В 30-е годы только Советскому Союзу и Японии удалось наладить массовый выпуск средних танков, доведя их количество в своих армиях до нескольких сотен. В других странах создание подобных машин сталкивалось с большими сложностями. Например, основной немецкий средний танк Z.W. испытывал огромные проблемы прежде всего с ходовой частью. В результате производство этих танков, принятых на вооружение как Pz.Kpfw.III, сильно буксовало. Ситуация изменилась только осенью 1939 года, когда немецкие заводы развернули выпуск модификации Pz.Kpfw.III Ausf.F. Это был первый немецкий средний танк, объём производства которого перешагнул за 400 экземпляров. Одновременно он стал первым немецким средним танком, который выпускался сразу шестью заводами.
Половина от пожеланий
Попытки разрешить проблемы с ходовой частью Pz.Kpfw.III предпринимались немцами параллельно с поиском концепции танков нового поколения. Работа в этом направлении началась в начале 1936 года. 6-й отдел Департамента вооружений, занимавшийся танковыми разработками, загорелся идеей создания максимально подвижных танков. С созданием танка на подвеске Кристи дело не задалось, но при этом сама концепция машины с высокой подвижностью и относительно небольшой толщиной брони была признана верной. Первоначально речь шла о создании трёх типов шасси: для трёхместного лёгкого танка с 20-мм автоматической пушкой, среднего танка с 37-мм противотанковой пушкой, а также танка поддержки с 75-мм пушкой. В связи с этим появилась идея создания общего шасси для танков Z.W. и B.W. Так можно было получить сразу два быстроходных танка с минимальными затратами.
Боевая масса танка на таком шасси при разработке ограничивалась 18 тоннами, при этом требовался двигатель, который обеспечивал бы машину высокой удельной мощностью. Максимальная скорость ожидалась на уровне 70 км/ч. Броня должна была обеспечивать танку защиту от 20-мм автоматической пушки, а в идеале — и от 25-мм французской противотанковой пушки SA 34.
Пожелания, впрочем, упирались в одну маленькую проблему. Свечная подвеска с 5 опорными катками на борт у немцев не получилась (при этом почти 10 лет спустя всё то же самое на американской САУ GMC T49 работало без нареканий). Рессорная подвеска с 8 опорными катками на борт не особо улучшила ситуацию: она получилась громоздкой, а опорные катки малого диаметра годились для работы на относительно небольших скоростях движения. Требовалось радикальное решение проблемы.
И здесь Daimler-Benz помог старый партнёр — фирма Фердинанда Порше Dr. Ing. h. c. F. Porsche GmbH. Порше и некоторые члены его команды еще в 20-е годы активно работали на Daimler-Benz. Легендарные спортивные автомобили Mercedes-Benz S/SS/SSK/SSKL были детищем Порше, также под его руководством велись работы по среднему танку Großtraktor и бронеавтомобилю Daimler-Benz Achtradwagen (Mtw 1). И вот теперь Daimler-Benz вновь понадобилась помощь Профессора.
Решением проблемы стала торсионная подвеска, разработанная сотрудником Порше Карлом Рабе. Её успешно испытали на шведских танках Landsverk L-60, после чего начались работы по её внедрению на немецких танках. Первенцами стали La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D) и переработанный Z.W. Проект модернизации получил обозначение Z.W.38. Цифра 38 в индексе означала, что запуск танка в крупную серию предполагался в 1938 году.
Работа по ходовой части велась под наблюдением Генриха Книпкампа, который с 1936 года контролировал разработку перспективных проектов немецкой бронетехники. Поэтому конструкция шасси Z.W.38 перекликалась с другими многообещающими разработками того времени. Взяв за основу подвеску Porsche K.G. и общую схему Z.W., конструкторы Daimler-Benz в связке с Книпкампом создали сильно переработанное шасси. Посчитав, что 5 опорных катков на борт мало, а 8 слишком много, они использовали схему с 6 опорными катками диаметром 520 мм на борт. Похожую схему с 6 катками на борт использовали и на втором опытном образце B.W., а позже неоднократно применяли Krupp и на других машинах. Судя по всему, немецкие конструкторы посчитали такую схему оптимальной.
