1-9 июня 1942 года итало-немецкие войска продолжали осаждать крепость Бир-Хакейм, занятую французами. Противник израсходовал огромное количество боеприпасов, атаковал по несколько раз в день, но так и не смог сломить сопротивление защитников крепости. К 10 июня у французов закончилась вода и было выведено из строя большинство орудий. Генерал Кёниг решил прорываться из окружения, поскольку продолжать сопротивление было невозможно. Эвакуацию гарнизона решили проводить в ночь с 10 на 11 июня, и это было правильным решением: утром 11 июня Роммель планировал нанести решающий удар по Бир-Хакейму.
В течение 2-9 июня итало-немецкие части полностью окружили Бир-Хакейм, отбили британские контратаки (5 июня) и захватили высоту 186. Немецкая авиация и артиллерия подавили бо́льшую часть артиллерии Кёнига, а также разбили почти все укрепления 2-го маршевого батальона в северном секторе цитадели. Ещё вечером 9 июня Кёниг направил запрос в штаб британцев об эвакуации гарнизона. Пока французов спасали плотные минные поля и осторожность противника.
Французам предстояло продержаться ещё целый день без питьевой воды и с большим количеством раненых. Главнокомандующий немецкими войсками в Средиземноморье фельдмаршал Альберт Кессельринг настаивал на том, чтобы Роммель бросил на Бир-Хакейм танковые подразделения, но «Лис пустыни» берёг свою бронетехнику для дальнейших боёв с британцами и затребовал дополнительные силы ВВС.
В ночь с 9 на 10 июня Кёниг и его офицеры стали разрабатывать план прорыва. Сапёрам предстояло расчистить проходы в минных полях на юго-западе, после чего гарнизон должен был прорвать вражеские заграждения: итало-немецкие части вырыли по периметру Бир-Хакейма траншеи и окопы, разместили танки и орудия. На юге французов должны были встретить британцы с большим количеством автотранспорта и медиками. Планировалось, что отход гарнизона прикроют Королевские ВВС.
Бои 10 июня
Утром 10 июня местность окутал туман, и обе стороны соблюдали режим тишины. Примерно в 9:00, когда туман рассеялся, Бир-Хакейм атаковали более 120 немецких самолётов. Затем по крепости стала бить артиллерия. Эти события вспоминал лейтенант 1-го артполка Даниэль Дрейфус-Дюка:
«Прямое попадание 155-мм снаряда на позиции 3-й батареи. Младший лейтенант Рене Равелин получил серьёзное ранение, один офицер — обезглавлен. «Штуки» уничтожили санитарную машину. Я бегаю из траншеи в траншею, чтобы расчёты орудий вставали к своим пушкам и отражали атаку».
После 10:30 последовала атака пехоты, которую поддерживали несколько танков и бронетранспортёры. Главный удар по-прежнему наносился в северном секторе по разрушенным позициям 2-го маршевого батальона (согласно немецким документам, атаковала кампфгруппа оберста Бааде). С юга по позициям 1-го тихоокеанского батальона ударили части дивизии «Триесте». Все боеспособные 75-мм орудия французов открыли огонь по танкам, наступавшим с севера. По словам артиллеристов, им удалось подбить бронетранспортёр и сжечь танк (экипаж машины был уничтожен). Миномётные расчёты французов били по вражеской пехоте. Первая атака противника была отбита.
В 12:30 Бир-Хакейм атаковали более 130 самолётов, а затем ударила артиллерия. Началась вторая атака: враг снова ударил с севера. В тяжёлом положении оказались не только солдаты 2-го маршевого батальона, но и бойцы 3-го батальона Иностранного легиона. Группа солдат под руководством аспиранта Андре Морвана была отрезана от основных сил вражескими танками и попала в плен.
Немцы были готовы ворваться во французский лагерь, но в этот критический момент в контратаку перешли легионеры под командованием капитана Мессмера и экипажи бронетранспортёров «Брен Кэрриер» под руководством капитана Ламазе. Французы сожгли немецкую бронемашину и уничтожили более двух десятков вражеских солдат. Немцам пришлось отступить.
В 19:30 форпост снова атаковали более 130 вражеских самолётов. Британская авиация не могла воспрепятствовать немецким бомбардировщикам, поскольку весь день вела бои с итальянскими и немецкими истребителями. Силы Люфтваффе сбросили на крепость более 130 т бомб. Немцы утверждали, что потеряли один Bf 109 (ещё пять получили повреждения) и два Ju 87 (три были повреждены). Пилот Чарльз Овертон (145-й эскадрон) сбил «Мессершмит» обер-лейтенанта Рудольфа Зиннера (6-я группа 27-й истребительной эскадры). Один Ju 87 сбил пайлот-офицер Артур Хэнкок (213-й эскадрон). Немцы заявили, что сбили десять британских машин: по одному Р-40 записали на свой счёт обер-фельдфебель Карл Ментних и лейтенант Карл-Хайнц Куаритш. Британцы признали потерю восьми самолётов. Роммель решил, что добьёт французов на следующий день, не зная о том, что те намерены идти на прорыв.
