Ценой беспрерывных войн, невообразимого напряжения сил и огромных жертв Рим к середине II века до н.э. создал империю, раскинувшуюся в трёх частях света. Собственность побеждённых досталась победителям. Попробуем оценить размеры этой добычи.
Римская экспансия
Войны сопровождали Рим в течении всей его истории. Вначале римляне подчинили соседние с ними латинские общины. Объединив весь Лаций под своей властью, Рим развернул экспансию в направлении более отдалённых соседей: этрусков, сабинов, эквов и вольсков в центральной горной части Италии. За ними настал черёд самнитов, луканов, мессапов и бруттиев из южной части Апеннинского полуострова.
Подчинив всю Италию, римляне развернули экспансию за её пределы. Как доказательство ужасной воинственности древних римлян часто приводят тот факт, что двери храма Януса, которые открывали с началом войны, за 700 лет римской истории закрывались трижды. В первый раз — в правление царя Нумы Помпилия между 716 и 673 годами до н.э., во второй раз — после окончания I Пунической войны в 235 году до н.э., когда мир продлился восемь лет, и в третий — в 29 году до н.э., в правление Августа, знаменуя прекращение Гражданских войн.
На ранних этапах римской истории сезонные столкновения с соседями для обеих сторон были скорее грабительскими набегами за добычей, нежели регулярной войной. Их результаты сводились в основном к опустошению полей противника и угону скота. Захваченная добыча включала скот, имущество и в меньшей степени деньги. Известно, что участвовавшие в одном из походов против самнитов воины получили в качестве награды по две туники и по быку. В другой кампании, также против самнитов, солдаты получили по 82 асса, дорожные плащи и туники, что было по тем временам, как пишет Ливий, щедрой наградой за военную службу.
Раннереспубликанский период
Самым крупным успехом римлян стало завоевание в 396 году до н.э. богатого этрусского города Вейи и оккупация принадлежавшей ему территории, которая в полтора раза увеличила размеры римских владений. Велика была и добыча, захваченная в городе при грабеже и по решению диктатора Марка Фурия Камилла отданная простым воинам. При этом военачальник дал обет посвятить десятую часть добычи Аполлону Дельфийскому. Правда, своё обещание он не сдержал.
Через некоторое время в Риме вспыхнула эпидемия. Одной из её жертв стал сын Камилла. Жрецы объявили мор гневом Аполлона и сообщили, что люди будут умирать, пока обет не будет выполнен. Сенаторы собрались, чтобы решить, каким образом собрать добычу, которая к тому времени уже разошлась по рукам. Чтобы не отнимать у солдат то, что они успели награбить, знатные матроны пожертвовали принадлежавшие им золотые украшения. Таким образом было собрано восемь талантов золота. Если считать в эвбейском таланте 26,2 кг, то речь идёт о 209 кг драгоценного металла, что, по приблизительной оценке, составляло десятую часть всех сокровищ Вей. Из этих украшений была отлита чаша, которую затем специально отряженное посольство доставило и посвятило в храм. Аппиан сообщал, что чашу похитили и переплавили в 356 году до н.э. фокидяне, а бронзовая подставка под ней была цела и в его время.
Прошло ещё несколько лет, и в 390 году до н.э. Рим подвергся нашествию галлов. Они наголову разбили римскую армию при Аллии, а затем разграбили и сожгли сам город. Женщин и детей римляне успели переправить в Цере, а сами заперлись на Капитолии. Галлы днём и ночью пытались ворваться в крепость, но встречали отчаянное сопротивление защитников. Осада продлилась семь месяцев. Когда у обеих сторон вышло продовольствие, они вступили в переговоры. По наиболее распространённой версии, которую озвучивал Ливий, галлы взяли в качестве выкупа 1000 фунтов (1 римский фунт равен 0,327 кг) золота, после чего удалились восвояси. Ту же сумму называли Диодор Сицилийский, Аппиан, Флор и другие историки. Дионисий Галикарнасский писал, что галлы запросили 25 талантов (655 кг) золота, а римлянам не хватило третьей части этой суммы. Патриотически настроенным римским историкам было тяжело смириться с мыслью о необходимости выкупать за деньги собственные жизни у завоевателей. Из-за этого впоследствии возникла версия, по которой галлы были разбиты на обратном пути или возвратившимся из изгнания Камиллом, или союзниками римлян — церитами, а выкупное золото вернулось в сокровищницу.
Пунические войны
Реальные богатства стали поступать в Рим только после войн с Карфагеном. По предварительным условиям мирного договора 241 года до н.э., который поставил точку в I Пунической войне, карфагеняне обязывались выплатить Риму 2000 талантов контрибуции. Римская сенаторская комиссия, прибывшая, чтобы утвердить условия договора, увеличила эту сумму на 1000 талантов. Дополнительные 1200 талантов римляне получили в 237 году до н.э. после краткого конфликта с карфагенянами из-за Сардинии. Итого более 110 т серебра. Источником металла, которым карфагеняне расплачивались с Римом, являлись главным образом принадлежавшие им богатые рудники в южной Испании. Согласно Плинию Старшему, только один рудник Бебелон, находившийся в собственности Ганнибала, приносил ему ежедневно 150 фунтов (49 кг) драгоценного металла. Находившиеся вокруг Нового Карфагена рудники, по словам Полибия, давали своим владельцам 25 000 драхм в день, то есть примерно 35 т серебра в год. При таких доходах римские требования едва ли можно назвать чрезмерными. Однако война настолько расстроила финансы Карфагена, что в 241 году до н.э. ему неоткуда было взять денег, чтобы заплатить собственным наёмным солдатам.
