Как показывает практика мирового танкостроения, в мирное время цикл создания принципиально новой боевой машины от первых требований до доведённого образца составляет около пяти лет. Нередко в ходе разработки и серийного производства танк существенно меняется – именно это и происходило с Т-34. Первоначальные тактико-технические требования на будущий БТ-20, датированные серединой октября 1937 года, предполагали колёсно-гусеничный танк массой 13-14 т с бронёй толщиной 20-25 мм, а также вооружением в виде 45-мм или 76-мм пушки (Л-10). Спустя три года в серию пошёл танк чисто гусеничной схемы боевой массой 25,6 т с 76-мм пушкой Л-11 и бронёй толщиной 45 мм.
В ходе производства боевая масса постепенно росла, параллельно шло и улучшение характеристик машины. Более того, уже летом 1941 года Т-34 должен был существенно измениться. Танк Т-34М стал результатом изменившихся требований. Начало Великой Отечественной войны помешало довести работу даже до опытного образца, однако Т-34М стал отправной точкой к созданию целой серии машин, а также оказал существенное влияние на серийный Т-34.
Большая модернизация
Различные изменения танк Т-34 начал претерпевать с самого начала серийного производства. Была расширена башня, вместо рубки (будки) механика-водителя с самого начала выпуска появился люк, радиостанцию перенесли в корпус. Различные переделки и улучшения вносились практически каждый месяц. Человеку, не особо сведущему в данных вопросах, может показаться, что конструкторы сделали «сырой» танк, который постоянно дорабатывали, но это не так. Подобную стадию «утряски» проходил почти любой танк, имевший принципиально новую конструкцию, а Т-34 был именно таким.
На фоне зарубежных аналогов работы по улучшению Т-34 выглядели и вовсе небольшими. Например, немецкий средний танк Pz.Kpfw.III, ближайший аналог и главный оппонент Т-34 в боях 1941-1942 годов, «рождался» в куда больших муках. На «трёшке» за первые три года выпуска один раз сменился мотор, трижды – коробка передач, и трижды – ходовая часть вместе с подвеской. Окончательно шасси Pz.Kfw.III сформировалось только во второй половине 1940 года. При этом изначальный проект Z.W. предполагал боевую массу в пределах 12 т, первая серийная версия имела массу 15 т, а Pz.Kpfw.III Ausf.H – уже 21,5 т.
Pz.Kfw.III упомянут не просто как пример. Приобретение в Германии одного образца Pz.Kpfw.III Ausf.G оказало влияние и на программу Т-34. С точки зрения вооружения или брони немецкий танк не впечатлил советских конструкторов, но вызвал немалый интерес со стороны как Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА), так и танковых КБ. Машина имела более удачные приборы наблюдения, трёхместную башню с командирской башенкой, торсионную подвеску, более удачную, чем свечная подвеска Т-34, а также оказалась более скоростной. По результатам изучения Pz.Kpfw.III некоторые удачные элементы, включая командирскую башенку, решили разработать и для советских танков. Кроме того, под влиянием этой машины несколько изменились требования к некоторым танкам – например, будущему Т-50.
С максимальной скоростью в почти 70 км/ч всё было не столь однозначно. Сами немцы осенью 1940 года перешли на выпуск уже не такого резвого Pz.Kpfw.III Ausf.H – это было связано с проблемами 10-скоростной коробки передач и резиновых грузошин опорных катков, быстро выходивших из строя на высоких скоростях. В Советском Союзе о таких изменениях, конечно же, не знали. 25 сентября 1940 года в адрес наркома среднего машиностроения И.А. Лихачёва ушло письмо из ГАБТУ с предложениями по модернизации танков, где указывались 23 пункта улучшения по Т-34. В их числе было появление командирской башенки, увеличение экипажа до 5 человек, установка планетарного механизма поворота, изменение смотровых приборов, а также замена свечной подвески на торсионную с установкой гидравлических амортизаторов. Не все пункты улучшения оказались связаны именно с Pz.Kpfw.III, однако, некоторое влияние немецкой машины всё же очевидно.
