Случаи, когда эпохальными становились машины, так и не добравшиеся до серийного производства, в истории танкостроения не являются редкостью. Советский танк КВ-13 относится именно к их числу. Часто эту машину называют «средним танком тяжелого бронирования», что в корне не верно. С самого начала КВ-13 проектировался именно как тяжелый танк. Революционная машина в полной мере отвечала новым требованиям советских военных. Она стала первым маневренным тяжелым танком, у которого солидное для того времени бронирование сочеталось с относительно небольшой массой, а главное – с высокой подвижностью.
Появился КВ-13 в очень тяжелое время, отчасти по этой причине он так и не пошел в серию. Тем не менее, дальнейшее развитие советского танкостроения происходило под влиянием последней разработки талантливого конструктора Николая Валентиновича Цейца.
Запасной вариант
Точная дата начала работ над принципиально новой для коллектива Челябинского Кировского завода боевой машиной покрыта мраком. Существует мнение, что над КВ-13 начали работать еще в 1941 году, но это не соответствует действительности. Такая версия была выдвинута на том основании, что якобы КВ-13 упоминался в перечне переходящих опытных работ на 1942 год, направленном на утверждение Ж.Я. Котину 22 декабря 1941 года. На самом деле в этом перечне находится не КВ-13, а КВ-3, работы над которым на тот момент с ЧКЗ никто не снимал.
Больше того, в декабре 1941 года проблемы с перегрузкой шасси КВ-1 еще не проявились в полной мере. На тот момент тяжелый танк, наоборот, еще больше усиливали как по бронированию, так и по вооружению. Если бы проблемы с трансмиссией и снижением подвижности не стали постоянными спутниками тяжелого танка, то уже к весне-лету 1942 года Красная Армия могла получить собственный «Тигр». По крайней мере, с точки зрения вооружения, мощности силовой установки и уровня защиты это были бы очень похожие танки.
Дальнейшее развитие событий оказало, что советскому «Тигру» появиться было не суждено. Для начала, 85-мм пушка У-12 «умерла», так и не родившись. Далее, в конце января 1942 года Сталиным был поднят вопрос о недостаточной подвижности КВ-1. Ничего удивительного в этом нет, поскольку к тому моменту боевая масса танка достигла 50 тонн. Было выбрано два пути решения этой проблемы – увеличение мощности двигателя до 650–700 лошадиных сил и одновременное снижение массы.
Работы по повышению мощности В-2К начались уже в феврале 1942 года. Быстро выяснилось, что подобной меры явно мало, поскольку система охлаждения танка с таким мотором быстро перегревалась. Требовалось переделать и систему охлаждения. 23 февраля 1942 года вышло постановление ГКО №1331, которое предусматривало снижение массы КВ на 1,3 тонны. К тому моменту на первый план вылезла куда более серьезная проблема. Коробки передач на перегруженных танках стали часто выходить из строя. Стало ясно, что КВ-1 требуется серьезная переделка конструкции.
В марте 1942 года отказы коробок передач стали настоящим бедствием. Именно в этот момент СКБ-2 ЧКЗ стало прорабатывать глубокую модернизацию КВ-1. Она предполагала некоторое облегчение конструкции машины и переделку ряда агрегатов, но при этом общая концепция танка оставалась прежней. Работы по этой теме легли в основу тяжелого танка КВ-1с.
Параллельно с этим начались работы над совершенно новым танком. Старшим инженером машины, получившей индекс КВ-13, был назначен Н. В. Цейц. Николай Валентинович относился к представителям первого поколения советских инженеров-танкостроителей. Он стоял еще у истоков советского танкостроения, принимая участие в разработке знаменитого МС-1. 2 октября 1930 года его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Так он оказался в конструкторском бюро техотдела Экономического управления Объединённого государственного политического управления (ЭКУ ОГПУ), где вместе с Н.А. Астровым работал над танками-амфибиями ПТ-1 и ПТ-1А. Там же он продолжил работать и после досрочного освобождения 22 апреля 1932 года.
В 1934 году из Москвы Цейц переехал в Ленинград, где занял одну из ключевых должностей на Опытном заводе №185 им. Кирова, на тот момент ведущем в СССР разработчике танков и самоходных установок. На новом месте Николай Валентинович продолжил начатую в ЭКУ ОГПУ работу по теме среднего колесно-гусеничного танка, более известного как Т-29.
