Пять крестовых походов против «богемских еретиков», «уиклифитов», «утраквистов», более известных в истории под именем гуситов, закончились крахом. Народная чешская армия, спаянная религиозным духом и национальным единством, ведомая отважными полководцами, применяла новую тактику и вскоре стала внушать своим врагам такой страх, что нередко многотысячные отряды грозных рыцарей, кичившихся своим происхождением и воинским искусством, обращались вспять, едва заслышав суровые песни «божьих воинов» — пражан, таборитов или «сирот»: «Восстань, восстань, великий город Прага» или «Йезу Кристе, щедрый кнеже». Движение гуситов стало одновременно «самой буйной ересью» Средневековья и первой европейской протореволюцией. Оно же ознаменовало собой закат эпохи Крестовых походов. Посмотрим, какие идеи объединяли последователей Яна Гуса и какие события происходили в первые два года гуситских войн.
Гус и гуситское движение
В 1306 году пресеклась чешская династия Пржемысловичей, и престол перешёл к западногерманской династии Люксембургов. Правление императора Карла IV справедливо считается «золотым веком» Богемского (Чешского) королевства. Именно тогда Прага превратилась в большой и влиятельный европейский город с населением в 40 000 человек, с собственным университетом, первым к западу от Рейна, и собственным архиепископством. В начале XV века земли чешской короны включали в себя, помимо собственно Чехии, также Моравию, Силезию, Лузацию и Бранденбург, а население королевства достигало 2,5 млн человек. Развитое ремесленное производство, трёхпольная система, широкие торговые связи и богатые серебряные рудники в Кутна Горе (Куттенберге) позволяли считать Богемию одной из самой процветающих территорий Священной Римской империи. Однако процветание само по себе не является залогом спокойствия. Оно не уберегло от революционных потрясений ни Францию, ни Англию, ни Нидерланды. Так и Чехия, несмотря на относительный достаток, не избежала бурных перемен.
Зарождение гуситского движения можно отнести к 1402 году, когда выпускник Карлова университета Ян Гус стал настоятелем Вифлеемской часовни в Праге. Со студенческой скамьи увлечённый идеями опального оксфордского профессора Джона Уиклифа, Гус с большим энтузиазмом и красноречием стал обличать нравы клириков. Он проповедовал о возвращении церкви к евангельской бедности, выступал против индульгенций, против права папы осуждать еретиков и в целом призывал к церковной реформе. Проповеди Гуса звучали на чешском языке, широко распространялись в записях и пересказах и нашли горячий отклик в сердцах чехов из самых разных слоёв общества. Магнаты и шляхта благосклонно воспринимали учение о бедности церкви: они рассматривали эти тезисы в том числе как возможность завладеть её собственностью — в те времена не менее трети земельных угодий королевства относилось к церковным владениям. Простой люд внимал призывам к справедливости и чистоте нравов.
Спор о чаше, который красной нитью проходил через всё чешское восстание (или революцию), впервые был заявлен только в 1414 году, когда Ян Гус уже находился в Констанце. В католическом обряде причащение хлебом и вином — плотью и кровью Христовой — полагалось только служителям церкви, тогда как миряне причащались одним хлебом. Ссылаясь на Библию, последователи Гуса заявляли, что обычный народ имеет такое же право причащаться из чаши, как и клирики, ведь люди не ниже попов. Именно поэтому чаша стала символом сопротивления и изображалась на знамёнах гуситов, а сами они называли себя «чашниками» или «каликстинцами» (от лат. calix — «чаша»).
Понятно, что подобные взгляды затрагивали не только религиозную жизнь народа, но и социальные устои государства. Проповеди Гуса стали катализатором национального чешского движения против немецкого засилья. Дело в том, что к началу XV века немцы составляли значительную часть бюргерства. Некоторые округа, особенно в районе шахт и рудников, были преимущественно немецкими. Значительным было немецкое влияние в интеллектуальной среде и городских магистратах. Таким образом, под знамёна церковной реформы стекались все недовольные положением дел в королевстве. А таких, судя по позднейшим историческим исследованиям, было около половины страны.