Подвеска Z.W.38 создавалась с использованием технических решений, присущих исключительно машинам Книпкампа. Речь идёт о траках с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Эти траки были нужны для обеспечения движения на высокой скорости. Для уменьшения колебаний спереди и сзади были установлены телескопические амортизаторы.
Приводил в движение танк новый 12-литровый двигатель Maybach HL 120 TR. При 2600 оборотах в минуту он выдавал 265 лошадиных сил. Книпкамп первоначально хотел использовать двигатель, способный обеспечить удельную мощность в 20 л.с. на тонну, но и Maybach HL 120 TR должно было хватить. Для получения необходимых характеристик была разработана трансмиссия, состоящая из 10-скоростной полуавтоматической КПП Maybach Variorex и трёхрадиусного механизма поворота Cletrack. КПП и механизм поворота были объединены в один блок.
Вместе с моторно-трансмиссионной группой серьёзно поменялся и корпус. Помимо общего изменения формы ванны с лобового листа исчезли лючки для доступа к бортовым передачам. Общая длина корпуса уменьшилась с 5920 до 5380 мм, достичь этого удалось за счёт уменьшения длины трансмиссионного и моторного отделений. Серьёзно изменилась и надмоторная плита. Форма подбашенной коробки осталась прежней, но при этом смотровые приборы, а также установку курсового пулемёта создатели танка переделали. Такая же конструкция смотровых приборов, включая прибор механика-водителя Fahrersehklappe 30, а также шаровая установка Kugelblende 30 позже использовались на Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Не сильно изменилась форма башни, но и в ней были отличия. Наиболее заметным стала замена одностворчатых боковых люков на двухстворчатые.
Тестирование опытного образца Z.W.38 проводилось с начала 1938 года. По итогам испытаний «золотая мечта» о танке Кристи по-немецки разрушилась. Трёхрадиусный двухпоточный механизм поворота, коробка передач и траки вели себя далеко не лучшим образом. Коробку передач было решено не менять, а вот с остальными источниками проблем пришлось бороться. Разрушающиеся на высоких скоростях траки заменили на цельнометаллические шириной 380 мм, практически такие же, как на Pz.Kpfw.III Ausf.D. Трёхрадиусный механизм поворота заменили на однорадиусный однопоточный, по типу Pz.Kpfw.IV. В таком виде машина всё же развивала скорость 67,07 км/ч при 2800 об/мин. Правда, разгонялся до этой скорости танк медленно, а главное — не без последствий для ходовой части. Узким местом танка оказались опорные катки, бандажи которых на высоких скоростях начинали отслаиваться и разрушаться. По этой причине максимальную скорость танка ограничили 40 километрами в час.
Несмотря на все выявленные проблемы, Z.W.38 всё же был запущен в серию. Да, танк оказался не без проблем, но по сравнению с проблемами предшественников они выглядели сущей мелочью. К тому же время вышло: война была уже не за горами, время экспериментов закончилось.
Середняк на потоке
Перспективы производства Z.W.38 обсуждались весной 1936 года, когда машина ещё только проектировалась. В этот момент немецкие предприятия готовились переходить от выпуска Pz.Kpfw.I к производству Pz.Kpfw.II. В обсуждении выпуска нового танка принимала участие не только Daimler-Benz, но и MAN c Henschel. Последняя фирма достаточно быстро вырвалась в лидеры по производству танков.
Насколько большими были ожидания вермахта в отношении Z.W.38, можно судить по объёмам заказа. 11 июня 1938 года вермахт заказал 759 Pz.Kpfw.III, а 6 декабря последовал заказ на ещё 440 машин. Однако запуск серийного производства 4./Z.W.Serie, запланированный на осень 1938 года, отодвигался на всё более дальние сроки. За 1938 год был сдан всего один танк, получивший обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.E. В январе и феврале 1939 года было сдано по 2 танка, а в марте при плане в 10 машин производители не сдали ни одной.
