155-мм самоходная гаубица М41, как и другие представители «Лёгкой боевой команды», базировавшиеся на шасси танка М24 «Чаффи», не успела поучаствовать во Второй мировой войне, но довольно активно воевала в Корее. Хотя массовой «Горилла» так и не стала, а её карьера оказалась короткой, эта машина заслуживает внимания.
В августе 1941 года Комитет вооружений армии США одобрил разработку самоходной пушки на шасси лёгкого танка М3 или Т7. Процесс доработки требований к новой САУ занял более года. В итоге в сентябре 1941 года фирма «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс») получила контракт на изготовление двух прототипов САУ Т16, вооружённых 114-мм (4,5-дюймовой) пушкой М1.
В качестве базы для самоходки выбрали изрядно переделанное шасси лёгкого танка М5. Машину удлинили на 305 мм, добавив ещё по паре опорных катков с каждой стороны, увеличили и её ширину. Силовую установку — спарку бензомоторов общей мощностью 220 л.с. — перенесли из кормового отсека в среднюю часть машины, разместив сразу за отделением управления. В корме же расположили орудие, лишённое какой бы то ни было бронезащиты. Компоновка Т16 повторяла более крупную САУ М12. Она считалась оптимальной для крупнокалиберных самоходок: отсутствие бронезащиты боевого отделения не являлось критическим, поскольку такие САУ не предназначались для ведения огня прямой наводкой, а кормовое расположение орудия уменьшало общую длину машины и облегчало подачу боеприпасов с грунта.
Оба заказанных прототипа были готовы к концу 1942 года, но запланированное вооружение смонтировали только на одном из них. Вторую машину, получившую обозначение Т64, вооружили 155-мм гаубицей М1. Замена артсистемы не вызвала проблем, поскольку 114-мм пушка в значительной мере была унифицирована с гаубицей, но боекомплект, составлявший на Т16 26 выстрелов, пришлось уменьшить до 18. Для перевозки дополнительного боекомплекта (как для Т16, так и для Т24) служил транспортёр Т22, созданный на унифицированном с самоходками удлинённом шасси.
В январе 1943 года оба прототипа прибыли для испытаний на Абердинский полигон. В феврале Т16 и Т64 отправили в Форт-Брэгг, где их испытывали представители Бюро полевой артиллерии. Испытания прошли в целом успешно, хотя отмечались некоторые недостатки. Военные рекомендовали улучшить вентиляцию отделения управления, усилить подвеску и переделать укладки имущества в передней части машины — на Т64 они повреждались ударной волной и раскалёнными газами при выстреле из орудия со стволом более коротким, чем у 114-мм пушки. В начале июля обе машины прошли испытания по линии Бронетанкового бюро в Форт-Ноксе. Результаты также оказались в целом положительными, но судьба самоходок уже была предрешена: в серию ни Т16, ни Т64 не попали.
Машина на новом шасси
В апреле 1943 года было принято решение о дальнейшем развитии 114-мм самоходной пушки и 155-мм самоходной гаубицы на шасси перспективного лёгкого танка Т24. Самоходки на этой базе получили обозначения Т16Е1 и Т64Е1, но первая из них так и не была воплощена в металле. Дело в том, что 114-мм пушка к тому времени была признана излишней для системы вооружения полевой артиллерии: её снаряд обладал меньшей разрушительной силой, чем у 105-мм гаубицы. К тому же, опыт боёв в Северной Африке показал, что для решения всех задач, стоящих перед корпусной артиллерией, достаточно трёх артсистем: 105-мм и 155-мм гаубиц, а также 155-мм пушки. В итоге выпуск буксируемых 114-мм пушек ограничили 416 экземплярами, а разработку самоходного варианта окончательно прекратили в феврале 1944 года. Тогда же закрыли и программу создания транспортёра боеприпасов Т22Е1 на шасси Т24.
