В межвоенный период во многих странах вёлся поиск эффективных средств противотанковой обороны. Одним из наиболее популярных направлений стала разработка противотанковых ружей (ПТР) калибром от 7,92 до 20 мм, предназначенных для вооружения пехотных подразделений. Эта тенденция не обошла стороной и Финляндию, с опаской наблюдавшую за развитием бронетанковой техники своего «большого соседа» – Советского Союза.
Первоначально финские специалисты остановились на калибре 13,2 мм. Однако пока велась разработка ПТР этого калибра, у военных появились сомнения в его эффективности против брони новых танков. Для «подстраховки» было решено создать ещё и 20-мм ПТР, а затем сделать окончательный выбор, проведя сравнительные испытания. В начале 1939 года разработку 20-мм ружья поручили самому известному финскому конструктору-оружейнику – Аймо Иоганнесу Лахти. К этому времени на счету Лахти уже был пистолет L-35, а в 1938 году он создал весьма удачную 20-мм авиационную пушку. Опыт, полученный в ходе её разработки, Лахти использовал и при создании противотанкового ружья.
Конструкция
В качестве боеприпаса для ПТР выбрали патрон 20×138В «Солотурн», применявшийся не только в противотанковых ружьях одноименной швейцарской фирмы, но и в зенитных пушках – немецких Flak 30 и Flak 38 и итальянской «Бреда» М/35.
Тяжёлое ПТР, известное как L-39, является самозарядным оружием, автоматика которого работает по принципу отвода газов. Газоотводное отверстие находится примерно на второй трети длины ствола, сразу за его перфорированным кожухом. Газоотводная трубка расположена под стволом и снабжена четырёхпозиционным регулятором, обеспечивающим нормальное функционирование автоматики в различных атмосферных условиях и при разной степени загрязнения ствола. Ствол снабжён коробчатым дульным тормозом с пятью отверстиями с каждой стороны. В транспортном положении на дульный тормоз надевается жестяной футляр. Для облегчения переноски ПТР его ствол снабжён деревянным перфорированным кожухом.
Затворная коробка имеет прямоугольную форму. С её тыльной стороны находится плечевой упор с резиновой амортизирующей накладкой, а слева (на уровне щеки стрелка) привинчена деревянная накладка. Снизу имеется пистолетная рукоятка со спусковым механизмом. Рукоятка затвора находится с правой стороны затворной коробки, рычажок предохранителя – с левой.
ПТР снабжено лёгкой складывающейся двуногой, крепящейся к передней части затворной коробки. Её дополняет съёмный станок с двумя широкими и короткими полозьями. Прицельные приспособления – открытого типа (мушка и секторный прицел с градуировкой от 100 до 1400 м). Они смещены несколько влево от оси ствола, поскольку сверху по центру замковой коробки расположен отъёмный коробчатый магазин (двухрядный, на 10 патронов).
Расчёт ПТР состоял из двух человек. В зимних условиях ружьё транспортировали либо на санях, либо на длинных полозьях, имевших крепления для двух патронных коробок.
Испытания
Летом 1939 года начались сравнительные испытания двух моделей противотанковых ружей – 13,2-мм и 20-мм. Их результаты были неоднозначными – при гораздо большей массе 20-мм ПТР лишь немного превосходило по бронепробиваемости своего конкурента. Однако во внимание приняли другое преимущество «двадцатимиллиметровки» – существенно лучшее заброневое действие. Её снаряд давал больше осколков после пробития брони, а значит, с большей вероятностью выводил из строя «начинку» танка и его экипаж. В итоге 11 августа 1939 года было решено прекратить доводку 13,2-мм ПТР и развивать далее 20-мм образец как наиболее полно отвечающий поставленным требованиям.
6 сентября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны, генерал Эйрик Аксель Хейнрихс, отвечавший за вооружение финской армии, подписал приказ о немедленном принятии на вооружение противотанкового ружья 20 panssarintorjuntakkivääri L-39 (сокращённо – 20 pst.kiv. L-39). Производство ПТР наладили на государственном оружейном заводе «Валтион Киваэритедас» в городе Ювяскюля. Отсюда ещё одно обозначение ПТР – VKT-L (аббревиатура завода-производителя и фамилии конструктора).
