Летописи неоднократно упоминают о том, что дружины викингов были многонациональными по своему составу: в них служили не только уроженцы Скандинавии, но и представители других народов. Сегодня мы можем проверить эти сведения благодаря археологическим находкам. При раскопках круглого укрепления Треллеборг в Дании исследователи обнаружили могильник, содержащий более сотни захоронений. Изучив найденные останки, учёные смогли определить, откуда были родом эти люди.
Крепость Треллеборг
Треллеборг на острове Зеландия является одним из шести подобных ему круговых укреплений викингов в Дании и Южной Швеции. В 2014 году к западу от города Кёге на острове Зеландия была обнаружена ещё одна круглая крепость — Валле Боргринг. Все эти укрепления представляли собой геометрически правильную окружность, обнесённую валом. Внутреннее пространство делилось двумя перпендикулярными улицами на четыре равные части. По левой и правой сторонам улиц стояли так называемые длинные дома.
Сходство внешнего вида, планировки и структуры укреплений отражает единство замысла постройки. Все эти крепости были возведены в конце Х века, в эпоху правления короля Харальда Синезубого (958–986). Скорее всего, их следует рассматривать в контексте проводимой королём политики объединения Дании и прилегающих к ней территорий под своим скипетром. В качестве укреплённых центров королевской власти круговые крепости были созданы для размещения гарнизонов, которые должны были контролировать северные и восточные владения Харальда. Кроме того, все крепости должны были иметь экономическое, религиозное и символическое значение.
Расположен Треллеборг на мысе, омываемом реками Туде и Ворби, в юго-восточной части острова на морском берегу. Опоясывающий его земляной вал имеет толщину 18 м и представляет собой окружность диаметром 136 м, выверенную с точностью до нескольких сантиметров. Судя по данным дендрохронологии, он был построен в 980 году и просуществовал, вероятно, всего несколько десятилетий. По оценкам исследователей, здесь могло проживать до 1 200 воинов.
Раскопки проводила в 1934–1942 годах экспедиция Национального музея Дании, и их результаты пролили свет на некоторые аспекты жизни скандинавов Х века. Впоследствии рядом было обнаружено крупное поселение площадью 4 га, расположенное всего в 300 м к востоку от крепости. Археологические находки из Треллеборга указывают на широкие торговые контакты его обитателей — или же на присутствие здесь людей из более или менее отдалённых регионов. Значительная часть керамики из крепости имеет параллели в Восточной Европе. Славянское влияние прослеживается также в обнаруженных пряслицах или гребнях, сделанных из рога. Точильные камни, найденные в погребениях Треллеборга, а также изделия из мыльного камня указывают на связь местных жителей со Скандинавским полуостровом, предположительно с территорией современной Норвегии.
Могильник
У восточного входа в крепость археологи обнаружили большой могильник. Его расположение согласуется с архитектурным планом крепости, что говорит о синхронном времени использования. Скорее всего, под сводами могильника нашли последнее пристанище обитатели крепости. Раскопки захоронений производились между 1938 и 1940 годами. Всего было обнаружено 133 могилы, в которых лежали останки 157 человек. Большинство могил содержали останки одного человека, но в трёх из них было найдено сразу несколько тел (№ 23 — 11 человек, №№ 47 и 87 — по пять человек в каждой). Есть также два двойных захоронения (№№ 97 и 98).
В целом, захоронения в Треллеборге похожи на современные им скандинавские могильники Х века. Тела покоятся в довольно неглубоких могилах, первоначально отмеченных, вероятно, небольшой насыпью. Могилы ориентированы с востока на запад, а останки, как правило, обращены головами на восток. Найденный погребальный инвентарь довольно скромный. В 27 захоронениях были обнаружены короткие ножи, иногда вместе с точильными брусками. В девяти могилах лежали стеклянные бусы, а также мелкие элементы одежды. Несколько захоронений выделяются из общей массы. Прежде всего это относится к захоронению № 99, в котором покоились останки женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Вместе с ней в могилу был помещён небольшой сундук с посеребренными накладками, позолоченная брошь и другие предметы, свидетельствующие о её высоком статусе при жизни.
Только в трёх могилах в качестве оружия лежали топоры. Богатым инвентарём выделяется могила № 128. Если два других топора имеют множество скандинавских параллелей Х века, то здесь был найден большой топор с широким лезвием, поверхность которого украшали инкрустации из сплава серебра и меди. На территории Южной Скандинавии известны лишь два подобных топора, однако они довольно часто встречаются в северо-восточной Германии и Польше. Кроме топора, в могиле № 128 была найдена небольшая бронзовая чаша, стеклянные бусы и нож с отделкой из серебряной проволоки. Такие ножи не редкость на территории Скандинавии, но чаще встречаются в женских погребениях. Для мужского захоронения неожиданностью стала находка янтарной бусины. Останки скелета не позволяют определить пол погребённого здесь человека. Ещё одной особенностью могилы является покрывающий её сверху большой земляной курган.
Братские могилы
Три братские могилы в Треллеборге (№№ 23, 47 и 87) не имеют прямых параллелей в скандинавском контексте эпохи викингов. Могила № 23 содержала останки 11 человек, в большинстве своём мужчин в возрасте от 20 до 35 лет. Отсутствие следов фурнитуры позволяет предположить, что большинство покойников было погребено в саване или в какой-то простой одежде. В могиле № 87 обнаружены только два человека: один чуть постарше, другой моложе. Четверо погребённых в могиле № 47 во время раскопок были идентифицированы как мужчины. Захоронения в братских могилах были совершены так же, как и одиночные погребения: тела положены в ряд и ориентированы с востока на запад. Исключением является могила № 87, в которой тела положены одно на другое, с нарушением ориентации погребения.
