Трудно найти более странную музейную пару, чем бронепалубный крейсер XIX века и подводная лодка времён Второй мировой. Невольно вспоминается басня о лебеде, раке и щуке, но авианосца-«лебедя» в этом музее нет. Несмотря на свою непохожесть, оба экспоната являются интересными образцами кораблестроения своих эпох.
Бронепалубный крейсер «Олимпия» — настоящий символ эры империализма в истории США, начавшейся с испано-американской войны 1898 года. Этот корабль был флагманом командора Дьюи в бою в Манильской бухте 1 мая 1898 года, когда американцы разбили испанскую эскадру. Хотя американская эскадра заметно превосходила своих противников, первая победа флота США над европейским флотом со времён англо-американской войны 1812-1815 годов привела публику в экстаз. Даже обычный приказ, отданный командором Дьюи командиру корабля: «Можете стрелять по готовности, Гридли», моментально стал крылатой фразой. Город Олимпия в штате Вашингтон, в честь которого был назван крейсер, даже заказал бронзовый барельеф с этими словами, который был установлен на носовой башне главного калибра «Олимпии».
«Олимпия» стала первой попыткой американцев создать крейсер не для рейдов против вражеских коммуникаций, а для участия в эскадренном бою вместе с броненосцами. Несмотря на это, корабль не имел броневого пояса — согласно тогдашним веяниям его посчитали излишним, ограничив защиту бронепалубой, снижавшейся к ватерлинии. Выше бронепалубы бронирование имели боевая рубка, барбеты башен главного калибра и орудийные щиты.
Вооружение корабля состояло из четырёх 8-дюймовых (203-мм) орудий в двух башнях на носу и в корме, десяти 5-дюймовых (127-мм) орудий в центральной части корабля, а также двадцати малых орудий и шести 17,7-дюймовых (450-мм) торпедных аппаратов.
Несмотря на среднее водоизмещение (чуть меньше 6700 т), крейсер мог нести хороший запас угля, обеспечивавший ему дальность хода до 6000 морских миль (11 000 км). Хорошей по тем временам была и скорость, достигавшая 21,7 узла.
«Олимпию» заложили в 1891-м и ввели в строй в 1895 году. Вскоре крейсер вошёл в состав Азиатского флота ВМС США и много лет прослужил в азиатских водах. После начала войны с Испанией в 1898 году именно корабли Азиатского флота отправились на захват Филиппин, принадлежавших новому врагу. 1 мая 1898 года американская эскадра, флагманом которой была «Олимпия», вошла в Манильскую бухту, где под прикрытием береговых батарей расположилась испанская эскадра. Американские корабли превосходили противника и по огневой мощи, и по боевой подготовке экипажей. Бой быстро превратился в расстрел, в результате которого испанская эскадра была уничтожена. Единственная безвозвратная потеря на американской эскадре произошла вследствие сердечного приступа, а не от вражеского огня. Эта победа обеспечила Соединённым Штатам контроль над Филиппинами, которые после войны стали американской колонией. Гораздо больше эта победа значила в плане пропаганды: преисполненное империалистических амбиций американское общество встретило её с воодушевлением.
Весной 1903 года крейсер участвовал в американской интервенции в Гондурас, с 1906 по 1909 год служил учебным кораблём для курсантов Военно-морской академии США. В 1917 году он патрулировал атлантическое побережье США, только что вступивших в Первую мировую войну, а в июне 1918 года участвовал в высадке сил Антанты в Мурманске и Архангельске.
В 1922 году «Олимпию» вывели из состава флота, но не продали для разделки на металл, а решили сохранить в качестве корабля-музея. Впрочем, кораблём-музеем она стала только в 1957 году. Крейсер попытались восстановить до первоначального состояния, но 8-дюймовые орудия главного калибра и их башни, снятые в 1917 году, восстановить не получилось, и они были заменены металлическими макетами.
В качестве музея знаменитая «Олимпия» пользовалась заслуженной популярностью, но денег на ремонт всё равно не хватало. Растущие долги корабля-музея привели к тому, что в 1996 году крейсер передали в экспозицию музея «Индепенденс Сипорт» в Филадельфии. «Индепенденс Сипорт» — детище коллекционера Джозефа Уэллеса Хендерсона, который в 1961 году открыл в Филадельфии морской музей, первоначально состоявший лишь из его личной коллекции. Со временем музей успешно развивался и к середине 90-х годов смог построить собственное здание неподалёку от центра Филадельфии на берегу реки Делавэр.
Впрочем, даже «Индепенденс Сипорт» не смог собрать достаточно средств на капитальный ремонт, и состояние корабля ухудшалось с каждым годом. В 2010 году музей решил избавиться от «Олимпии», затопив её в виде искусственного рифа или просто продав на металлолом, но активная общественная кампания помогла собрать солидные пожертвования, которые спасли корабль. На нём провели целый ряд срочных ремонтных работ и восстановили часть помещений.
