Моторизацией своей артиллерии американская армия озаботилась еще в годы Первой мировой войны. Довольно долгое время в США продолжались попытки создать самоходную установку на шасси легкого гусеничного трактора Holt. Параллельно с этим похожую машину разрабатывал Джон Уолтер Кристи. Оба проекта по разным причинам американских военных не устроили. Вторая попытка заполучить самоходную установку была предпринята в 1930 году. Впрочем, и САУ Howitzer Motor Carriage T1 также осталась опытной. В следующий раз перспектива обзавестись самоходной артиллерией в виде Howitzer Motor Carriage T18 появилась у американской армии лишь спустя десятилетие.
Скоростной секретер
Снова о самоходной артиллерии американские военные задумались только во второй половине 30-х годов. Во многом затянувшаяся пауза была связана с нежеланием наступать на предыдущие грабли и проектировать самоходную установку на базе, которая не находилась в серийном производстве.
После долгого периода поисков и подковерных игр к 1935 году американская армия получила, наконец, серийные танки. Пехота вооружалась легкими танками семейства Light Tank M2, а кавалерия – легкими танками семейства Combat Car M1. Эти шустрые машины, вооруженные пулеметами, стали символом перевооружения американской армии во второй половине 30-х годов.
Идея разработки самоходной артиллерийской установки на базе серийного легкого танка лежала на поверхности. Вооружение американских боевых машин, состоявшее из одного крупнокалиберного пулемета и двух-трех пулеметов винтовочного калибра, сильно ограничивало их боевые возможности.
Отсутствие пушечного вооружения на этих танках было связано с тем, что американская 37-мм короткоствольная танковая пушка по бронепробитию даже чуть уступала пулемету 12,7-мм Browning M2. Разработка более мощного орудия для танков в начале 30-х годов зашла в тупик, так что особой альтернативы у американцев на тот момент просто не оказалось. А вот острая необходимость в боевой машине поддержки, вооруженной чем-то более солидным, чем крупнокалиберный пулемет, осталась.
Первой попыткой создать легкую САУ на шасси серийного танка стала машина на базе Light Tank M2A1. Разработанная в 1936 году, в качестве вооружения она получила 47-мм пушку. Впрочем, ее испытания оказались неудачными. Слишком слабое для такого орудия бронепробитие лишало идею смысла.
Вслед за пехотой собственную самоходную установку захотела кавалерия. 27 июля 1938 года состоялось совещание в штабе 7-й кавалерийской бригады (Форт-Нокс, штат Кентукки), являвшейся центром механизации американской кавалерии. На нем обсуждалась концепция машины поддержки танков. В качестве вооружения для нее предлагалось использовать 75-мм гаубицу Pack Howitzer, ту же самую, что ставилась на HMC T1. Самоходная гаубица должна была находиться в одном строю с танками и поражать цели с близких дистанций. В качестве базы для нее вполне ожидаемо рассматривался легкий танк кавалерии Combat Car M1.
9 марта 1939 года состоялось заседание Технического комитета по вооружению, в ходе которого была утверждена постройка опытного образца самоходной установки. Проектируемой машине было присвоено обозначение Howitzer Motor Carriage T3. С нуля ее строить не стали: в качестве базы для HMC T3 был взят танк Combat Car M1, серийный номер 54, регистрационный номер U.S.A. W 40153. Это не только позволило унифицировать машину с танками, которые она должна была сопровождать, но и заметно упростило ее изготовление. На испытания HMC T3 вышел уже в январе 1940 года. Боевая масса машины выросла до 9072 кг.
В базовое шасси практически никаких изменений, по сравнению с Combat Car M1, не вносилось. Основные переделки касались боевого отделения и отделения управления. Танк лишился основной башни, при этом командиру установили малую башню от Light Tank M2A3. Для увеличения внутреннего объема боевого отделения его высоту сделали несколько большей.
Несмотря на все ухищрения, внутри HMC T3 место изначально нашлось всего для трех членов экипажа. Связано это было с тем, что значительную часть боевого отделения заняла 75-мм гаубица M1A1 и ее ограждение. А на изготовленной в металле машине места осталось всего для двух членов экипажа. Зато внутри САУ нашлось место 61 снаряду и 3600 патронам. Размещенную в правой части боевого отделения гаубицу наводил механик-водитель, а заряжал командир. Для наведения на цель использовался штатный прицел гаубицы. Одним словом, получилась своеобразная пародия на исходную концепцию французского танка Char B, быстрая, но без брони.