Победа в II Пунической войне и заключённый в 202 году до н.э. мир принесли Риму контрибуцию в размере 10 000 талантов (262 т) серебра. В ходе самой войны римляне захватили большие богатства у карфагенян и их союзников в Италии, Испании и на Сицилии. К примеру, в 212 году до н.э. Марк Клавдий Марцелл взял Сиракузы и вывез из города доставшиеся ему царские сокровища, которые, по словам Ливия, «вряд ли нашлись бы тогда и в самом Карфагене». О денежном исчислении этих сокровищ можно только догадываться.
В 211 году до н.э. римлянам после долгой осады сдалась Капуя, где Квинт Фульвий Флакк захватил «83 000 фунтов (27 141 кг — прим. авт.) золота, множество серебряных изделий, статуи и картины». Кроме того, 30 000 граждан и членов их семей победители продали в рабство. В 209 году до н.э. Квинт Фабий Максим взял Тарент, где завладел хранившимися в городской казне 3000 талантов (78,6 т) серебра. Сам город был отдан солдатам на разграбление, а 30 000 уцелевших жителей обращены в рабов. В том же году при захвате столицы Баркидов Нового Карфагена в Испании Публий Корнелий Сципион обнаружил в городской казне 18 300 фунтов (6 т) серебра в слитках и монете, большое количество драгоценной посуды, включая 276 золотых чаш, каждая весом почти фунт (327 г), а также множество оружия, зерна и других припасов.
Своеобразным подтверждением этих сведений стали римские монеты. Учёные с помощью масс-спектрометрии и рентгеноспектрального микроанализа исследовали изотопную подпись — соотношение изотопов свинца, присутствовавших в серебряных монетах, — и пришли к интересным выводам. Оказалось, что самые ранние римские денарии 268–241 годов до н.э. были отчеканены из серебра, имевшего восточносредиземноморское происхождение. Денарии, чеканившиеся между 241 и 211 годами до н.э., состояли из драгоценного металла, добытого на принадлежавших карфагенянам южноиспанских рудниках. Наконец, монеты, отпечатанные между 212 и 202 годами до н.э., содержали изотопную подпись, отличную от той, что была зафиксирована в денариях, чеканившихся до начала II Пунической войны и после её окончания. Выдвинутая в связи с этим гипотеза гласит, что между 212 и 202 годами до н.э. римляне использовали для монетного чекана преимущественно серебро, взятое в качестве военной добычи в Сиракузах, Капуе и Таренте. Завоевание Южной Испании в 218–205 годах до н.э. дало Риму практически неисчерпаемый источник серебра высокой пробы, что превратило чеканившийся из него денарий в одну из наиболее надёжных валют Средиземноморья.
Добыча и военный бюджет
Последовавший за окончанием II Пунической войны период ознаменовал пик военной экспансии Рима и, соответственно, поступление новых средств. После поражения при Киноскефалах в 197 году до н.э. македонский царь Филипп II должен был уплатить римлянам 1000 талантов (26 т) серебра контрибуции. В 195 году до н.э. спартанский царь Набис заплатил 500 талантов (13 т) серебра. В 188 году до н.э. сирийский царь Антиох III по условиям Апамейского договора отдал 15 000 талантов (393 т) серебра, а его союзник каппадокийский царь Ариарат — 600 талантов (15,7 т) серебра. В 187 году до н.э. Гней Манлий Вульсон внёс в казну 212 золотых венков, 220 000 фунтов (72 т) серебра и 2103 фунта (688 кг) золота, а также множество чеканной монеты, захваченной у галатов. После битвы при Пидне в 168 году до н.э. Луций Эмилий Павел захватил и вывез в Рим богатства Македонского царства, включая 2250 талантов (59 т) серебряной и 231 талант (6 т) золотой монеты, а также множество дорогих сосудов, в том числе украшенный драгоценными камнями золотой кратер, весивший 10 талантов (262 кг), вазы, чаши и золотую утварь с царского стола. Кроме того, военная добыча включала не менее 150 000 военнопленных, проданных затем в рабство.
В 1933 году американский историк Тенни Фрэнк рассчитал примерный римский бюджет на период между 200 и 157 годами до н.э. Согласно его подсчётам, доходная статья бюджета составляла 610,6 млн денариев, причём поступления от военной добычи в это время достигали 72% дохода. В 167 году до н.э. сенат даже решил упразднить за ненадобностью поземельный налог, взимавшийся ранее с римских граждан. С другой стороны, расходная статья бюджета составляла 555 млн денариев, и 85% этих денег тратилось на военные нужды. Чистая прибыль казны составляла 55,6 млн денариев, то есть 2/3 государственной казны птолемеевского Египта.
