Если гренландцы и их американские союзники думали, что после эвакуации станции «Хольцауге» весной 1943 года метеорологи кригсмарине больше не рискнут вернуться на ледяной остров, то это было большим заблуждением. Ценность гренландских метеорологических прогнозов для вермахта была такова, что подготовка немцев к новой операции началась немедленно, после возвращения поредевшей первой гренландской экспедиции. Охотникам гренландского Санного патруля и Береговой охране США предстояла новая схватка с упорным и подготовленным противником.
«Контрабасист» начинает игру
15 августа 1943 года над районом северо-восточного побережья Гренландии, который по забавному совпадению называется Земля Германии (Germanialand), снова появился незваный гость с соотечественниками немецких первопроходцев на борту. «Фокке-Вульф» Fw 200 «Кондор» из эскадрильи 3./KG 40, вылетев с норвежской авиабазы Вернес, провёл тщательную разведку района новой гренландской операции метеослужбы кригсмарине, которая фактически уже началась.
Сутками ранее покинул верфь «Нептун» в Ростоке и взял курс на Нарвик «веттершифф» «Кобург» (WBS 2 Coburg), прошедший переоборудование и оснащение для длительной миссии в высоких широтах. «Кобург», как и большинство разведчиков погоды, был новым дизельным траулером 1938 года постройки, вместимостью 300 брт. Корабль был уже ветераном метеослужбы: в августе 1940 года он участвовал в обеспечении рейда немецких линкоров в Атлантику (операция «Берлин»), а в марте 1943 года установил автоматическую метеостанцию WFL 23 «Эрвин 2» на острове Медвежий. Теперь «Кобургу» предстоял крайне опасный путь к берегам Гренландии.
Всего два месяца понадобилось службе контр-адмирала Фрица Конрада (Fritz Conrad), чтобы изучить опыт операции «Хольцауге», подобрать кадры и подготовить новую экспедицию в Гренландию, которая получила название «Басгайгер» (Bassgeiger — нем. «Контрабасист»). «Крёстного отца» операции можно определить довольно легко: фамилия метеоролога, годом ранее на борту «Кондора» обследовавшего будущий район высадки, была Ван Бесхёйсен (Van Besshuysen). В действительности возглавил миссию совсем другой специалист.
После успешной эвакуации станции «Хольцауге» Фриц Конрад произвёл ротацию руководящего состава метеорологов для вновь запланированных операций. Гансу Кнёспелю (Hans-Robert Knöspel), самому опытному полярнику метеослужбы и начальнику учебной станции «Золотая гора» (Goldhöhe) в Судетах, предстояло возвратиться с новой экспедицией на Шпицберген, а его место должен был занять триумфально вернувшийся из Гренландии Готфрид Вайс (Gottfried Weiß).
Возглавить новую гренландскую операцию выпало заместителю Кнёспеля в «Золотой горе», опытному альпинисту и учёному-гляциологу, профессору доктору Генриху Шатцу (Heinrich Schatz). Из соображений секретности фамилия руководителя «Басгайгера» была использована в кодовом названии операции «Шатцгребер» (Schatzgräber — нем. «Кладоискатель») на Земле Франца-Иосифа, что привело даже к некоторой путанице в немецких боевых документах.
Проанализировав опыт «Хольцауге» и деятельность её попавшего в плен руководителя лейтенанта цур зее резерва Германа Риттера (Hermann Ritter), командование сделало определённые выводы и внесло существенные коррективы в организационную структуру экспедиции. Общее командование теперь было возложено не на командира корабля, а на метеоролога Шатца, чьим заместителем стал доктор Эрнст Трилофф (Ernst Triloff).
