• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 04 December '19
      Warspot о наградах: бомбардировщик-истребитель
    • 03 December '19
      «Мюнстерланд»: трудная мишень
    • 03 December '19
      «Отвага вашего корабля вдохновляла всех нас»
    • 29 November '19
      «Росток», не пробивший асфальт
    • 28 November '19
      «Не привил к себе любви и уважения расчёта…»
    • 28 November '19
      Бей своих: тест Warspot
    • 26 November '19
      Когда фатерланд слишком далеко
    • 25 November '19
      Чужеземцы в римской армии
    • 25 November '19
      Альтернатива с кормовым расположением
    • 22 November '19
      B-52: «морщины» от старости?
    • 22 November '19
      Warspot про кино: «Мидуэй» и последнее предупреждение Роланду Эммериху
    • 21 November '19
      Кухня «Оверлорда»
    52

    Эвакуация «Цидатели Кёнига»

    • ВМВ
    • Германия
    • Франция
    • Великобритания
    Станислав Черников
    25 March '19

    1-9 июня 1942 года итало-немецкие войска продолжали осаждать крепость Бир-Хакейм, занятую французами. Противник израсходовал огромное количество боеприпасов, атаковал по несколько раз в день, но так и не смог сломить сопротивление защитников крепости. К 10 июня у французов закончилась вода и было выведено из строя большинство орудий. Генерал Кёниг решил прорываться из окружения, поскольку продолжать сопротивление было невозможно. Эвакуацию гарнизона решили проводить в ночь с 10 на 11 июня, и это было правильным решением: утром 11 июня Роммель планировал нанести решающий удар по Бир-Хакейму.

    В течение 2-9 июня итало-немецкие части полностью окружили Бир-Хакейм, отбили британские контратаки (5 июня) и захватили высоту 186. Немецкая авиация и артиллерия подавили бо́льшую часть артиллерии Кёнига, а также разбили почти все укрепления 2-го маршевого батальона в северном секторе цитадели. Ещё вечером 9 июня Кёниг направил запрос в штаб британцев об эвакуации гарнизона. Пока французов спасали плотные минные поля и осторожность противника.

    ​Части танковой армии «Африка» у Бир-Хакейма. 1dfl.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Части танковой армии «Африка» у Бир-Хакейма.
    1dfl.fr

    Французам предстояло продержаться ещё целый день без питьевой воды и с большим количеством раненых. Главнокомандующий немецкими войсками в Средиземноморье фельдмаршал Альберт Кессельринг настаивал на том, чтобы Роммель бросил на Бир-Хакейм танковые подразделения, но «Лис пустыни» берёг свою бронетехнику для дальнейших боёв с британцами и затребовал дополнительные силы ВВС.

    В ночь с 9 на 10 июня Кёниг и его офицеры стали разрабатывать план прорыва. Сапёрам предстояло расчистить проходы в минных полях на юго-западе, после чего гарнизон должен был прорвать вражеские заграждения: итало-немецкие части вырыли по периметру Бир-Хакейма траншеи и окопы, разместили танки и орудия. На юге французов должны были встретить британцы с большим количеством автотранспорта и медиками. Планировалось, что отход гарнизона прикроют Королевские ВВС.

    Бои 10 июня

    Утром 10 июня местность окутал туман, и обе стороны соблюдали режим тишины. Примерно в 9:00, когда туман рассеялся, Бир-Хакейм атаковали более 120 немецких самолётов. Затем по крепости стала бить артиллерия. Эти события вспоминал лейтенант 1-го артполка Даниэль Дрейфус-Дюка:

    «Прямое попадание 155-мм снаряда на позиции 3-й батареи. Младший лейтенант Рене Равелин получил серьёзное ранение, один офицер — обезглавлен. «Штуки» уничтожили санитарную машину. Я бегаю из траншеи в траншею, чтобы расчёты орудий вставали к своим пушкам и отражали атаку».