Столь кошмарное положение с производством танков на фоне надвигающейся войны стало результатом уже описанных выше проблем. Построенные машины использовались как испытательные стенды, на которых обкатывались элементы трансмиссии. Рубеж в 10 выпущенных танков за месяц MAN и Daimler-Benz Werk 40 смогли преодолеть только в июле 1939 года. При этом директор Daimler-Benz Werk 40 прямо указал на коробку передач Maybach Variorex 328 145 как на главную причину срыва выпуска. И это правда: первые 9 шасси были закончены Daimler-Benz ещё в декабре 1938 года, 9 — в январе 1939, 7 — в феврале и 2 — в марте. Далее производство затихло до мая. Окончательная сборка машин проходила на заводе Alkett.
До 1 сентября 1939 года удалось сдать всего 50 Z.W.38, а общий объём выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.E составил 96 машин. Из этого числа на долю Daimler-Benz Werk 40 пришелся 41 танк, эти машины получили серийные номера шасси 60401-60441. MAN сдал немного больше — 55 танков, они получили серийные номера шасси 60442-60496.
Впрочем, на этом выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.E не прекратился. Дело в том, что танковым частям требовались командирские танки. В июле 1939 года Daimler-Benz Werk 40 сдал первые 3 Pz.Bef.Wg. Ausf.E. Концепция создания этой машины была такой же, как и у предшественника, Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 на базе танка Pz.Kpfw.III Ausf.D. Башня жёстко крепилась к подбашенной коробке, из вооружения оставался только пулемёт в шаровой установке. Вместо пушки и второго спаренного пулемёта танк получал муляжи. В экипаже оставалось пять человек, но радистов теперь было двое, а у командира появился помощник, он же — пулемётчик. Танк имел 4 антенны — 2 штырьевые, 1 рамочную, а также 1 телескопическую, выдвигаемую из башни.
Командирский танк выпускался в трёх модификациях: Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. Выпуск Pz.Bef.Wg. Ausf.E продолжался до февраля 1940 года, всего таких машин было построено 45 штук. Их серийные номера находились в диапазоне 60501-60545. Все командирские машины выпускались на Daimler-Benz Werk 40. Первые из них имели нештатные смотровые приборы механика-водителя. Кроме того, эти танки с самого начала имели воздухозаборники для охлаждения тормозов.
В конце 1937 года началась подготовка к производству 5-й серии Z.W. Именно 5-я серия должна была серьёзно расширить число производителей Pz.Kpfw.III. Фирма Henschel, согласно планам, должна была начать производство 5./Z.W.Serie с апреля 1939 года. Но проблемы с коробкой передач привели к тому, что самые первые танки новой модификации были сданы только в августе 1939 года. При этом на MAN всё ещё продолжался выпуск танков предыдущей модификации, Pz.Kpfw.III Ausf.E. Благодаря запуску производства 5./Z.W.Serie (он же Pz.Kpfw.III Ausf.F) в августе 1939 года месячный объём выпуска Pz.Kpfw.III достиг 20 штук, а в сентябре производителям удалось сдать 40 танков.
Внешне новая версия Pz.Kpfw.III почти ничем не отличалась от предыдущей. Выдают Pz.Kpfw.III Ausf.F воздухозаборники для охлаждения тормозов на верхнем лобовом листе корпуса. Ещё одним нововведением стал V-образный отбойник на крыше подбашенной коробки, который должен был защитить подбашенный погон от попадания в него снарядов и пуль, что могло привести к заклиниванию башни. Левый лючок на крыше башни лишился фальшивого колпака перископического прибора, который убрали ещё в ходе производства Pz.Kpfw.III Ausf.E. Другим нововведением, которое тоже появилось в ходе производства Pz.Kpfw.III Ausf.E, стало устройство для дымопуска, которое разместилось на кормовом листе корпуса. Наконец, с правой стороны подбашенной коробки появился смотровой прибор, которым пользовался стрелок-радист. Главным нововведением внутри машины стал двигатель Maybach HL 120 TRM.