Командиром «Кобурга» и его экипажа являлся кадровый унтер-офицер (штабсоберштурман), обладатель Железного креста I класса Йохан Родебрюггер (Johann Rodebrügger). Наконец, «боевым командиром» экспедиции был назначен лейтенант цур зее Герхард Цакер (Gerhard Zacher), в чьи обязанности входили вопросы организации обороны станции. В случае боевого столкновения с противником он должен был принять на себя командование всем личным составом экспедиции. Такая «трёхуровневая система» не может не вызвать удивления, но, видимо, руководство кригсмарине, встревоженное участившимися случаями столкновений метеорологов с противником на Шпицбергене и созданием Санного патруля в Гренландии, сочло такое оригинальное решение оправданным. Общее количество участников экспедиции составило 27 человек: 18 моряков с «Кобурга» и девять метеорологов, включая лейтенанта Цакера.
План проникновения в Гренландию также существенно отличался от предыдущей операции. На этот раз «Кобург» должен был войти в паковые льды в районе 76° северной широты, что было гораздо севернее, чем это сделал Риттер на «Заксене» (WBS 1 Sachsen).
Риск быть затёртыми льдами в неуправляемом дрейфе сочли приемлемым: главное было избежать обнаружения и оборудовать новую стоянку как можно дальше к северу от скомпрометированной базы «Хольцауге». Ещё одним новшеством стало то, что на переходе вплоть до границы плавучих льдов траулер должна была эскортировать подводная лодка U 355. Практика сопровождения «веттершиффов» субмаринами уже была распространена немцами в Баренцевом море, но к берегам Гренландии такие конвои ещё не ходили.
24 августа «Кондор» из эскадрильи 1./KG 40 совершил контрольный разведывательный вылет к Гренландии. В районе основного на восточном берегу острова поселения Скорсбисунд было обнаружено скопление судов, а южнее острова Шеннон разведчик встретил бессменного американского «часового» Гренландии, патрульный корабль «Нортленд» (Nortland), который безрезультатно обстрелял немцев из своих 20-мм «эрликонов».
Такая активность союзников в районе операции нисколько не повлияла на немецкие планы. Ровно в 04:00 28 августа 1944 года «Кобург» вышел из гавани Нарвика, и «Контрабасист» контр-адмирала Конрада начал свою игру.
В ледяном аду
Подводная лодка U 355 под командованием корветтен-капитана Гюнтера Ла Бауме (Günter La Baume) находилась на патрулировании в море уже две недели, когда 29 августа получила приказ встретить «Кобург» в квадрате АВ 2257 юго-западнее Шпицбергена и сопровождать его к берегам Гренландии. Расчётное время встречи с траулером, по сообщению штаба, было 10:00 по Берлину 30 августа. Лодка прибыла в точку рандеву в 05:20, однако не смогла обнаружить «Кобург» ни в этот день, ни в течение следующих суток: погодные условия были слишком тяжёлые. После безрезультатного ожидания в 19:00 1 сентября Ла Бауме взял курс на базу в Хаммерфест.
Тем временем уже 31 августа «Кобург», который не стал тратить время на поиски конвоира, вошёл в паковые льды у побережья Гренландии в точке с координатами 76,51 N 2,50 W и сразу оказался прочно затёрт в ледяном плену.
Беспомощный траулер дрейфовал вместе с огромным ледяным полем на юг. Главной задачей немцев теперь было попытаться при малейшей возможности приблизиться к берегу, чтобы со временем их не вынесло прямо в руки союзников. 13 сентября, согласно полученному приказу, группа Шатца начала сбор данных о погоде, и спустя два дня в Тромсё была передана первая сводка метеонаблюдений — «Кобург» превратился в дрейфующую полярную станцию. Однако ледовая обстановка и риск неуправляемого дрейфа были настолько серьёзными, что курирующему операцию «Басгайгер» командующему силами кригсмарине в Арктике контр-адмиралу Отто Клюберу (Otto Klüber) пришлось принимать срочные меры.
Уже 16 сентября из Норвегии к «Кобургу» вылетел Fw 200 с грузом взрывчатки для подрыва ледяных торосов, но экипажу «Кондора» не удалось обнаружить дрейфующий траулер. Повторный вылет 18 сентября увенчался успехом: с самолёта сбросили девять контейнеров со взрывчаткой и другими предметами снабжения, однако два из них упали в полынью и утонули. 28 сентября экспедиции ещё раз была сброшена взрывчатка, и путём неимоверных усилий 2 октября «Кобург» смог освободиться из ледяного плена.
