В годы Первой мировой войны Центральные державы всеми силами старались ослабить Антанту. Агенты из Германии, Австро-Венгрии, Османской империи устремились в Северную Африку, Центральную Азию и дальше в колониальные владения Великобритании и Франции. На периферии европейского мира можно было найти силы, которые становились досадной помехой, сковывавшей иногда значительные силы Антанты. Так, в Ливии, вроде бы покоренной накануне Великой войны итальянцами, турки смогли вновь обрести союзников в лице могущественного ордена сенуситов, выступивших против британцев. Кем были эти люди из Ливийской пустыни и как британцы с ними боролись?
Положение сенуситов до Первой мировой войны
Среди мусульман Магриба — северо-западного региона Африки — в XVIII–XIX вв. было множество приверженцев веры в «махди», спасителя, который должен восстановить чистоту ислама и победить всех противников истинной религии. Нет-нет, да и возникал человек, который силой своей харизмы и духовного подвига объединял вокруг себя значительное количество приверженцев. Обыкновенно подобные группы существовали внутри старых суфийских братств или же образовывали новые.
Так получилось и с Мухаммедом бен Али ас-Сенуси (1785–1859), выходцем из Алжира, который, живя в Марокко, попал в суфийское движение. По мнению ас-Сенуси, османские правители потеряли авторитет из-за склонности к роскоши и попыток заимствовать европейские новшества и не могли больше претендовать на власть над всей мировой мусульманской общиной, т. е. не могли больше быть халифами, предводителями правоверных. Его страстная проповедь нашла благодарных слушателей среди жителей областей между Тунисом и Египтом. В горах Эль-Джебель-эль-Ахдар ас-Сенуси основал завию — крепость-резиденцию. Она стала центром для основанного им братства — суфийского тариката, называвшегося по имени основателя — «санусия», или «сенусия». Братство быстро набрало силу в Киренаике, Феццане, среди бедуинов Египта и Триполитании, а также в Западном Судане.
Призыв к моральной чистоте и простоте ислама эпохи первых халифов, борьба против османов и европейцев — вот что отличало новое братство. Благодаря этому сенусия быстро была инкорпорирована в племенную организацию местных бедуинов. Часто предводители крупных родов и племён становились членами братства и основывали новые завии.
В середине XIX века центр сенусии был перенесён в оазис Джагбуб, находившийся далеко от османских, французских и египетских властей, что обеспечивало братству относительную свободу действий. Очень быстро завии братства стали крупными торговыми центрами, стоявшими на традиционных караванных маршрутах. Между главами завий и шейхами племён, на территории которых находились резиденции тариката, установились отношения, напоминавшие феодальные. Лидером в этих отношениях выступала сенусия, которая из чисто религиозного объединения к концу XIX века превратилась в тесно спаянный феодальный конгломерат семей. Возглавляли его потомки самого ас-Сенуси, известные как Сенуситы или Сануситы.
Турки были вынуждены признать братство и даже дать ему ряд привилегий. Султаны и их министры в далёком Константинополе понимали, что без поддержки местной элиты власть османов в Северной Африке немедленно исчезнет. Чиновники из Триполи, в конце концов, даже налоги не могли уже собирать без помощи завий, что показывало, кто истинный хозяин в стране. Историк Н.И. Прошин в своем очерке по истории Ливии цитирует одного русского путешественника, посетившего Триполи и наблюдавшего, как народ в городе практически игнорировал вали — турецкого губернатора — и с обожанием относился к вакилю — представителю главы братства. Последний обладал безусловным религиозным и политическим авторитетом, намного превосходившим авторитет османского султана и его наместника.
Наступление ливийцев на Египет
В 1911 году Италия вторглась в Ливию, захватив прибрежные районы, но её силы слабо или вовсе никак не контролировали внутренние районы страны. На западной границе французы из Алжира пытались постепенно получить контроль также и над Ливией. Интересно, что в каком-то смысле интересы сенусии совпадали с британскими, поскольку Британия пыталась сдержать продвижение французов в Африке. Подкрепляя свои политические соображения религиозными идеями, лидеры сенусии объявили против неверных джихад, «священную войну».
В 1911–1914 гг. между Лондоном, Каиром и Триполи шли сложные переговоры, поскольку хрупкий англо-сенуситский альянс, установленный в 1880–1890-е гг., был поколеблен намерением британского правительства поддержать колониальные захваты итальянцев. Имперское правительство приказало перекрыть границу между Египтом и Ливией, чтобы сенусия не смогла переправлять людей и оружие из первого во вторую. Надо отметить, что британские представители в Каире не поддерживали это решение, хотя и вынуждены были ему подчиниться. Местные же власти в Египте вовсе саботировали подобные распоряжения, особенно это касалось чиновников и военных на границе.
Когда началась Первая мировая война, то и Италия, и Османская империя поначалу оставались формально нейтральными. Первыми в войну вступили турки, и султан даже издал фетву — призыв мусульман к священной войне против врагов Османской империи и их союзников: Германии и Австро-Венгрии, — что само по себе было довольно необычно. Отношения сенусии с османами были сложными, и братство не торопилось исполнять призыв Константинополя. Этому были несказанно рады британцы в Египте, поскольку они вовсе не хотели угрозы Суэцкому каналу еще и с запада, из Ливийской пустыни.
Однако все осложнилось после вступления в 1915 году в войну Италии, причём на стороне Антанты. Римское правительство рассматривало братство сенусия как своих врагов, поскольку суфийский тарикат эффективно сопротивлялся итальянскому экспедиционному корпусу — настолько, что в том же 1915 году встал вопрос об эвакуации итальянцев.