Самые первые Pz.Kpfw.III Ausf.F были изготовлены силами Henschel. Несмотря на то, что их построили ещё в августе, попасть на фронт к началу мировой войны они не успели. Первые Pz.Kpfw.III Ausf.F оказались в войсках сразу после завершения кампании в Польше. Всего же Henschel выпустила 120 танков данного типа. Согласно документам, машины должны были получить серийные номера шасси 61301-61420. На практике же часть выпущенных Henschel танков имели серийные номера, которые были зарезервированы за Daimler-Benz (95 танков, номера 61101-61195). Что же касается завода Daimler-Benz Werk 40, то первые 4 Pz.Kpfw.III Ausf.F там удалось закончить только в ноябре 1939 года.
В сентябре 1939 года к производству Pz.Kpfw.III Ausf.F присоединился MAN. Всего в Нюрнберге выпустили 96 танков данного типа, они получили серийные номера 61101-61096. Тогда же начался выпуск танков на MIAG Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft. Объёмы выпуска MIAG оказались куда скромнее — 60 танков с серийными номерами 61501-61560. В начале 1940 года к выпуску Pz.Kpfw.III Ausf.F приступил завод FAMO. Здесь изготовили 28 танков с серийными номерами 61201-61228. Немного большей оказалась доля Alkett — 36 танков с серийными номерами 61601-61636.
Благодаря тому, что к производству танков постепенно подключились целых 6 предприятий, общий объём выпуска Pz.Kpfw.III составил 435 машин. «Тройке» удалось наконец превзойти объёмы выпуска Pz.Kpfw.IV, который Книпкамп в своё время хотел снять с производства.
Но немецкая промышленность оказалась не готова к резкому увеличению объёма производства танков. Вместо 45 машин в октябре 1939 года удалось сдать 40, поскольку не хватило корпусов для башен. Ещё сильнее просел выпуск в ноябре — 35 вместо 50 по плану. Связано это было с тем, что немецкие заводы были сильно загружены ремонтом повреждённых в Польской кампании танков. Это задерживало выпуск новой бронетехники вплоть до января 1940 года. Помимо этого, выпуск тормозился холодной зимой и другими факторами. Единственным месяцем, в котором план производства Pz.Kpfw.III удалось выполнить в полном объёме, стал май 1940 года.
Неодновременное начало производства на разных предприятиях привело к весьма занятной ситуации. Последние Pz.Kpfw.III Ausf.E были сданы только в конце 1939 года. Что касается Pz.Kpfw.III Ausf.F, значительная часть предприятий смогла завершить его производство летом 1940 года. Но Alkett сдала последние танки этой модификации только в апреле-мае 1941 года. Некоторые заводы к тому моменту уже заканчивали выпуск более поздних модификаций — Ausf.G и даже Ausf.H.
Машины разных заводов также могли отличаться друг от друга по некоторому оборудованию. Начиная с июля 1940 года на Pz.Kpfw.III Ausf.F стали ставить 50-мм пушку KwK 38 L/42 с новой орудийной установкой.
Революционность со знаком вопроса
Нельзя сказать, что Z.W.38 был плохой машиной. Более того, если судить исключительно по бумаге, то машина получилась выдающаяся. Другое дело, что реальный потенциал танка определяется на поле боя.
Идея подвижного танка, имеющего защиту от 20-мм автоматических пушек, оказалась в целом неплохой, но за одним маленьким исключением. Польские военные не знали, что немцы будут делать танки с защитой именно от 20-мм орудий, поэтому насытили свою армию 37-мм противотанковыми пушками Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors. Этой пушке броня толщиной 30 мм оказалась по зубам. В ходе скоротечной Польской кампании были безвозвратно потеряны 26 Pz.Kpfw.III всех модификаций. Цифра кажется небольшой, если не знать, что на 1 сентября 1939 года в войсках был всего 51 танк данного типа. Показатель потерь превысил 50%, Pz.Kpfw.III. обошёл по этому параметру все остальные немецкие танки.