Служба и боевое применение
До начала советско-финской войны финнам не удалось выпустить ни одного экземпляра ПТР L-39 – поставки начались уже во время боевых действий. Острая потребность в лёгких противотанковых средствах вынудила правительство Финляндии обратиться к закупкам за рубежом, и в Великобритании были приобретены две сотни 13,97-мм противотанковых ружей «Бойс». Однако до концы войны в Финляндию поступила лишь половина заказанного, а ещё 100 британских ружей прибыло уже после окончания боевых действий. В финской армии ПТР «Бойс» не пользовались особой популярностью, и значительное их число передали шведской добровольческой бригаде. Кроме того, восемьдесят пять 8-мм противотанковых ружей поступило из Венгрии. Происхождение этой партии остаётся не вполне ясным – ведь в Венгрии ПТР такого калибра не производились и на вооружении не состояли. Вероятно, это были противотанковые ружья Ur польского производства, попавшие в Венгрию в сентябре 1939 года с интернированными частями польской армии. Также финны предпринимали попытки закупить тяжёлые ПТР «Солотурн» S-18/1000 в Швейцарии.
Но вернёмся к L-39. Драматическая ситуация на фронте в первые дни «Зимней войны» вынудила передать в строевые части оба прототипа этого противотанкового ружья. Они попали в противотанковый взвод 28-го пехотного полка, входившего в состав отдельного отряда «Метсапиртти», который в рамках группы «Р» («Рауту») вёл арьергардные бои на Карельском перешейке, у Ладожского озера, а затем отступил на главную линию обороны, перейдя к позиционным действиям. Противотанковые ружья продемонстрировали высокую эффективность, поражая сравнительно «тонкокожие» советские танки с дистанций до 400 м.
По мере разворачивания производства количество противотанковых ружей «Лахти» в строевых частях росло, но достигнуть полного насыщения ими противотанковых подразделений не удалось. По состоянию на 13 марта 1940 года армия Финляндии располагала 277-ю противотанковыми ружьями L-39 (возможно, в это количество входили и несколько уже упоминавшихся «Солотурнов»).
В «войне-продолжении» 1941–1944 годов ПТР L-39 (прозванные в войсках «Norsupyssy» – «слоновье ружьё») применялись довольно широко, но по своему прямому назначению – лишь в начале боевых действий. После насыщения советских частей танками Т-34 и КВ оказалось, что «Лахти» против них бессильны. Но для L-39 нашлась другая область применения – благодаря большой эффективной дальности огня и серьёзному осколочному действию снаряда их использовали для подавления пулемётных гнезд, полевых укрытий и других подобных целей. Весьма эффективным ружьё оказалось и в контрснайперской борьбе, став своеобразным предшественником современных крупнокалиберных снайперских винтовок.
Модификации
Снижение эффективности L-39 как противотанкового средства и острая нехватка в финской армии лёгкой зенитной артиллерии в начале 1944 года привели к попытке трансформации «Лахти» в «эрзац-зенитку». Ружьё получило новую боевую пружину и изменённый спусковой механизм, позволявший вести огонь очередями со скорострельностью 80–100 выстр./мин. Конструкция ПТР была несколько облегчена (с 49,5 до 48 кг), а в его комплект дополнительно ввели зенитный прицел и зенитный станок, весивший 9 кг. Собственно, речь шла не о полноценном станке, а о своеобразном «переходнике» для установки «эрзац-зенитки» на вкопанный в землю столб. Для увеличения практической скорострельности ввели новый 15-зарядный магазин. Новую модификацию приняли на вооружение под обозначением 20 pst.kiv. L-39/44. В последние месяцы войны с СССР они не без успеха использовались для борьбы со штурмовиками Ил-2.
В середине 50-х годов в Финляндии предприняли попытку модернизировать L-39/44, переделав газоотводный механизм для повышения скорострельности оружия. В 1956 году опытные образцы 20 ltkiv/39–54L и 20 ltkiv/39–55/ST прошли испытания, оказавшиеся неудачными. С одной стороны, теоретическая скорострельность действительно возросла до 500 выстр./мин, с другой – возросшие нагрузки на автоматику привели к её отказу уже после 250 выстрелов. К тому же, доработанные «эрзац-зенитки» весили примерно на 10 кг больше, чем исходный образец. На этом развитие 20-мм лёгких зениток в Финляндии прекратилось.
