До 15 сентября в Минске в Художественной галерее Михаила Савицкого работает интересная выставка «Европейские боевые искусства. От кузницы Вулкана до искусств Марса». На ней представлено около 200 уникальных предметов вооружения, рукописных и старопечатных книг, произведений живописи и графики XV–XХ веков из коллекции основателя Итальянской ассоциации мастеров по оружию (AIMA), члена рабочей группы по историческому фехтованию Итальянской федерации фехтования Роберто Готти. Краткий обзор выставки и её любопытные экспонаты — в небольшой виртуальной экскурсии.
Быстрая прогулка
Выставка включает несколько тематических разделов: «Кузница Вулкана», «Мастерская оружейника», «Зал оружия» и «Зал современного фехтования».
Открывает экспозицию реконструированная мастерская оружейника XVI–XVII веков. Здесь находятся верстак с почти готовым клинком, который полируют смоченными водой камнями, несколько видов наковален, кузнечный инвентарь и клещи, необходимые для работы с раскалённой в пламени горна заготовкой. Сам процесс производства показан на видео, которое транслируется на экране. Шаг за шагом воссоздан процесс кузнечного производства, начиная от поиска, добычи и выплавки железной руды, изготовления и многократной проковки пакета, состоящего из металла с различным содержанием углерода, формовки заготовки, цементирования и закалки лезвий — до шлифовки и доводки клинка. На финальной стадии на хвостовик готового меча монтируется навершие, и оружие приобретает законченный благородный вид.
Центральная часть выставки — «Зал оружия», посвящённый профессиональным инструментам мастеров боевых искусств. В самом начале экспозиции можно заглянуть в кабинет Камилло Агриппы, мастера венецианской школы фехтования XVI столетия. При его воссоздании были использованы подлинные элементы миланского интерьера. На стенах висят портреты как прославленных, так и оставшихся анонимными предшественников Агриппы. Датированный 1590–1630 годами комод украшен инкрустациями, воспроизводящими гравюры из работ Агриппы.
На интерактивных панелях можно видеть, как проходит современная тренировка по фехтованию историческим оружием.
Военная культура исторически была частью любого общества и нашла отражение в памятниках, текстах и искусстве. Между 1305 и 1630 годами в Европе было создано 177 рукописных трактатов и печатных изданий по боевым искусствам, включая наставления по фехтованию различными видами оружия и бою в доспехах, а также верхом на коне, учебники по стрельбе и т.д. Лидерами по числу изданий являлись Венеция, Лондон, Мадрид, Падуя, Нюрнберг и Париж. Ближе к концу XIX века, когда жанр стал выходить из моды, количество соответствующих произведений приблизилось к пяти сотням. Около 70 из них представлены на выставке.
Интересные экспонаты
Трость
Трость — самый древний предмет, превратившийся в руках человека в оружие. Чаще всего это был посох в руках пилигрима или путешественника, а также важный аксессуар европейского джентльмена ХVIII–ХХ столетий. В последнем случае трость нередко скрывала внутри себя смертоносный сюрприз в виде тонкого клинка. Особая глава истории использования трости связана с работой органов правопорядка конца XIX — начала XX веков: до появления дубинок трость с металлическим навершием полицейские применяли для борьбы с уличными беспорядками.
Кинжал
Кинжал с широким или тонким клинком длиной до 50 см предназначен преимущественно для нанесения колющего удара. Эта особенность отличает кинжал от ножа, у которого приоритетной является режущая функция. Короткий клинок делал кинжал гораздо более удобным для повседневного ношения по сравнению со шпагой. Его можно было легко спрятать под одеждой и быстро выхватить из ножен в условиях ограниченного пространства — например, на узкой городской улице или в помещении. Если под рукой не оказывалось щита, кинжал использовался для отражения ударов противника. Это оружие позволяло фехтовальщикам вести бой на короткой дистанции. Кинжал представлен в учебниках фехтования в качестве одной из основ всей системы европейских боевых искусств.
Тесак
Особенность этого оружия — однолезвийный клинок, заточенный лишь с одной стороны — в противоположность обоюдоострому клинку меча или шпаги. Тесак преимущественно оставался оружием простонародья. Его тяжёлый клинок предназначался для нанесения мощного рубящего удара, способного отбить поставленную защиту, проломить шлем или доспех противника. Обычная длина однолезвийных клинков колебалась в пределах 50–70 см. Если боевое оружие ковали из стали, то учебные тесаки вырезали из дерева или кожи. Определённое внимание тесаку уделяли учебники фехтования.
Алебарда
Алебарда произошла от боевого топора и находилась на вооружении пехоты многих европейских государств с XIII до XVII века. Особую популярность она получила на рубеже XV–XVI столетий благодаря швейцарским и итальянским наёмникам. В XVII веке, по мере развития огнестрельного оружия, алебарда постепенно утратила боевую ценность, но сохранила позиции в качестве церемониального оружия. В XVIII столетии короткими алебардами вооружались сержанты и младшие офицеры, а также почётные караулы и войска дворцовой стражи.
Парадные алебарды имели сложную форму. Острие и секира обильно украшались гравировкой, а древко отделывалось дорогими тканями и декорировалось помпонами. Сегодня алебарда по-прежнему состоит на вооружении швейцарской гвардии Ватикана.
Двуручный меч
Это оружие ведёт происхождение от полуторных мечей Высокого Средневековья. Расцвета оно достигло на рубеже XV–XVI веков, когда появился меч длиной 1,8 м, из которых 1,5 м приходилось на длину клинка. В Испании и Франции его называли «эспадон», в Швейцарии и Германии закрепилось название «двуручный меч», поскольку из-за большой длины фехтовать им можно было, лишь взявшись двумя руками. Наибольшую известность приобрели двуручные мечи немецких ландскнехтов. Это оружие использовалось в боевой практике примерно до второй половины XVI века. В качестве церемониального и парадного оружия он находился на вооружении гвардейских отрядов ещё в XVII столетии.
Рапира
Рапира (espadas roperas — буквально «меч для придворной одежды») появилась в Испании в конце XV века. Первоначально это было парадное оружие, отличавшееся от боевого меньшими размерами и весом. Длина клинка рапиры достигала 100 и даже 130 см, ширина у перекрестья — 2,5 см. В XVI–XVII веках длинный и лёгкий клинок рапиры по-прежнему имел два лезвия, однако техника фехтования этим оружием делала преимущественный акцент на его колющей функции. Этому также благоприятствовал баланс клинка, центр тяжести которого находился у самой рукояти.
Быстрое развитие фехтования способствовало появлению сложных эфесов с широким перекрестьем, дужки которого использовались для захвата клинка противника. Мастера-оружейники стремились максимально защитить державшую оружие кисть и с этой целью разрабатывали различные варианты закрытых рукоятей. В оружии, принадлежавшем придворной знати, эта деталь покрывалась роскошными украшениями.
Придворная шпага
Придворная шпага (англ. Smallsword, фр. épée de cour, исп. espadín) короче и легче в сравнении с рапирой. Считается, что впервые это оружие появилось во Франции и затем быстро распространилось по всей Европе. Пик её популярности в придворной и военной среде пришёлся на середину XVII — вторую половину XVIII века. Придворная шпага — классическое дуэльное оружие. Акцент в технике её использования сильно смещён в сторону укола. От классических французской и итальянской школ фехтования придворной шпагой ведёт происхождение современное спортивное фехтование.
Комментарии к данной статье отключены.