Сожжение Гуса 6 июля 1415 года в Констанце стало поворотной точкой, приведшей к взрыву, который прогремел на всю Европу. Характерно, что гневный протест против этого преступления подписали многие самые высокие королевские чины чешского происхождения. Всего было 452 подписи. Народ был возбуждён и оскорблён не меньше дворянства. Многочисленные проповедники подогревали эти чувства. Таким образом, перед началом восстания мы видим, что проповеди Гуса в некотором смысле объединили чешский народ для общей борьбы — даже несмотря на массу неизбежных внутренних противоречий среди различных групп населения.
Восстание 1419 года
Угли гнева тлели четыре года. Последователи Гуса разбрелись по стране проповедовать «огненную истину», нередко заходя в своих проповедях намного дальше учителя. Взгляды радикализировались, раздражение росло, взрыв был неизбежен.
Началом гуситской революции, чешским «взятием Бастилии», можно считать первую пражскую дефенестрацию, когда разъярённая арестами гуситов толпа, ведомая Яном Желивским, ворвалась в ратушу и повыкидывала из окон членов городского совета прямо на копья и мечи негодующих. По городу загремел набат. Воцарился хаос. На немецких патрициев и католических священников началась охота. Потрясённый король Венцеслав, сорок лет носивший богемскую корону, 16 августа скончался от апоплексического удара. Ставшая регентшей королева София бежала из Праги. К брожению умов и народным волнениям добавилось безвластие.
Вскоре пожар восстания полыхал по всей Чехии. Пльзень, Кралов Градец, Жатец, Лоуны, Клатовы перешли под контроль гуситов. Восставшие крушили католические монастыри и дома терпимости. Главные лозунги, под которыми выступили гуситы, известны как Четыре пражские статьи. В них были сформулированы основные требования:
- Свобода религиозной проповеди;
- Причащение из чаши как для клириков, так и для мирян;
- Лишение духовенства имущества и влияния на светские дела;
- Наказание за «смертные грехи» невзирая на чины и звания. Под смертными грехами понимались среди прочего любые денежные взимания за церковные службы, продажа индульгенций, феодальные повинности в пользу церкви и т.д.
Данная программа объединяла чашников всех лагерей. Понятно, что в трактовке статей знать расходилась с горожанами, а те с крестьянами. Это приводило к неизбежной борьбе между политическими лагерями, но при внешней угрозе они тут же объединялись, чтобы дать отпор общим врагам — папе и императору.
Табориты и Ян Жижка
Осенью 1419 года в условиях вакуума власти обстановка всё более накалялась. Моравские паны, как и Силезия, признали королём Сигизмунда — брата умершего короля Вацлава IV. Фактический правитель Чехии Ченек Вартемберк объявил о созыве в ноябре общенационального сейма, который должен был принять условия для признания нового короля. Если пражане в целом были настроены на компромисс с верховной властью, то есть с императором Сигизмундом, то крестьяне — или, говоря по-чешски, седлаки — придерживались более радикальных взглядов. Проповедники и неукротимые трибуны Вацлав Каранда, Ян Желивский и Амброж Градецкий призывали отложить посох и взять меч.
Народные собрания становились всё более многочисленными, число их участников доходило до 40 000 человек, а их требования звучали всё более решительно. Главными местами сбора становились горы и крутые холмы: Табор, Ореб, Беранек, Кржижки, Брадло. В народе ширилось ожидание Судного дня и Второго пришествия. Во главе местных революционных крестьянских отрядов вставали мелкие рыцари и шляхтичи: Хвал из Маховиц, Бренек из Швигова, Микулаш из Гуси, Ян Жижка из Троцнова. Война между «лояльной» и «мятежной» Чехией (историки определяют это соотношение как равное, 50 на 50) стала неизбежной.
Обозлённые немецкие рудокопы из Куттенберга устроили показательную расправу над гуситами, сбросив в шахты 1600 пленных. Гуситы не остались в долгу. Поздней осенью 1419 года произошли первые настоящие сражения: 4 ноября — бой у Живогошти, а 12 декабря — столкновение у Некмиржа.
