Советская историография почти не упоминает об адмирале Николае Оттовиче фон Эссене по вполне объективным причинам. С одной стороны, было сложно найти что-либо отрицательное в биографии героя русско-японской войны, любимого ученика адмирала Макарова, создателя прогрессивных теорий береговой обороны и минной войны, человека, возродившего Балтийский флот после Цусимской катастрофы и не замеченного в расстрелах революционных матросов. Но в то же время хорошие слова об учителе адмирала Колчака шли бы вразрез с тогдашней политической линией. Вот некоторые факты из биографии адмирала Эссена, которая за время забвения успела обрасти легендами.
1. Николай Эссен родился 11 декабря 1860 года в давно обрусевшей семье остзейских немцев. Отец будущего флотоводца, статс-секретарь Отто Васильевич Эссен состоял товарищем (так в те времена официально называлась должность заместителя) министра юстиции. По легенде определяющими в выборе профессии между морской службой и юриспруденцией для юного Николая стали слова отца: «Ты слишком мало уважаешь закон!» Впоследствии адмирал Эссен подтвердил мнение отца, за время своей карьеры неоднократно нарушая приказы начальников.
2. В 1880 году Николай Эссен вторым по выпуску (первым был будущий академик князь Б. Б. Голицын) окончил Морское училище и получил звание гардемарина. За отличные успехи в учебе его имя было начертано золотыми буквами на почетной мраморной доске. В 1884 году мичмана Эссена как способного молодого офицера направили на учебу в Николаевскую морскую академию на механическое отделение. Здесь же в январе 1886 года ему было присвоено очередное офицерское звание «лейтенант». Морскую академию он окончил по первому разряду в октябре 1887 года, а в 1889 году поступил на учебу в Артиллерийские офицерские классы, которые успешно окончил через два года, получив специальность артиллерийского офицера высшей квалификации. В июне 1896 года Эссен был назначен командиром миноносца №104 (по другим данным – миноносца №120) водоизмещением около 80 тонн, входившего в состав практической эскадры Балтийского моря, которой командовал С. О. Макаров. Хотя Эссен пробыл в составе практической эскадры всего три месяца, он успел стать настоящим энтузиастом минного дела и заслужить уважение адмирала Макарова, впоследствии неизменно покровительствовавшего ему.
3. В декабре 1902 года капитан 2-го ранга Н. О. Эссен назначается командиром новейшего крейсера 2-го ранга (минного крейсера) «Новик» – первого в мире «многоцелевого» крейсера, способного как самостоятельно искать и атаковать цель, так и осуществлять постановку минных заграждений в открытом море. Приняв корабль в Данциге, Эссен перевел его в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана.
4. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел «Новик» в море на разведку. Встретив японские корабли, русские моряки атаковали их, выпустив торпеду по крейсеру «Якумо». Лишь повреждение, полученное от 8-дюймового снаряда, вынудило «Новик» возвратиться на базу. За этот бой Эссена наградили золотым оружием. По легенде он прокомментировал свое награждение так: «Я выстрелил, попали в меня, но наградили снова меня».
5. 16 марта 1904 года адмирал Макаров назначил Эссена командиром броненосца «Севастополь». Под его командованием «Севастополь» стал единственным кораблем Тихоокеанской эскадры, который 25 ноября того же года вышел на открытый рейд, намереваясь направиться навстречу эскадре Рожественского. В результате многочисленных повреждений от артиллерийского огня и торпед противника «Севастополь» был выведен из строя и по приказу командира эскадры оставлен основной частью экипажа. Благодаря энергии и умению Эссена восемьдесят человек, оставшиеся на борту, не только спасли корабль, но и возобновили обстрел японских позиций. В ночь на 6 декабря броненосец был отбуксирован для затопления на большой глубине, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях.
6. В 1910 году Эссена назначают начальником Действующего флота Балтийского моря, а в мае 1911 года – командующим Балтийским флотом. Под его непосредственным руководством разрабатывается план операций флота на случай войны – в частности, создается система минно-артиллерийских позиций в Финском заливе. Интересно, что эта система заграждений была практически полностью повторена советским флотом в ходе Второй мировой войны.
7. Адмирал Эссен фактически раньше царя Николая II отдал приказ о вступлении России в Первую мировую войну. В полдень 18 (31) июля начальник Отряда минных заградителей контр-адмирал В. Л. Канин докладывал о выполнении приказа Эссена: «Согласно приказу «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей» выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45–85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут. При этом взорвалось 11 мин – всплывших не было»
8. С именем Эссена связана и одна из самых удачных разведывательных операций в истории военного флота: русской морской разведке удалось не только захватить германскую шифровальную книгу, но и скрыть этот факт от противника. В результате германский флот покинул свои базы и ввязался в тщательно разработанную британцами операцию по его уничтожению, вошедшую в историю как Ютландское сражение (лишь ошибки британских адмиралов спасли германский флот от поражения). По легенде, узнав, что на погибшем германском крейсере «Магдебург» обнаружена шифровальная книга, адмирал Эссен задал начальнику разведки (ожидавшему от командующего долгих споров по предлагаемым оперативным мероприятиям, направленным на сокрытие от противника способности читать его шифрограммы) всего один вопрос: «Где вы хотите, чтобы я подписал?» В дальнейшем Эссен так же безоговорочно утверждал все запланированные мероприятия разведки и иногда принимал в них личное участие.
9. По легенде, приведенной писателем Валентином Пикулем в книге «Моонзунд», после учений адмирал Эссен заявил отличившемуся комендору Павлу Дыбенко (после революции он станет первым советским командующим Балтийским флотом): «Тебе либо в тюрьме быть, либо на моем месте!»
10. После смерти адмирала Эссена 7 мая 1915 года морской министр адмирал Григорович поклялся назвать его именем лучший из новых кораблей русского флота. Фактически же имя Эссена было присвоено военному кораблю лишь спустя 96 лет, когда в июле 2011 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен сторожевой корабль (фрегат) «Адмирал Эссен» – второй корабль проекта 11356. Ввод корабля в строй планируется приурочить к 100-летию со дня смерти адмирала.
Комментарии к данной статье отключены.