В течение двух последующих недель Родебрюггер пытался осторожными манёврами максимально сблизиться с берегом и выйти из зоны океанского течения, но 16 октября «Кобург» снова и уже окончательно вмёрз в прибрежное ледяное поле. Немцы почти достигли цели: они находились всего в 12 километрах от мыса Сусси на северо-восточном берегу острова Шеннон. Угроза дрейфа на юг миновала, но Шатц, видимо, посчитал, что расстояние в 12 километров от корабля до берега слишком велико для обустройства капитальной наземной станции. В результате немцы соорудили временный лагерь метеогруппы, который незатейливо назвали «Айслагер» (Eislager — нем. «Ледовый лагерь»), прямо на морском льду примерно в трёх километрах от «Кобурга».
В ночь на 19 ноября сильнейший шторм вызвал подвижку льда, и «Кобург» чуть не раздавило льдами. Траулер получил серьёзные повреждения и в итоге застыл с креном 30° на левый борт. Лагерь на льду был практически уничтожен, погибло много ценного имущества и оборудования, а самое главное — были потеряны почти все пиломатериалы для строительства жилья. Немцы пережили апокалиптическую ночь: лейтенант Цакер, служивший на тяжёлом крейсере «Блюхер», потопленном норвежцами 9 апреля 1940 года в Осло-фиорде, признался Шатцу, что «эта ночь была гораздо страшнее, чем та».
Об отмене операции, как и доставке пиломатериалов самолётами, не могло быть и речи, и на долю экспедиции «Басгайгер» выпали, пожалуй, самые жестокие лишения из тех, что пришлись на немецкие арктические метеогруппы.
На одном из обрывов скалистого берега мыса Сусси Шатц обнаружил глетчер (ледник, образовавшийся из снега) размерами 40×12 метров — именно ему и предстояло стать новым домом для отряда метеорологов. Почти полтора месяца, начиная с 23 ноября 1943 года, ушло у немцев на то, чтобы вырубить в леднике систему связанных между собой пещер и туннелей.
4 января 1944 года метеогруппа в полном составе, лейтенант Цакер и два члена экипажа «Кобурга» — всего 11 человек — заселились в ледник, в котором им предстояло провести свою самую страшную зиму в жизни. По воспоминаниям переживших войну участников экспедиции, в условиях круглосуточной тьмы полярной ночи, при средней температуре на поверхности −26°C, они чувствовали себя заживо похороненными в этих ледяных норах высотой чуть более метра. Температура внутри жилых палаток, оборудованных в расширенных участках пещерных ходов, редко превышала +5°C. В целях экономии драгоценного топлива норма расхода керосина для разогрева пищи и освещения составляла всего 0,75 л в сутки. В этих условиях обитателям ледника приходилось регулярно осуществлять метеонаблюдения, транслировать их на «Кобург» для последующей передачи в Норвегию и поддерживать исправность аппаратуры.
Положение экипажа Родебрюггера на накренившемся «Кобурге» было немногим лучше. Моряки как могли поддерживали техническое состояние корабля и доставляли припасы в ледяной дом метеорологов. В течение марта команда «Кобурга» среди прибрежных скал, неподалёку от глетчера метеорологов, возвела из остатков «Айслагера» домик для радиостанции. По планам командования, весной, после вскрытия льда, «Кобург» должен был вернуться в Норвегию, оставив группе Шатца оборудованную радиостанцию и припасы. Однако немцы не догадывались, что они уже давно обнаружены и гренландцы тоже ждут весны, чтобы нанести визит непрошеным гостям.