21 февраля 1420 года отряд гуситов внезапно напал на лежащий в низине город Усти Сезимово в Южной Чехии и захватил его. Опасаясь, что город не способен выдержать осаду, гуситы сожгли его и перенесли свой лагерь на близлежащую гору, которую они с лета 1419 года называли Табором в честь библейской горы Фавор, где произошло Преображение Господне. Гора Табор стала главным оплотом радикального движения. Сюда со всей Чехии стекались горячие головы и пламенные сердца. В конце марта к новой военной столице восставших из Пльзеня с боями пробился Ян Жижка с несколькими сотнями бойцов. Так табориты получили первоклассного военачальника. 7 апреля были избраны четыре гетмана: Микулаш из Гуси, Ян Жижка, Збынек из Бухова и Хвал из Маховиц. Основную массу таборитской армии, которая очень быстро разрослась до 10 000 человек, составляли крестьяне, плохо обученные военному ремеслу, но вдохновляемые идеями хилиазма — тысячелетнего царства праведников, согласно которому
«не будет на земле ни королей, ни панов, ни крепостных; все повинности и платежи будут отменены, никто никого не станет ни к чему принуждать, все будут равны, как братья и сёстры».
Заслуга Яна Жижки, опытного воина под 60 лет, побывавшего в мясорубке Грюнвальда и Азенкура, состоит в том, что он сумел из этого материала создать вышколенную армию, наводившую ужас на всю Европу. Введённый Жижкой воинский устав позволил дисциплинировать и организовать возбуждённую массу, направить её энергию в единое русло. Гениальная тактика, разработанная с учётом военно-технических возможностей таборитов, в которой главными пунктами были топография, полевая артиллерия и вагенбург, позволила не только противостоять превосходящим количественно и качественно войскам магнатов и крестоносцев, но и атаковать врага на его территории. Тактика гуситов заслуживает специального рассмотрения. Упомянем лишь, что такие слова как «пистолет» и «гаубица» ведут своё происхождение от чешских слов гуситского времени.
Первый крестовый поход против гуситов (1420)
Ожесточение сторон нарастало. Католики ждали прихода Сигизмунда и надеялись с его помощью расправиться с ересью окончательно и бесповоротно. 1 марта 1420 года папа Мартин V призвал Европу к крестовому походу против «чумного учения ересиархов Джона Уиклифа, Яна Гуса и Иеронима Пражского». Понтифик предлагал индульгенции всем участникам, как это было за два века до того в походах против альбигойцев. Сигизмунд не планировал серьёзной войны. Он был преисполнен надменности и к гуситам как военной силе отнёсся пренебрежительно.
12 марта папская булла была зачитана в Бреслау, где тогда находился император. Эти новости, добравшись до Чехии, произвели взрыв. Несколько дней продолжались погромы католических монастырей и расправы над священниками. Изначально выступившие против Сигизмунда паны, включая влиятельнейшего Ченека Вартемберка, устрашённые размахом бесчинств, переметнулись на сторону «законной власти». Отметим, что это был далеко не последний их переход из одного стана в другой.
Пока Сигизмунд со своими венграми и немцами медленно двигался от Бреслау через Кралов Градец и Куттенберг, немецко-католический бастион в Чехии, к столице, чтобы там короноваться, а напуганное население спешило изъявить ему покорность, решившие рискнуть головой в апреле – мае стекались в Прагу или армию таборитов.
Гуситы контролировали Прагу, но оба столичных замка — Пражский град и Вышеград — находились в руках королевских гарнизонов. Падение столицы означало, по сути, крах всего гуситского движения. Ставки были очень высоки. 3 апреля 1420 года душа пражских чашников Ян Желивский добился общей присяги от коншелов (членов городского совета) и горожан. Гуситы поклялись не щадить сил, средств и жизни в борьбе против крестоносцев и католической церкви. Был издан манифест с призывом ко всем чехам противостоять императору и его пособникам. Страну наводнили листовки с таким текстом:
«Подымайтесь, подымайтесь, люди пражские,
Божьи воины королевства чешского,
Рыцарь, простолюдин и все силы земские,
Против рати царя Вавилонского».
