    ​Авария Як-1 из 4-й эскадрильи 453-го ДБАП 132-й БАД 30 августа 1941 года на аэродроме Евлах-2. В январе 1942 года эта эскадрилья вошла в состав 247-го ИАП. Реконструкция по фото художника Александра Казакова - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    Авария Як-1 из 4-й эскадрильи 453-го ДБАП 132-й БАД 30 августа 1941 года на аэродроме Евлах-2. В январе 1942 года эта эскадрилья вошла в состав 247-го ИАП. Реконструкция по фото художника Александра Казакова

    В завязавшихся в январе воздушных боях, несмотря на присутствие здесь же советских 25-го ИАП и 50-го ИАП на МиГ-3, а также 45-го ИАП на Як-1, захватить господство в воздухе не удалось. Немецкую авиагруппировку усилил переброшенный в Крым отряд 7./JG 52, а III./JG 77 постоянно пополнялась и всё время имела в строю 40-45 «Мессершмиттов». Противнику постоянно удавалось наносить ВВС Крымского фронта чувствительные потери.

    12 февраля по результатам январских боев Михаил Федосеев был вторично представлен к званию Героя Советского Союза. Судя по количеству упомянутых в представлении типов и количество заявленных сбитых самолётов противника, документ составлен 14–15 января 1942 года:

    «За период боевых действий с германским фашизмом тов. Федосеев лично имеет 169 боевых вылетов с общим налётом 147 часов, из них: перелётов с выполнением боевых заданий — 18, вылетов на прикрытие объектов и войск — 45, штурмовок по войскам и транспортам противника — 30, разведок войск и аэродромов противника — 14, сопровождений бомбардировщиков — 62. Участвовал в 27 воздушных боях, сбил 13 самолётов, из них три Ю-88, два Хе-111, один Ме-110, один Хе-113, шесть Ме-109. На все сбитые самолёты имеются подтверждения от командиров наземных войск, экипажей 247-го истребительного авиационного полка и других авиачастей.

    Личных поражений в воздушных боях не имел. Самолёт всегда находился и находится в полной боевой готовности. 247-й истребительный авиационный полк, которым командует тов. Федосеев, за время боевых действий имеет около 1200 боевых вылетов. В воздушных боях сбито 42 самолёта противника. За это же время полк потерял 20 самолётов ЛаГГ-3 и шесть Як-1, лётного состава 10 человек».

    ​Лётчики 247-го ИАП у замаскированного истребителя ЛаГГ-3. В центре, с планшетом в руках — майор М.А. Федосеев, крайний слева — лейтенант С.А. Карнач, участник событий 22 марта 1942 года. Если майор Федосеев был первым командиром 247-го ИАП, то майор Карнач стал последним в годы войны командиром 156-го Гв.ИАП, преемника 247-го ИАП - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    Лётчики 247-го ИАП у замаскированного истребителя ЛаГГ-3. В центре, с планшетом в руках — майор М.А. Федосеев, крайний слева — лейтенант С.А. Карнач, участник событий 22 марта 1942 года. Если майор Федосеев был первым командиром 247-го ИАП, то майор Карнач стал последним в годы войны командиром 156-го Гв.ИАП, преемника 247-го ИАП

    Учитывая, что в этих данных не перечислены цифры, достигнутые в первые недели войны в составе ВВС Юго-Западного фронта, то, скорее всего, к моменту составления документа майор Федосеев только в ходе Великой Отечественной войны выполнил 201 боевой вылет.

    В конце февраля – начале марта войска Крымского фронта вели наступательные бои. Успех по традиции развивался на правом фланге, в направлении Джанкоя, где оборонялись румынские части, в центре же и на левом фланге потеснить немецкую пехоту удалось незначительно. Для противодействия наступлению немецкое командование усилило 11-ю армию 22-й танковой и 28-й егерской дивизиями, которые начали прибывать в Крым 13–15 марта и готовились к 20 марта нанести контрудар по советским войскам на Ак-Монайском перешейке — из района Владиславовки в направлении на Корпечь.