Несчастливая судьба Т-29 прямым образом отразилась и на судьбе самого Цейца: сначала его отстранили от работы над танком СМК-1, а затем арестовали. Конструктор вполне мог разделить судьбу попавших в жернова репрессий Фирсова, Шукалова, Иванова, Сячинтова и других, но ему повезло. Неизвестно, кто за Цейца замолвил слово, но уже зимой 1941 года он вернулся к работе инженера-конструктора.
Новым местом его работы было СКБ-2 Кировского завода, где Цейц занимался проектированием собственного варианта тяжелого танка КВ-4. Его 90-тонный эскизный проект, отличавшийся оригинальностью исполнения, был отмечен премией в 2000 рублей. Во многом этот проект стал базой для другого тяжелого танка – КВ-5.
Работал Николай Валентинович и по теме танка КВ-1. В частности, в июле 1941 года им был предложен оригинальный способ охлаждения двигателя. Осенью 1941 года Цейца с другими работниками Кировского завода эвакуировали в Челябинск. Согласно воспоминаниям Н. Ф. Шашмурина, Цейц был направлен на Северный Урал, где занимался вопросами золотодобычи. В танкостроение его вернул нарком танковой промышленности В. А. Малышев с подачи заместителя начальника Технического Отдела НКТП С. А. Гинзбурга, с которым Цейц вместе трудился на заводе №185.
В лице Цейца конструкторская группа получила начальника, который был способен работать над сложными задачами. А задача коллективу была поставлена крайне нетривиальная. Первый год Великой Отечественной войны наглядно показал, что тяжелый танк в том виде, каким он виделся советским военным до войны, перестал их устраивать. От тяжелого танка теперь требовалась не только высокая защищенность, но и тактическая подвижность. КВ-1 в этом отношении их устраивать перестал, и это даже без учета всех навалившихся проблем с надежностью. Эталонным танком был признан средний Т-34, который был легче КВ-1 в 1,5 с лишним раза. Одним словом, военные хотели получить танк с подвижностью Т-34 и примерно в той же весовой категории, но при этом с броневой защитой на уровне КВ-1.
Некоторые источники (например, Шашмурин) называют КВ-13 попыткой создания конкурента для Т-34, «демонизируя» при этом образ Котина. На деле же инициатором появления «среднего танка тяжелого бронирования», как нередко называют КВ-13, было руководство Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА). Задание на разработку тяжелого танка с массой среднего было выдано не только Челябинску, но и Нижнему Тагилу. 1 июня 1942 года ГАБТУ КА подготовило документ, который предусматривал изготовление на заводе №183 опытного образца танка Т-44 с боевой массой в районе 30 тонн. Был ли это тот самый Т-44 (А-44), что проектировался на заводе №183 в 1941 году, или же речь идет о новой машине, неизвестно. Параллельно с этим давалось задание и на изготовление 30-тонного тяжелого танка силами ЧКЗ. Здесь речь шла о КВ-13.
Таким образом, называть этот танк средним и тем более приписывать его в число прямых конкурентов для Т-34, по меньшей мере, не совсем корректно.
Отдельного разговора достойно обозначение перспективного тяжелого танка, который вела группа Цейца. Николай Валентинович был человеком набожным и суеверным. Он оказался совсем не рад тому факту, что его теме присвоили «чертову дюжину». Цейц всеми правдами и неправдами постарался от этого индекса избавиться, и это ему отчасти удалось. В марте 1942 года на ЧКЗ был организован опытный завод №100, его директором стал Н.Н. Ворошилов. Главным инженером завода назначили Н.М. Синева, а главным конструктором А.С. Ермолаева. Работы по КВ-13 частично перешли на завод №100, данная машина стала одной из первых работ опытного завода. Именно в этот момент машина стала проходить под двумя обозначениями. Поскольку в основном переписка шла по линии ЧКЗ, в документах он значился как КВ-13. Зато в конструкторской документации СКБ завода №100 использовалось совсем другое название – ИС-1.
Также стоит отметить, что часто используемое обозначение «Объект 233» к данному танку не имеет никакого отношения. Как и другие машины Кировского завода, КВ-13/ИС-1 получил чертежный шифр – 233. Это был следующий после КВ-12 (232) номер. А слово «Объект» в отношении разрабатываемых машин на ЧКЗ и заводе №100 стали использовать только летом 1943 года, когда тему КВ-13 уже полгода как закрыли. Одним словом, обозначение «Объект 233» по отношению к исходному КВ-13 является творением не совсем добросовестных исследователей.
