Тщательная подготовка разведпоиска — залог успешного захвата языка. Грамотно выбрав объект, изучив его и хорошенько потренировавшись, разведчики могли выполнить задание, не понеся потерь. Однако условия не всегда позволяли как следует подготовиться к акции. В таком случае разведгруппам приходилось действовать по «простому» плану, рассчитывая на свою наглость и выдумку. Иногда такой неожиданный ход обескураживал противника и приносил результат. Хорошим примером «простых» действий стали три акции разведчиков 5-й ударной армии в июле 1944 года.
Уложиться в четверть часа
В начале июля 1944 года 5-я ударная армия занимала оборону на берегах Днестра на рубеже Дубоссары — Спея (современная Республика Молдова) в составе войск 3-го Украинского фронта. В течение месяца она выполняла инженерные работы по укреплению оборонительных рубежей, занималась боевой подготовкой войск и вела разведку с помощью системы наблюдения и разведгрупп, которые практически ежедневно на разных участках фронта выходили на поиски контрольных пленных.
Успех к разведчикам пришёл не сразу. За первые десять дней июля им удалось добиться результата всего единожды. Из шестнадцати разведгрупп, выходивших за языком, удача улыбнулась лишь стрелковому отделению 1368-го стрелкового полка 416-й стрелковой дивизии. Эта часть занимала оборону на правом берегу Днестра, у села Вайново. 7 июля 1944 года командир полка подполковник Куркацешвили организовал поиск для захвата контрольного пленного. К выполнению задачи офицер привлёк стрелковое отделение из семи пехотинцев и двух сапёров под командой красноармейца Безродного.
Подготовкой и действиями бойцов Безродного руководил командир 3-го батальона 1368-го полка капитан Мавданов. Правда, вся подготовка заключалась в подробном инструктаже да проверке оружия и снаряжения. Объектом нападения стал участок траншеи противника, соединённый полуразрушенным ходом сообщения с траншеей 7-й стрелковой роты. Всю траншею ранее занимали немцы, но советская рота потеснила их и захватила её северную часть. Ничейный ход противник заминировал, поставив мины на протяжении 20 м.
План Мавданова был прост. В полдень разморённый зноем враг снижал бдительность. Воспользовавшись этим, отделение Безродного проникает в его траншею по проделанному сапёрами проходу. Одна группа двигается с фронта по «ничейному» участку окопов, а вторая идёт в обход справа, чтобы зайти в тыл противника. Сблизившись с немцами на 20–30 м, Безродный подаёт свистком сигнал, и его бойцы, забрасывая врага гранатами, врываются в траншею. Захватив пленного, они под прикрытием огня первой группы возвращаются обратно.
Акция началась 7 июля в 12:00, после того как сапёры сняли 20 противопехотных мин у прохода. Безродный разделил своих бойцов на две группы: четыре человека в первой, трое — во второй. Первая группа двинулась по разминированному участку, а вторую Безродный повёл в обход. Как и предполагал Мавданов, противник расслабился и не заметил приближения разведчиков. По сигналу командира отделение забросало немцев гранатами, убив троих и обратив в бегство остальных.
Безродный вместе с красноармейцем Фишером ворвались в окопы и успели обезоружить и схватить одного немца. Остальные бойцы открыли по убегавшим огонь из автоматов. Взяв пленного и два пулемёта МГ-34, разведчики без потерь вернулись в своё расположение. Вся акция продлилась пятнадцать минут. Оценивая её, начальник отдела по использованию опыта войны штаба 3-го Украинского фронта подполковник Еремеев писал:
«Умело выбранный участок для действий и объект для нападения, а также хорошо подобранное отделение смелых бойцов под командой опытного красноармейца товарища Безродного решили успех поиска».
Утренний сюрприз
После удачного разведпоиска 7 июля разведка 5-й ударной армии продолжила охоту за языками на немецких позициях. С 11 по 17 июля на поиски выходили девять разведгрупп. Семь из них немцы обнаружили, обстреляли, и те вынуждены были отойти. Но двум партиям повезло больше.
Первой из них была разведгруппа 60-й гвардейской стрелковой дивизии, которая отличилась утром 13 июля северо-западнее Вайново. Комдив поручил командиру разведроты захватить пленного, чтобы выяснить изменения группировки противника и характер его укреплений перед фронтом дивизии. Получив задачу на разведку, комроты сформировал группу из 15 человек, составил план действий и в течение двух дней тренировал команду. В момент атаки предстояло действовать решительно и слаженно. Особое внимание уделялось отработке приёмов рукопашного боя в траншее.
Объектом нападения был выбран пулемётный окоп. Наблюдатели установили, что противник бодрствовал от наступления темноты и до пяти часов утра, ведя обстрел советского переднего края и освещая место перед ним. После 05:00 немцы выставляли часовых на расстоянии 30–40 м друг от друга и уходили спать в блиндажи. С 09:00 наступавшая жара снижала бдительность часовых. Это время идеально подходило для нападения.
Разведгруппа состояла из трёх групп:
- группы захвата (семь разведчиков и два сапёра);
- правой группы обеспечения (четыре разведчика);
- левой группы обеспечения (два разведчика).