    Разумеется, обострились и обстановка в воздухе. Немцы усилились группой II./JG 77, которая прибыла в Сарабуз 16 марта. В последующих боях 247-й ИАП понёс серьёзные потери, и к 1 апреля насчитывал 13 Як-1 и 20 лётчиков. Количество боеготовых машин было ещё меньше и в отдельные дни не превышало 4–5 истребителей.

    Ко второй половине марта, непрерывно ведя боевую работу, майор Федосеев заявил ещё пять личных побед, и 12 марта командующий Крымским фронтом генерал-лейтенант Д.Т. Козлов завизировал представление майора Федосеева к званию Героя Советского Союза.

    ​«Мессершмитты» Bf 109F-4 из группы II./JG 77 в Крыму, весна – лето 1942 года - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    «Мессершмитты» Bf 109F-4 из группы II./JG 77 в Крыму, весна – лето 1942 года

    20 и 21 марта выдалась плохая погода, и немецкий контрудар без поддержки люфтваффе потерпел неудачу. Во встречных боях с советскими танками немецкая 22-я танковая дивизия понесла тяжёлые потери и была отброшена, однако и советские войска не смогли сразу продолжить наступление. В несколько разрядившейся обстановке немцы вывели из боёв группу III./JG 77, отправив её на отдых и пополнение в Германию, а в оставшейся на фронте II./JG 77 теперь было 52 истребителя Bf 109F-4.

    Один в воздухе не воин

    Продолжение советского наступления было намечено на 24 марта. В его преддверии 22 марта на разведку в район западнее Владиславовки поднялась пара Як-1. Задание было важным, и в прикрытие разведчикам отрядили ещё две пары «Яков» во главе с комэском лейтенантом С.А. Карначём. После взлёта один истребитель из группы прикрытия вернулся из-за неисправности. Вот как описываются дальнейшие события в документах полка:

    «22 марта 1942 года в 17:22 на разведку в район Дальняя – ст. Крым вылетели шесть истребителей. Их пилотировали С.А. Карнач, А.Р. Шмырев, В.М. Шевчук, Б.В. Киселёв, П.Т. Шупик и А.Н. Лашин. После взлёта на самолёте Шмырева не убралась одна нога шасси, и он вернулся. Над линией фронта группа встретила восемь Me-109, и три наших лётчика вступили в бой. Шупик с ведомым в бою не участвовали, а продолжили разведку. Получив сообщение по радио о бое, Федосеев сел в неисправный самолёт Шмырева и в 17:45 вылетел на помощь товарищам. Федосеев был перехвачен другой группой из восьми Ме-109 и в последовавшем бою сбит… Самолёт Як-1 сгорел, лётчик погиб».

    ​Лётчики обедают на полевом аэродроме у истребителя ЛаГГ-3. Южный участок советско-германского фронта, 1942 год - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    Лётчики обедают на полевом аэродроме у истребителя ЛаГГ-3. Южный участок советско-германского фронта, 1942 год

    В мемуарах одного из лётчиков группы, будущего Героя Советского Союза В.М. Шевчука, события передаются следующим образом:

    «Командиром группы и ведущим первой пары был Степан Карнач, ведомым — Алексей Шмырев. Вторую вёл я. После взлёта Алексей Шмырев стал отставать. Передал, что не убирается правая нога шасси. Вскоре он возвратился на аэродром. В это время на нас навалилась шестёрка «мессеров». Завязался упорный бой. Майор Федосеев по радиопереговорам сразу понял, что нам тяжело. Как только Шмырев приземлился, командир полка вскочил в кабину истребителя и пошёл в воздух. Он был уверен, что с его опытом и мастерством можно вести бой даже на неисправной машине.