Общий облик КВ-13 сформировался в мае 1942 года. Специфические требования к машине привели к тому, что тяжелый танк имел размеры и боевую массу среднего танка. При разработке создатели КВ-13 оглядывались на Т-34. От среднего танка были взяты отдельные элементы ходовой части, в частности траки гусениц и несколько измененное ведущее колесо. Кроме того, башня тоже явно проектировалась с оглядкой на Т-34. Поначалу она создавалась двухместной, но уже к началу лета 1942 года башню решили переработать в трехместную. Одновременно предполагалось установить командирскую башенку и поставить кормовой пулемет. Хотя трехместная башня так и осталась проектом, эти работы не прошли даром. В несколько измененном виде эта конструкция стала башней КВ-1с.
Несмотря на то, что в индексе КВ-13 присутствовало обозначение «КВ», общего с КВ-1 у этой машины было немного. От родоначальника семейства КВ для нового танка брались двигатель, торсионные валы и ряд других элементов. Впрочем, говорить о том, что КВ-13 был машиной, целиком построенной с использованием новых технических решений, тоже не стоит. Инженеры ЧКЗ и завода №100 использовали уже имевшийся опыт в проектировании. Корпус с местом механика-водителя, расположенным по центру отделения управления, уже проектировался для легкого танка Т-50 конструкции Кировского завода. Оттуда же частично была позаимствована конструкция установки курсового пулемета, а также система охлаждения с характерным расположением радиаторов. Ради такой установки пришлось сделать на крыше моторно-трансмиссионного отделения хорошо заметный «горб». Воздухозаборники на крыше моторно-трансмиссионного отделения очень напоминали те, что использовались на нескольких проектах КВ-4.
Но хватало и новых решений. Например, предполагалось использовать 9-скоростную коробку передач с тройным демультипликатором, разработанную инженером Ф.А. Маришкиным. Также стоит отметить большой процент использования в конструкции корпуса и башни литых деталей. Это позволило упростить технологию производства и одновременно сократить заброневой объем. Высвободившаяся масса позволила значительно усилить бронирование. Согласно первому варианту, максимальная толщина брони корпуса и башни составляла 90 мм, к началу июля 1942 года она выросла до 100 мм, а в окончательном варианте броню корпуса удалось усилить до 120 мм. При этом проектная масса пустого корпуса составила 13 250 кг, а пустой башни – 4 150 кг.
Между Т-34 и КВ-1с
5 июня 1942 года состоялось совещание, в котором принимал участие Сталин и занимавший должность наркома танковой промышленности В.А. Малышев. В ходе совещания был окончательно утвержден запуск работ по тяжелому танку КВ-1с. Также здесь были показаны макеты перспективных тяжелых танков завода №183 и ЧКЗ. Об этом в своих воспоминаниях упоминает Малышев:
«Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания… но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернемся месяца через полтора-два, когда конструктора закончат работу по улучшению существующих танков».
Решение Сталина в полной мере было отражено в постановлении ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ», подписанном 5 июня 1942 года. 9-й и 10-й пункты этого документа касались именно КВ-13. Согласно им, к 10 августа 1942 года предполагалось изготовить два опытных образца машины. Оба пункта из текста постановления вычеркнул сам Сталин.
Несмотря на такое решение, работы по КВ-13 все же продолжались, но уже в куда меньшем объеме. В основном над ним в тот момент работали на заводе №100, а сотрудники СКБ-2 ЧКЗ в форсированном темпе разрабатывали КВ-1с. Опыт проектирования КВ-13 сильно пригодился при создании модернизированного тяжелого танка. С другой стороны, и на перспективный танк перешли некоторые решения, которые отрабатывались для КВ-1с.
Решение о заморозке программы КВ-13 не помешало работать над отдельными элементами танка. Для этого был взят КВ-1 с серийным номером 25810. На нем с июля 1942 года стали прорабатывать элементы ходовой части КВ-13, в частности опорные и поддерживающие катки.