Кёниг готовит эвакуацию
Отразив атаки, французы стали готовиться к прорыву. Была срочно уничтожена документация, испорчены двигатели автомобилей, которые собирались оставить в лагере. Группа солдат под руководством капитана Жана Демезона уничтожила запасы бензина, чтобы они не остались врагу. Раненых погрузили на грузовики и машины скорой помощи. Сложная задача встала перед инженерами капитана Гравье: им предстояло расчистить проход в минном поле шириной 200-300 м.
Работу выполняли группы капитана Гравье и младшего лейтенанта Жана Леонетти. В темноте, не имея возможности убрать колючую проволоку, а также боясь быть обнаруженными противником, сапёры расчистили проход шириной лишь 60 м, обезвредив более 120 мин. В 7 км к юго-западу от Бир-Хакейма французов ожидали части британской 7-й моторизированной бригады. Группой прикрытия командовал подполковник Амилахвари.
Прорыв, превратившийся в бегство
Первыми двигались части 2-го и 3-го батальонов Иностранного легиона, за ними следовал 1-й тихоокеанский батальон. Во главе колонны находился «Форд» генерала Кёнига, которым управляла аджюдан-шеф медицинской службы Сьюзан Трэверс. Колонна в составе около 200 автомобилей начала движение после 00:30 и продвигалась спокойно до тех пор, пока немцы не стали пускать осветительные ракеты. По окруженцам ударили пулемёты, орудия и миномёты. Машины начали двигаться хаотически, многие из них наезжали на мины. Под обстрел и на мины попало несколько санитарных машин, в которых ехали раненые. В одной из них находились бригадир-шеф Люсьен Каналь и аспирант Жерар Теодор. В боях 8 июня оба получили тяжёлые ранения: первому ампутировали руку, второму — левую ногу. Когда в санитарную машину угодил снаряд, и она загорелась, Каналь и ещё один раненый смогли вытолкнуть из неё Теодора. Все троих подобрала другая машина.
Некоторые солдаты цеплялись за автомобили, чтобы поскорее уйти из-под обстрела. Многие машины, как и пешие бойцы, сбились с пути и блуждали по пустыне. Героически вёл себя аспирант Жан Беллек (1-й тихоокеанский батальон), который возглавил одну из групп автомобилей. Он трижды подрывался на минах, помогал перетаскивать раненых в другие машины, получил тяжёлое ранение, но сумел провести группу через вражеские заслоны.
Это хаотическое бегство описывал его участник капрал Рене Дюваль из 101-й автороты:
«Мы с доктором, капитаном Дюрбашем, погрузили раненых и двинулись в путь. Кругом царил чудовищный беспорядок: машины наезжали на мины, враг палил со всех сторон. Шины на всех колесах моего авто были пробиты, задний мост не работал. Мы двигались со скоростью 5-6 км/час. Рядом машина переехала бойца, упавшего в песок».
Вслед за группой Беллека в прорыв устремились другие машины. Среди них был и «Форд» Кёнига. Трэверс умело маневрировала под обстрелами и объезжала горящие машины. Вскоре Кёниг подобрал подполковника Амилахвари, водитель которого погиб. Из кольца смогли вырваться несколько десятков автомобилей.
Правильное решение капитана Гравье
По состоянию на 1:30 у третьей линии немецких заграждений скопилась более ста машин: основная часть 1-го тихоокеанского батальона, 1-го батальона морской пехоты и другие подразделения. Поскольку многие офицеры были убиты или ранены, в рядах французов царила неразбериха. Противник мог в любой момент подтянуть подкрепления и уничтожить скопившийся транспорт. Инициативу взял на себя капитан Гравье, который решил прорвать последнюю линию вражеских позиций с помощью бронетранспортёров.
Экипаж «Брен Кэрриер» лейтенанта Жана-Мари Девея (3-й батальон Иностранного легиона), прикрывал огнём выход автоколонны, подавил два вражеских пулемёта, а ещё два пулемёта раздавил гусеницами. Затем в его бронетранспортёр попал 50-мм снаряд. Из экипажа в живых остался лишь легионер де Брик, который гранатой уничтожил расчёт немецкого противотанкового орудия. В это же время в бой с расчётом немецкого пулемёта вступил капитан Шарль Бриконь из 1-го артполка. Офицер находился в бронетранспортёре, буксировавшем орудие. Когда по броне забарабанили пули, Бриконь покинул машину, с двумя гранатами бросился на пулемёт и уничтожил его ценой собственной жизни.
При прорыве ранение получил капитан Гравье, позже его нашёл в пустыне британский патруль. В плен попал командир 3-го батальона Иностранного легиона майор Пюшуа.
Роммель захватывает покинутый лагерь
11 июня примерно в 4:00 у Бир-эль-Губи первую группу французов встретили части британского 550-й роты и 2-го батальона Королевского стрелкового корпуса. Раненых перегрузили из повреждённых машин в британские санитарные автомобили, бойцов напоили водой. На автомобиле Кёнига насчитали множество следов от пуль и осколков, были сломаны все амортизаторы, не работали тормоза.
