В марте 1943 года в рядах Королевских военно-воздушных сил Великобритании появилось новое подразделение — 617-я эскадрилья. Перед ней была поставлена важная задача: разрушение нескольких плотин в Рурской области Германии, что должно было оставить этот крупный промышленный район без воды и снизить темпы производства военной продукции. Операция, получившая название Chastise («наказание», «возмездие») и состоявшаяся 16 мая 1943 года, удалась не полностью: плотины на водохранилищах Мёнезее и Эдерзее были разрушены частично, а плотина на реке Зорпе — лишь повреждена. Некоторый урон немецкой военной промышленности был нанесён, но уже в сентябре немцы полностью восстановили плотины.
Тем не менее разрушения в индустриальном центре противника оказались весьма воодушевляющим зрелищем для союзников. Участвовавшие в операции лётчики получили прозвище «разрушители плотин» («дамбастеры»), а 617-я эскадрилья выбрала своим девизом знаменитую фразу «После меня хоть потоп».
В августе 2015 года скончался один из последних остававшихся в живых «разрушителей плотин» — 96-летний новозеландец Лес Манро (полное имя John Leslie Munro). В мае 1943 года его задачей была бомбардировка плотины на реке Зорпе. Вылетев с базы в Скэмптоне (Великобритания) и добравшись до голландского острова Влиланд, Авро «Ланкастер» Манро с бортовым кодом AJ-W и позывным Willie был повреждён зенитным огнём, повернул обратно и приземлился в Линкольншире. Несмотря на то, что пилот так и не внёс свою лепту в разрушение немецких плотин, в июне 1943 года он вместе с другими уцелевшими участниками операции был награждён — получил Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
Важной вехой его дальнейшей карьеры стало участие в операции Taxable по отвлечению внимания командования вермахта от высадки союзников в Нормандии. В феврале 1946 года Лес Манро вышел в отставку, имея за плечами 58 боевых вылетов. Вернувшись в Новую Зеландию, он работал оценщиком имущества, потом трудился на собственной ферме и был мэром округа Вайтомо. Не порывая связей со своим авиационным прошлым, Манро время от времени приезжал в Великобританию, участвовал в различных юбилейных мероприятиях и даже собирался выставить на аукцион свои награды, чтобы собрать деньги на содержание военного мемориала RAF Bomber Command Memorial в Лондоне, посвящённого памяти экипажей британских бомбардировщиков, участвовавших во Второй мировой войне. После смерти Леса Манро в живых остаются два «разрушителя плотин» — англичанин Джордж Джонсон и канадец Фред Сазерленд.
Комментарии к данной статье отключены.