    ​Немецкое орудие ведёт обстрел французских позиций у Бир-Хакейма, июнь 1942 года. 1dfl.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Немецкое орудие ведёт обстрел французских позиций у Бир-Хакейма, июнь 1942 года.
    1dfl.fr

    После 10:30 последовала атака пехоты, которую поддерживали несколько танков и бронетранспортёры. Главный удар по-прежнему наносился в северном секторе по разрушенным позициям 2-го маршевого батальона (согласно немецким документам, атаковала кампфгруппа оберста Бааде). С юга по позициям 1-го тихоокеанского батальона ударили части дивизии «Триесте». Все боеспособные 75-мм орудия французов открыли огонь по танкам, наступавшим с севера. По словам артиллеристов, им удалось подбить бронетранспортёр и сжечь танк (экипаж машины был уничтожен). Миномётные расчёты французов били по вражеской пехоте. Первая атака противника была отбита.

    ​Французские артиллеристы ведут бой. 1dfl.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Французские артиллеристы ведут бой.
    1dfl.fr

    В 12:30 Бир-Хакейм атаковали более 130 самолётов, а затем ударила артиллерия. Началась вторая атака: враг снова ударил с севера. В тяжёлом положении оказались не только солдаты 2-го маршевого батальона, но и бойцы 3-го батальона Иностранного легиона. Группа солдат под руководством аспиранта Андре Морвана была отрезана от основных сил вражескими танками и попала в плен.

    ​Солдаты 1-го тихоокеанского батальона отражают вражескую атаку. histoire-image.org - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Солдаты 1-го тихоокеанского батальона отражают вражескую атаку.
    histoire-image.org

    Немцы были готовы ворваться во французский лагерь, но в этот критический момент в контратаку перешли легионеры под командованием капитана Мессмера и экипажи бронетранспортёров «Брен Кэрриер» под руководством капитана Ламазе. Французы сожгли немецкую бронемашину и уничтожили более двух десятков вражеских солдат. Немцам пришлось отступить.

    В 19:30 форпост снова атаковали более 130 вражеских самолётов. Британская авиация не могла воспрепятствовать немецким бомбардировщикам, поскольку весь день вела бои с итальянскими и немецкими истребителями. Силы Люфтваффе сбросили на крепость более 130 т бомб. Немцы утверждали, что потеряли один Bf 109 (ещё пять получили повреждения) и два Ju 87 (три были повреждены). Пилот Чарльз Овертон (145-й эскадрон) сбил «Мессершмит» обер-лейтенанта Рудольфа Зиннера (6-я группа 27-й истребительной эскадры). Один Ju 87 сбил пайлот-офицер Артур Хэнкок (213-й эскадрон). Немцы заявили, что сбили десять британских машин: по одному Р-40 записали на свой счёт обер-фельдфебель Карл Ментних и лейтенант Карл-Хайнц Куаритш. Британцы признали потерю восьми самолётов. Роммель решил, что добьёт французов на следующий день, не зная о том, что те намерены идти на прорыв.

    ​Немецкий истребитель Bf 110, сбитый над Бир-Хакеймом. 1dfl.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Немецкий истребитель Bf 110, сбитый над Бир-Хакеймом.
    1dfl.fr

    Кёниг готовит эвакуацию

    Отразив атаки, французы стали готовиться к прорыву. Была срочно уничтожена документация, испорчены двигатели автомобилей, которые собирались оставить в лагере. Группа солдат под руководством капитана Жана Демезона уничтожила запасы бензина, чтобы они не остались врагу. Раненых погрузили на грузовики и машины скорой помощи. Сложная задача встала перед инженерами капитана Гравье: им предстояло расчистить проход в минном поле шириной 200-300 м.

    ​Схема эвакуации гарнизона Бир-Хакейма. 1dfl.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Схема эвакуации гарнизона Бир-Хакейма.
    1dfl.fr

    Работу выполняли группы капитана Гравье и младшего лейтенанта Жана Леонетти. В темноте, не имея возможности убрать колючую проволоку, а также боясь быть обнаруженными противником, сапёры расчистили проход шириной лишь 60 м, обезвредив более 120 мин. В 7 км к юго-западу от Бир-Хакейма французов ожидали части британской 7-й моторизированной бригады. Группой прикрытия командовал подполковник Амилахвари.

