Накануне и в годы Второй мировой войны 20-мм автоматические пушки «Эрликон» были одними из лучших в своём классе. Такие зенитки приобрела даже имевшая высокоразвитую военную промышленность Чехословакия. Правда, в армии этой страны 20-мм «Эрликоны» относились к пулемётам.
Для начала сделаем небольшой экскурс в историю. 20-мм «Эрликон» ведёт свою «родословную» от автоматической пушки, спроектированной в 1914 году талантливым немецким конструктором Рейнхольдом Беккером, владельцем сталелитейного завода в Крефельде. Принцип действия автоматики пушки основывался на отдаче затвора и опережающем воспламенении капсюля. Изначально пушка Беккера являлась авиационным оружием, но к концу Первой мировой войны её начали рассматривать и в качестве наземного орудия — противотанкового и зенитного. После окончания войны доработкой и производством 20-мм пушки занималась компания SEMAG (Seebach Maschinenbau AG), а после её банкротства в 1924 году патент на пушку Беккера перешёл к фирме «Эрликон» как имущество несостоятельного должника.
Первые автоматические пушки в чехословацкой армии
Уже в 1919 году чехословацкая армия обратила внимание на изделие Беккера, купив «по случаю» в Баварии 47 таких пушек. В 1919-1921 годах к ним было закуплено свыше 250 000 патронов, общая стоимость сделки составила 4,3 млн марок. Первоначально предполагалось использовать пушки Беккера как средство противовоздушной обороны пехотных частей, но испытания показали их неудовлетворительные качества как зениток. В итоге новое оружие попало на склады, а в армейском командовании в течение нескольких лет шли дискуссии по поводу его дальнейшей судьбы. В конце концов в 1930 году пушки Беккера передали… мостовому батальону в Братиславе (предполагалось использовать их для обороны переправ). В марте 1939 года чехословацкая армия ещё располагала 29 пушками Беккера.
Вторая попытка обзавестись 20-мм автоматическими пушками была предпринята в 1925 году, когда организация армии Чехословакии стабилизировалась и начался поиск эффективного оружия сопровождения для пехоты. Достаточно лёгкое, чтобы обойтись без мехтяги, оно должно было стать универсальным, обеспечивая возможность борьбы с воздушными целями, бронетехникой и пулеметными гнездами. Малокалиберная автоматическая пушка представлялась неплохим вариантом, и Министерство национальной обороны приобрело четыре пушки SEMAG 23K. Это оружие представляло собой второе, более совершенное поколение пушек Беккера.
Пушки 23К прошли испытания на полигоне и в пехотных частях, а также были опробованы в качестве авиационного вооружения (на наземном макете турели и в воздухе — на одномоторном лёгком бомбардировщике «Летов» Š-6). Однако до покупки более крупной партии дело не дошло: военных не устроила конструкция лафета и проблемы с подачей патронов, выявившиеся в ходе испытаний. К тому же в то время чехословацкие фирмы вели разработки 20-мм пушек.
В октябре 1928 года военным представили образцы 20-мм автоматических пушек (согласно чехословацкой терминологии — «крупнокалиберных пулемётов») производства фирм «Збройовка» и «Янечек». В обоих случаях это были ещё даже не прототипы, а скорее демонстраторы технологии, требовавшие длительной доводки. К весне следующего года «Збройовка» подготовила усовершенствованный вариант своей пушки, но и он не вызвал энтузиазма у военных.
Армия вновь обратилась к зарубежным образцам, купив в 1930 году у «Эрликона» несколько экземпляров пушки М 28 («2 cm Infanterie-Granaten-Maschinengewehr» — «2-см пехотного гранатомёта-пулемёта»). Оружие, представлявшее собой дальнейшую эволюцию системы Беккера, прошло войсковые испытания в 28-м пехотном полку и 5-м горном батальоне. Результаты были весьма многообещающими, но закупка более крупной партии и в этот раз не состоялась: главной целью военных являлось сравнение «Эрликона» с отечественными конструкциями. Увы, это сравнение оказалось далеко не в пользу последних. В доработке 20-мм пушек «Збройовки» и «Янечека» не наблюдалось никакого прогресса, и в итоге работы по этим проектам свернули.