Однако 20 pst.kiv. L-39/44 не было первым зенитным оружием, созданным на базе ПТР L-39. Ещё в начале 1940 года Аймо Лахти сконструировал на его основе автоматическую пушку с теоретической скорострельностью 700 выстр./мин и практической – 250 выстр./мин. Такие пушки применялись в спаренной установке (на лафете по типу немецких Flak 30/38), принятой на вооружение под обозначением 20 ltk/40 VKT (применялось также название L-40 «Векотин»). В армии Финляндии эти зенитки до 70-х годов использовались в учебных целях, а в мобилизационном резерве находились и в 80-е годы.
Единственный раз ПТР L-39 было использовано для вооружения бронетехники – в декабре 1940 года его установили на бронеавтомобиль «Ландсверк» L-182 взамен 13,2-мм пулемёта L-35/36.
В общей сложности было изготовлено 2076 ПТР L-39 и L-39/44. Первый контракт на 410 ружей L-39 был выполнен к июню 1941 года, а в марте того же года заказали ещё 496 единиц (поставка состоялась к декабрю). В ноябре 1941 года был выдан третий заказ – сразу на 1000 ружей, 946 из которых к маю 1944 года поставили в базовом исполнении, а последние 54 – в варианте L-39/44. Наконец, в июле 1944 года заказали ещё 170 единиц – все они изготовлялись уже как «эрзац-зенитки». Однако финская армия получила не 224 единицы L-39/44, а примерно на сотню больше. Дело в том, что в ноябре 1944 года было предписано переделать в этот вариант 606 ПТР L-39, и до отмены этого заказа успели выполнить лишь небольшую его часть. На вооружении они состояли до 60-х годов. После этого примерно 1000 противотанковых ружей и 200 000 патронов к ним были проданы коллекционерам – главным образом, в США.
ПТР «Лахти» L-39, как и другие противотанковые ружья 20-мм калибра (швейцарские «Солотурн» различных модификаций, японское «тип 97»), стало результатом попытки создать своеобразную «ручную пушку» с высокими баллистическими характеристиками. Итог оказался малоутешительным – уже к 1940 году бронебойные характеристики 20-мм снарядов перестали удовлетворять требованиям борьбы с современными танками, а само ПТР оказалось слишком тяжёлым. Достаточно сказать, что «Лахти» весило добрых полцентнера – в 2,5–3 раза больше противотанковых ружей калибра 13,97–14,5 мм (английского «Бойс», советских ПТРД и ПТРС). Тем не менее, ввиду хронической нехватки в финской армии противотанковой артиллерии ПТР L-39 оставалось востребованным в течение всей войны. Хорошая кучность ружья позволяла поражать такие сложные цели как, смотровые щели танков и бойницы полевых укреплений. Не стоит забывать и о специфических условиях, в которых велись бои на советско-финском фронте. 20-мм ПТР, сравнительно успешно применявшееся в лесистой местности, вряд ли пригодилось бы на открытых пространствах, где позиции бронебойщиков обнаруживались противником на расстоянии, значительно превышавшем эффективную дальность стрельбы ружья.
|
20 pst.kiv. L-39 |
---|---|
Калибр, мм |
20 |
Масса ПТР (с двуногой, без магазина), кг |
49,5 |
Масса снаряженного магазина, кг |
3,4 |
Боевая масса (с магазином и станком с полозьями) |
57,7 |
Масса снаряда, г: бронебойного бронебойно-трассирующего |
148 152 |
Масса патрона, г |
337 |
Длина ПТР, мм |
|
Длина ствола, мм |
1300 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
800 |
Скорострельность, выстр./мин: теоретическая практическая |
30 15 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
1400 |
Бронепробиваемость при угле встречи 60° паспортная (по данным испытаний в 1943 году): на дистанции 300 м на дистанции 500 м на дистанции 1000 м |
20 (20) 16 (15) 12 (9) |
Список источников и литературы:
- Ochman M.H. Ciężki karabin przeciwpancerny Lahti L-39 (VKT-L) // Nowa technika wojskowa. – 2003. – №8
- jaegerplatoon.net
- winterwar.com
- militaryfactory.com
Комментарии к данной статье отключены.