В годы Великой Отечественной войны не только советские партизаны вели так называемую «рельсовую войну», подрывая эшелоны и уничтожая коммуникации противника. Железнодорожные пути доводилось уничтожать вооружённым силам обеих сторон. Сначала этим занималась Красная армия, пытаясь замедлить немецкое наступление в 1941 году. Советские войска взрывали железные дороги, деформировали рельсы, применяя лошадей в качестве тягловой силы, а также как минимум один раз использовали придуманный ещё в годы Первой мировой войны путеразрушитель «Червяк».
Со временем изменение обстановки на Восточном фронте вынудило уже немцев задуматься о том, как приостановить движение Красной армии на запад. Для экономии взрывчатки в ход пошли немецкие модификации «Червяка». Принцип действия этого путевого разрушителя заключался в следующем. Из рельсов изготавливалась петля. Один её конец крепился к сцепному устройству паровоза, а второй подводился под лежащие на земле рельсы. Паровоз двигался, петля отрывала рельсы от шпал, рельсы изгибались, и противнику доставались разрушенные железнодорожные пути.
В 1942 году концерн Krupp разработал свою версию путевого разрушителя, названную Haken — «крюк». Название хорошо отражало принцип работы машины. К паровозу крепилась платформа, на которой был установлен тяжёлый металлический крюк. Обслуживавший его расчёт из десяти человек на нужном участке пути подрывал шпалы. В образовавшийся между шпалами промежуток опускался крюк. Паровоз тянул платформу со скоростью 7–10 км/ч, а крюк по мере движения захватывал шпалы, тянул их за собой и разламывал. Одновременно деформировались рельсы. Существовали модификации путеразрушителя, снабжённые двумя балками, которые опускались на рельсы и удерживали их от смещения: это позволяло обезопасить сам разрушитель, который в процессе работы мог сойти с рельс. Другая версия «Крюка» снабжалась бронещитом, который защищал расчёт от вражеских пуль.
Применять путеразрушители вермахт начал в 1943 году, когда на Восточном фронте Красная армия перешла в наступление, а в Италии высадились союзники. Один из «Крюков» выставлен в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.
Комментарии к данной статье отключены.