Далее французы направились в Гаср-эль-Арид. Британские патрули ещё несколько часов искали по пустыне заблудившихся бойцов. Из окружения прорвались более 2300 защитников Бир-Хакейма. В ходе прорыва погибли 72 бойца, включая 15 офицеров: были убиты капитан Ламазе, лейтенанты Болифро, Девей и другие.
Утром 11 июня немецкая авиация вновь подвергла Бир-Хакейм удару, но когда в наступление перешли танки и пехота, то оказалось, что в крепости находятся лишь раненые. Роммель писал:
«11 июня французский гарнизон должен был получить решающий удар. К сожалению для нас, французы не стали ждать. Несмотря на принятые нами меры безопасности, им удалось покинуть крепость, которой командовал их лидер генерал Кёниг, и спасти значительную часть своей живой силы. В темноте они бежали на запад и присоединились к 7-й британской бригаде. Позже выяснилось, что в месте, где был сделан этот выход, окружение не было выполнено в соответствии с полученными приказами».
Подсчёт потерь
В течение 26 мая-10 июня гарнизон Бир-Хакейма сдерживал противника, имевшего десятикратное превосходство в живой силе, танки, авиацию и дальнобойную артиллерию. Несмотря на это, итало-немецкие войска понесли большие потери: 3300 человек убитыми и ранеными, 277 попало в плен. Французы уничтожили более 65 единиц бронетехники (преимущественно итальянские танки), более 20 орудий, свыше 160 машин. Погибло в боях, а также умерло от ран свыше 210 солдат и офицеров 1-й бригады «Свободной Франции», более 800 человек попало в плен. Французы потеряли 53 орудия, свыше 50 машин. Самые большие потери понёс 2-й маршевый батальон — более 40% личного состава.
В ходе воздушных боёв над Бир-Хакеймом Королевские ВВС потеряли 110 самолётов. Немцы потеряли 49 самолётов (в том числе более двух десятков «Штук»), итальянские ВВС — свыше 20 машин.
В ожесточённых боях артиллерия Оси выпустила свыше 40 000 снарядов калибром 105 мм и более, а авиация совершила 1400 вылетов, сбросив свыше 700 т бомб. Французы также израсходовали громадное количество боеприпасов: 220 000 снарядов к зенитным орудиям, 40 000 снарядов калибром 75 и 47 мм.
Триумф «Лиса пустыни»
Захватив Бир-Хакейм, Роммель устранил последнюю угрозу для тылов своей армии и был готов ударить по Тобруку. 11 июня 15-я танковая дивизия вместе с частями 90-й лёгкой дивизии и дивизией «Триесте» повернули на северо-восток, к Эль-Адему, готовые вступить в бой с 2-й и 4-й бронетанковыми бригадами британцев.
На следующий день Роммель отправил 21-ю танковую дивизию на северо-восток, чтобы она атаковала британские бронетанковые бригады с тыла. Немецкая артиллерия стала расстреливать британские танки с дальних дистанций. Под удары немцев попала и подошедшая 22-я бронетанковая бригада. 13 июня итало-немецкие части захватили форпост британцев у Найтсбриджа, в ходе ожесточённых боёв численность боеспособных британских танков сократилась с 300 до 70.
14 июня британцы начали отступление с «Линии Газала», гарнизон Тобрука оказался в окружении, а уже 21 июня Роммель захватил этот важный порт. Британские войска отступали к Мерса-Матруху, затем к Эль-Аламейну. В ходе боёв на «Линии Газала» британцы потеряли более 50 000 солдат и офицеров (преимущественно пленными), более 1100 танков (многие удалось восстановить), свыше 6000 грузовиков, 800 000 снарядов и другое имущество. Наступление итало-немецких частей было победоносным.
Оборона крепости Бир-Хакейм стала светлым пятном на фоне всеобщего провала союзников. Французы не только сковали значительные силы противника, нанеся ему ощутимый урон, но и выиграли время для того, чтобы британцы смогли отступить на новые позиции. Главная проблема заключалась в том, что британские генералы не воспользовались успехом французов, совершая ошибку за ошибкой. Для французов Бир-Хакейм стал символом мужества и стойкости, как атолл Уэйк для американцев, Вестерплатте для поляков и Брестская крепость для советских людей.
Литература:
- Митчем С. Величайшая победа Роммеля. Война в Северной Африке, 1942-1943: Спб. – Москва: ACT, 2002
- Liddell Hart B. The Rommel Papers. – New York: Da Capo Press, 1982
- Shores C., Massimello G. A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945: Volume 2: North African Desert, February 1942-March 1943. – London: Grub Street Publishing, 2014
- 70-e anniversaire de la bataille de Bir Hakeim // Fondation de la France Libre. Numero 44. 2012
- 1dfl.fr
Комментарии к данной статье отключены.