В чем нельзя обвинить конструкторов HMC T3, так это в недостатке у их детища люков. Отчасти это было связано с тем, что при стрельбе внутри тесного боевого отделения скапливалось много пороховых газов, а вопрос вентиляции как-то требовалось решать. Большой двустворчатый люк разместился над установкой гаубицы, еще один люк, откидывающийся вниз и держащийся в таком положении на цепочках, был предусмотрен в правом борту. Он придавал машине вид секретера на гусеницах.
Впрочем, и этого создателям HMC T3 было мало. Дело в том, что гаубица в САУ в обычном положении не имела возможности для горизонтального наведения на цель без поворота всего корпуса машины. По этой причине в лобовом листе боевого отделения находился двустворчатый люк, открытие которого позволяло повернуть гаубицу на 10 градусов влево и на 15 градусов вправо. При этом, впрочем, в лобовом листе образовывалась огромная дыра, гостеприимно приглашавшая внутрь пули и осколки.
Испытания на Абердинском полигоне начались в 20-х числах января 1940 года. В их ходе машина разогналась до 72 км/ч, то есть ее динамика осталась на уровне Combat Car M1. Впрочем, скоростные характеристики были важными, но не главными для этой машины.
13 февраля HMC T3 поступил в Форт-Брэгг, штат Северная Каролина, где находился Департамент полевой артиллерии. Здесь изучение машины, а также ее испытания проходили до 11 марта. Артиллеристы к гаубице приделали 37-мм пехотную пушку M1916, чтобы оценить возможность ведения огня водителем, который в этой САУ одновременно являлся наводчиком.
В Форт-Брэгге машиной остались, мягко говоря, не очень довольны. Было установлено, что орудие и его ограждение из-за отката занимают слишком много места. С наведением на цель тоже обнаружились проблемы, а вот сама машина при этом была отличной целью, поскольку вела огонь из неподвижного положения. Неудачей закончилась и стрельба по движущимся мишеням. Нет, по целям даже удавалось попадать, но с момента обнаружения до первого выстрела проходило 27 секунд. При первых огневых испытаниях из 16 выстрелов удалось добиться 11 попаданий, во второй же раз из 14 выстрелов цели достигли всего 2.
Испытания по стрельбе в движении тоже не принесли положительных результатов.
Общий вердикт артиллеристов оказался следующим: Howitzer Motor Carriage T3 непригодна для использования в качестве средства поддержки механизированных соединений. При этом Департамент полевой артиллерии составил свое видение подобной машины. По мнению артиллеристов, такая САУ должна была весить не более 11,5 коротких тонны (10,43 метрической тонны), при этом ее подвижность должна была оставаться на уровне кавалерийских танков. Экипаж машины должен был состоять минимум из четырех человек, а в идеале – из пяти, при этом командир и механик-водитель занимались бы только своими обязанностями. Бронирование лобовой части САУ должно было защищать ее от огня 37-мм пушек. 75-мм гаубица в качестве основного вооружения вполне подходила, но при этом длину ее отката требовалось сократить до 30 см, а скорострельность увеличить до 10 выстрелов в минуту.
С такой нелестной оценкой самоходку HMC T3 отправили заказчику в Форт-Нокс, куда она прибыла 18 марта 1940 года. После испытаний в Форт-Брэгге машина требовала ремонта, который производился в течение апреля. Помимо всего прочего, пришлось менять двигатель. Затем последовали испытания, в ходе которых машина преодолела 1274 километра. В мае самоходная установка приняла участие в маневрах 3-й армии в Луизиане, пройдя, в общей сложности, 1077 километров. Примерно в это же время HMC T3 получила имя собственное Griffith. Летом САУ еще раз участвовала в огневых испытаниях.