Контракт на изготовление прототипа Т64Е1 был подписан с фирмой «Кадиллак» только в мае 1944 года, хотя создание такой самоходки было санкционировано ещё 20 января. Высоким приоритетом программа не пользовалась, поэтому изготовление опытного образца заняло целых полгода. В декабре 1944 года САУ Т64Е1 прибыла на Абердинский полигон для первого раунда испытаний, в январе 1945-го тесты продолжились в Форт-Брэгге. Изменения, внесённые по их результатам, были минимальными: конструкторы несколько переделали боеукладку и перенесли радиоантенну с надстройки на крышу моторного отсека. 28 июня 1945 года самоходку приняли на вооружение, присвоив обозначение 155 Howitzer Motor Carriage M41.
Как и другие представители «Лёгкой боевой команды», САУ М41 использовала несколько удлинённое (но с неизменным числом опорных катков) шасси танка М24. Её компоновка соответствовала Т64, то есть двигатели были перенесены в среднюю часть корпуса, а в кормовой расположилось боевое отделение. Толщина брони корпуса не превышала 13 мм. В отличие от Т64, на которой орудие устанавливалось совершенно открыто, на М41 оно было частично защищено спереди и с боков, но толщина брони надстройки составляла всего 6,5 мм.
М41 вооружалась 155-мм гаубицей М1 со стволом длиной 24,5 калибра. Орудие имело раздельное заряжание (семь переменных зарядов). Основными типами боеприпасов были осколочно-фугасные снаряды М102 (массой 43,13 кг) и М107 (43 кг). Применялись также дымовые снаряды нескольких типов и осветительный снаряд М118. Входил в боекомплект (но не применялся) и химический снаряд М110, снаряжаемый горчичным газом. Максимальная начальная скорость для снаряда М107 составляла 564 м/с, дальность стрельбы — 14 600 м.
Орудие монтировалось в самоходке на специальном лафете, выполненном как единое целое с боеукладкой — это дало некоторый выигрыш в массе. Диапазон углов вертикальной наводки для М41 составлял от −5 до +45° (для Т64 — от 0 до +40°), горизонтальной — 17,5° вправо, и 20° влево. Практическая скорострельность достигала 4 выстрелов в минуту. Вспомогательное пулемётное вооружение на САУ М41 отсутствовало.
В кормовой части машины находился мощный сошник с гидроприводом. В откинутом состоянии он образовывал удобную площадку для работы расчёта и открывал доступ к боеукладке — стеллажу на 22 выстрела.
Самоходка М41 оборудовалась радиостанцией SCR 508 либо SCR 528, а также танковым переговорным устройством ВС 606.
В «связке» с САУ действовал транспортёр боеприпасов Т41 (в серии — М39), созданный на базе истребителя танков М18 «Хеллкэт». Расчёт М41 состоял из 12 человек, причём только четыре из них на марше передвигались на самой самоходке, остальные восемь ехали на бронетранспортёре М39.
Производство и служба
В мае 1945 года фирма «Мэссей-Харрис» получила заказ на 250 самоходных артиллерийских установок М41. Как и в случае с базовым танком, а также другими представителями «Лёгкой боевой команды», контракт был сокращён в связи с окончанием войны. В публикациях встречаются две цифры количества выпущенных М41 — 60 и 85 единиц. Вероятно, первая из них учитывает лишь САУ, сданные до окончания Второй мировой войны, а вторая — общий объём производства, завершившегося в конце 1945 года.
Самоходными установками «Горилла» (так машину прозвали в войсках из-за внешнего сходства с САУ М12 «Кинг-Конг») вооружили несколько дивизионов в бронетанковых дивизиях, заменив ими 105-мм САУ М7. Организация дивизионов (в США они именуются батальонами, но мы будем придерживаться устоявшегося русского термина) была стандартной для американской самоходной артиллерии того периода: три батареи по шесть САУ. В отличие от частей с самоходными гаубицами М7 и М37, использовавших для подвоза боеприпасов обычные грузовики, в дивизионах «Горилл» имелись бронированные транспортёры боеприпасов М39 (по одному на каждую самоходку).