«Контрабасист» выигрывает схватку
Уже в ноябре 1943 года разведчики Санного патруля сержант Петер Нильсен (Peter Nielsen) и капрал Карл Шульц (Carl Henrik Schultz) обнаружили следы чужаков на мысе Сусси, после чего сразу повернули свои собачьи упряжки на новую главную базу Патруля, расположенную в бухте неподалёку от уничтоженного группой Риттера Эскимонесса. Командир Патруля капитан Иб Паульсен (Ib Poulsen) дал этой базе крайне мрачное название Бухта Мертвеца (Dødemandsbugten), и сообщение разведчиков о появлении новой группы противника оптимизма ему не добавило. Паульсен лично испытал на себе огневую мощь немецких метеорологов, поэтому решил действовать крайне осторожно. Его заместитель капитан Нильс Йенсен (Niels Ove Jensen) доставил из Нарсарссуака американские автоматы и пулемёты, а администрация Гренландии обратилась к американцам с просьбой о переброске по воздуху в Бухту Мертвеца хотя бы взвода солдат для атаки немецкой станции.
В любом случае, атаковать станцию планировалось весной — погодные условия и качество снежного покрова в зимний период полярной ночи считались датчанами непригодными для масштабных санных походов. В феврале 1944 года Паульсен отправил к острову Шеннон разведгруппу из четырёх человек во главе с лейтенантом Карлосом Зибелем (Carlos Ziebell). Зибель почти случайно обнаружил базу в глетчере, заметив немца, исчезнувшего в леднике, но не смог установить общую численность противника и схему его размещения.
Так как на быстрое прибытие американцев рассчитывать не приходилось, Паульсен решил рискнуть и напасть на немцев своими силами. 22 апреля 1944 года около 11:00 группа из шести патрульных во главе с капитаном Нильсом Йенсеном обнаружила радиостанцию и заняла позицию приблизительно в 300 метрах от неё, укрываясь за гребнем холма. Йенсен решил лично разведать обстановку и начал осторожно пробираться среди ледяных торосов к радиостанции. Он успешно избежал встречи с двумя немцами, которых счёл сторожевым патрулём, и находился уже в 100 метрах от домика, когда внезапно практически нос к носу столкнулся с боевым командиром «Басгайгера» лейтенантом Цакером. За спиной у Цакера было охотничье ружьё: лейтенант шёл на охоту. Много лет спустя Йенсен вспоминал, чем закончилась эта встреча:
«Он не отреагировал на мой приказ поднять руки и следовать впереди меня за гребень холма, где укрывались остальные патрульные. Просто молча стоял и смотрел на меня. Внезапно он сбросил свою винтовку и быстро заговорил о том, что бессмысленно братским народам сражаться друг с другом, тем более, что Германия и Дания не воюют между собой, что он просто выполняет приказы… В следующий момент он выхватил из кармана пистолет и выстрелил в меня, но промахнулся с трёх метров. В ту же секунду из своего «Томпсона» я изрешетил его».
Стрельба возле радиостанции стала сигналом тревоги для немцев, которые бросились к заранее оборудованным под руководством Цакера оборонительным постам и сторожевой башне. Датчане развернули пулемёт и попытались вести огневую дуэль, но сразу оказались под сильным перекрёстным огнём и обратились в бегство, бросив пулемёт (видимо, «Браунинг» М1918А2) и всё снаряжение.
Генрих Шатц не стал организовывать преследование гренландцев, ограничившись несколькими дальними патрулями для разведки обстановки вокруг станции. В своём дневнике руководитель «Басгайгера» отметил, что нападение удалось отразить благодаря погибшему Герхарду Цакеру и выстроенной им системе обороны, а действия метеорологов были отработаны до автоматизма на частых тренировках, к которым личный состав экспедиции относился до этого без малейшего энтузиазма. До конца апреля ещё дважды патрули немцев сталкивались с разведчиками Ибсена, но обе стороны предпочли в бой не вступать.
Запрос Шатца в Тромсё о необходимости эвакуации скомпрометированной станции был отклонён Верховным командованием кригсмарине в Берлине. «Басгайгеру» было приказано продолжить работу, а оборону станции усилить за счёт экипажа «Кобурга», который теперь подлежал уничтожению. 1 мая 1944 года траулер подорвали, и его экипаж переселился в пещеры глетчера, население которого увеличилось до 21 человека — ещё пятеро радистов проживали в домике радиостанции. 7 мая командование сообщило, что Родебрюггеру передаются полномочия боевого командира станции.
