Словакия, образовавшаяся как полунезависимое государство в марте 1939 года, создавала свои вооружённые силы из осколков бывшей чехословацкой армии. В их составе имелись и бронетанковые части, весьма скромные по своей численности и боевому потенциалу.
В межвоенный период на территории Словакии дислоцировалась 3-я моторизованная (по чехословацкой терминологии — «быстрая») дивизия, подчинявшаяся командованию 6-го армейского корпуса. Она являлась одной из четырёх моторизованных дивизий, сформированных в конце 1937 года и при этом была наиболее слабой по своему составу: военно-политическое руководство Чехословакии считало, что территория Словакии подвержена опасности только со стороны Венгрии, армия которой была весьма скромной. Согласно штату, каждая «быстрая» дивизия состояла из кавалерийской и моторизованной бригад, а также моторизованного разведывательного батальона (с одной танковой ротой — 16 машин).
Кавбригада включала два полка драгун, велосипедный батальон, дивизион конной артиллерии и эскадрон связи. В механизированную бригаду входили два батальона лёгких танков (по 49 единиц), два мотопехотных батальона, артдивизион (на мехтяге) и рота связи. Но это — в идеале, на деле же в 3-й дивизии была полностью сформирована лишь 3-я кавалерийская бригада, а в 3-й моторизованной бригаде имелись лишь 5-й танковый батальон и 87-й артдивизион. Более того, в сентябре 1938 года все моторизованные дивизии были расформированы.
Чехословацкое наследие
14 марта 1939 года парламент Словакии провозгласил независимость страны. В тот момент на её территории дислоцировалась единственная бронетанковая часть — 3-й танковый полк (Pulk Útočne Vozby, PÚV-3, дословно — «полк боевых машин»). Местом дислокации полка являлся городок Тренчански Святой Мартин, где в 1935-1937 годах была создана вся необходимая инфраструктура.
В организационном отношении 3-й танковый полк состоял из четырёх батальонов: 1-й включал роты бронеавтомобилей и танкеток; 2-й — две роты лёгких танков; 3-й являлся запасным подразделением; 4-й объединял противотанковые роты. В полку служили 70 офицеров (из них 9 словаков), 37 унтер-офицеров (из них 3 словака) и 821 рядовой (534 чеха, 222 словака и 65 украинцев).
На вооружении 3-го танкового полка состояло три бронеавтомобиля ОА vz. 27, 18 — ОА vz. 30, 30 танкеток vz. 33, 27 танков LT vz. 34 и 52 — LT vz. 35. Из числа последних 9 машин были отправлены на ремонт в Пльзень, но буквально перед провозглашением независимости Словакии вместо них прибыли 9 однотипных танков из 2-го танкового полка. Тогда же из 2-го полка прибыли 8 броневиков ОА vz. 30 — они стали компенсацией за такое же количество бронемашин, переданных жандармерии.
Полк располагал 219 грузовыми автомобилями («Татра» 27, «Прага» RV, «Вальтер» PN, «Шкода» 6ST-6), 9 автоцистернами, 96 легковыми машинами («Татра» 57, «Шкода» «Популар», «Прага» АV, «Ява» 600) и 73 мотоциклами (в основном ČZ 175). Кроме того, в арсеналах полка имелось 1433 карабина, 1769 пистолетов, 24 ручных пулемёта vz. 26, 18 станковых пулемётов vz. 35, 18 противотанковых пушек vz. 34 калибра 37 мм и 9 зениток vz. 36 калибра 20 мм.
Организация
После провозглашения независимости Словакии все чехи были уволены со службы, вследствие чего в 3-м танковом полку осталось лишь около 250 человек личного состава. Поскольку быстро восполнить некомплект не было никакой возможности, следовало привести организационную структуру в соответствие с имеющимися людскими ресурсами. Капитан Штефан Чани — старший по званию офицер, оставшийся в 3-м полку, — 28 апреля 1939 года предложил временную структуру танкового батальона штатной численностью 419 человек. В его состав должны были войти штаб и четыре роты — две танковые, противотанковая и рота бронеавтомобилей.