    Прорыв, превратившийся в бегство

    Первыми двигались части 2-го и 3-го батальонов Иностранного легиона, за ними следовал 1-й тихоокеанский батальон. Во главе колонны находился «Форд» генерала Кёнига, которым управляла аджюдан-шеф медицинской службы Сьюзан Трэверс. Колонна в составе около 200 автомобилей начала движение после 00:30 и продвигалась спокойно до тех пор, пока немцы не стали пускать осветительные ракеты. По окруженцам ударили пулемёты, орудия и миномёты. Машины начали двигаться хаотически, многие из них наезжали на мины. Под обстрел и на мины попало несколько санитарных машин, в которых ехали раненые. В одной из них находились бригадир-шеф Люсьен Каналь и аспирант Жерар Теодор. В боях 8 июня оба получили тяжёлые ранения: первому ампутировали руку, второму — левую ногу. Когда в санитарную машину угодил снаряд, и она загорелась, Каналь и ещё один раненый смогли вытолкнуть из неё Теодора. Все троих подобрала другая машина.

    Некоторые солдаты цеплялись за автомобили, чтобы поскорее уйти из-под обстрела. Многие машины, как и пешие бойцы, сбились с пути и блуждали по пустыне. Героически вёл себя аспирант Жан Беллек (1-й тихоокеанский батальон), который возглавил одну из групп автомобилей. Он трижды подрывался на минах, помогал перетаскивать раненых в другие машины, получил тяжёлое ранение, но сумел провести группу через вражеские заслоны.

    ​Аспирант Жан Беллек. ordredelaliberation.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Аспирант Жан Беллек.
    ordredelaliberation.fr

    Это хаотическое бегство описывал его участник капрал Рене Дюваль из 101-й автороты:

    «Мы с доктором, капитаном Дюрбашем, погрузили раненых и двинулись в путь. Кругом царил чудовищный беспорядок: машины наезжали на мины, враг палил со всех сторон. Шины на всех колесах моего авто были пробиты, задний мост не работал. Мы двигались со скоростью 5-6 км/час. Рядом машина переехала бойца, упавшего в песок».

    Вслед за группой Беллека в прорыв устремились другие машины. Среди них был и «Форд» Кёнига. Трэверс умело маневрировала под обстрелами и объезжала горящие машины. Вскоре Кёниг подобрал подполковника Амилахвари, водитель которого погиб. Из кольца смогли вырваться несколько десятков автомобилей.

    Правильное решение капитана Гравье

    По состоянию на 1:30 у третьей линии немецких заграждений скопилась более ста машин: основная часть 1-го тихоокеанского батальона, 1-го батальона морской пехоты и другие подразделения. Поскольку многие офицеры были убиты или ранены, в рядах французов царила неразбериха. Противник мог в любой момент подтянуть подкрепления и уничтожить скопившийся транспорт. Инициативу взял на себя капитан Гравье, который решил прорвать последнюю линию вражеских позиций с помощью бронетранспортёров.

    ​Бронетранспортёр 1-й бригады «Свободной Франции». 1dfl.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Бронетранспортёр 1-й бригады «Свободной Франции».
    1dfl.fr

    Экипаж «Брен Кэрриер» лейтенанта Жана-Мари Девея (3-й батальон Иностранного легиона), прикрывал огнём выход автоколонны, подавил два вражеских пулемёта, а ещё два пулемёта раздавил гусеницами. Затем в его бронетранспортёр попал 50-мм снаряд. Из экипажа в живых остался лишь легионер де Брик, который гранатой уничтожил расчёт немецкого противотанкового орудия. В это же время в бой с расчётом немецкого пулемёта вступил капитан Шарль Бриконь из 1-го артполка. Офицер находился в бронетранспортёре, буксировавшем орудие. Когда по броне забарабанили пули, Бриконь покинул машину, с двумя гранатами бросился на пулемёт и уничтожил его ценой собственной жизни.

    ​Капитан Шарль Бриконь. ordredelaliberation.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Капитан Шарль Бриконь.
    ordredelaliberation.fr

    При прорыве ранение получил капитан Гравье, позже его нашёл в пустыне британский патруль. В плен попал командир 3-го батальона Иностранного легиона майор Пюшуа.

    Роммель захватывает покинутый лагерь

    11 июня примерно в 4:00 у Бир-эль-Губи первую группу французов встретили части британского 550-й роты и 2-го батальона Королевского стрелкового корпуса. Раненых перегрузили из повреждённых машин в британские санитарные автомобили, бойцов напоили водой. На автомобиле Кёнига насчитали множество следов от пуль и осколков, были сломаны все амортизаторы, не работали тормоза.