Но уже в конце мая мольбы Шатца о том, что условия жизни в леднике стали совсем невыносимыми, услышали, и эвакуация была разрешена. Южнее мыса Сусси, в бухте Норденскьольд, немцы подготовили взлётно-посадочную полосу длиной 1600 метров, которую 2 июня испытал касанием и пробегом без остановки «Кондор», специально вылетевший из Норвегии. На следующий день на эту полосу сел огромный «Юнкерс» Ju 290 из эскадрильи 2./FAG 5, вылетевший с базы Мон-де-Марсан на юго-западе Франции.
Перед отлётом Шатц и Трилофф взорвали оставшимися боеприпасами проклятый ледяной дом, уничтожили не подлежащее эвакуации оборудование, после чего личный состав с оружием, личными вещами, документами и особо ценными приборами направился в сторону бухты.
На берегу мыса Сусси осталась могила лейтенанта Цакера, крест над которой уходящие немцы увенчали «штальхельмом» и сфотографировались возле неё. Впереди их ждал долгий перелёт в норвежский Вернес. Оттуда «полярных героев» доставили в Берлин, на торжественный приём с награждением к главнокомандующему кригсмарине гросс-адмиралу Карлу Дёницу.
Только 24 июля 1944 года «Нортленд» добрался до мыса Сусси, где обнаружил остатки станции и «Кобурга», а также могилу Цакера, ставшую единственным воинским захоронением вермахта в Гренландии. Враг снова ускользнул, выполнив свою задачу. Для экипажа «Нортленда», единственным успехом которого пока был только громкий захват в сентябре 1941 года норвежского экспедиционного судна «Бускё» с агентом СД Якобом Бредли, этот факт стал жестоким разочарованием. Но очень скоро полосе невезения было суждено закончиться.
«Эдельвейс» не расцветает
Контр-адмиралу Фрицу Конраду было не суждено дождаться успешного завершения второй гренландской операции. 1 января 1944 года патриарх метеорологов кригсмарине скончался при исполнении служебных обязанностей в Грайфсвальде, где находилась главная обсерватория флота. В течение четырёх месяцев обязанности главы метеослужбы исполнял корветтен-капитан, профессор минералогии и петрографии доктор Ханс Ниланд (Hans Nieland). Это был довольно известный подводник Первой мировой, сделавший после войны блестящую научную карьеру в университетах Ростока и Гейдельберга. Нагрузка оказалась слишком велика для 59-летнего резервиста, и 1 мая 1944 года новым руководителем «мариневеттердинст» был назначен капитан цур зее Фридрих-Карл Веземанн (Friedrich-Karl Wesemann).
Веземанн был не учёным, а фронтовым практиком, и помимо эвакуации «Басгайгера» на него сразу легла задача по закрытию «гренландской погодной дыры» — такое название получил в кригсмарине этот регион, регулярные погодные сводки из которого стали чрезвычайно важны после высадки союзников в Нормандии. Последней операцией Фрица Конрада была как раз попытка подстраховаться на случай потери наземной станции и направить к берегам Гренландии разведчик погоды траулер «Гессен» (WBS 11 Hessen). Но 10 января 1944 года, спустя всего три дня после выхода из базы, на «Гессене» сломался коленчатый вал двигателя, и траулер пришлось спасать с помощью подводной лодки.
Ещё в мае, когда только решался вопрос об эвакуации «Басгайгера», Готтфриду Вайсу было приказано готовиться к возвращению в Гренландию. Подготовка операции, получившей первоначальное название «Вайсдорн» (Weissdorn — нем. «Боярышник») прошла быстро и стандартно — оснащение траулера «Кединген» (WBS 6 Kedingen), укомплектование экспедиции, разведывательный вылет, переход в Норвегию.