Всё-таки «Эрликон»!
В 1933 году Министерство национальной обороны вновь вернулось к вопросу модернизации пехотного вооружения. Фирма «Збройовка» предложила новый 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт, но этот образец страдал множеством «детских болезней» и требовал много времени на доводку. Видя, что создание требуемого оружия зашло в тупик, а отечественные фирмы-разработчики не проявляют достаточного интереса, министерство вновь обратило внимание на изделия «Эрликона».
В марте 1934 года швейцарская фирма предоставила для испытаний образцы своих 20-мм пушек модели S в двух вариантах — наземном и авиационном турельном (последний был испытан на одном из экземпляров трёхмоторного бомбардировщика «Авиа» F.IX). В итоге закупка авиационной пушки не состоялась, а вот пехотный вариант пришёлся ко двору. В начале 1935 года была приобретена партия из 12 пушек их войсковые испытания прошли «на отлично». Министерство национальной обороны заказало у «Эрликона» 128 серийных пушек. Одновременно начались переговоры о покупке лицензии, но они очень быстро зашли в тупик. Одним из условий продажи лицензии швейцарская фирма поставила отказ «Збройовки» от разработки крупнокалиберных пулемётов, что было неприемлемо для чехословацкой стороны.
Дискуссия велась в течение всего 1936 года. К ней подключился концерн «Шкода», но уговорить швейцарцев не удалось. В конце концов Министерству национальной обороны пришлось в декабре 1936 года заказать ещё 60 пушек в Швейцарии (и это был не последний заказ). А вот с покупкой лицензии на боеприпасы таких проблем не возникло: производство 20-мм снарядов быстро наладила фирма «Збройовка» на своём новом заводе в городе Вшетин.
В январе 1937 года Комиссия вооружений Министерства национальной обороны наконец одобрила официальное решение о принятии 20-мм пушки на вооружение, отнеся её к классу пулемётов. Оружие получило обозначение Velký kulomet proti letadlům (VKPL) vz. 36 («Большой зенитный пулемёт обр. 36»). С этим обозначением связана интересная коллизия: поначалу для «Эрликона» отводилось обозначение vz. 35. Оно же стояло и на всех ранее поставленных экземплярах, а также их узлах, комплектах ЗИП и прочем. Пришлось срочно менять маркировки — это сделали во избежание путаницы с 7,92-мм станковым пулемётом vz. 35, принятым на вооружение чуть раньше. Интересно, что для боеприпасов аналогичную смену обозначений не провели, поэтому 20-мм снаряды и далее маркировались «vz. 35».
Служба
«Пулемёты» VKPL vz. 36 поступали на вооружение рот зенитных пулемётов. Каждое такое подразделение состояло из двух огневых взводов по два отделения, в каждом из которых было две зенитки. Таким образом, рота имела восемь VKPL vz. 36, а её штатная численность составляла 120 человек. Подразделение являлось полностью моторизованным. Основным транспортным средством являлись двухтонные трёхосные автомобили «Татра» Т82. В кузове такой машины перевозилась зенитка и расчёт из семи человек. В некоторых ротах использовались более тяжёлые четырёхтонные машины «Татра» Т85.
К началу 1938 года формирование большинства рот зенитных пулемётов было завершено, а благодаря интенсивной подготовке они стали полностью боеготовыми. Весной-летом того же года роты зенитных пулемётов приняли участие в ряде учений, среди прочего отрабатывая стрельбу по буксируемым мишеням-рукавам. Самым серьёзным недостатком, выявившимся в ходе эксплуатации, являлась невозможность ведения огня с кузова автомобиля в полном диапазоне углов горизонтальной наводки и на ходу. Устранить его удалось путём создания специального «осевого постамента», монтировавшегося в кузове автомобиля.