Это предложение стало активно обсуждаться на уровне Народного комиссариата обороны (НКО) и Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ). Итогом обсуждения стало принятие 19 ноября 1940 года постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР №428сс «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». С подачи НКСМ и Народного комиссариата тяжёлого машиностроения (НКТМ) планировавшаяся модернизация Т-34 оказалась куда менее глубокой, чем предлагалось руководством ГАБТУ КА. Планировалось поставить двигатель В-2К от КВ-1, расширить башню (без увеличения диаметра башенного погона), поставив командирскую башенку, а также рассмотреть возможность установки торсионной подвески. Столь скромные метаморфозы объяснялись прежде всего желанием получить в кратчайшие сроки, возможно, менее совершенный, но более надёжный танк. Дело в том, что одновременно повышались требования к надёжности. Впрочем, в ГАБТУ КА столь «мягкие» пункты постановления №428сс посчитали недостаточными. Там полагали, что необходимо расширять не только башню, но и её погон (до 1600 мм), а также сделать командира отдельным членом экипажа.
Прибывший на завод №183 инженер ГАБТУ КА подполковник И.Г. Панов детально ознакомился с возможностями станочного оборудования. Согласно докладу от 13 декабря 1940 года, на заводе №183 имелось необходимое станочное оборудование для изготовления погонов диаметром 1600 мм. При этом установка мотора В-2К, наоборот, считалась крайне нежелательной. Дело в том, что существовавшая коробка передач была рассчитана на менее мощный мотор и в расчёте на менее тяжёлые танки А-20 и А-32. Кроме того, в ГАБТУ КА считали крайне важным мероприятием переход на торсионную подвеску. Помимо того, что ещё на БТ наблюдались значительные продольные колебания, свечная подвеска имела ряд других недостатков – например, большой объём, занимаемый подвеской внутри боевого отделения и наличие вырезов под балансиры в бортах корпуса. По расчётам, переход на торсионную подвеску позволил бы увеличить внутренний объём боевого отделения на 20%, снизить массу машины на 300-400 кг, увеличить запас топлива с 465 до 750 л, а также повысить прочность нижних бортовых листов. Кроме того, торсионная подвеска имела преимущество с точки зрения её обслуживания. Дополнительным козырем являлось то, что производственная база завода №183 позволяла изготовлять торсионы, к тому же торсионная подвеска отнюдь не являлась чем-то новым. КВ и Т-40, принятые в тот же день, что и Т-34, имели именно такую подвеску. Создававшийся в то же время Т-50 также проектировался с торсионной подвеской.
17 января 1941 года был подготовлен проект постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР «О переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской». Согласно ему, к 1 апреля 1941 года планировалось изготовить два опытных образца Т-34 с торсионной подвеской. Башенный погон расширялся до 1600 мм, расчёт башни возрастал до 3 человек, ставилась командирская башенка с круговым обзором. Вместо свечной подвески ставилась подвеска торсионная, а вместо В-2К – двигатель В-5 мощностью 600 л.с. (форсированная до 700 л.с. версия этого мотора тестировалась на опытном танке Т-150). Ожидалось, что максимальная скорость вырастет до 65-70 км/ч. Насколько такой рост скорости связан с результатами, полученными при испытаниях Pz.Kpfw.III – вопрос открытый.
Первые наработки по танку, который в переписке стали называть Т-34-М, были готовы к десятым числам февраля 1941 года. На тот момент прорабатывалось два варианта корпуса, причём оба имели мало общего с серийным Т-34. Носовая часть корпуса больше напоминала ту, что использовалась на тяжёлом танке КВ. Место механика-водителя переносилось вправо, а стрелка-радиста, наоборот, влево. В верхнем лобовом листе оставались смотровые приборы и шаровая установка ДТ, а на крыше отделения управления появлялись люки механика-водителя и стрелка-радиста. Также появлялись смотровые приборы по бортам отделения управления. Изменилась и кормовая часть, также больше напоминавшая КВ.