Очередной удар по КВ-13 был нанесен 3 июля 1942 года. В это время вышло постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. Все силы предприятия были брошены на новое задание, ради него пришлось сократить выпуск КВ-1. Организация производства Т-34 сильно повлияла на работы по КВ-1с, что же касается КВ-13, то активность по нему и вовсе на время затихла. Больше того, появилась угроза окончательного закрытия программы.
Вероятно, смерть Цейца от инфаркта 19 июля 1942 года отчасти была связана с этой ситуацией. Версии о том, что же именно послужило причиной смерти конструктора, разнятся. Например, Шашмурин в своих мемуарах обвинял в случившемся Котина. Но скорее всего причиной инфаркта стало волнение Цейца за судьбу очередного танка, разработку которого он возглавлял и который вновь мог оказаться не у дел.
На должность старшего инженера осиротевшей машины был назначен Н.Ф. Шашмурин. Судя по мемуарам Николая Федоровича, эта машина ему откровенно не нравилась. Тем не менее, именно Шашмурину предстояло довести работу Цейца до конца. В связи с загруженностью работами по КВ-1с и Т-34 разработка КВ-13 возобновилась только в сентябре 1942 года. Проектированием и сборкой танка занимался опытный завод №100.
14 сентября на завод пришла телефонограмма от И.М. Зальцмана, который потребовал все опытные работы на заводе прекратить. Завод №100 должен был обеспечивать развертывание производства Т-34 на ЧКЗ. Тем не менее, работы по КВ-13 так и не остановились. К 13 сентября были готовы его корпус и башня, в тот же день на заводе произвели разметку под монтаж узлов и агрегатов. При взвешивании выяснилось, что масса корпуса и башни оказались меньше расчетных – 12 900 и 3 600 килограмм соответственно.
13 сентября началась сборка. Как это часто бывает с опытными изделиями, в некоторых случаях происходили нестыковки. Кронштейны рычагов управления пришлось приваривать на эвакуационном люке, а для кронштейна тяг главного фрикциона на днище корпуса не нашлось места. Бортовые редукторы не входили в посадочные отверстия корпуса, кроме того, возникли проблемы с установкой топливных баков. Похожие проблемы преследовали заводчан практически все время сборки. В общей сложности на получение оставшихся агрегатов и досборку машины понадобилось чуть менее двух недель.
В целом опытный образец КВ-13 соответствовал проекту танка, созданному под руководством Цейца. Разумеется, имели место и определенные изменения, в том числе и по ходовой части. Вместо опорных катков с внутренней амортизацией, которые по своей конструкции напоминали катки Т-50 ЛКЗ, для КВ-13 разработали цельнометаллические катки. Они оказались проще и легче. По похожей с ними схеме были переработаны ленивцы. Несмотря на то, что общая конфигурация башни осталась без изменений, некоторые усовершенствования были внесены и в ее конструкцию. Часть из них перекочевала с КВ-1с, особенно это касается поручней.
Ни дня без неприятностей
В первый тестовый пробег КВ-13 отправился 26 сентября 1942 года. В его ходе все механизмы трансмиссии и ходовой части работали нормально, но уже тогда случились первые поломки. При повышенных оборотах двигателя давление масла падало до двух атмосфер. Причину выявили быстро – неисправность работы масляного редуктора мотора. Гораздо больше проблем принес следующий день, когда была определена максимальная скорость танка – 55 км/ч. Замерить ее удалось по показаниям идущего сзади автомобиля ГАЗ М1. Результаты вполне удовлетворительные, но закончились испытания целым букетом неисправностей. На 30-м километре ухудшилась работа привода КПП, начался перегрев двигателя, на 9-й передаче наблюдалась слабая тяга. Наконец, слетели и потерялись крышки с трех опорных катков. Также отмечалось очень тяжелое управление машиной.
Пробег 26–27 сентября упомянут в книге Шашмурина «50 лет противоборства». В этих мемуарах талантливый конструктор в полной мере выразил свое отношение к затее сделать тяжелый танк с массой и размерами среднего. Отчасти именно его поведение в ходе испытаний привело к поломкам, о чем Николай Федорович не без удовольствия написал (правда, у него в мемуарах смешались первый и второй образец КВ-13):
«Следует иметь в виду, что в заводских условиях, при сдаточных испытаниях водители наловчились избегать опасных нагрузок, характер испытательных трасс известен и освоен, а также объем испытаний крайне ограничен. Имеют место случаи бесконтрольной замены дефектных деталей и прочее.