Pz.Kpfw.III выходили из строя не только от вражеского огня. Осенью 1939 года коробка передач Maybach Variorex 328 145 вела себя если не отвратительно, то уж точно не так, как от неё ожидалось. Призванная упростить работу механика-водителя, на практике она делала это с точностью до наоборот.
Случаи поломки полуавтоматической коробки передач оказались далеко не единичными. В результате осенью 1939 года In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) приняла решение вернуть на Pz.Kpfw.III 6-скоростную коробку передач SSG 76. Но сделать это быстро уже не получалось. Maybach Variorex была более компактной, при этом она находилась в одном блоке с механизмом поворота и главным фрикционом. Для перекомпоновки требовалось время, а война уже шла. Худо-бедно, а выпуск коробки передач Maybach продолжался, хоть она была капризной, сложной и дорогой. Менять её на SSG 76 было решено начиная с 7/Z.W.Serie, эта модификация известна как Pz.Kpfw.III Ausf.H. Первые такие танки были сданы в октябре 1940 года. При этом SSG 76 пришлось немного изменить, чтобы она стыковалась с механизмом поворота. Данная версия получила обозначение SSG 77.
Как уже упоминалось выше, испытания опытного образца Z.W.38 выявили бесперспективность траков с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами для использования на средних танках. Их заменили на цельнометаллические траки. Но теперь при переходе на 9-10 передачи появились другие проблемы — из-за сравнительно небольшого диаметра опорного катка на скоростях выше 40 км/ч начинали перегреваться резиновые бандажи, после чего начиналось их отслоение и разрушение. Для борьбы с этим механикам-водителям было рекомендовано не превышать скорость в 40 км/ч.
Ещё одной проблемой стали амортизаторы, эффективность которых оказалась недостаточной. Было решено заменить их на усиленные амортизаторы, но осуществилось это только на танках из 7/Z.W.Serie.
Несмотря на все имеющиеся недостатки, по совокупности характеристик Pz.Kpfw.III Ausf.E/F был едва ли не лучшим средним танком первого года войны. Ведь в других странах, участвовавших в войне, ситуация со средними танками была ещё хуже. Английский Cruiser Tank Mk.III по тактико-техническим характеристикам был ближе к лёгкому танку БТ-7, да и появление более защищённого Cruiser Tank MK.IV не сильно изменило ситуацию. У этого танка были проблемы с защитой и с крайне капризной силовой установкой. Ещё большие проблемы наблюдались у Cruiser Tank Mk.II, который получился не только медленным, но и склонным к неполадкам. Французский Renault D2 мог похвастаться более мощной бронёй и пушкой, но на этом его достоинства заканчивались. Конструкция ходовой части этого танка оказалась крайне проблематичной, да и к началу Второй мировой войны их выпустили всего 50 штук. Более удачным был SOMUA S 35, но и у него имелись недостатки, например, одноместная башня. Кроме того, его литая броня обладала меньшей стойкостью, чем катаная броня немецкого аналога. У поляков же средние танки и вовсе имелись только на бумаге.
К началу кампании во Франции вермахт имел 381 Pz.Kpfw.III, наиболее массовой модификацией являлся Pz.Kpfw.III Ausf.F. Цифра достаточно большая, но на практике у немцев ощущался серьёзный недобор в средних танках. По этой причине их роль в нескольких танковых дивизиях выполняли Pz.Kpfw.35(t) и Pz.Kpfw.38(t). Суммарно чешских танков у немцев было практически столько же, сколько и Pz.Kpfw.III.
И если использование Pz.Kpfw.35(t) можно назвать вынужденным шагом, с Pz.Kpfw.38(t) дела обстояли уже не столь однозначно. По итогам французской кампании оказалось, что немецкий средний и чешский лёгкий танки по своим боевым возможностям если не равнозначны, то как минимум очень близки. Из-за проблем с движением Pz.Kpfw.III на высоких скоростях подвижность обоих машин оказалась схожей, при этом чешский танк был надёжнее. Минусом Pz.Kpfw.38(t) являлись хрупкая броня и клёпаные соединения. Впрочем, орудиям калибра 40 мм и выше было всё равно, является броня сварной или собрана на заклёпках: при толщине 25-30 мм одинаково хорошо пробивалась и та, и другая. Очень похожим было и вооружение, при этом чешская пушка имела минимальное, но всё же преимущество, позволявшее уверенно поражать французские танки на больших дистанциях.