Разница между двумя проектами корпусов состояла в подходе к вопросу расширения башенного погона. В первом случае борта делали прямыми, а для уширения подбашенного листа приваривались специальные «боковины» (позже похожее решение реализовали на Т-54). Во втором случае верхние бортовые листы делали из двух частей, после соединения имевших V-образную форму; кроме того, их делали под рациональными углами наклона, причём это касалось и верхних бортовых листов моторно-трансмиссионного отделения.
Башня была одинаковой для обоих проектов. По форме она несколько напоминала башню танка Т-50 – особенно это касалось башенных люков и размещения командира, а также командирской башенки. Стоит отметить, что концепция советских командирских башенок существенно отличалась от немецких. Во-первых, первоначально конструкция командирской башенки не подразумевала наличия в ней люка для выхода командира. Во-вторых, приборы наблюдения в ней размещались совсем иначе. В качестве основного вооружения предполагалась 76-мм пушка Ф-34, но сама установка отличалась. Вместо гнутого лобового листа с амбразурой под орудие предполагалось использовать неподвижную бронировку в виде отдельной детали сложной формы. К слову, идеологически она также оказалась похожа на ленинградские разработки, а именно на орудийную установку КВ-1.
Рассмотрение предварительных наработок по Т-34М состоялось 12 февраля 1941 года, от ГАБТУ КА на нём присутствовал Панов. На тот момент ходовую часть ещё не проработали, но предлагалось перейти от гребневого к цевочному зацеплению гусеничных лент. Также впервые прозвучала фраза о появлении поддерживающих катков. Что же касается моторно-трансмиссионной группы, то на тот момент предполагалась 6-ступенчатая коробка передач, а максимальная скорость оценивалась в 61 км/ч. При рассмотрении проекта было высказано пожелание поднять максимальную скорость до 65 км/ч. По носовой части корпуса замечаний не последовало, а вот кормовую часть требовалось переделать. Относительно бортов прозвучала загадочная фраза «из представленных вариантов более приемлемые – целые». Люки механика-водителя и стрелка-радиста следовало сделать на внутренних петлях и открывающимися вперёд. По конфигурации башни возражений не возникло, но при этом Панов потребовал сделать в командирской башенке люк. Также менялась конструкция пистолетного порта, которую предлагалось сделать по типу Pz.Kpfw.III. Что же касается вспомогательного вооружения, то предлагалось предусмотреть установку огнемёта вместо курсового пулемёта.
5 марта начальник ГАБТУ Я.Н. Федоренко подписал тактико-технические требования к «танку Т-34 с торсионной подвеской». Интересно, что изначально в этом документе машина называлась Т-60, позже обозначение поменяли на Т-34-Т. Среди новых требований следует упомянуть ходовую часть. Помимо требования установить амортизаторы на крайних узлах подвески, число опорных катков увеличилось до 6, причём их предполагалось делать с внутренней амортизацией – таким образом, существенно экономилась резина для катков. Ещё раньше, 3 марта, были разработаны тактико-технические требования на механическую планетарную трансмиссию. К 10 марта прорабатывалось два варианта КПП – 5-ступенчатая и 8-ступенчатая, обе КПП рассчитывались на максимальную скорость 60 км/ч. Также проработали три типа опорных катков, из них два с внутренней амортизацией. Помимо этого, диаметр катков снизился с 830 до 600 мм – такой же диаметр имел опорный каток танка КВ (именно по этой причине и понадобились поддерживающие катки).