За век с лишком на «Олимпии» уцелело мало предметов, помнящих 1898 год, но в музее постарались максимально восстановить облик корабля не только снаружи, но и внутри, и работы по восстановлению продолжаются. При этом часть помещений восстановлена до состояния на 1898 год, часть — на период Первой мировой войны.
Обычный билет позволяет осмотреть бо́льшую часть корабля — от батарейной палубы вверх. А вот нижние отсеки доступны не все — причём те, которые доступны, можно осмотреть лишь в составе экскурсии, одиночному посетителю туда не попасть. Впрочем, учитывая травмоопасность крутых трапов и узких проходов в нижней части корабля, такая осторожность музея неудивительна.
В отличие от своего знаменитого соседа, подводная лодка «Бекуна» не может похвастаться примечательной карьерой. Она принадлежит к типу «Балао», представители которого вместе с подлодками типов «Гато» и «Тенч» составили основу подводных сил ВМС США во Второй мировой войне. «Бекуна» вступила в строй в мае 1944 года и не снискала особых лавров: к концу войны на её боевом счету были лишь два небольших японских танкера.
С 1949 года карьера «Бекуны» была тесно связана с учебным центром ВМС США, расположенным в Нью-Лондоне, штат Коннектикут. Немало американских подводников начинали свою карьеру на её борту. В 1950-1951 годах подлодка прошла серьёзную модернизацию по программе GUPPY, название которой является сокращением от Greater Underwater Propulsion Power Program («Программа дополнительной мощности при движении под водой»). Как следует из названия, главной задачей этой программы было улучшение характеристик подлодок при движении под водой. Лодки получали новую форму носа и рубки, новые аккумуляторные батареи, новые двигатели для малого хода, шнорхели для работы дизелей под водой и другие улучшения.
Денег на полную модернизацию всех имевшихся подлодок по программе GUPPY-1/2 не хватало, поэтому пришлось разрабатывать менее дорогие версии улучшений. «Бекуна» прошла модернизацию по программе GUPPY-1A, отличавшейся установкой менее мощных, но более дешёвых и долговечных аккумуляторных батарей, а также сокращённым объёмом переделок по корпусу. Тем не менее снаружи лодка сильно изменилась. Исчезла старая рубка с мостиками и расположенными на них орудиями — вместо неё была установлена новая рубка с плавными обводами. Более плавными стали и обводы корпуса, оптимизированного для движения не над, а под водой. В сочетании с более мощными аккумуляторными батареями эти меры позволили более чем вдвое повысить скорость движения лодки под водой. Количество выступающих деталей на корпусе сократили, что обеспечило бо́льшую незаметность для систем подводного обнаружения. Шнорхель обеспечивал работу дизелей подлодки под водой, что позволяло заряжать аккумуляторы, не поднимаясь на поверхность.
«Бекуне» так и не довелось проверить качество модернизации в бою. За исключением двух походов в Средиземное море и одного в Шотландию, подлодка продолжала службу в учебном центре в Нью-Лондоне. В 1969 году подлодку вывели в резерв, а в 1973 году окончательно исключили из состава флота. Обычно за этим следовала продажа на слом и разделка на металл, но с «Бекуной» поступили иначе: 21 июня 1976 года её оставили в Филадельфии в качестве корабля-музея. В 1996 году подлодку передали в экспозицию музея «Индепенденс Сипорт».
Внутри субмарины постарались сохранить впечатление, как будто её экипаж только что сошёл на берег. К сожалению, небольшие объёмы подлодки не позволили разместить внутри полноценную экспозицию — а ведь одна история подготовки кадров для подводного флота стоит целого музея, — но попытались компенсировать это использованием аудиогида. Впрочем, даже просто поход по отсекам позволяет проникнуться атмосферой, в которой служили подводники.
Говоря об исторических кораблях в Филадельфии, нужно упомянуть и о находящемся рядом с «Олимпией» и «Бекуной» крупнейшем из уцелевших клиперов — «Мошулу». Парусник, построенный в 1904 году, до сих пор на плаву и служит рестораном.
Адрес музея: 211 S. Columbus Blvd., Philadelphia, PA 19106. Музей работает с 10:00 до 17:00 каждый день с 20 марта до конца сентября. С 1 октября по 6 января закрыт по понедельникам и вторникам, а со среды по пятницу работает с 10:00 до 15:00. С 7 января по 19 марта музей работает только по субботам и воскресеньям. Выходные дни: День ветеранов, День благодарения, Сочельник и Рождество. Стоимость обычного входного билета — 18 долларов, за 10 долларов можно посетить только музей или только корабли. Сайт музея: https://www.phillyseaport.org/
Комментарии к данной статье отключены.