29 июля 1944 года «Кединген» (1929 год, 493 тонны) с 25 членами экипажа и 10 метеорологами под командованием штурмана Эдмунда Польски (Edmund Polski) вышел из Висмара. Началась третья гренландская операция кригсмарине, получившая новое звучное название «Эдельвейс». Видимо, подразумевалось, что период цветения эдельвейса приходится на июль-август.
Организационная структура экспедиции не претерпела изменений. Помимо Польски и Вайса, в неё включили боевого командира лейтенанта цур зее Ганса Аллевельдта (Hans Alleweldt), но план перехода в Гренландию существенно отличался от предыдущего.
Чтобы избежать обнаружения и столкновения с противником, немцы продолжали упрямо забираться всё дальше к северу. Местом дислокации новой станции должна была стать бухта Дов в 350 километрах севернее острова Шеннон. Как и годом ранее, траулер на переходе должна была эскортировать подводная лодка, но в этот раз субмарина U 703 должна была сопровождать его почти сразу после выхода из Тромсё. Общее командование на переходе было возложено на командира U 703 обер-лейтенанта Йоахима Брюннера (Joachim Brünner).
В случае воздушной атаки лодка должна была оборонять траулер своим зенитным огнём, при появлении надводного противника погрузиться и атаковать. «Кединген» при этом должен был занять такую позицию, чтобы непременно подставить атакующий корабль под удар Брюннера. Взаимодействие траулера с лодкой должно было осуществляться звукоподводной связью.
Следует заметить, что группировка подводных лодок рейха в Норвегии в этот период стала напоминать личный подводный флот метеослужбы. После «Эдельвейса» планировались ещё две операции по заброске групп на Шпицберген и Землю Франца-Иосифа, также постоянно осуществлялись установки автоматических наземных метеостанций и метеобуёв. Командующий подводными лодками в Норвегии фрегаттен-капитан Райнхард Зурен (Reinhard Suhren), на котором лежала ещё и задача по борьбе с арктическим конвоями, отмечал, что все эти «специальные операции» очень сильно отвлекают боевые лодки от непосредственного противостояния с противником.
28 августа 1944 года «Кединген» покинул Тромсё и в 19:40 встретился с U 703, которая вступила в охранение траулера, поднявшего советский флаг. В ночь на 1 сентября лодка Брюннера и «Кединген» без происшествий достигли границы плавучих льдов, после чего U 703 приступила к перекачке на траулер 20 кубометров топлива. Ещё 29 августа командование предупредило Брюннера, что разведчик люфтваффе обнаружил в этом районе патрульное судно противника, но казалось, что всё идёт полностью по плану.
В 05:21, буквально сразу после окончания дозаправки траулера, на горизонте показался корабль, который Брюннер безошибочно опознал как «Нортленд».
«Кединген» немедленно бросился на северо-запад, к берегу Гренландии, в самую гущу плавучего льда, надеясь там оторваться от преследователя. U 703 погрузилась и начала маневрировать для выхода в атаку на «Нортленд». В 06:14 Брюннер выстрелил по американцу самонаводящейся торпедой Т5, но через 30 секунд она попала в битый лёд, начала описывать круги, и через две минуты взорвалась недалеко от лодки, которую ощутимо встряхнуло. Повторный выстрел Т5 в 06:50 сразу привёл к попаданию в льдину. К этому времени «Кединген» и «Нортленд» уже почти скрылись за горизонтом. Брюннер всплыл и попробовал догнать противника, но льды стали уже непреодолимыми для лёгкого корпуса лодки.
«Кединген» довольно искусно продирался сквозь льды, невзирая на бешеную стрельбу с «Нортленда», и эта погоня растянулась на 70 миль (110 км). Траулер дважды радировал в штаб об обстановке и запрашивал помощь; последнее сообщение от него было в 10:25: «Атака подводной лодки, видимо, безуспешна. Меня преследуют. Пытаюсь достичь южной части острова Колдвей».