    Нам он помог. Пара «Мессершмиттов» бросилась в его сторону. Тогда Степан Карнач, которого мы прикрывали с Виктором Головко, меткой очередью свалил одного фашиста. Теперь ясно — нужно выручать командира, но сразу из боя выйти невозможно. Тут подбили и мой самолёт. Очередь попала в мотор, перебила маслопроводы. Горячее масло заливало фонарь, прорывалось в кабину, обжигало лицо, руки. Мотор заклинило. Пришлось идти на вынужденную посадку. Посадил самолёт на своей территории, но совсем рядом с передним краем. Бойцы из окопов криком предупредили, чтобы не выходил из кабины. Оказалось, что я на минном поле и только чудом не подорвался. Вскоре подошли сапёры и сделали проход, по которому вывели меня, а потом, под прикрытием темноты, вывезли самолёт.

    Но минное поле, возможность подрыва, обстрел вражеской артиллерии — все это было не самым страшным. Трагическое произошло на моих глазах. На помощь фашистам подошли ещё восемь Me-109. И как ни старался Степан Карнач подтянуть карусель боя, в которой они крутились с Головко и Федосеевым, ближе к командиру, силы были слишком неравными. Не раз истребитель нашего командира уходил из-под удара противника, больше того, он сам старался атаковать и был близок к тому, чтобы настичь врага. Но вот несколько очередей «мессеров» прошили фюзеляж и плоскости его машины. Мотор задымил. Самолёт терял управление. Однако пока лётчик был жив, он сражался. Сражался до последней возможности.

    Много раз у человека на войне бывают трудные минуты. И самым тяжёлым мне кажется момент, когда ты ничем не можешь помочь товарищу в смертельной схватке. Бессильно сжатые кулаки, стиснутые зубы и одна мысль: «Прыгай! Прыгай!..»»

    С некоторой долей вероятности лётчики 247-го ИАП провели бой с «Мессершмиттами» из 5./JG 77: у немцев в этот день зафиксирован один Bf 109F-4 из этого отряда, полностью (100% повреждения) разбитый при вынужденной посадке на аэродроме Сарабуз.

    ​Сбитый над занятой врагом территорией советский истребитель Як-1 - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    Сбитый над занятой врагом территорией советский истребитель Як-1

    Важные дополнения к картине боя содержатся в оперативной сводке штаба Истребительной группы ВВС Крымского фронта на 18:00 22 марта:

    «В районе Владиславовка вели воздушный бой пять Як-1 с семью Ме-109. В результате боя сбит один Ме-109 лейтенантом Карнач. Один Ме-109 подбит лейтенантом Шевчук, самолёт Ме-109 пошёл со снижением. Лейтенант Шевчук на самолёте Як-1 подбит, произвёл вынужденную посадку в районе Ак-Монай. Самолёт подломан, лётчик здоров.

    Один самолёт Як-1 (командир 247-го ИАП майор Федосеев), в 17:15 вылетевший на опробование работы мотора, по докладу постов ПВО принял участие в воздушном бою, который проходил между пятью И-153 и тремя Ме-109. В результате боя самолёт Як-1 был подожжён одним Ме-109 и горящим упал на территории противника в 1,5 км юго-западнее Корпечь».

    Досада генерала Белецкого

    Окончательно расставляет всё по местам приказ Истребительной группы ВВС Крымского фронта от 25 марта 1942 года за подписью командира группы генерал-майора Е.М. Белецкого:

    «22 марта 1942 года погиб командир 247-го ИАП майор тов. Федосеев. В конце дня 22 марта майор Федосеев один, без всякого задания на боевой вылет, ушёл к линии фронта. В районе Тулумчак был внезапно сверху сзади атакован тремя Ме-109, которых, очевидно, не видел, так как шёл по прямой. В результате этой атаки самолёт Федосеева перешёл в пикирование и врезался в землю на территории, занятой противником в районе южнее Корпечь.

    Майор Федосеев прекрасно знал, что совершенно недопустимо лететь в одиночку к линии фронта, сам воспитывал своих подчинённых и постоянно требовал от них манёвра «змейка» в воздухе, где возможна встреча с противником, безусловно взаимной зрительной связи и поддержки при полёте в группе, исключая этим самым всякие преднамеренные одиночные полёты истребителей к линии фронта.

    Между тем, из совершенно непонятных побуждений майор Федосеев, успешно дравшийся в воздухе до этого случая и сбивший более десятка фашистских самолётов, нарушил приказание, отданное ему полковником Китаевым, — провести полёт только по кругу, — ушёл один к линии фронта, где и был атакован самолётами противника в самых невыгодных условиях.