В свою очередь, группа захвата подразделялась на две подгруппы: три человека в первой, четыре — во второй. Первая подгруппа, вооружённая пистолетами, должна была схватить пленного и увести его в своё расположение. Второй предстояло уничтожить вражеских солдат, находившихся в это время в окопе, а затем прикрыть отход подгруппы с пленным.
В 04:00 13 июля разведчики, возглавляемые младшим лейтенантом Андреевым, поползли в сторону противника. Незамеченными они достигли ржаного поля и залегли, наблюдая за обстановкой. В 09:00, когда немцы в траншеях отправились спать, бойцы Андреева двинулись к окопу. Когда до цели оставалось 4–5 м, группа захвата вскочила и бросилась вперёд, а группа обеспечения ринулась в траншею — в том месте, где та соединялась ходом сообщения с тылом.
Разведчики буквально свалились немцам на голову. После короткого боя советские бойцы уничтожили трёх солдат, четвёртого взяли в плен и без потерь вернулись к своим. Их действия были настолько внезапными, что противник даже не успел открыть огонь. Когда же немцы всё-таки начали стрельбу, было уже поздно: разведчики вернулись в свои окопы с языком. Акция длилась всего 10–15 минут. Пленным оказался солдат 6-й роты 685-го пехотного полка 336-й пехотной дивизии.
Оценивая этот опыт, подполковник Еремеев писал, что успех объясняется в первую очередь внезапностью действий разведгруппы и её хорошей подготовкой, что позволило отряду подползти к окопу на 5 м, оставшись незамеченным. Был и минус: окрылённые успехом разведчики возвращались неорганизованно, поднявшись во весь рост. Если бы противник был менее ошеломлён, то открыл бы в этот момент огонь, что обернулось бы большими потерями и поставило бы на грань срыва всё задание.
Атака с тыла
Вторым успехом стали действия разведгруппы 248-й стрелковой дивизии, производившей поиск в ночь на 14 июля. Командир взвода разведроты дивизии старшина Чалый 12 июля получил приказ захватить языка в районе высоты 15.1. Старшина вместе со своими бойцами отправился в район боевого охранения, чтобы изучить позиции противника. Наблюдение выявило отдельный стрелковый окоп, который Чалый и решил атаковать.
Старшина разбил взвод на три группы: разграждения, захвата и поддержки. Их задачи распределялись следующим образом:
- группа разграждения проделывает проходы в минном и проволочном заграждениях;
- группа захвата (пять бойцов под командой старшины Демиденко) выходит в тыл объекта, внезапно его атакует и берёт пленного;
- группа поддержки, вооружённая ручным пулемётом, сосредотачивается у проволочного заграждения, чтобы оказать поддержку группе захвата.
В 22:30 13 июля группы захвата и поддержки поползли в сторону противника. К этому времени группа разграждения уже выполнила свою задачу. Бойцы с пулемётом залегли у заграждения, а группа Демиденко, миновав проволоку, поползла в обход окопа с правой стороны. Выйдя к нему в тыл, разведчики по свистку старшины бросились на находившихся там вражеских солдат и забросали окоп гранатами.
После гранатных разрывов группа поддержки отрыла огонь из пулемёта и автоматов по огневым точкам противника. Под его прикрытием группа Демиденко возвратилась в своё расположение с двумя ранеными немецкими солдатами из 682-го пехотного полка 335-й пехотной дивизии. К сожалению, оба вскоре умерли, не дождавшись допроса.
Это не помешало командованию отметить участников акции. 3 августа 1944 года приказом по 5-й ударной армии старшина Иван Чалый был награждён орденом Красного Знамени.
Девять за месяц
В июле 1944 года на фронте 5-й ударной армии в разное время действовало более тридцати советских разведгрупп. Однако их «улов» был скромным. Успех группы Чалого удалось повторить лишь 24 июля, когда были взяты ещё два языка. 25–31 июля разведчики захватили ещё трёх контрольных пленных. Таким образом, общий успех за месяц составил девять вражеских солдат, из которых как минимум двое умерли от ран.
В среднем на подготовку разведпоиска отводилось не больше двух суток, а иногда и того меньше. Но близость позиций противника и его рассеянность всё-таки позволяли разведчикам действовать эффективно даже без тщательной подготовки и поддержки артиллерии. Безусловно, необходимо отметить и их профессионализм, хотя в случае с группой 60-й гвардейской дивизии подполковник Еремеев справедливо подверг критике действия разведчиков.
Интересно, что все вышеописанные акции длились не более 10–15 минут. В первую очередь это объясняется тем, что советские и немецкие позиции находились на небольшом удалении друг от друга. Когда противник ослаблял внимание, советские разведчики подбирались к брустверам траншей на расстояние броска и обрушивались на головы вражеских солдат или же забрасывали их гранатами.
В целом, несмотря на небольшое время для подготовки, разведчики 5-й ударной армии добились успеха. В некоторых случаях «простые» планы принесли результат: девять языков, захваченных без привлечения больших сил.
Источники:
- ЦАМО, Фонд: 243, Опись: 2900, Дело: 1083.
- ЦАМО, Фонд: 243, Опись: 2900, Дело: 1081.
- ЦАМО, Фонд: 243, Опись: 2900, Дело: 1134.
Комментарии к данной статье отключены.