К 20 марта КБ завода №183 завершило изготовление деревянного макета, его рассмотрение прошло 10 апреля. Помимо Панова, участие в рассмотрении принял ряд офицеров ГАБТУ КА. Интересно, что в обсуждении был использован уже четвёртый по счету индекс машины – А-43. Кроме акта макетной комиссии, более этот индекс нигде не встречается, его дважды упоминает в особом мнении представитель Мариупольского завода им. Ильича П. Ходос. Судя по всему, это даже не индекс, а опечатка.
За время, прошедшее с момента рассмотрения первых эскизных наработок, машина успела несколько измениться. Для начала от формы верхнего лобового листа по типу КВ-1 отказались, изменив его на конструкцию, больше всего напоминающую обычную верхнюю лобовую деталь Т-34. Люки с крыши отделения управления исчезли, зато механику-водителю вернули обычный люк – на этот раз уже с двумя смотровыми приборами, закрываемыми крышками. На крыше отделения управления появились перископические смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, сохранились смотровые приборы в бортах корпуса. Верхние бортовые листы корпуса получили сложную форму, став чем-то средним между первым и вторым вариантом.
Несколько изменилась форма крыши моторно-трансмиссионного отделения. Подобно КВ-1, на надмоторную плиту вывели патрубки выхлопной системы. Что же касается башни, то её эволюция оказалась менее существенной, чем у корпуса. Во-первых, прямоугольные люки заменили на круглые. Во-вторых, немного изменилась командирская башенка, также получившая люк. По типу Pz.Kpfw.III была изменены пистолетные порты в корме башни, а также изменился набор башенных приборов наблюдения. Наконец, диаметр погона в свету увеличили до 1700 мм.
Наибольшие метаморфозы претерпела ходовая часть. Как и прописывалось в тактико-технических требованиях от 5 марта 1941 года, количество опорных катков увеличилось до 6 штук на борт. Диаметр катков снизился до 600 мм, а сами они стали иметь внутреннюю амортизацию. Добавились поддерживающие катки (по 4 на борт), изменилась конструкция ленивца, а также механизма натяжения гусеницы (данная конструкция больше напоминала всё тот же КВ). Переделали и траки: их ширина снизилась до 450 мм, а на рабочих поверхностях появились характерные «шевроны». Также имелась эскизная проработка трака шириной 480 мм с цевочным зацеплением. Немало оказалось изменений и в моторно-трансмиссионном отделении: в паре с 600-сильным двигателем В-5 работала 8-ступенчатая коробка передач, изменилась система охлаждения, появился инерционный стартер.
Проект модернизации Т-34 завод предлагал в двух вариантах. Первый, он же основной, имел боевую массу 25,5 т. Во втором варианте толщина лобовой части корпуса и его бортов увеличивалась до 60 мм, а башни – до 50 мм. В связи с этим боевая масса увеличивалась до 29 т. Согласно расчётам, максимальная скорость первого варианта составляла 60,5 км/ч, а второго – 55 км/ч. Согласно выводам комиссии, опытные образцы планировалось изготавливать по второму варианту с внесением ряда изменений в конструкцию машины и снижением боевой массы до 28 т.
Другой Т-34М
Нередко можно слышать мнение о том, что именно в таком виде А-43 пошёл бы в серию, но это не меньшее заблуждение, чем сам индекс А-43. По итогам рассмотрения обоих вариантов модернизации Т-34 комиссия признала их не полностью отработанными, был составлен довольно большой список замечаний. Предложенную лобовую часть корпуса забраковали, дав указание вернуть лоб корпуса с балкой. Идею с боковыми смотровыми приборами механика-водителя и стрелка-радиста также забраковали, поскольку они ослабляли бортовую броню. Имелись претензии и к конструкции башни. Командирскую башенку собирались заменять на штампованную, несколько менялась неподвижная бронировка артиллерийской системы, также прорабатывался вопрос изготовления цельноштампованного корпуса башни.