Все эти сообщения Зурен сразу ретранслировал Брюннеру, которому оставалось только бессильно слышать затихающие вдали раскаты орудийной стрельбы. Командиру U 703 было приказано продолжать операцию, находясь у кромки паковых льдов, и попытаться уничтожить возвращающегося противника.
Для «Эдельвейса» всё было кончено. Когда после полудня «Кединген» оказался всего в 200 метрах от южной оконечности острова Сторе-Колдвей, перед ним встала сплошная стена льда, которая закрывала и проход в бухту Дов. «Нортленд» не отставал, и немцам ничего не осталось, кроме как затопить траулер и сдаться в плен. В эфире наступила полная тишина.
Такое в истории наземных метеостанций кригсмарине случилось впервые, а потому командование погрузилось в тягостные раздумья и недоверие. На следующий день бортовой гидросамолёт «Нортленда» обнаружил и атаковал U 703, но лодке удалось избежать повреждений. Брюннер продолжил ожидать возвращения противника, до 5 сентября, когда из штаба пришёл запрет на атаку «Нортленда», так как на нём мог находиться личный состав «Эдельвейса». 6 сентября U 703 выставила автоматический метеобуй и взяла курс на Нарвик, оставшись в неведении о судьбе своих подопечных.
Конец «гренландской погодной дыры»
Метеорологическая война Третьего рейха постепенно превращалась в тотальную. Так, 9 сентября 1944 года командование военно-морской группы «Норд» сообщило командующему подводными лодками в Норвегии, что критическая ситуация с топливом вынуждает 5-й воздушный флот отказаться от разведывательных полётов в пользу ежедневных метеорологических вылетов. Субмарины также предлагалось использовать для запуска метеорологических радиозондов, что вызвало резкое негодование Зурена.
Ситуация была настолько острая, что 13 сентября была санкционирована контрольная радиограмма для молчащего уже две недели «Эдельвейса». Когда в течение суток ответа не последовало, гросс-адмирал Дёниц отреагировал мгновенно. На Гренландию перенацелили уже готовую выйти из Тромсё к Земле Франца-Иосифа экспедицию «Гольдшмид» (Goldschmied — нем. «Ювелир») под командованием лейтенанта цур зее резерва Карла Шмида (Karl Schmid) на новом (1944 год, 1015 тонн) турбинном траулере специальной постройки «Экстернштайне» (WBS 11 Externsteine). Операция получала название «Эдельвейс II».
В ходе последующего обмена мнениями между инстанциями был выработан следующий план: учитывая резко усилившуюся бдительность противника, траулер должен был попытаться высадить группу ещё как можно севернее, вплоть до острова Иль-де-Франс, в 200 км от бухты Дов. После высадки и выгрузки припасов демаскирующий экспедицию корабль должен был немедленно возвращаться. Выход назначили на конец сентября, эскортировать «Экстернаштайне» должна была U 965 обер-лейтенанта цур зее Гюнтера Унферцагта (Günter Unverzagt).
В 16:00 26 сентября 1944 года, в сильном тумане, «Экстернштайне» (19 членов экипажа, 12 членов метеогруппы) и U 965 покинули Тромсё, взяв курс на северо-запад. В этот раз переход прошёл без всяких происшествий, и ночью 29 сентября траулер и лодка благополучно расстались на границе плавучих льдов. Забраться далеко на север командиру траулера лейтенанту Герхарду Ротеру (Gerhard Rother) не удалось, но и без того всё складывалось очень успешно. Уже 1 октября корабль встал на якорь у острова Лилль-Колдвей, образующего часть восточного берега бухты Дов.
С помощью трёх резиновых лодок немцы сразу начали разгружать траулер. Спустя сутки, после полудня 2 октября, припасы и снаряжение для метеогруппы были выгружены, и Ротер снялся с якоря. Казалось, удача вновь на стороне немецкой метеослужбы, но паровая машина «Экстернштайне» при запуске в сильный мороз давала слишком много густого чёрного дыма. Это и стало началом конца второго «Эдельвейса».