Лишь на одном скелете обнаружена зарубка от удара мечом или топором на левой бедренной кости. Правда, находка сохранилась плохо, и понять, как и когда была нанесена эта рана, сегодня невозможно. По-видимому, плохая сохранность костного материала объясняет редкость следов повреждений на других найденных в захоронении костях. Однако, по сравнению с другими известными археологам массовыми захоронениями на поле боя, где множество костей имеет следы нанесённых ударов, смерть похороненных в Треллеборге людей носила, по-видимому, естественный характер. Возможно, речь идёт о жертвах эпидемии, о погибших при пожаре или при кораблекрушении либо о других подобных причинах гибели многих людей в одно и то же время.
Пол и возраст
Пол и возраст покойников из Треллеборга удалось определить только в небольшом числе случаев. Первоначальный осмотр позволил идентифицировать около 40 тел, из которых 30 оказались мужчинами. Возраст получилось установить в 92 случаях, поскольку в среднем зубы покойников сохранились на порядок лучше, чем их кости. Как следует из результатов анализа зубной эмали, большинство людей на момент смерти были взрослыми, их возраст в среднем составлял от 20 до 40 лет. Если сравнивать могильник в Треллеборге с другими кладбищами Скандинавии эпохи викингов, заметен высокий удельный вес погребения детей и подростков до 16 лет, которых здесь насчитывается 12% изученных останков. Несколько человек были старше 40 лет.
Хотя большинство костей принадлежит молодым и взрослым мужчинам, Треллеборг не похож на массовые захоронения, оставшиеся после крупного сражения. Половозрастное распределение останков больше напоминает римские военные захоронения из Британии и Германии. Связанные с римскими военными лагерями могильники демонстрируют сходное преобладание останков мужчин в расцвете лет и небольшое число погребений женщин и детей. Вероятно, это были семьи солдат, живших где-то рядом с местом их службы. Сходство выборки является дополнительным доводом в пользу того, что Треллеборг был военным лагерем, гарнизон которого состоял из воинов. Некоторых из них сопровождали члены семьи.
Изотопный анализ стронция
О происхождении лиц, захороненных в Треллеборге, рассказал анализ изотопов стронция, взятый из образцов зубной эмали 48 останков. Результаты выявили достаточно высокую степень разброса значений. Это означает, что по крайней мере 32 из 48 лиц, то есть 67% взятой выборки, скорее всего родились и выросли не там, где были похоронены. Параметры сходного типа характерны для Норвегии, а также центральной и северной части Швеции. Другим вариантом может быть северная часть Британских островов и Ирландии. Вероятно, многие чужеземцы, похороненные в Треллеборге, была выходцами из северной Скандинавии. Неожиданными оказались параметры, встречающиеся в центральной и западной части Европы, в полосе, протянувшейся от Рудных гор в Южной Польше через Татры до Сланцевых гор в среднем течении Рейна.
Распределение значений изотопов стронция отражает смешанный состав и происхождение скандинавских военных дружин эпохи викингов. Самый широкий разброс значений получен из останков 11 человек, нашедших последнее пристанище в большой братской могиле № 23. Поскольку эти люди умерли и были похоронены вместе, логично предположить, что они были как-то связаны друг с другом при жизни — возможно, являлись членами одного отряда, земляками или родственниками. Столь широкий диапазон различий, отражающий вариативность мест их возможного происхождения, оказался для исследователей сюрпризом. Вместе с тем он подтверждает данные, известные в том числе из повествовательных источников.
Историческая традиция
Датский летописец XII века Саксон Грамматик в «Деяниях данов» рассказывает о правлении Харальда Синезубого, владения которого, помимо самой Дании, включали обширные территории в Норвегии и южной Швеции. Одна его жена, Това, была дочерью князя ободритов Мстивоя, другая, Гирид — дочерью Олафа II Бьёрнссона, правителя Швеции. Его сын Свен Вилобородый был женат на Гунхильде, дочери польского князя Мешко I. Армия Харальда, по словам летописца, наполовину состояла из датчан, наполовину из славян. Согласно тексту «Законов королей» XII века, из-за разноязычного состава войска ему пришлось нанимать на службу много слуг. Умер Харальд в польском городе Волин, куда бежал после того, как его собственный сын Свен отобрал у него власть над Данией в 986 году.
Археологические данные и антропологические исследования могильника Треллеборг подтверждают интернациональный состав военных дружин Харальда. Керамика и остатки ювелирных изделий указывают на связь живших здесь людей с севером Скандинавии и южным побережьем Балтики. Результаты анализа изотопов стронция, взятых из зубной эмали останков, говорят о том, что многие из них были родом из этих регионов. Если мужчин мы можем рассматривать как королевских воинов, то найденные здесь же останки женщин и детей принадлежат членам их семей, сопровождавших мужчин к месту службы. Некоторые из этих покойников могли быть слугами или даже рабами, привезёнными из дальних военных походов и умершими на чужбине.
Литература:
- Роэсдаль, Э. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом / Э. Роэсдаль. — СПб, 2001.
- Andersen, S.W. The Viking fortress of Trelleborg. Slagelse: Museet ved Trelleborg / S.W. Andersen. — 1996.
- Price, T.D. Who was in Harold Bluetooth’s army? Strontium isotope investigation of the cemetery at the Viking Age fortress at Trelleborg, Denmark / T.D. Price, K. M. Frei et al. // Antiquity. — 2011. — Vol. 85. — Р. 476–489.
- Dobat, A.S. The state and the strangers: the role of external forces in a process of state formation in Viking Age south Scandinavia (ca. AD 900–1050) / A.S. Dobat // Viking and medieval Scandinavia 5. — Turnhaut, 2010. — Р. 65–104.
Комментарии к данной статье отключены.