В качестве приоритета комиссия указала вариант гусеничной ленты с цевочным зацеплением ведущего колеса. Гребневое зацепление не отвергалось полностью – второй опытный образец предлагалась делать с траками первого типа. Впрочем, их также ждала переделка, поскольку среднее удельное давление на грунт у более узких траков признали слишком высоким. Хватало переделок и по другим группам – одним словом, такого танка, как представленный макет, в металле точно не построили бы.
Усиление брони было отнюдь не простой инициативой завода №183. Повышение уровня защиты стало результатом получения данных о новых немецких танках. Уже в середине марта НКО инициировал работы по усилению брони КВ-1 и КВ-2, не остался в стороне и Т-34. Кроме того, в период с 1 по 21 апреля 1941 года на полигоне Мариупольского завода им. Ильича были обстреляны два корпуса и две башни Т-34. Испытания показали, что на дистанциях 600 м и ближе остроголовые бронебойные снаряды советской 45-мм пушки не пробивали лишь верхний лобовой лист корпуса. В этой связи второй вариант «большой модернизации» Т-34 оказался актуален, это же в своём письме от 18 апреля 1941 года указал и маршал Тимошенко. В нём он указывал, что лобовой лист корпуса «опытного танка с торсионной подвеской» следует усилить до 60 мм, то же самое касалось и брони башни. Также следовало сохранить боевую массу на уровне серийного Т-34, то есть 27,5 т.
Параллельно с работами по усилению защиты разрабатывались новые агрегаты для Т-34М. Одним из них стал новый тип воздушного фильтра. К апрелю 1941 года опытный цех №540 подготовил 8 вариантов фильтра, отличавшихся друг от друга конструкцией. Приоритетной конструкцией являлся масляный фильтр «типа Помон», напоминавший по концепции воздушный фильтр «Вортокс», который как раз в это время проектировался для танков семейства КВ. На испытаниях данный фильтр показал наилучшие результаты, а потому «прописался» в модернизированном Т-34. Согласно документации, на танке ставилось два воздухоочистителя, причём их можно было обслуживать прямо в боевом отделении.
По итогам различных указаний облик будущего Т-34М к маю 1941 года существенно изменился. Переделке подверглись корпус, башня, двигатель, трансмиссия, ходовая часть. Вместо танка, который должен был радикально отличаться от серийного Т-34, получился некий гибрид, в котором отчётливо просматривалась серийная машина – особенно это касалось моторно-трансмиссионного отделения. Столь существенные метаморфозы оказались связаны с тем, что сроки по изготовлению опытных танков приближались, а В-5 в связке с 8-ступенчатой КПП пока был либо на бумаге, либо в виде опытных образцов мотора, проходивших испытания с массой проблем. Кроме того, более «приземлённая» модернизация Т-34 имела бо́льшие шансы к запуску в серию. Это стало ещё более актуально после подписания приказа по НКСМ №193с от 10 мая 1941 года «О производстве танков Т-34 в 1941 году». Согласно ему, первые опытные образцы модернизированного танка ожидались к 10 августа 1941 года. Более того, уже с 1 августа запускалось серийное производство деталей корпуса и башни для серийных Т-34М, а серийный выпуск таких танков организовывался ещё до окончания испытаний. Таким образом, вместо деревянной модели перед заводом №183 встала перспектива выпуска данных машин. С 1 января 1942 года выпуск Т-34М запускался на СТЗ.
Приказ №193с стал дополнительным импульсом для завода №183 с точки зрения проектирования Т-34М. Речь шла уже не о каком-то проекте, а о рабочей документации, которая постепенно спускалась в производство. С начала мая стартует выпуск документации по серийной машине – прежде всего, речь шла о группах, связанных с корпусом, башней, установкой вооружения и моторно-трансмиссионной группы. В итоге корпус стал больше напоминать серийный корпус Т-34, в который внедрили элементы эскизного проекта, добавив при этом новые элементы. От моторного отделения по типу КВ отказались, но при этом ряд деталей изменился. Одной из таких деталей стал верхний кормовой лист. Например, вместо прямоугольного люка доступа к КПП сделали круглый люк. Механик-водитель и стрелок-радист остались на прежних местах, то есть как в серийном Т-34.
