Kriegsverherrlicher, «Поборники войны» — такое прозвище закрепилось за группой Sodom с подачи прессы. Но любители расклеивания ярлыков очень часто ошибаются. Тяжёлый и суровый тевтонский метал, если к нему действительно внимательно прислушаться, может оказаться образцово антивоенным. Прислушаемся?
Sodom — это про войну, а не вот это всё
В прошлый раз мы говорили о Manowar, и они, как мы узнали, являются самой громкой группой. Примерно в то время, когда этот факт был официально зафиксирован и признан, лидер одной немецкой банды на телевидении, презентуя свой новый альбом Get what you deserve, заявил:
Manowar, возможно, самые громкие, но мы точно самые тяжёлые.
Это был Том Энджелриппер из Sodom, и для команды трэш-метал они действительно не самые легковесные. И тоже поют о войне.
Так что же это за Sodom такой (без Гоморры)?
Это пионеры и одни из основоположников экстремальной металлической сцены Германии наравне с Kreator и Destruction. Люди, которых неоднократно обвиняли в симпатиях к войне, но при детальном изучении текстов которых их антивоенная позиция бросается в глаза.
Kriegsverherrlicher — Поборники войны?
Жил да был в немецком городе Гельзенкирхене маленький мальчик по имени Томас. Родился он в династии шахтёров и, пока был маленький, понимал, что на роду ему написано спуститься под землю и до конца дней своих добывать уголь. Станет мальчик Томас матёрым шахтёром по имени Томас Зух; будет жить самой что ни на есть рутинной жизнью, вкалывать, пить в свободное время пиво, болеть по субботам за родную футбольную команду (а это не лишь бы кто, а «Шальке 04» — есть за кого болеть!) и петь народные песни. Как-то Томас даже хотел стать простым продавцом в продовольственном магазине, лишь бы не спускаться в забой, но судьба распорядилась иначе.
С модной музыкой в то время у Тома отношения не ладились. В годы его юности на вершинах немецких хит-парадов властвовали звёзды немецкой (Neue Deutsche Welle) и мировой Новой волны. Это были самобытные и энергичные музыканты, хорошие всем, кроме того, что в душу шахтёра их зонги никак не западали бы. Потому что не то пальто.
Это была музыка бунтующих студентов, учебников и сессий, а нужна была музыка отбойных молотков и трудовых будней. Нужно было что-то с пролетарским звучанием, сыгранное рабочим классом, звучащим, как индустриальная среда, музыка, возникающая как отражение действительности. Любое намек на эстетство был лишним.
И такое уже пришло с британских островов. Имя ему было New Wave of British Heavy Metal — музыка, созданная в низших классах общества, настоящий звуковой левый фронт. Песни про то, как оттопыриться после рабочего дня, как напугать родителей и настырных менторов жупелами в духе Хэллоуина, провокативный внешний вид, поведение и протест ради протеста, аполитичный и гротескный. Неудивительно, что в индустриальной Германии металлическая музыка попала на благоприятную почву.
Даже старшая сестра Тома слушала относительно тяжёлый Sweet и T.Rex. В таких условиях Томас просто не мог не стать металлистом.
Томас не избежал и шахтёрской участи. Так же, как и его соседи, он стал работать на шахте, однако после работы занимался нестандартными для пролетария вещами: слушал Motorhead, Venom и музицировал в этом направлении. С одной из своих первых зарплат он выделил три сотни марок и купил на эти деньги музыкальный инструмент в местном магазине. Счастливый, он ехал домой на своём мопеде с бас-гитарой, примотанной скотчем к его спине — просто потому, что не было чехла. Постепенно обзаведясь соратниками, Томас Зух стал Томом Энджелриппером и создал свой коллектив.