Уже в апреле разгорелись бои между гуситами и солдатами цитаделей. Стычки шли почти беспрерывно. Сильно пострадали Градчаны. Малая Страна была полностью разрушена и обезлюдела. В городе возводили укрепления, копали рвы, готовились к тяжёлой осаде. 20 мая в Прагу вступили отряды таборитов, насчитывавшие 9000–10 000 человек. Через несколько дней начали подходить гуситы из других городов.
Крестоносцы появились в пригородах в начале лета. Сигизмунд с главными силами подошёл к городу 30 июня. Гуситская хроника сообщает:
«Там были люди самых различных народностей, племён и языков: богемцев и моравов, венгров и хорватов, далматинцев и болгар, валахов и сикулов, кунов, ясов, русинов, расов, словен, пруссов, сербов, тюрингенцев, штирийцев, мейссенцев, баварцев, саксонцев, австрийцев, французов, франконцев, англичан, брабантцев, вестфальцев, голландцев, швейцарцев, лужичан, швабов, каринтийцев, арагонцев, испанцев, поляков, рейнских немцев и ещё очень много других».
Армию Сигизмунда все источники называют очень большой, оценивая её численность в диапазоне от 73 000 до 150 000 человек, а наиболее надёжный источник, Эберхард Виндеке, говорит о 80 000. Это выглядит аномалией на фоне военно-технических возможностей эпохи. С другой стороны, неповоротливость и логистические сложности — например, нехватка продовольствия — подтверждают её многочисленность. Возможно, крестоносцы имели двойное превосходство над гуситами, чьё войско можно исчислить примерно в 20 000–25 000 человек, добрая половина которых не имела боевого опыта. В любом случае, это была внушительная сила, которой, как считалось в июне 1420 года, невозможно противостоять. Рыцари на особое сопротивление и не рассчитывали. Они шли не воевать, а проучить неотёсанных седлаков, вздумавших самостоятельно рассуждать о Боге.
Битва за Прагу
С приходом таборитов интенсивность боёв значительно возросла. Жижка пытался штурмовать Пражский град, но был отброшен огнём бомбард. Королевскому отряду удалось прорвать оборону и переправить в крепость большой обоз. Мелкие стычки на коммуникациях иногда перерастали в локальные сражения.
Общая ситуация складывалась для гуситов всё хуже и хуже. В середине июня войско Олдржиха Роземберка (или, на немецкий манер, Ульриха фон Розенберга) осадило Табор. Одновременно император обкладывал со всех сторон Прагу. Он контролировал городские цитадели и господствовал на всех стратегических высотах, кроме Витковой горы. К городу продолжали подходить сильные подкрепления роялистов и крестоносцев, среди которых был и австрийский герцог Альбрехт V. Однако Виткова гора не давала замкнуть кольцо блокады. От обладания ею зависел исход всей кампании.
Сражение за гору началось в 4 часа утра 14 июля с атаки многочисленной мейссенской латной конницы во главе с маркграфом Фридрихом IV Воинственным и итальянским кондотьером Пиппо Спано на два бревенчатых форта, усиленных рвами, палисадом, земляными и каменными преградами, которые табориты возвели на вершине. Наступление шло по пологому восточному склону. После захвата фортов планировалось начать общий штурм с трёх сторон: из Пражского града, из Вышеграда и с Госпитального поля. Однако особенности рельефа и искусность укреплений вынудили рыцарей атаковать в лоб на узком участке фронта, что свело на нет их превосходство в численности. Гуситы, среди которых были и женщины, сопротивлялись отчаянно и стояли насмерть. В общей свалке едва не погиб сам Жижка, подошедший на гору с подкреплениями. Эти резервы и решили в итоге исход дела.