    ​Защитники Бир-Хакейма, вышедшие из окружения. 1dfl.fr - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Защитники Бир-Хакейма, вышедшие из окружения.
    1dfl.fr

    Далее французы направились в Гаср-эль-Арид. Британские патрули ещё несколько часов искали по пустыне заблудившихся бойцов. Из окружения прорвались более 2300 защитников Бир-Хакейма. В ходе прорыва погибли 72 бойца, включая 15 офицеров: были убиты капитан Ламазе, лейтенанты Болифро, Девей и другие.

    Утром 11 июня немецкая авиация вновь подвергла Бир-Хакейм удару, но когда в наступление перешли танки и пехота, то оказалось, что в крепости находятся лишь раненые. Роммель писал:

    «11 июня французский гарнизон должен был получить решающий удар. К сожалению для нас, французы не стали ждать. Несмотря на принятые нами меры безопасности, им удалось покинуть крепость, которой командовал их лидер генерал Кёниг, и спасти значительную часть своей живой силы. В темноте они бежали на запад и присоединились к 7-й британской бригаде. Позже выяснилось, что в месте, где был сделан этот выход, окружение не было выполнено в соответствии с полученными приказами».

    Подсчёт потерь

    В течение 26 мая-10 июня гарнизон Бир-Хакейма сдерживал противника, имевшего десятикратное превосходство в живой силе, танки, авиацию и дальнобойную артиллерию. Несмотря на это, итало-немецкие войска понесли большие потери: 3300 человек убитыми и ранеными, 277 попало в плен. Французы уничтожили более 65 единиц бронетехники (преимущественно итальянские танки), более 20 орудий, свыше 160 машин. Погибло в боях, а также умерло от ран свыше 210 солдат и офицеров 1-й бригады «Свободной Франции», более 800 человек попало в плен. Французы потеряли 53 орудия, свыше 50 машин. Самые большие потери понёс 2-й маршевый батальон — более 40% личного состава.

    В ходе воздушных боёв над Бир-Хакеймом Королевские ВВС потеряли 110 самолётов. Немцы потеряли 49 самолётов (в том числе более двух десятков «Штук»), итальянские ВВС — свыше 20 машин.

    В ожесточённых боях артиллерия Оси выпустила свыше 40 000 снарядов калибром 105 мм и более, а авиация совершила 1400 вылетов, сбросив свыше 700 т бомб. Французы также израсходовали громадное количество боеприпасов: 220 000 снарядов к зенитным орудиям, 40 000 снарядов калибром 75 и 47 мм.

    Триумф «Лиса пустыни»

    Захватив Бир-Хакейм, Роммель устранил последнюю угрозу для тылов своей армии и был готов ударить по Тобруку. 11 июня 15-я танковая дивизия вместе с частями 90-й лёгкой дивизии и дивизией «Триесте» повернули на северо-восток, к Эль-Адему, готовые вступить в бой с 2-й и 4-й бронетанковыми бригадами британцев.

    ​Ситуация на «Линии Газала» 11 июня 1942 года. Митчем С. Величайшая победа Роммеля. Война в Северной Африке, 1942-1943: Сб. – Москва: ACT, 2002 - Эвакуация «Цидатели Кёнига» | Warspot.ru
    Ситуация на «Линии Газала» 11 июня 1942 года.
    Митчем С. Величайшая победа Роммеля. Война в Северной Африке, 1942-1943: Сб. – Москва: ACT, 2002

    На следующий день Роммель отправил 21-ю танковую дивизию на северо-восток, чтобы она атаковала британские бронетанковые бригады с тыла. Немецкая артиллерия стала расстреливать британские танки с дальних дистанций. Под удары немцев попала и подошедшая 22-я бронетанковая бригада. 13 июня итало-немецкие части захватили форпост британцев у Найтсбриджа, в ходе ожесточённых боёв численность боеспособных британских танков сократилась с 300 до 70.