Название Sodom было найдено быстро: подразумевался библейский Содом, город, который за грехи был сожжён небесным огнём. Учитывая разные значения этого термина, название не могло не привлечь внимание. Оно сразу наделило группу скандальной аурой. Сначала участники Sodom писали и исполняли песни в духе традиционного метала, только быстрее и тяжелее законодателей мод в этом жанре. Тексты поначалу тоже писались в каноничном ключе — нечисть, монстры все такое. Том говорит, что первая песня называлась Witching Metal («Ведьмовской метал»):
Это, конечно совсем не тот период, который нам интересен, поэтому мы кое-что пропустим — в том числе такие важнейшие вехи в становлении команды, как первый концерт и первый контракт с лейблом. Перейдём сразу к 1987 году, когда у Sodom стали появляться воинственные нотки, которые станут их основной темой на долгие годы. У них появился и новый маскот — Knarrenheinz. Вот он каков:
Не самый миролюбивый, верно? Но согласитесь: в истории человечества ещё не было ни одного слащавого и гламурного продукта культуры, рождённого в среде пролетариата.
Теперь Sodom стали создавать песни об ужасах войны в своей ураганной манере. И пресса навесила на команду ярлык «Поборников войны» — Kriegsverherrlicher. Серьёзно? Люди, которые максимум какой урон миру могут нанести — это навеселе побуянить, становятся в один ряд со всякой всамделишной военщиной с руками по локоть в крови?
У группы была пугающая репутация — даже фотографы не рисковали звать их в студию на сессию, а фотографировали их на улице. Одним словом, хулиганьё. Да ещё и песни не про цветочки. Но именно эти новые песни позволили группе оказаться в хит-парадах. С таким жёстким звуком и скоростью это показатель!
Затем группа записала просто эталонный для трэш-метала альбом Agent Orange. Заглавная песня была посвящена «огню, который не горит», и его роли во Вьетнамской войне, изучением которой серьёзно увлекался Том Эйнджелриппер.
В это время Том смог наконец уволиться, уйти из шахтёрского дела, в котором не смог достичь особых вершин, хотя и обзавёлся друзьями. Угольная промышленность в Германии переживала не лучшие времена, но бывшие коллеги Тома по шахте откровенно удивлялись тому, что он смог зарабатывать на жизнь своей безбашенной музыкой. Вот так человек с бас-гитарой и криком сумел вырваться из рутины.
На этой вехе закончим историческую справку и поговорим о творчестве группы.
О чём поёт Sodom и почему это на самом деле антивоенная группа?
Врубай на всю катушку!
У Sodom есть и сильные песни (которых очень много), и песни откровенно проходные, на фоне других слушающиеся никак, не оставляющие послевкусия. Но мы рассмотрим именно те, которые запоминаются, имеют ярко выраженную военную тематику. Итак:
Nuclear winter
Это песня в бешеном темпе, с запоминающимся риффом и недюжинной энергетикой, повествующая о катастрофе, обрушившейся на планету и о том, как жертвы этой катастрофы медленно умирают. Солнечные лучи не доходят до земли из-за облаков, закрывших небеса, и спасения от радиации нет. Это крайне скоростная тема, с проигрышем посередине, который хорошо подошёл бы для музыкального сопровождения кадров хроники, показывающей разрушенный город. В песне встречаются спады темпа, на которые накладываются звуки далёких взрывов. Получившийся контраст создаёт ту самую постапокалиптическую атмосферу.
Bombenhagel (буквальный перевод «Бомбы градом»):
Песня, такая же быстрая, как и весь альбом, но выбивающаяся из всего метала своим вальсоподобным размером, стала своеобразным гимном команды: на всех концертах её подхватывает народ. С этой песней у музыкантов в своё время возникли определённые проблемы: в ней обыгрывается немецкий государственный гимн, и некоторым журналистам это показалось отсылкой к ультраправым. Удивительно, что при этом никто не удосужился вникнуть в текст. А он о том, как люди бегут в бомбоубежище, прячась от пикирующих Junkers Ju 87 Stuka. Да, сейчас «Штуки» работают на вас, и вы загоняете людей градом бомб под землю, но цена за такое превосходство будет высока: немцев из-за подобных решений в будущем ждут лишь страдания и смерть.
Это настоящий тевтонский трэш, 10 содомов из 10.
Ещё одна песня, появившаяся позже, также посвящена событиям Второй Мировой войны. И она имеет к нашему региону непосредственное отношение. Это песня про нашу «Катюшу», которую за рубежом называли «Сталинским орга̀ном».