О том, что Т-34М перестал быть чем-то из области теории, наглядно говорит активность Мариупольского завода им. Ильича. Уже в мае 1941 года были получены первые чертежи Т-34М, на заводе начались опытные работы по изготовлению деталей. В период с 1 по 15 июня 1941 года на заводском полигоне прошли испытания обстрелом плиты толщиной 50 и 60 мм. Проходили эти испытания совместно с представителями НИИ-48, которое занималось вопросами разработки брони. Всего обстрелам подвергли 8 плит толщиной 50 мм и 8 плит толщиной 60 мм. По итогам испытаний комиссия постановила принять в производство для танка Т-34 сталь марки М3-2 (8с), также утвердили технические условия на такую броню.
Корпус Т-34М стал больше похож на серийный Т-34, а его башня развивалась совсем иначе. К маю 1941 года диаметр погона вернулся к отметке в 1600 мм, но сама башня стала больше похожа не на серийную, а на проект тяжёлого танка Т-44, о котором речь пойдет ниже. Место командира сместилось влево, что позволило оптимизировать размещение расчёта башни. Крыша башни получила скосы, также, по аналогии с Т-44, справа от командирской башенки появился вентиляционный лючок, причём довольно крупный. Количество башенных люков сократилось до двух – люка заряжающего и люка в командирской башенке. Командирская башенка имела 5 перископических смотровых приборов, размещённых так, что при их поражении не появлялись отверстия, через которые могли пройти пули или осколки. С некоторыми изменениями сохранилась разработанная ещё в феврале 1941 года установка вооружения с большой неподвижной бронировкой. Корпус башни планировалось делать либо сварным, либо литым, кроме того, прорабатывался вопрос штампованной конструкции.
Отдельного повествования достойно вооружение Т-34М. В качестве приоритета выступало орудие Ф-34, но весной 1941 года появилась альтернатива – 57-мм система ЗИС-4, танковая версия противотанковой пушки ЗИС-2. Согласно приказу №193с, из 500 Т-34М, выпускаемых в 1941 году, 380 оснащались ЗИС-4. В сентябре производилось 25 Т-34 с новой пушкой, в октябре – 100, в ноябре – 125, в декабре – 130. Столь высокий приоритет объяснялся тем, что ЗИС-4 имела более высокие показатели бронепробиваемости, а разведданные говорили о том, что немцы готовят новые танки с более крепкой бронёй.
Определённые изменения вносились и в ходовую часть. Поскольку удельное давление оказалось слишком высоким, был разработан новый тип «шевронного» трака. Его ширина выросла до 500 мм. Кроме того, продолжались работы по опорным каткам. В мае был готов чертеж опорного катка 34-12-8Сб, имевший внутреннюю амортизацию. Судя по всему, именно этот каток и должен был пойти в серию. Вместе с тем, продолжались и работы по опорным каткам с внешней амортизацией. Чертёж такого катка с номером 34-12-12Сб был утверждён 23 июня 1941 года.
Начало Великой Отечественной войны повлияло на программу Т-34М самым прямым и негативным образом. Согласно первым коррективам, выпуск танка большой модернизации на заводе №183 переносился на 1 января 1942 года. На СТЗ же выпуск Т-34М ожидался значительно позже – с 1 июля 1942 года. На практике же в самом конце июня 1941 года работы по Т-34М стали затухать. Заводу №183 стало совсем не до танка большой модернизации – на фронте требовались серийные машины, и чем больше, тем лучше. В результате машина, выпуск которой опоздал всего на пару месяцев, так и осталась «бумажным» проектом. Тем не менее, бесполезной тратой времени Т-34М не стал. Он умер, чтобы возродиться в ряде элементов серийного Т-34. После эвакуации в Нижний Тагил завод №183 стал выпускать танки, в которых можно найти некоторые элементы Т-34М. Это круглый люк доступа к КПП, характерная установка вооружения, отчасти башенные люки и ряд менее заметных деталей. Ещё раньше в серию пошёл «шевронный» трак. Также стоит отметить, что тема Т-34М возродилась в 1942 году, но это была уже во многом другая машина.