Первоначальные расчёты, датированные декабрём 1935 года, предусматривали формирование 53 рот зенитных пулемётов для войсковой ПВО (для них требовалось 424 «Эрликона») и 48 таких же рот для ПВО территории страны (ещё 384 зенитки). Но, как говорится, если бы наши желания совпадали с нашими возможностями… В сентябре 1938 года чехословацкая армия располагала лишь 227 зенитками VKPL vz. 36, ещё 51 экземпляр заказали для покрытия мобилизационных нужд. Вместо 53 рот в войсковой ПВО имелось лишь 16. По две такие роты получили все четыре формируемые подвижные дивизии, по одной — 4-й, 18-й и 19-й пограничные полки; остальные пять рот прикрывали армейские штабы. ПВО территории страны располагал 11 ротами зенитных пулемётов. Этого было крайне мало — например, округ ПВО «А», прикрывавший Прагу, располагал всего двумя такими ротами. Стоит учесть, что VKPL vz. 36 являлся единственным малокалиберным средством ПВО чехословацкой армии: лицензия на 40-мм зенитку «Бофорс» была куплена, но поставки ожидались не ранее 1939 года.
В марте 1939 года вермахту достались 165 зениток VKPL vz. 36, ещё 62 «унаследовала» армия Словакии (ей же достались два десятка антикварных пушек Беккера). В Германии эти пушки обозначались Flak 28 — как и оригинальные «Эрликоны», принятые на вооружение ещё во времена Веймарской республики. Производство боеприпасов для них на заводе «Збройовка» продолжалось; более того, было налажено и производство пушек «Эрликон» в авиационном варианте MG FF (закупка авиапушек «Эрликон» FFS для вооружения истребителей «Авиа» Вк-534 и В-135 планировалась Чехословакией ещё до оккупации). В вермахте бывшие чехословацкие «Эрликоны» применялись главным образом для ПВО аэродромов (по мере поставок более современных 20-мм зениток Flak 38 их передавали в учебные части). 36 пушек Flak 28 (неясно, бывших чехословацких или немецких) Германия передала Словакии.
В словацкой армии роты зенитных пулемётов реорганизовали в лёгкие батареи, сохранив их структуру. Семь таких подразделений вошли в состав 153-го зенитного артполка, в 1940 году переименованного в полк зенитной артиллерии. С началом войны против СССР действовавшая на Восточном фронте Подвижная группа (впоследствии Подвижная бригада) получила одну батарею с восемью зенитками VKPL vz. 36. После реорганизации в подвижную дивизию её лёгкую батарею усилили третьим взводом, доведя количество 20-мм зениток до 12.
Наконец, в 1943 году в состав Подвижной дивизии ввели вторую лёгкую батарею — теперь в этом соединении имелось 24 VKPL vz. 36. Словацкая Охранная дивизия, занимавшаяся в основном борьбой с партизанами, имела две лёгкие батареи стандартной организации (в общей сложности 16 VKPL vz. 36). Участвовали эти зенитки и в Словацком национальном восстании. Несколько десятков «Эрликонов» имелось и на вооружении послевоенной чехословацкой армии — последние 19 зениток VKPL vz. 36 были списаны в 1951 году.
Калибр, мм |
20 |
---|---|
Длина ствола, мм / калибров |
1400/70 |
Длина нарезной части ствола, мм |
1246 |
Масса в боевом положении, кг |
295 |
Расчёт, чел. |
7 |
Горизонтальный угол наводки, град. |
360 |
Вертикальный угол наводки, град. |
-15, +90 |
Масса снаряда, г |
130 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
830 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
6000 |
Эффективная дальность стрельбы, м |
2500 |
Досягаемость по высоте, м |
2000 |
Емкость магазина, снарядов |
15 |
Практическая скорострельность, выстр./мин |
120 |
Литература:
- Karlický V. Československé dělostřelecké zbraně. – Praga: Naše vojsko, 1975
- Karlický V. Zbraně Oerlikon v československé atmádě mezi válkami // ATM, 1996, №12
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
Комментарии к данной статье отключены.