    14 июня британцы начали отступление с «Линии Газала», гарнизон Тобрука оказался в окружении, а уже 21 июня Роммель захватил этот важный порт. Британские войска отступали к Мерса-Матруху, затем к Эль-Аламейну. В ходе боёв на «Линии Газала» британцы потеряли более 50 000 солдат и офицеров (преимущественно пленными), более 1100 танков (многие удалось восстановить), свыше 6000 грузовиков, 800 000 снарядов и другое имущество. Наступление итало-немецких частей было победоносным.

    Оборона крепости Бир-Хакейм стала светлым пятном на фоне всеобщего провала союзников. Французы не только сковали значительные силы противника, нанеся ему ощутимый урон, но и выиграли время для того, чтобы британцы смогли отступить на новые позиции. Главная проблема заключалась в том, что британские генералы не воспользовались успехом французов, совершая ошибку за ошибкой. Для французов Бир-Хакейм стал символом мужества и стойкости, как атолл Уэйк для американцев, Вестерплатте для поляков и Брестская крепость для советских людей.


    Литература:

    1. Митчем С. Величайшая победа Роммеля. Война в Северной Африке, 1942-1943: Спб. – Москва: ACT, 2002
    2. Liddell Hart B. The Rommel Papers. – New York: Da Capo Press, 1982
    3. Shores C., Massimello G. A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945: Volume 2: North African Desert, February 1942-March 1943. – London: Grub Street Publishing, 2014
    4. 70-e anniversaire de la bataille de Bir Hakeim // Fondation de la France Libre. Numero 44. 2012
    5. 1dfl.fr

    Станислав Черников

    «Валентинка» для генерала Уорда на Warspot.ru
    «Валентинка» для генерала Уорда
    Из боя в бой на Warspot.ru
    Из боя в бой
    Фиаско «Дас Райха» на Warspot.ru
    Фиаско «Дас Райха»
    Поделиться
    • 18
    • 62
    • 3
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Фото дня: Франция продолжает сражаться на Warspot.ru
    Фото дня: Франция продолжает сражаться
    Форпост «Снайп» — удержать любой ценой на Warspot.ru
    Форпост «Снайп» — удержать любой ценой
    Ливийское фиаско итальянцев на Warspot.ru
    Ливийское фиаско итальянцев
    Оборона «Цитадели Кёнига» на Warspot.ru
    Оборона «Цитадели Кёнига»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Неизвестный
    Алексей Буренков
    • 2
    Спасибо автору за очередной интересный цикл, который приоткрывает завесу не самого известного театра войны. И ломает некоторые шаблоны.
    March 27, 2019 5:36pm | Ответить
    Максим Дианов
    • 0
    Станислав спасибо, отличный цикл получился. Вопрос:
    части британского 550-го армейского служебного корпуса в сопровождении 2-го Королевского стрелкового корпуса.
    Это что за подразделения? Как-то очень странно звучит и у Митчема французов встречали части 30-го армейского корпуса.
    March 26, 2019 10:17am | Ответить
    Станислав Черников Максим Дианов
    • 1
    The reception was organised by 550 Company Royal Army Service Corps (RASC) which drove lorries and guided field ambulances with inexperienced rear-area crews, escorted by the 2nd King's Royal Rifle Corps (KRRC) and the 2nd Rifle Brigade on either side (то пример из простой англоязычной википедии). Цикл не ахти, не зебест. Но старались с редактором. На французском языке кучища воспоминаний учасников боев, статьи можно интересные найти. На счет Митчема - у него и другие потери по ВВС и указано про участие евреев и приказ Гитлера...
    March 26, 2019 10:33am | Ответить
    Максим Дианов Станислав Черников
    • 4
    Ага, понятно. Это 550-я транспортая рота ( не корпус) и 2-я батальон КСК (который по сути полк, КСК- почётное наименование).
    March 26, 2019 10:42am | Ответить
    Витя Комаровский
    • 1
    Спасибо за, как всегда, интересную работу. Будем ждать новых)
    March 25, 2019 10:00pm | Ответить
    Станислав Черников Витя Комаровский
    • 0
    спасибо. редактору респект и Вам тоже, как постоянному читателю. на счет новых - потихоньку идем
    March 26, 2019 10:10am | Ответить
    wargamming.net © 2014 — 2019 Warspot
    • Все авторы
    • Все теги
    • Правила
    • Как стать автором
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Карта сайта
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google