Американцы вовсе не утратили бдительность — наоборот, на помощь «Нортленду» прибыли новейшие дизель-электрические ледоколы Береговой охраны «Иствинд» (USCGC Eastwind) и «Саутвинд» (USCGC Southwind), вступившие в строй летом 1944 года. По всей видимости, в целенаправленном поиске и обнаружении обоих «Эдельвейсов» сыграла свою роль и радиоразведка Союзников, твёрдо намеренных окончательно очистить Гренландию от немецких метеогрупп.
Экипаж бортового разведчика «Грумман» J2F «Дак» с «Иствинда» заметил дым траулера, который уходил к югу, в зону более разреженных льдов, а затем и штабели выгруженных им на берегу припасов. Получив донесение от разведчика, ледоколы немедленно взяли курс на Лилль-Колдвей.
В ночь на 4 ноября десантная партия с «Иствинда» во главе с лейтенантом Элденом Льюисом (Alden Lewis) внезапно атаковала лагерь только начавших обустраиваться метеорологов. Группа Шмида беспрекословно сдалась в плен. Американцы забрали документы и ценное оборудование, а все приготовленные для зимовки припасы были оставлены не берегу — с тех пор место высадки «Эдельвейса II» стало известно среди благодарных датских охотников как «Немецкий склад».
Оставалось разобраться с Герхардом Ротером, который, пользуясь специально усиленным корпусом «Экстернштайне», уходил через зону тяжёлого льда к острову Шеннон. Резко ухудшившиеся погодные условия затруднили поиски, однако 14 октября «Грумман» с «Иствинда» обнаружил беглеца в 10 милях от мыса Борген, и ледоколы пошли на перехват не подозревающего об их присутствии немца.
15 ноября в 21:00 траулер был обнаружен радаром с дистанции 13 километров, а когда расстояние сократилось до 3,5 километров, американцы включили прожектора и сделали три предупредительных выстрела из 127-мм орудия. Ротер не стал изображать героя, сразу передав семафором, что сдаётся. Приказ американцев не топить корабль был также им выполнен, заранее установленные подрывные заряды обезвредили сами немцы.
Потеря двух подряд экспедиций стала самым сильным ударом для метеослужбы кригсмарине за всю войну и означала окончательное крушение планов закрепиться в Гренландии. Лебединой песней этой эпопеи стала операция «Цугфогель» (Zugvogel — нем. «Перелётная птица») траулера «Вупперталь» (WBS 1 Wuppertal), которую ждал ещё более мрачный финал. Начиная с 1 декабря 1944 года «веттершифф» передавал сводки погоды, крейсируя между Шпицбергеном и Гренландией. Последняя радиограмма с него была получена 14 января 1945 года. В ней сообщалось, что произошла авария в машине, и в условиях сильного шторма траулер потерял ход. После этого связь прекратилась, и «Вупперталь» с 16 членами экипажа и четырьмя метеорологами пропал без вести.
Массив метеорологических данных с «Вупперталя», подводных лодок и метеобуёв помог немцам определить дату своего наступления в Арденнах, когда авиация союзников оказалась прикована к земле нелётной погодой. Но этот успех метеорологов уже мало что значил на фоне очевидной агонии вермахта.
Источники и литература:
- Dege, Wilhelm. War North of 80. The Last German Arctic Weather Station of World War II — University of Calgary Press, Calgary, 2004
- Frederiksen, Henning. Den ensomme grav ved Kap Sussi på Shannon Øen i Nordøst-Grønland (https://issuu.com)
- Holzapfel, Rupert. Deutsche Polarforschung 1940-1945 (http://epic.awi.de)
- Ritschel, Herbert. Kurzfassung Kriegstagebücher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 13-14 — Norderstedt
- http://www.warcovers.dk
- http://www.lexikon-der-wehrmacht.de
- https://milhist.dk
- https://archive.org
- http://www.ibiblio.org
- https://www.wlb-stuttgart.de
- https://www.uboat.net
Комментарии к данной статье отключены.