В целом машина сохранила динамику Combat Car M1, но больший вес несколько увеличил время разгона. Увеличение массы повлияло и на маневренность. Кроме того, размещение гаубицы справа сместило центр тяжести машины. Что же касается непосредственно орудийной установки, то выводы кавалеристов оказались во многом схожими с теми, что сделали артиллеристы из Форт-Брэгга. Машина получилась слишком тесная и неудобная. Створки, которые давали возможность вести горизонтальную наводку орудия, приходилось открывать снаружи. Размещение боекомплекта было признано неудачным. На огневых испытаниях за 50 секунд экипажу удалось сделать всего 3 выстрела.
Кавалеристы также признали САУ HMC T3 не отвечающей требованиям к машине поддержки. Базу Combat Car M1 посчитали слишком маленькой для такой самоходной установки. Более логичным решением виделось изготовление аналогичной САУ на базе среднего танка. Это предложение прозвучало на фоне относительно успешных испытаний Medium Tank T5E2, имевшего точно такое же вооружение в аналогичной установке. Создание 75-мм САУ оставалось приоритетным, но аппетиты военных стали расти. В вердикте, вынесенном опытной САУ, был зафиксировано пожелание увеличить калибр самоходного орудия до 105 мм.
Опоздавшая на испытания
После неудачи при разработке HMC T3 работы над легкой САУ поддержки танков застопорились примерно на год. За это время американские танковые войска заметно видоизменились. Грань между танками для пехоты и кавалерии стерлась, а Combat Car M1 стал Light Tank M1A2. На смену пулеметным Light Tank M2A2 и M2A3 пришел куда более совершенный Light Tank M2A4. Пулеметные легкие танки стали уступать место машинам с пушечным вооружением и более толстой броней. Впрочем, и Light Tank M2A4 задержался в серийном производстве не слишком долго. Уже в марте 1941 года началось производство Light Tank M3, которому суждено было стать самым массовым легким танком американской армии к началу вступления США во Вторую мировую войну.
К идее создания легкой самоходной установки американские военные вновь вернулись только в июне 1941 года. Технические требования к машине во многом повторяли те, что в марте 1940 года сформировал Департамент полевой артиллерии. К ним добавилось пожелание установить в САУ, по возможности, 105-мм гаубицу. Впрочем, после изучения Light Tank M3, который являлся возможной базой для перспективной самоходки, стало ясно – 105-мм гаубица для такого шасси явно слишком большая. Альтернативы для 75-мм гаубицы Pack Howitzer M1A1 при столь небольших объемах боевого отделения у американцев не было.
Несмотря на то, что базой для новой САУ с самого начала предполагался Light Tank M3, первый проект новой самоходной установки, получившей обозначение Howitzer Motor Carriage T17, разрабатывался с использованием иного шасси. Похоже, что в дело вновь вмешалась кавалерия, считавшая свои танки более подходящими. В качестве основы для проектирования HMC T17 послужил экспериментальный Combat Car M1E3. Помимо новой ходовой части с резино-металлической гусеницей, важной особенностью этой машины была пониженная до 16,5 см высота вала от двигателя к коробке передач. Это заметно улучшало условия работы экипажа машины.
Правда, пониженная высота вала на тот момент была едва ли не единственным преимуществом Combat Car M1E3. В остальном Light Tank M3 явно превосходил «кавалерийского» конкурента. А главное, он уже был в серии. Неудивительно, что работа над САУ HMC T17 дальше эскизного проекта не продвинулась.
Куда более перспективным оказался другой проект, получивший обозначение Howitzer Motor Carriage T18. Он базировался на Light Tank M3 и больше соответствовал требованиям американских военных, особенно в плане защиты. В октябре 1941 года Комитет по вооружению санкционировал изготовление деревянного макета HMC T18, а после его утверждения – двух опытных образцов из неброневой стали. Подрядчиком была выбрана фирма Firestone Tire and Rubber Company.
Выбор производителя шин в качестве подрядчика для постройки САУ может показаться странным, если не знать другие области деятельности Firestone. Аналогично Goodyear, другому шинному гиганту, Firestone занималась дирижаблестроением. Кроме того, здесь выпускались резино-металлические траки для танков, боеприпасы, противогазы и многое другое. Одним словом, контракт оказался не случайным. Больше того, фирма Firestone оказалась не только подрядчиком, но и непосредственным разработчиком машины.