Наверху предложение капитана подкорректировали, оставив лишь одну танковую роту, но добавив разведывательную роту и роту снабжения. Для доукомплектования танкового батальона личным составом командирам пяти пехотных полков и шести отдельных пехотных батальонов спустили разнарядку: выделить из каждого полка по 45 человек, а из каждого отдельного батальона — по 15 человек. Не менее половины этой квоты должны были составлять водители и механики. Однако, как обычно бывает в подобных ситуациях, пехотные командиры истолковали этот приказ как возможность избавиться от негодного контингента. В итоге из прибывших бойцов лишь около 30% более-менее соответствовали требованиям службы в механизированной части. Среди остальных оказалось даже полтора десятка совершенно неграмотных цыган.
Как бы там ни было, по состоянию на сентябрь 1939 года в танковом батальоне служили уже 552 человека (12 офицеров, 19 унтер-офицеров и 531 рядовой). Осенью 1939 года батальон подвергся реорганизации — теперь в нём имелись командование, штабная рота, разведывательная группа (взвод танков, взвод бронеавтомобилей и мотоциклетный взвод), три роты лёгких танков, противотанковая и запасная роты. Уже в январе 1940 года благодаря стараниям майора Чани батальон развернули в полк. Помимо командования и штабной роты, он состоял из двух батальонов. 1-й батальон включал 1-ю разведывательную роту (с бронеавтомобилями), 2-ю и 3-ю роты лёгких танков, а также 4-ю запасную (танковую) роту. 2-й батальон состоял из четырёх противотанковых рот. В течение нескольких месяцев разведрота была разделена между 1-м и 2-м разведывательными эскадронами кавалерии, но в мае 1940 года её вновь собрали в танковом полку.
Организация танковых рот и взводов в течение некоторого времени оставалась такой же, как и в чехословацкой армии: пять взводов по три танка. С учётом командирской машины рота насчитывала 16 танков. В середине 1940 года количество танков во взводе увеличили до пяти, но взводов в роте осталось только три (то есть в роте было, как и прежде, 16 боевых машин). Наконец, в 1941 году в роте появился взвод управления в составе трёх танков — теперь в ней имелось 18 единиц бронетехники.
Материальная часть
Фактически единственным по-настоящему боеспособным типом бронетехники, состоявшим на вооружении словацкой армии, являлись танки LT vz. 35. Танкетки, танки LT vz. 34 и броневики ОА vz. 27 были устаревшими, а бронеавтомобили ОА vz. 30 — изношенными. Впрочем, из-за острой нехватки технического персонала даже новые танки, лишённые адекватного регламентного обслуживания, быстро пришли в небоеспособное состояние. Пришлось пригласить с фирмы «Шкода» четырёх механиков, которые помогли привести технику в работоспособное состояние.
Одновременно правительство Словакии искало способы получить более современные танки для замены LT vz. 34 и танкеток vz. 33. В сентябре 1939 года оно обратилось к фирме «Шкода» с запросом на поставку десяти танков LT vz. 35. Реализовать это можно было лишь с санкции немецких властей. Немцы несколько месяцев тянули с ответом, когда же наконец было получено разрешение, подсчёты показали, что поставка этих машин не имеет смысла: производство LT vz. 35 уже прекращено, а его возобновление для выпуска столь небольшой партии приведёт к чрезмерному удорожанию танков.
Словакам пришлось обратиться к другому производителю бронетехники — фирме ЧКД (переименованной немцами в ВММ). Она в то время полным ходом выпускала лёгкие танки Pz.Kpfw. 38(t), созданные ещё для чехословацкой армии и даже принятые на вооружение под обозначением LT vz. 38, но не успевшие попасть в части. Итогом стал заказ в апреле 1940 года десяти танков, получивших обозначение LT-38 (в Словакии было принято упрощённое написание — без «vz.») и поставленных в октябре-декабре того же года.
В августе 1940 года Словакия заказала у «Шкоды» 51 танковую пушку А7 калибра 37 мм (устанавливавшуюся на LT vz. 38). Предполагалось, что эти орудия будут использованы для перевооружения словацких LT vz. 35, но те остались с прежними пушками. Новые же орудия были использованы для вооружения вновь приобретенных боевых машин. Помимо уже упомянутого десятка LT-38, в августе 1940 года словаки заказали вторую партию из 20 таких же машин, а также 21 танк LT-40. Последние представляли собой экспортные танки LTL, заказанные Литвой, но оставшиеся невостребованными после того, как эта страна в июне 1940 года была оккупирована Советским Союзом. На этих танках А7 должны были заменить пушки «Эрликон», предусмотренные проектом. В Словакию эти машины были доставлены 4 ноября, а вот поставка второй партии LT-38 была реализована лишь в июне 1942 года.