Тяжёлый танк средней весовой категории
В свете истории Т-34М нельзя не упомянуть ещё один танк, который параллельно создавался на заводе №183 и отчасти повлиял на его конструкцию. Речь идёт о Т-44, первом танке с таким индексом. Нередко его называют А-44, но изучение архивных документов показало, что такой индекс не использовался – вероятнее всего, его «изобрели» по аналогии с А-43.
Впервые Т-44 промелькнул в переписке ГАБТУ КА, датированной мартом 1941 года. В отличие от Т-34М, данный танк являлся тяжёлым. Кто именно стал инициатором разработки Т-44, до конца неизвестно, но вряд ли это был инициативный проект. Не исключено, что танк стал своеобразным «запасным аэродромом» на случай, если программы разработки тяжёлых танков КВ-3, а также более солидных КВ-4 и КВ-5 зайдут в тупик. Все три упомянутые машины запустили в работу в марте 1941 года после получения информации о наличии у немцев тяжёлых танков нового типа. На тот момент КВ-3, КВ-4 и КВ-5 имели боевую массу 68, 75 и 90 т соответственно. Между тем, испытания 63-тонного Т-220 уже вызывали некоторые опасения – машина страдала различными неполадками (в основном по силовой установке и элементам трансмиссии). Первые результаты испытаний Т-220 стали известны уже к марту 1941 года – не исключено, что именно они стали истинной причиной появления тяжёлой альтернативы из Харькова.
На фоне мастодонтов массой 68-90 т харьковский проект выглядел куда скромнее. Боевая масса, согласно первому проекту, составляла 29,5 т, толщина лобовой брони достигала 75 мм, а бортовой – 60 мм. В качестве основного вооружения предполагалась либо 76-мм пушка ЗИС-5 (вариант с баллистикой зенитной пушки 3-К), либо 57-мм ЗИС-4, а в качестве вспомогательного – 3 пулемёта. Боекомплект составлял 100 орудийных патронов и 6000 пулемётных. Экипаж – 4-5 человек. Машина планировалась с очень высокой, особенно для тяжёлого танка, подвижностью. На танк планировалось ставить 600-сильный двигатель В-5, благодаря чему удельная мощность превышала 20 л.с. на тонну. Ожидалась максимальная скорость 55-60 км/ч, что весьма неплохо даже для среднего танка.
Эскизный проект Т-44 был представлен К.Е. Ворошилову, который его одобрил и дал указание о дальнейшей разработке. Параллельно было принято решение о том, что машину будут разрабатывать в трёх вариантах, отличавшихся между собой вооружением, двигателями, броневой защитой и боевой массой. Так на свет появились проекты Т-44, которые известны по нескольким иллюстрациям и разрозненной информации. Несколько вариантов Т-44 были подготовлены в апреле 1941 года. Данная машина, разрабатываемая под руководством А.А. Морозова и ведущего конструктора И.С. Бера, пересекалась с Т-34М по некоторым узлам и агрегатам, но при этом оказалась едва ли не самым оригинальным советским танком 1941 года. Поскольку у машины имелись довольно жёсткие ограничения по массе, пришлось пойти на весьма нестандартную компоновку шасси. Боевое отделение разместили в кормовой части, а двигатель – по центру корпуса со смещением вправо. Элементы трансмиссии, а вместе с ними и ведущие колёса оказались в носовой части корпуса.
