Нестандартное 22 июня
Операция «Барбаросса» планировалась долго и скрупулёзно — дольше, чем «Блау» или «Цитадель». Удары вермахта в июне 1941 года были быстрыми и оглушительными. Однако большой ошибкой было бы считать, что в первый день войны у немцев всё шло гладко, — точно так же, как и считать, что везде по катастрофическому сценарию прошли бои для Красной армии. Непривычному для нас 22 июня 1941 года посвящена статья Алексея Исаева «Нестандартное 22 июня».
Ложка мёда в бочке дёгтя
Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сначала запретами атаковать противника, а затем попавшие под удары на аэродромах, советские лётчики действовали малыми группами и зачастую гибли, не успев нанести врагу сколь-нибудь ощутимого урона. Но были среди «сталинских соколов» и те, кто смог отличиться даже в этих тяжёлых условиях. Особенно примечательно выглядит на фоне всех ВВС Красной армии история авиаполка, сумевшего проявить себя в первый день войны именно как подразделение — 67-го ИАП Одесского военного округа. Успешным действиям советских лётчиков посвящена статья Михаила Тимина «Ложка мёда в бочке дёгтя».
Панцерваффе и люфтваффе в Москве
В день второй годовщины начала войны, 22 июня 1943 года, в Центральном парке культуры и отдыха Москвы была открыта выставка трофейного вооружения, основой которой стали сталинградские трофеи. Экспозиция пользовалась огромной популярностью. Сюда водили иностранные делегации вплоть до глав союзных государств; командированные в Москву или восстанавливающиеся после ранений бойцы и командиры Красной армии могли увидеть вблизи противника, который на фронте зачастую был не ближе сотен метров. В мирных жителях вражеская техника формировала вполне чёткий образ: в отличие от современной тенденции, свастики на бортах и фюзеляжах никто «политкорректно» не закрашивал, и сразу было видно, что враг — это враг. Этой выставке посвящён наш фотообзор «Панцерваффе и люфтваффе в Москве».
Танкисты первого дня войны
Ранним утром 22 июня 1941 года немецкие войска атаковали границу Советского Союза на широком фронте от Балтийского до Чёрного моря — началась Великая Отечественная война. Танковые войска вермахта и Красной армии к этому времени были самыми сильными и многочисленными в мире. Как выглядели люди, занявшие места за рычагами боевых машин по обе стороны фронта? Униформе советских и немецких танкистов посвящена объёмная реконструкция Вадима Антонова «Танкисты первого дня войны».
Последний мирный день
Последний мирный день перед началом Великой Отечественной войны — 21 июня 1941 года — был насыщен событиями до предела. В ту субботу мирные жители Советского Союза занимались своими обычными делами, в то время как две армии, которым предстояло менее чем через сутки сойтись в долгой смертельной схватке, занимались приготовлениями к войне. Однако если для вермахта это были «последние штрихи» тщательно разработанного плана, то командование Красной армии действовало нерешительно, не будучи до конца уверенным в том, что в ближайшие часы придётся давать отпор агрессору. Событиям 21 июня 1941 года посвящена статья Артёма Драбкина «Последний мирный день».
Первый день войны
Первый день войны не стал самым кровавым или самым значимым в череде последовавших за ним — всё ещё только начиналось, и впереди было четыре года сражений. Тем не менее именно 22 июня 1941 года стало водоразделом, изменившим навсегда судьбы десятков миллионов советских людей. Как развивались события этого дня? Событиям 22 июня 1941 года посвящена статья Артёма Драбкина «Первый день войны».
Крепость на слиянии Буга и Мухавца
Оборона Брестской крепости занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. Поначалу неизвестная, затем долгое время забытая, она была возвращена к жизни в 50–60-хх годах прошлого века стараниями писателя Сергея Смирнова. На новый уровень интерес к обороне крепости поднял в последние 10–15 лет историк-энтузиаст Ростислав Алиев, сумевший привлечь массив ранее неизвестных источников, в том числе немецких, и издавший несколько книг по теме. Тем не менее до сих пор массовый читатель мало знаком с тем, что представляла собой Брестская крепость 22 июня 1941 года. Восполнить этот пробел призван интерактивный спецпроект портала Warspot «Крепость на слиянии Буга и Мухавца».
Крылатые предвестники войны
Готовясь к нападению на Советский Союз, немцы подошли к вопросу традиционно обстоятельно и решили провести масштабные разведывательные мероприятия. Надо отдать должное: современные инструменты для подобных действий у них имелись. Одними из главных действующих лиц должны были стать самолёты-разведчики так называемой группы разведки главнокомандующего люфтваффе (Aufklärungsgruppe des Oberbefehlshabers der Luftwaffe), или просто Das Kommando Rowehl, по фамилии оберст-лейтенанта Теодора Ровеля, который был создателем и бессменным командиром этой части. Действиям тех, кто во многом предопределил первые успехи вермахта на советской земле, посвящена статья Михаила Тимина «Крылатые предвестники войны».
Комментарии к данной статье отключены.