Ввод в строй новых боевых машин потребовал определённого времени. Танки LT-38 получили свои пушки лишь в январе 1941 года. Месяцем ранее, в декабре 1940 года, в состав танкового полка приняли танки LT-40, но в то время они были вооружены лишь парой пулемётов vz. 37. Причиной стали задержки с поставками пушек А7: первые 11 орудий этого типа (переданные из запасов вермахта) прибыли в Словакию лишь 2 декабря 1940 года. Десять из них использовали для вооружения танков LT-38. 14 марта 1941 года эта десятка участвовала в параде в Братиславе, посвящённом второй годовщине независимости Словакии, причём пять машин несли старый трёхцветный чехословацкий камуфляж, а остальные были окрашены уже по новому образцу (однотонный хаки).
Одиннадцатое орудие А7 было установлено на танке LT-40. 1 апреля 1941 года армия Словакии получила ещё 20 пушек А7, но для монтажа их в танках LT-40 требовалось заменить лобовой и верхний бронелисты башни. Фирма ВММ поставила эти детали лишь в июне 1941 года, так что к моменту вступления Словакии в войну против Советского Союза LT-40 имели лишь пулемётное вооружение.
Служба
Почти с первых дней существования Словацкого государства ему пришлось отбиваться от территориальных претензий соседа — Венгрии. Оккупировав к 21 марта 1939 года Карпатскую Украину, венгры обратили своё внимание на Словакию, рассчитывая отторгнуть хотя бы кусок её территории. Ранним утром 23 марта венгерские войска вторглись на территорию Словакии со стороны Ужгорода, заняв к полудню свыше 40 населённых пунктов. Им противостояли разрозненные словацкие части, а центром сопротивления стал город Михаловце. В Прешове спешно ремонтировали пять бронеавтомобилей ОА vz. 30, ранее выведенных из строя чешскими экипажами. Ремонт организовал поручик Поточный — в то время единственный офицер бронетанковых войск, находившийся в Восточной Словакии. Он же сформировал экипажи из числа добровольцев-словаков, имевших опыт работы с автотехникой (в основном из батальона связи).
На рассвете 24 марта броневики прибыли в Михаловце, а затем участвовали в контратаке на село Завадка. Развивая успех, вечером словаки ударили на главные венгерские позиции у Нижней Рыбницы. Здесь венграм удалось подбить один броневик, после чего атака словацкой пехоты захлебнулась, и началось паническое отступление. Лишь у Михаловце венгров удалось сдержать огнём уцелевших бронеавтомобилей.
Линия фронта стабилизировалась, но словаки продолжали подтягивать подкрепления: в Михаловце прибыли ещё четыре бронеавтомобиля и три танка LT vz. 35. Дальнейшей эскалации боевых действий помешала Германия: после окрика из Берлина в адрес венгерских и словацких властей «Трёхдневная война» прекратилась. Её итогом стала потеря Словакией небольшой части своей территории.
В сентябре 1939 года Словакия участвовала в агрессии против Польши. В состав сил, выделенных для вторжения, наряду с тремя пехотными дивизиями, вошла подвижная группа «Калинчак» (кавалерийский эскадрон, рота велосипедистов и рота бронеавтомобилей). Бронемашины ОА vz. 30 использовались в соответствии со своим предназначением — главным образом для разведки. Потерь бронетехники в сентябрьской кампании зафиксировано не было.
В течение 1940 года танковый полк интенсивно занимался боевой подготовкой на полигоне в Буковине и стрельбище Оремов Лаз. 1 июня 1941 года состоялся смотр полка, в котором, в частности, были задействованы три танковые роты: одна на LT vz. 34, одна на LT-40 и одна смешанная (с LT vz. 35 и LT vz. 38). 8 июня на основе полка сформировали Подвижную («Быструю») группу, которая вскоре примет участие в войне против СССР.
Продолжение следует
Литература:
- Гоменюк І. Провісники Другої світової. – Харків: КСД, 2017
- Arens M. Czołg lekki LT wz. 35 // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – №5
- Bajtos I. História slovenského Pluku útočnej vozby 1939–1944. – Košice, 1987
- Kliment С.K. Slovenská armáda 1939-1945. – Praha: Naše vojsko, 2003
Комментарии к данной статье отключены.