Рим настаивал на полном прекращении поставок оружия, продовольствия и других припасов для сенусии со стороны британского Египта. Лондон был готов пойти на это, поскольку нуждался в союзниках в борьбе против Германии. Фельдмаршал Китченер же по этому поводу указывал, что итальянцы, преследуя свои узкие колониальные интересы, подобными действиями толкают братство и его лидера Ахмада аш-Шарифа, сына ас-Сенуси, на союз с Константинополем, что принесет Антанте и британцам много проблем. Бедуинов в пустыне можно было понять, поскольку ливийцы сильно зависели от Египта в отношении не только вооружений, но и продовольствия.
Как бы то ни было, среди отдельных групп в братстве и тесно связанных с ним бедуинских племен начали работу турецкие агенты, среди которых, по-видимому, были и ближайшие родственники Энвер-паши — в частности, его брат Нури-бей. Ахмад аш-Шариф, до того деятельно боровшийся с турками, не мог ничего с этим поделать, о чём и извещал письмами британские власти в Египте. Понять его истинные намерения, подчеркивают историки, сейчас невозможно. По-видимому, он мог одновременно играть на обе стороны, поскольку хотел сохранить и свою власть, и не потерять благорасположение британцев. Потому формально силы сенусии и бедуинских племён — всего около 5000 человек, собравшихся на границе с Египтом и вторгшихся туда в ноябре 1915 года, — Ахмад аш-Шариф не возглавлял.
Обеспокоенное потерей прибрежного городка Эс-Саллум, британское командование в Египте выставило против сенусии и бедуинов 35 000 человек, преимущественно из индийских войск, АНЗАК и подразделений из Южно-Африканского союза. Поскольку воевать с подвижными бедуинами было сложно, основную ударную силу британцев составляли бронеавтомобили и специально созданный Имперский верблюжий корпус. Силы были неравны, и победа британцев была предрешена. Только обширность территории помешала быстро завершить кампанию. В 1916 году в ряде сражений британцам удалось разгромить противника, но отдельные оазисы сопротивлялись вплоть до конца Первой мировой войны. Впрочем, с ними уже боролись итальянцы, а не британцы.
Победе британцев и итальянцев способствовала и экономическая блокада. Побережье охранялось египетскими и итальянскими судами, а границы с запада и востока были перекрыты войсками Антанты. Британские военнослужащие, участвовавшие в кампании против сенусии, отмечали, что бедуины изнурены голодом. Сельское хозяйство региона было подорвано, поскольку многие мужчины ушли воевать по призыву лидеров братства и племенных вождей. Есть свидетельства, что жители оазиса Сива на границе радостно приветствовали британские войска в 1917 году, поскольку это покончило с постоянными реквизициями со стороны братства.
Борьба против итальянцев, внутренние смуты, кампания против Египта и последующее наступление британцев вкупе с блокадой побережья и границ пагубно сказались на положении местного населения. Британские отчеты 1917 года говорят, что ливийцы сильно пострадали от голода. Многие бедуинские племена были вынуждены покинуть Триполитанию и Феццан, население которых, как полагают, сократилось с 650 000 до 250 000 человек.
В деле примирения на первый план вышел сын Ахмада аш-Шарифа Идрис, будущий король Ливии, который в апреле 1917 года заключил соглашения с итальянцами и британцами. Предусматривалось, что братство сенусия и итальянские войска сохранят уже имевшиеся у них опорные пункты, не захватывая новые, а мирным жителям будет разрешено передвижение между всеми областями страны и за её пределы, что снимет вопрос блокады. Итальянцы гарантировали неприкосновенность суфийского тариката сенусия и, что самое главное, всей его собственности, обязались выплачивать жалование шейхам завий, оставляли местное судопроизводство в руках судей-улемов.
По сути дела, долгая борьба сенусии за независимость от турок, итальянцев и вообще кого бы то ни было увенчалась успехом, хотя и потребовала значительных жертв. Одновременно, правда, это соглашение раскололо страну, поскольку лидеры Триполитании и Киренаики (и, что важнее, Ахмад аш-Шариф и его сын Идрис) резко расходились во взглядах по поводу компромиссов с Антантой.
Идрису удалось заручиться поддержкой британцев и итальянцев, которые начали снабжать его оружием и припасами для борьбы с теми племенами и шейхами братства, что еще продолжали воевать с Антантой. Ахмад аш-Шариф и поддерживавшие его турецкие представители, старавшиеся вернуть Ливию под власть султана, в 1918 году бежали из страны.
Таким образом, Первая мировая война подхлестнула национальное движение в Ливии, а помощь Антанты явно выделила среди тамошней элиты одного безусловного лидера, Идриса ас-Сенуси, который в будущем стал правителем независимого Ливийского королевства. Противостояние, имевшее поначалу религиозное основание, превратилось в борьбу за создание независимого государства, в котором тарикат сенусия стал опорой монархического режима династии Сенуситов.
Литература:
- Прошин Н.И. История Ливии (конец XIX в. — 1969 г.) — М.: «Наука», 1975
- Massey W.T. The desert campaigns by W.T. Massey, official correspondent of London newspapers with the Egyptian Expeditionary Force — New York, London: G.P. Putnam’s Sons, 1918
- Moyd M. Resistance and Rebellions (Africa) // International Encyclopedia of the First World War (https://encyclopedia.1914-1918-online.net)
- Pack J. The antecedents and implications of the so-called Anglo-Sanussi War 1915-1917 // The First World War and Its Aftermath: The Shaping of the Middle East — London: Gingko Library, 2015
- Slight J. British Understandings of the Sanussiyya Sufi Order’s Jihad against Egypt, 1915–1917 // The Round Table — 2014 — Vol.103 — №2 — p.233–242
Комментарии к данной статье отключены.