Как и многие другие американские образцы вооружения, не успевшие «понюхать пороху» во Второй мировой войне, М41 прошла боевое крещение в Корее. Собственно, эта война стала единственным вооружённым конфликтом, в котором участвовали «Гориллы».
На Корейский полуостров отправили два дивизиона М41 — 92-й и 999-й. Последний являлся «цветным», укомплектованным афроамериканцами, — в вооружённых силах США в то время ещё сохранялась расовая сегрегация. В ноябре 1951 года 999-й дивизион «интегрировали», упразднив его «цветной» статус. 92-й дивизион изъяли из состава 2-й бронетанковой дивизий (в Корее воевали лишь американские пехотные дивизии), использовав в составе корпусной артиллерии. Бо́льшую часть войны он провоевал в составе 9-го армейского корпуса.
999-й дивизион прибыл в Корею в августе 1950 года в составе 3-й пехотной дивизии. Это соединение отличалось от стандартных пехотных дивизий армии США тем, что часть его артиллерии была самоходной (помимо 999-го дивизиона оно располагало 58-м дивизионом со 105-мм САУ М37). На начальном этапе войны 3-я пехотная дивизия использовалась в качестве «пожарной команды», прикрывая отход войск ООН и эвакуацию гражданских лиц. В начале 1951 года 999-й дивизион вывели из состава дивизии, заменив 9-м дивизионом, вооружённым 155-мм буксируемыми гаубицами, и передали в подчинение 1-го армейского корпуса.
В апреле 1951 года 999-й дивизион участвовал в сражении на реке Имджин. В ходе него батарее В пришлось под натиском китайских войск оставить позиции и прорываться к своим. В авангарде двигались бронетранспортёры М39, прокладывавшие путь огнём своих крупнокалиберных пулемётов. Ценой потери двух БТР, пяти автомобилей и повреждения двух самоходок, а также гибели 7 бойцов и ранений ещё 31, батарея смогла вырваться из окружения. В другом боевом эпизоде китайским войскам удалось захватить пару неповреждённых М41 из состава 92-го дивизиона. Позднее новые хозяева использовали их в битве у Марьян-Сан (октябрь 1951 года), в настоящее время один из трофеев находится в музее в Пекине.
В целом в корейских боях «Гориллы» зарекомендовали себя неплохо — их отработанная ходовая часть сочеталась с мощным вооружением. Наиболее существенными недостатками были отсутствие бронезащиты орудия и расчёта, а также малый возимый боекомплект. Впрочем, в условиях позиционной войны последний недостаток не имел большого значения.
За рубеж самоходки М41 не поставлялись за исключением одной машины, переданной Великобритании для изучения. Встречается информация о якобы имевшей место передаче некоторого количества М41 Франции, но однозначного подтверждения этому нам обнаружить не удалось. Карьера М41 оказалась недолгой — вскоре после окончания войны в Корее эти машины заменили более современными 155-мм самоходными гаубицами М44.
Боевая масса, т |
19,3 |
---|---|
Экипаж, человек |
4+8 |
Вооружение |
155-мм гаубица |
Длина, м |
5,80 |
Ширина, м |
2,80 |
Высота, м |
2,40 |
Клиренс, м |
0,46 |
Мощность силовой установки, л.с. |
220 |
Максимальная скорость, км/ч |
56 |
Запас хода по шоссе, км |
160 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м ширина рва, м глубина брода, м подъём, град. |
0,9 2,4 1,0 35 |
Литература:
- Тернов В. Лёгкий танк М24 «Чаффи» // Военная кампания, 2017, №1
- Boose D.W. US Army Forces in the Korean War 1950-53. – Oxford: Osprey Publishing, 2005
- Dunstan S. Armour of the Korean War 1950-53. – London: Osprey Publishing, 1982
- Hunnicutt R.P. Stuart. A history of the American Light Tank Volume 1. – Presidio, 1992
- Mesko J. M24 Chaffee in action. – Carrolton: Squadron/Signal Publications, 1988
- Zaloga S.J. M24 Chaffee Light Tank 1943-85. – London: Osprey Publishing, 2003
Комментарии к данной статье отключены.