Рыцари были опрокинуты и в беспорядке отступили. Во время контратаки таборитов поддержали пражане, ударившие с фланга. В столкновении, которое длилось чуть более часа, крестоносцы потеряли несколько сотен человек. Эта тактическая неудача стала прологом к стратегическому фиаско. Дельбрюк вполне справедливо сравнил победу гуситов с первым боем французских санкюлотов с прусской регулярной армией при Вальми 20 сентября 1792 года: её стратегические последствия намного превосходили фактические результаты сражения.
Фиаско
Результаты и последствия выглядели следующим образом. Во-первых, была сорвана общая атака на Прагу. После того, как провалился захват Витковой горы, Сигизмунд пришёл в замешательство, и штурм был отменён.
Во-вторых, столкнувшись с отборными частями рыцарей, гуситы не дрогнули, а выбили из них спесь своими молотилами. Это имело колоссальный психологический эффект. Рыцарям расхотелось сражаться. Ошеломлённая уровнем сопротивления имперская военная махина начала рассыпаться, как карточный домик. Проблемы, маскируемые предвкушением скорой и лёгкой победы, тут же вылезли наружу. Оказалось, что нехватка продовольствия и звонкой монеты ставила под сомнение дальнейший ход операции. Усилившиеся подозрения немцев по отношению к чехам-«роялистам» и личные склоки среди крупных феодалов крайне негативно сказывались на управлении армией. Обескураженные яростью гуситов крестоносцы поняли, что взятие Праги может обернуться такими потерями и разрушениями, которые совершенно не соответствовали их ожиданиям.
Поэтому, когда через несколько дней Сигизмунд при содействии чешского окружения решил пойти на переговоры с «еретиками», многие германские князья восприняли это как законный и удобный повод удалиться в свои владения. 28 июля благодаря содействию местных панов, «начавшимся переговорам» и «установившемуся перемирию» Сигизмунд короновался чешской короной в соборе святого Вита. Это впоследствии и было объявлено главной целью похода (что как бы оправдывало его неудачу). Затем император начал отход к Куттенбергу.
В октябре 1420 года Сигизмунд с гораздо меньшими силами (около 16 000 человек, в основном мораван и венгров) предпринял ещё одну попытку овладеть Прагой — или хотя бы деблокировать Вышеград. Результатом похода стала потеря Вышеграда, гарнизон которого капитулировал 1 ноября. Императору не помогло даже отсутствие Жижки и его «малых детей», которые вели непримиримую войну на юге Чехии против могущественного магната Олдржиха Роземберка. Таборитов в эти дни достойно заменило другое воинское братство, созданное по их подобию — оребиты во главе с Гинеком Крушиной из Лихтенбурка.
Разуверившийся в успехе Сигизмунд вновь отступил от Праги, обвиняя в своём поражении то чешских панов, то коварных немцев. В марте 1421 года он покинул пределы королевства. К маю, когда капитулировал Пражский Град, в руках гуситов оказалась вся Чехия кроме Пльзеня и нескольких замков. Правда, тогда ещё никто не знал, что война только началась и растянется на долгие 15 лет.
Продолжение следует
Литература и источники:
- Дени, Э. Гус и гуситские войны. — М., 2016.
- Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. — М., 1962.
- Озолин, А.И. Из истории гуситского революционного движения. — Саратов, 1962.
- Рубцов, Б.Т. Гуситские войны. — М., 1955.
- Рубцов, Б.Т. Ян Гус. — М., 1958.
- Fudge, T.A. The crusade against heretics in Bohemia, 1418–1437. Sources and documents for the Hussite crusades. — Routledge, 2016.
- Grant, J.E. For the Common Good. The Bohemian Land Law and the Beginning of the Hussite Revolution. — Brill, 2015.
- Heymann F.G. The Crusades against the Hussites // Setton K. (ed.) A History of the Crusades. — Vol. 3. — Wisconsin. 1975. — Р. 586–646.
- Lutzow, F. The Hussite Wars. — L., 1914.
- Pekař, J. Žižka a jeho doba. — S. 1–4. — Praha, 1927–1933.
Комментарии к данной статье отключены.