Составив особое задание на пробег всего лишь в объеме 50 километров, я провел его в особом режиме. Маршрут: Челябинск-Копейск-обратно. Трасса – неустроенная булыжная дорога. Экипаж: Шашмурин – зам. Г. конструктора, Ковш- мастер вождения, Розов – военпред.
В одном направлении машину вел Ковш. Всё обошлось благополучно, лишь на паре опорных катков обнаружились мелкие трещины. Обратно машину вел сам, на предельно высоких скоростях. Прибыл на завод с побитыми катками. Был учинен скандал, а позднее за эту «самодеятельность» имел крупные неприятности. Но судьба танка КВ-13 была предрешена, этот феномен скончался».
Шашмурин сильно рисковал, поскольку его могли обвинить во вредительстве. В целом же Николай Федорович был прав – танк получился очень сырой и крайне сомнительный с точки зрения возможного запуска в серию. Эпизод с катками был лишь одним из длинного списка проблем. Например, под формулировкой «тяжелое управление» скрывалось то, что усилие на рычагах составляло до 60 килограмм, а на педали главного фрикциона – 90 килограмм. Была масса других проблем, связанных с удобством работы механика-водителя. Имелись и проблемы с обслуживанием машины, например, воздушный фильтр без демонтажа масляных радиаторов оказалось невозможно снять. Обнаружились неприятности с механизмом натяжения гусениц, которые никак нельзя было отнести к последствиям лихой езды. Наконец, проявились конструктивные просчеты с башней: во время движения стопор башни самопроизвольно отворачивался, а замки пистолетных портов были признаны непригодными к эксплуатации.
О том, насколько серьезные проблемы были выявлены при первом пробеге КВ-13, говорит тот факт, что устранялись дефекты больше недели. После переделки механизмов крепления рычагов усилие на них удалось снизить до 24 килограмм. Гораздо интереснее то, что идею ходовой части с использованием элементов Т-34 признали неудачной. После устранения недостатков испытания продолжились. А на заводе №100 стали работать над изготовлением второго комплекта механизмов трансмиссии и ходовой части. Траки было решено заменить на КВ-шные, по образцу и подобию КВ делались и ведущие колеса.
5 октября переделанный КВ-13 вышел на третий пробег, преодолев дистанцию в 35 километров. Выяснилось, что винт натяжного механизма во время езды отворачивается, в результате гусеница часто ослабевала и рвала крылья. Правое крыло оказалось порвано полностью, с левого сорвало болты крепления. Потеря крыльев сказалась на работе двигателя, поскольку летящая грязь забивала воздухозаборники. Трансмиссия работала надежно, а вот двигатель на высоких оборотах имел склонность к перегреву. По возвращению на завод КВ-13 встал на ремонт, который длился неделю. В следующий раз танк отправился в путь 13 октября, пройдя 85 километров. Забрасывание землей воздухозаборников продолжилось, как и перегрев двигателя. Никуда не делись и проблемы с механизмом натяжения гусеницы. К старым проблема добавились неполадки с коробкой передач. Неприятности с КПП продолжились и в последующих двух заездах, которые состоялись 16 и 19 октября.
Всего за сентябрь-ноябрь 1942 года КВ-13 преодолел 715 километров, в ходе которых выявилось около 50 различных дефектов. После прохождения 565 километров на танке заменили гусеницы от Т-34 на гусеницы от КВ-1с, одновременно поменяли и ведущие колеса. Нельзя сказать, что это сильно улучшило ситуацию. В ходе пробега 3 ноября было зафиксировано три случая выхода гусеницы из зацепления со звездочкой ведущего колеса. Выявлялись и другие недостатки, например, большое количество щелей в днище, через которые внутрь танка попадала вода.
Несмотря на то, что до конца 1942 года машина участвовала в различных испытаниях, стало ясно, что она явно не удалась. Понимали это и на ЧКЗ. Неудивительно, что в ноябре начались работы по разработке улучшенного КВ-13. Этот танк заметно отличался от предшественника. Что же касается первого КВ-13, то он оказался одновременно и первым шагом на пути к ИС-2, лучшему советскому тяжелому танку военного периода и, возможно, лучшему тяжелому танку всей Второй мировой войны.
Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала.
Источники:
- Материалы РГАЭ
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАСПИ
- Материалы из архива Геннадия Малышева
Комментарии к данной статье отключены.