Полноразмерный макет HMC T18 был представлен 26 декабря 1941 года. Как и в случае с HMC T3, в базовое шасси не вносилось никаких изменений. Переделке подверглось отделение управления и боевое отделение. В целом концепция компоновки HMC T3 не сильно поменялась: 75-мм гаубицу Pack Howitzer M1A1 и здесь установили в лобовой части рубки со смещением вправо.
Вместе с тем, ряд ошибок удалось исправить. Небольшие размеры боевого отделения не позволяли увеличить экипаж до четырех человек, но заряжающий здесь появился. Кроме того, была решена проблема с наведением орудия по горизонтали. Изобретать велосипед инженеры Firestone не стали и позаимствовали установку M1 с Medium Tank M3, заменив при этом 75-мм пушку M2 на гаубицу того же калибра. Тем самым решились все проблемы с защитой орудия и прицельными приспособлениями.
После осмотра макета HMC T18 на Абердинском полигоне в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Для начала, количество люков в крыше рубки комиссия потребовала увеличить до двух. Изменениям подвергся люк механика водителя, кроме того, пришлось переместить некоторые детали внутри машины. Это было связано в том числе и с тем, что от навязчивой идеи двух пулеметов в спонсонах, как на Light Tank M2A4/M3, американские военные не отказались. Присутствовали они и на полноразмерном макете HMC T18.
Опытный образец HMC T18 оказался на Абердинском полигоне 7 мая 1942 года. На нем удалось устранить большинство замечаний макетной комиссии. Как и требовало задание, количество люков в крыше рубки увеличилось до двух. Люки получили специальные упоры. Помимо своих прямых функций, они также способствовали вентиляции боевого отделения. Было выполнено и важное требование Департамента полевой артиллерии – обеспечить защиту машины от огня 37-мм пушки. Литая рубка теперь имела толщину лобовой брони 51 мм в лобовой части и 32 мм по бортам.
Боевая масса HMC T18 теперь выросла до 13,5 тонн. По этой причине на виде сбоку хорошо заметно, что машина немного наклонена вперед. Почти в полтора раза уменьшился боекомплект: небольшой объем боевого отделения позволил разместить внутри всего 42 выстрела. Максимальная скорость САУ в ходе испытаний достигла 56 км/ч, то есть подвижность машины примерно соответствовала подвижности базового танка.
Беда заключалась в том, что на машине был поставлен крест еще за месяц до ее выхода на испытания. Уже в ноябре 1941 года рассматривался вопрос о принятии на вооружении нового легкого танка. Его основным отличием стала установка спаренных двигателей Cadillac, также серьезно был переработан корпус. По результатам испытаний машину приняли на вооружение как Light Tank M4, в феврале 1942 года переименованный в Light Tank M5. Более удачная конструкция корпуса, имевшего рациональный угол наклона лобового листа, позволял заметно увеличить объем боевого отделения.
Неудивительно, что уже в декабре 1941 года Firestone получила задание на проектирование САУ на базе нового танка. В апреле 1942 года были представлены полноразмерные макеты САУ HMC T41 и T47. T47, у которой гаубицу удалось разместить в башне, оказалась наиболее подходящей для выполнения задачи непосредственного сопровождения танков. В результате еще в апреле 1942 года было решено программу HMC T18 прекратить.
В этом случае американские военные оказались абсолютно правы. Относительно толстая броня HMC T18 на тот момент уже стала уязвимой для танковой и противотанковой артиллерии. А тесное боевое отделение заметно усложняло жизнь расчету. Кроме того, обзорность у HMC T18 была весьма скверной. Замена неподвижной рубки на открытую сверху башню кругового вращения снимала вопросы и вентиляции, и обзорности, и маневренности огня. Более чем 20-летняя эксплуатация HMC T47, превратившуюся в войсках в HMC M8, здесь говорит сама за себя.
К слову, после отмены программы HMC T18 75-мм гаубица Pack Howitzer M1A1 была установлена на полугусеничный бронетранспортер M3, в результате чего получилась САУ HMC T30. Ее боевое применение состоялось уже в ноябре 1942 года. Созданная во многом как временное решение, HMC T30 провоевала в Африке и Италии несколько лет.
Источники:
- NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
Комментарии к данной статье отключены.