Механика-водителя и стрелка-радиста разместили тандемно, то есть друг за другом. В районе их размещения появился специальный «горб», где также находилась система охлаждения. Столь нестандартная схема размещения заставила также оборудовать люк, которым пользовались механик-водитель и стрелок-радист, в задней части отделения управления. Ходовая часть напоминала Т-34М, но траки, ведущие колёса и ленивец были иной конструкции. В частности, вместо гребневого зацепления предполагалось цевочное зацепление траков.
Не менее интересно выглядело вооружение Т-44, а также его башня. Пулемётов создатели танка не пожалели – их было аж 6 штук (2 курсовых, 2 спаренных с пушкой и 2 в кормовой установке башни). Башня во многом напоминала ту, что позже пошла на серийный вариант Т-34М – она также предполагалась либо сварной, либо литой, либо штампованной. Одним из главных отличий стала несколько иная командирская башенка – она имела специальную надстройку, благодаря которой имелась возможность вести огонь сразу из двух пистолетов-пулемётов ППШ.
Как уже говорилось выше, танк предполагался в трёх вариантах. Первый, боевой массой 36 т, имел такую же силовую установку и бронирование, как и исходный проект. В качестве основного вооружения предполагалась 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с боекомплектом в 160 патронов. Максимальная скорость оценивалась в пределах 59 км/ч. Второй вариант имел боевую массу 40 т, толщина лба корпуса увеличивалась до 90 мм, такую же толщину имела башня по периметру, а борта корпуса утолщались до 75 мм. В качестве основного вооружения предполагалась 76-мм танковая пушка ЗИС-5 с тем же боекомплектом в 160 орудийных патронов. В танк устанавливалась 850-сильная версия двигателя В-6, с ним максимальная скорость возрастала до 65 км/ч.
Наконец, в третьем варианте предполагался 50-тонный танк с переработанной башней и кормовой частью корпуса. Дело в том, что третий вариант предполагалось оснащать 107-мм пушкой ЗИС-6, в связи с чем пришлось увеличивать как саму башню, так и диаметра погона. Одновременно выросла толщина брони: 120 мм – во лбу корпуса и по периметру башни, 100 мм – по бортам и корме корпуса. За счёт установки мотора В-6 максимальная скорость вырастала до 53 км/ч. Получался прямой аналог КВ-3, обладавший большей подвижностью, меньшей массой и чуть большим боекомплектом (60 патронов к ЗИС-6).
По итогам рассмотрения, как ни странно, выбрали первый вариант, причём с требованием снизить массу до 29-29,5 т. Данная машина упоминалась в приказе по НКСМ №193с от 10 мая 1941 года. Согласно имеющимся тактико-техническим характеристикам, фактически в НКСМ вернулись к исходному варианту Т-44. Предполагалось, что к 15 октября 1941 года изготовят два опытных образца, которые планировалось испытать к 25 ноября. Уже 30 мая проект стал рассматриваться с одной артсистемой. Дело в том, что разработку орудия ЗИС-5, использовавшего боеприпасы зенитки 3-К, решили прервать. Это было связано с тем, что выпуск боеприпасов к зенитке 3-К прекратили, и ЗИС-5 имело перспективы остаться без снарядов. Вместо ЗИС-5 один Т-44 предложили вооружить Ф-34, а с учётом перспектив в итоге орудие осталось бы одно – ЗИС-4.
Работы по Т-44 не успели развиться дальше эскизных проработок. Изготовление броневых деталей обсуждали Мариупольский завод им. Ильича и НИИ-48, планировался выпуск опытных образцов бронеплит соответствующей толщины. Но начавшаяся Великая Отечественная война быстро отправила Т-44 в небытие. Тем не менее, летом 1942 года у Т-44 имелся шанс возродиться – как раз в это время прорабатывался вопрос создания КВ-13. Возникла идея вернуть машину из небытия, и даже появился проект постановления ГКО, который, впрочем, так и остался проектом.
Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данной статьи и предоставленные материалы.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГВА
- РГАЭ
- Архив автора
- Архив Игоря Желтова
- https://t34inform.ru
Комментарии к данной статье отключены.