Эли Коэн родился в 1924 году в еврейской семье в Египте. Через 15 лет его близкие репатриировались в Израиль, а юноша остался, чтобы продолжить образование. Как оказалось, он не только грыз гранит науки: в начале 1950-х годов Коэн был арестован вместе с десятью разоблачёнными израильскими агентами, а в 1956 году, после начала Суэцкого кризиса — и вовсе выслан из страны как неблагонадёжное лицо. Перебравшись в Израиль, Коэн хотел поступить на службу во внешнюю разведку «Моссад», однако получил отказ. Проработав недолго бухгалтером, он всё-таки оказался в разведке — правда, в военной (АМАН). Пройдя курс подготовки и получив отличную характеристику, новоиспечённый разведчик, наконец, заинтересовал и «Моссад». От него Коэн получил задачу внедриться в близкие к правительству круги Сирии.
К делу пришлось подойти издалека — из Буэнос-Айреса, где Коэн под именем Камала Амина Тавата выдавал себя за богатого сирийского предпринимателя и заводил полезные связи. Самым удачным оказалось знакомство с военным атташе Сирии в Аргентине Амином аль-Хафезом, который в 1963 году стал у руля арабской страны. За год до этого Эли Коэн перебрался в Сирию. Он поселился в самом центре Дамаска и прямо из окон своей квартиры мог наблюдать за посетителями Генерального штаба. Вскоре перед ним распахнулись двери домов политической и военной элиты Сирии. Ему даже удалось вместе с начальником Генштаба посетить Голанские высоты, где он смог рассмотреть артиллерийские позиции сирийцев.
Всё это время Эли Коэн исправно работал на «Моссад», при помощи радиопередатчика сообщая о планах захвата израильских территорий, о поставке советских танков, о местонахождении бункеров с советским оружием, о расположении огневых точек на Голанских высотах и о многом другом. В разгар такого сеанса радиосвязи 24 января 1965 года в его дом ворвались восемь человек в штатском и арестовали разведчика.
Пока Эли Коэна допрашивала и пытала сирийская контрразведка, «Моссад» искал пути его спасения. Выдвигались разные предложения: похитить несколько высокопоставленных сирийцев и обменять их на ценного агента, выкупить его при посредничестве французов, привлечь к делу влиятельных глав правительств и даже провести спецоперацию по освобождению разведчика. Между тем состоялся суд, приговоривший шпиона к смертной казни. Эли Коэн был повешен на одной из площадей Дамаска 18 мая 1965 года. Власти отказались передать его тело Израилю, и вот уже почти 54 года дело не движется с мёртвой точки. В 2018 году «Моссад» сумел только выкупить выставленные сирийцами на продажу наручные часы легендарного разведчика.
Комментарии к данной статье отключены.