До начала Второй мировой войны немецкий океанский лайнер «Кап Аркона», названный так в честь одноимённого мыса на острове Рюген, совершал пассажирские рейсы между Германией и Южной Америкой. В 1940 году судно перешло в распоряжение кригсмарине. Лайнер служил плавучей казармой, «снимался» в пропагандистском фильме «Титаник» (1943), эвакуировал немецких солдат из Восточной Пруссии, а весной 1945 года переквалифицировался в плавучую тюрьму и в конце апреля, стоя в Любекской бухте, принял на борт 4000–4500 узников концлагеря Нойенгамме. Карл Кауфман, гауляйтер Гамбурга, на территории которого находился лагерь, позже уверял, что заключённых намеревались переправить в Швецию. Другие же участники тех событий свидетельствовали в суде, что немецкое командование собиралось затопить корабли с людьми на борту.
2 мая в Любек вошли британские войска. На следующий день над бухтой появились истребители-бомбардировщики «Хоукер Тайфун» и атаковали находившиеся там суда. Их жертвами стали «Кап Аркона» и стоявшие рядом лайнер «Дойчланд» и грузовое судно «Тильбек», на борту которых также находились узники концлагерей. «Тильбек» пошёл ко дну первым, унеся жизни примерно 2700 человек. Через час его судьбу разделил охваченный пожаром «Кап Аркона»: судно перевернулось на левый борт и затонуло. Оказавшихся в воде заключённых обстреливали англичане с воздуха и немцы с берега. Уцелели лишь 350 человек. Наконец та же участь постигла и «Дойчланд». Общие потери составили более 7000 человек.
Причину трагедии исследователи видят в недостаточно тщательном анализе разведданых со стороны британского командования, которое ставило своим ВВС цели, толком не разобравшись, что они собой представляют. Находившийся в Любеке представитель Международного Красного Креста сообщал британской разведке, что в гавани находятся суда с узниками концлагерей на борту, однако в суматохе эта информация затерялась.
Комментарии к данной статье отключены.