    Эта тяжёлая для нас потеря произошла исключительно по вине самого майора Федосеева, проявившего в этот раз недисциплинированность и необдуманность, и должна послужить для всех лётчиков-истребителей большим уроком. Все даже самые опытные в воздушных боях лётчики никогда не должны при выполнении боевых заданий забывать основные правила и требования, которые к ним предъявляются командирами, и обязаны выполнять в каждом полёте при возможной встрече с вооружённым противником.

    Требую от всех командиров и комиссаров авиадивизий и авиаполков тщательно разбирать все воздушные бои и ошибки, допускаемые лётчиками при выполнении боевых полётов. Личным примером и жёсткой требовательностью к подчинённым полностью исключить случаи нарушения боевого приказа. Приказ проработать со всем лётным составом».

    С большой долей вероятности Як-1 майора Федосеева сбил командир отряда 6./JG 77 обер-лейтенант Вальтер Хёкнер (Walter Hoeckner). Он заявил победу над «И-26», как в начальный период войны немцы часто определяли Як-1, в 16:24 по берлинскому времени. Это была 24-я по счёту победа аса.

    ​Командир группы II./JG 1 обер-лейтенант Вальтер Хёкнер (слева) и командир эскадры JG 1, один из лучших асов Западного фронта полковник Вальтер Эзау (Walter Oesau) у крыла истребителя «Фокке-Вульф» Fw 190A. Райне, Германия, зима 1943-1944 гг. - Последний вылет Ресистенте | Warspot.ru
    Командир группы II./JG 1 обер-лейтенант Вальтер Хёкнер (слева) и командир эскадры JG 1, один из лучших асов Западного фронта полковник Вальтер Эзау (Walter Oesau) у крыла истребителя «Фокке-Вульф» Fw 190A. Райне, Германия, зима 1943-1944 гг.

    Из сопоставления документов и воспоминаний наиболее вероятной выглядит версия, что если майор Федосеев и вылетел на помощь однополчанам или пилотам «Чаек», нарушив приказ командира дивизии полковника В.А. Китаева, то принять участие в бою он просто не успел, а был сбит в результате внезапной атаки.

    Какие мотивы побудили Михаила Федосеева продолжить полёт к линии фронта, — товарищеский долг или нервное или физическое переутомление, — мы уже вряд ли узнаем. Досада командиров дивизии и истребительной авиагруппы фронта, написавших такой неуставной приказ, тоже понятна — лишиться лучшего аса ВВС фронта, опытнейшего бойца и командира, уже представленного к званию Героя Советского Союза, было непросто.

    По некоторым данным, М.А. Федосеев к 22 марта 1942 года уже был назначен на должность заместителя командующего ВВС 51-й армии Крымского фронта, но к новому месту службы убыть не успел. 30 апреля ему было присвоено звание «подполковник», а 6 июня 1942 года — звание Героя Советского Союза. Его противник будет воевать ещё два с половиной года. Прежде, чем погибнуть 25 августа 1944 года в авиакатастрофе на Западном фронте, командир группы I./JG 4 гауптман Вальтер Хёкнер совершил около 500 боевых вылетов, заявил 68 побед и стал кавалером Рыцарского креста. Посмертно ему присвоили звание майора.

    Михаил Тимин

    Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной

    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    Неудачная попытка перехватить инициативу на Warspot.ru
    Неудачная попытка перехватить инициативу
    Поделиться
    • 43
    • 136
    • 44
    • Статьи по теме
    • Комментарии (42)
    Сава и Мартын на Warspot.ru
    Сава и Мартын
    Цвета военного неба: «А» и «Б» над Таллином и Ханко на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «А» и «Б» над Таллином и Ханко
    Война дальнего бомбардировщика на Warspot.ru
    Война дальнего бомбардировщика
    Дутый мировой рекорд на Warspot.ru
    Дутый мировой рекорд
    • Статьи по теме
    • Комментарии (42)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google