Неудивительно, что по итогам французской кампании количество танковых дивизий, оснащенных Pz.Kpfw.38(t), увеличилось. Повлияла на это и статистика потерь: за май-июнь 1940 года безвозвратные потери Pz.Kpfw.38(t) составили 54 танка, а Pz.Kpfw.III — 135 штук.
Говоря о недостатках Pz.Kpfw.III, следует помнить и о его достоинствах. Французские 25-мм противотанковые пушки хоть и поражали Pz.Kpfw.III, но далеко не всегда. А для 37-мм короткоствольных пушек SA 18, которыми было вооружено большинство французских танков, броня Pz.Kpfw.III и вовсе оказалась не по зубам. Благодаря этому немецкие танкисты часто сближались с французскими лёгкими танками вплотную, и на таких дистанциях броня, особенно литая, уже не защищала те от огня 3,7 cm KwK. А вот с Char B1 bis ни один немецкий танк не был способен бороться хотя бы на равных.
Существенным плюсом Z.W.38 оказалась его готовность к модернизации. Проблему с опорными катками отчасти удалось решить за счёт увеличения их ширины с 75 до 95 мм. Такие катки пошли в серию с мая 1940 года, их получила часть Pz.Kpfw.III Ausf.F. С июля 1940 года танки стали получать 50-мм пушки KwK 38. Первыми массово их установили на Pz.Kpfw.III Ausf.G, но и некоторое количество Pz.Kpfw.III Ausf.F тоже получило более мощные орудия. Количество спаренных пулемётов было сокращено до одного, а вместо цилиндрических коробов на 50 патронов в пулемёты стали получать пулемётные ленты в коробах на 150 патронов.
В сентябре 1940 года началась работа над модернизацией Pz.Kpfw.III, которая предусматривала перевооружение на 5 cm KwK 38 L/42, а также установку дополнительной броневой защиты на лобовой части корпуса и подбашенной коробки. В результате толщина брони выросла до 60 мм (30+30 мм). Переделка началась в декабре 1940 года.
По итогам модернизации эффективность Pz.Kpfw.III значительно выросла. Первыми на себе это ощутили английские танкисты: модернизированные Pz.Kpfw.III Ausf.E и Ausf.F попали и в состав Африканского корпуса. Установка экранов позволила значительно сократить дистанцию поражения танка из 2-фунтовой пушки, а 50-мм немецкая танковая пушка позволяла поражать большинство английских танков. Весьма неплохо эти танки показали себя и на советско-германском фронте. Их потери были весьма высокими, но на этот раз они оказались меньшими, чем у Pz.Kpfw.38(t).
Большинство Pz.Kpfw.III Ausf.E-F было потеряно в боях 1941-1942 годов, но некоторые машины дожили и до 1944 года. Прошедшие модернизацию танки умудрились повоевать с американцами и англичанами летом 1944 года в Нормандии, а иные сохранились до осени. Один из них, Pz.Kpfw.III Ausf.F, находится в танковом музее во французском городе Сомюр, Франция.
Такой же танк имеется и в Национальном музее танков и кавалерии в Форт-Беннинге, США. Там же сохранилась ещё одна интересная машина. Это также Pz.Kpfw.III Ausf.F, получивший более мощную 50-мм пушку KwK 39 L/60 и бортовые экраны на башне. Наконец, в мемориальном комплексе «Буйничское поле» в Беларуси находится командирский танк Pz.Bef.Wg.Ausf.E.
Источники и литература:
- Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007, ISBN 0–9771643-9-X
- Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010, ISBN 0–9815382–8–2
- Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994, ISBN 978-3879433360.
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.