Слушаем Stalinorgel:
Текст этого лихой вещи, явно созданной под влиянием Motorhead, рассказывает о безумце, который объявил войну русской зиме. Но на его пути появилась Красная армия, которая просто распылила его собственные армии. И вот, под звуки мелодий, исполняемых на «Сталинском органе», безумец проигрывает войну и исчезает. О ком речь идёт, думаю, уточнять не стоит. Так под зажигательный аккомпанемент передана вкратце история приключений Вермахта на Восточном фронте.
Следующая тема, о которой вы должны знать, — это Agent Orange:
Как уже упоминалось выше, в ней рассказывается о применении химического оружия во времена Вьетнамской войны. Агент «оранж» — огонь, который не горит, но обжигает. И оставляет за собой много жертв по обе стороны линии огня. Применение этого вещества во время операции Ranch Hand привело к плачевным последствиям. И среди вьетнамцев было множество жертв, и у солдат, распылявших эту гадость, не прибавилось здоровья. Экологические последствия этой операции просто невозможно описать. А те, кто ратует за войну, готовы пожертвовать множеством жизней, лишь бы не дать огласки последствиям применения этой отравы.
Это очень сильная и совершенно антивоенная песня.
Интересный факт: когда слушаешь эту композицию, в припеве явно слышится русское «идёт дождь». А ещё в проигрыше, предваряя выход на ошеломляюще простое соло, здесь летают вертолёты и переговариваются военные. В яблочко!
Далее у нас Ausgebombt, ещё одна вещь про бомбы с феноменальным риффом, который не может не запасть в память.
Это, кстати, первый официальный клип группы. Хоть над ним и потешались в своё время мажорные клипмейкеры, в чарты он попал. Похоже, что не всё в этом мире покупается за деньги, и «малобюджетный» не значит «плохой».
На русский язык название песни переводится как «Бомбежка». Как часто бывает у «Sodom», это яркий пример того, как можно выкинуть из произведения всё лишнее, оставив самую суть. Песня ровная, как выстрел, и пронизана антивоенными лозунгами. Именно так и звучат манифесты – не декларируемые академическим голосом, а выкрикиваемые простым хриплым человеком из толпы, желающим перемен. Поэтому эта вещь так цепляет, и она тоже получает наивысший балл.
А что это за великолепный рифф слышим мы дальше? Это песня имени автоматической винтовки M16.
Эта композиция, со всей ее усиленной тяжестью и мощью, написана в традициях аутентичного тевтонского метала. Её мог бы сочинить и исполнить, например, Accept двумя десятилетиями ранее. Уверен, что она при этом стала бы разве что медленнее и приобрела бы больше мелизмов в аранжировке. Но она такая, и это метал, как он есть. С узнаваемой гитарной мелодией и чеканным ритмом.
Песня не является дифирамбом одноименной автоматической винтовке. Что в тексте действительно бросается в глаза – так это упоминание о том, какие чудовищные преступления против мирного населения может натворить стрелковое оружие в руках солдата.
Война — не веселое приключение. Война, как справедливо отметил Вольтер, есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления.
Подведем итог
Конечно же, Sodom – это не столь успешный коммерчески проект, как например старички Manowar или Sabaton со схожей военной тематикой. Про наших шведских коллег вообще отдельный разговор, клянусь, доберёмся и до них. А Sodom – это в прямом смысле культовая группа, которая повлияла на многих музыкантов, создала свой узнаваемый саунд и, несомненно, оставила след в мировом метале.
Обвинения в том что они Kriegsverherrlicher я отметаю с гневом, как и все, кто хоть немного ознакомился с их лирикой. У меня вообще не возникает к музыкальной группе вопросов вроде «почему вы пропагандируете войну»? Потому что я понимаю, что «петь (снимать кино, писать картины и книги) о войне» и «хотеть войны» – это совершенно разные вещи.
На примере группы Sodom и её лидера мы видим пример настоящей целеустремленности, когда человек понимает, что окружающая действительность – не проклятие. Если ты не хочешь, как твои родители, работать в шахте, ты можешь не только сменить свою сферу деятельности, но и преуспеть на этом поприще. И стать примером для многих. Если вы хотите быть собой — будьте собой, и добро победит.
Слушайте качественную музыку, друзья!
Комментарии к данной статье отключены.