Доходы |
|
Военная добыча |
109 000 000 |
Контрибуции |
152 000 000 |
Провинциальные налоги |
130 000 000 |
Испанское серебро |
50 000 000 |
Поземельный налог на граждан |
60 000 000 |
Общественные земли в Италии |
63 000 000 |
Другие налоговые поступления |
46 000 000 |
Итого |
610 600 000 |
Расходы |
|
Армия |
300 000 000 |
Припасы для союзников |
64 000 000 |
Транспорт |
50 000 000 |
Флот |
58 500 000 |
Публичные постройки |
20 000 000 |
Погашение кредитов |
22 500 000 |
Другие административные расходы |
40 000 000 |
Итого |
555 000 000 |
Разница |
55 600 000 |
Источник: Frank, T. Rome and Italy of the Republic. Economic Survey of Ancient Rome / Т. Frank. — Vol. 1 — Baltimore: John Hopkins University, 1933. — Р. 145.
Появление новых провинций приносило в бюджет новые доходные статьи. С другой стороны, пропорционально росли и военные расходы. При Сулле казна была практически на нуле, и лишь к 60-м годам до н.э. удалось медленно накопить необходимые резервы. После восточных походов Помпея доходы казны возросли до 85 млн денариев. Дополнительные 40 млн денариев принесло завоевание Цезарем Галлии.
Распределение добычи
Распределением добычи занимался захвативший её военачальник. Все трофеи описывал квестор. Деньги, как правило, передавались в государственную казну, другие ценности и пленных покупали сопровождавшие армию перекупщики. Какая-то доля добычи причиталась самому военачальнику, распределялась от его имени среди отличившихся офицеров и рядовых воинов, а также подлежала раздаче в армии. Соответствующие пропорции определял сам военачальник — какой-то чётко прописанной для этого случая процедуры, кажется, не существовало. Для увеличения собственной популярности он мог дать солдатам больше, а в другом случае мог забрать себе всё. Когда Марк Порций Катон писал: «Добычу, захваченную у врага (praeda) или вырученную от продажи (manubiae), я никогда не делил между немногими друзьями, отнимая её у тех, кто её захватил», он имел в виду, что, будучи военачальником, позволял солдатам иметь прибыль с одержанных ими побед, а не заботился лишь о личном обогащении, как другие. Эти слова дополняют сведения его биографа Плутарха:
«Своим солдатам, и без того изрядно нажившимся во время похода, он роздал вдобавок по фунту серебра, сказав, что пусть лучше многие римляне привезут домой серебро, чем немногие — золото, самому же ему, по его словам, не досталось из добычи ничего, не считая лишь выпитого и съеденного».
Доля простых солдат в этих богатствах была несравненно меньше. Например, во время триумфа Сципиона над Карфагеном воины получили по 400 ассов. Тит Фламинин в честь своего македонского триумфа в 194 году до н.э. роздал солдатам по 250 ассов, центурионам — по 500 ассов, а всадникам — по 750 ассов. Луций Корнелий Сципион, празднуя в 189 году до н.э. победу над Антиохом III, распределил среди солдат по 25 ассов для пехотинца, 50 — для центуриона и 75 — для всадника. Из македонской добычи Эмилия Павла в 167 году до н.э. его воины получили по 100 ассов для пехотинца, 200 для центуриона и 300 для всадника.
Размеры солдатских донатив значительно возросли в последнее столетие республики. Лукулл после победы над Митридатом VI Евпатором дал каждому солдату по 950 драхм, а Помпей, отпраздновав триумф, — по 1500 драхм. Легионеры Цезаря после окончания Гражданских войн получили по 5000 драхм, центурионы — по 10 000 драхм, трибуны — по 20 000 драхм. В эпоху Империи денежные выплаты солдатам приобрели регулярный характер и составили немалую статью их доходов.
Литература:
- Кораблев, И.Ш. Ганнибал / И.Ш. Кораблев. — М.: Наука, 1976.
- Русакова, Е. Серебряные монеты рассказали о возвышении древнего Рима после Второй Пунической войны / Е. Русакова: https://nplus1.ru
- Albarèdel, F. A glimpse into the Roman finances of the Second Punic War through silver isotopes / F. Albarèdel, J. Blichert-Toft, М. Rivoall, Р. Telouk // Geochemical Perspectives Letters. — 2016. — Vol. 2. — Р. 127–137.
- Coats, R.M. The Calculus of Conquests. The Decline and Fall of the Returns to Roman Expansion / R.М. Coats, G.M. Pecquet // Independent Review. — 2013. — Vol. 17. — Р. 517–540.
- Frank, T. Rome and Italy of the Republic. Economic Survey of Ancient Rome / Т. Frank. — Vol. 1. — Baltimore: John Hopkins University, 1933.
- Shatzman, I. The Roman General’s Authority over booty / I. Shatzman // Historia. — 1972. — Vol. 21. — Р.177–205.
Комментарии к данной статье отключены.