В военное время задача подводных лодок — атаковать и топить вражеские суда и корабли. Чтобы знать, в кого они выпускают торпеды, командиры субмарин пользовались справочниками по торговым и военным флотам. Однако за годы, прошедшие от издания документа до атаки, корабли могли быть списаны или проданы другой стране. Порой это приводило к неразберихе и казусам при попытке идентифицировать цель. Примером тому служит курьёзный случай с британской подлодкой «Торбэй», которая по вине справочника «Джейнс» чуть было не отправила на дно нейтральную испанскую субмарину.
Цель в перископе
5 февраля 1943 года британская подводная лодка «Торбэй» под командованием лейтенанта Роберта Клаттербака вышла в море из Гибралтара. Согласно полученному заданию, она должна была действовать в районе между испанским портом Валенсия и островом Ибица. Спустя двое суток субмарина находилась на позиции к северу от Картахены. В 13:45 7 февраля Клаттербак заметил в перископ торговое судно и опознал его как испанское. Оно находилось в 2 км от субмарины и держало курс прямо на неё. Клаттербак погрузился глубже, пропустив судно над собой. Через 20 минут лодка вернулась на перископную глубину.
Подняв перископ, командир «Торбэй» опять увидел то же испанское судно, уходившее на юго-запад. А вскоре британский офицер заметил на море ещё один объект, находившийся от «Торбэй» в 4 км. Клаттербак опознал его как неизвестную субмарину, которая следовала в надводном положении тем же курсом, что и судно. Сначала британские подводники решили, что это испанская подлодка, сопровождавшая торговца. Но справочник «Джейнс» от 1940 года ничего не сообщал о наличии в испанских военно-морских силах субмарины, которая бы совпала силуэтом со встреченной лодкой.
Заметив на загадочной субмарине два орудия и большой перископ, Клаттербак решил, что перед ним итальянская подводная лодка типа «Архимеде». Командир «Торбэй» знал, что, по докладу разведки, в этом районе может находиться испанская субмарина «Генерал Санхурхо», которая в сопровождении миноносца № 7 совершала переход из Альмерии в Картахену. Однако замеченная «Торбэй» лодка шла без корабля сопровождения. Согласно справочнику, её тип не соответствовал «Санхурхо». В 14:20 Клаттербак решил всплыть и начать преследование незнакомки.
Чьи будете?
К 16:00 «Торбэй» сблизилась с целью на дистанцию, достаточную для открытия артиллерийского огня. Все свои дальнейшие действия, как и решение атаковать артиллерией, Клаттербак основывал на том, что перед ним итальянская подлодка типа «Архимеде». По его мнению, она не уклонялась погружением из-за того, что имела повреждения: субмарина кренилась на левый борт и садилась кормой в воду. Как оказалось впоследствии, это был оптический обман.
Клаттербак недоумевал, почему с вражеской субмарины не открыли огонь по приближавшейся «англичанке». Впрочем, британские подводники нашли объяснение и этому факту, пусть и звучало оно странно: по их мнению, итальянский экипаж был деморализован предстоящим боем с преследователем. С «Торбэй» сигнальной лампой передали приказ застопорить ход — и не получили никакой реакции. В 16:10 вражеская субмарина изменила курс, не снижая скорости. Через пять минут Клаттербак, занявший такую позицию, чтобы солнце слепило глаза противнику, приказал открыть огонь из палубного орудия.
Первый выстрел оказался и последним: на «Торбэй» заклинило орудие. Снаряд попал противнику в один из гидропланов. Британцы заметили множество людей на мостике вражеской подлодки, что ещё больше уверило командира в том, что это итальянцы, которые собираются сдаться. Справившиеся с дефектом орудия артиллеристы «Торбэй» получили приказ огня не открывать. Британская подлодка застопорила ход и приготовилась принять капитуляцию противника.
И вот тогда Клаттербак заметил то, чего совсем не ожидал: на рубке противника был нарисован испанский флаг! «Торбэй» снова замигала сигнальной лампой, требуя «представиться», но на испанской лодке запрос вновь оставили без внимания. Британская и испанская субмарины дрейфовали друг к другу, и вскоре «испанка» мягко «поцеловала» нос «англичанки» свои бортом. Столкновение не принесло серьёзного ущерба — только несколько вмятин. После такого близкого «знакомства» британцы наконец-то поняли, с кем имеют дело: перед ними была испанская субмарина «Генерал Санхурхо»! Извинившись, они покинули испанцев, взяв курс на восток.
Излишняя самоуверенность
Как говорится, информация правит миром. Если бы британские подводники знали о нахождении одиночной испанской субмарины в этом районе, то инцидента, скорее всего, удалось бы избежать. Однако есть один небольшой нюанс. Судя по всему, события разворачивались в пределах испанских территориальных вод — севернее испанского города Алаканте, в точке с координатами 38°18' северной широты и 00°06' восточной долготы.
Испания, будучи нейтральной страной, имела право не уведомлять о передвижении своих военных кораблей в пределах своих же вод — как и «терпеть» присутствие военного корабля другой страны в своих водах без уведомления. Но воевавшие стороны, в частности, Великобритания, показали, что на нейтралитет другой страны можно иметь особый взгляд: «если нельзя, но очень хочется, то можно». На мысль о том, что события могли происходить в водах Испании, наводит тот факт, что Клаттербак сначала пытался установить контакт с целью и только потом пустил в ход оружие.
С другой стороны, его действия выглядят весьма необычно. По сути, он рисковал и подвергал свой корабль и экипаж неоправданному риску — ведь «незнакомка» могла оказаться врагом и нанести удар первой. Суждения о низком боевом духе итальянцев и их возможной сдаче в плен не оправдывают чрезмерно уверенного в своём превосходстве командира британской субмарины. Клаттербак делал выводы, опираясь не на конкретные действия предполагаемого противника в виде белого флага или передачи сигнала о сдаче, а лишь на свои предположения.
Причина ошибки
Возникает вопрос: почему же британские подводники не смогли идентифицировать испанскую лодку по справочнику и приняли её за «итальянку»? На самом деле подлодка «Генерал Санхурхо» являлась бывшей итальянской лодкой «Эванелиста Торричелли» (тип «Архимеде»), которую Испания купила в апреле 1937 года. Войдя в состав испанского флота, она получила название С 5, а затем сменила имя на «Генерал Санхурхо». Нет ничего удивительного в том, что визуально Клаттербак идентифицировал её как итальянскую субмарину. Но почему об этом ничего не было сказано в «Джейнсе»?
Изучавший справочник историк Денис Жуков отметил, что издания 1940 и 1942 годов не упоминают о передаче Испании этой итальянской лодки. Более того — и в том, и в другом издании «Эванелиста Торричелли» указана предположительно погибшей в составе итальянского флота! Оба справочника лишь сообщали, что в испанском флоте в строю находится шесть субмарин (B2, C1 — C5) и три в постройке (D1 — D3).
Далее интрига с «Джейнсом» закручивается в почти детективную историю. Названные субмарины типа С строились по голландскому проекту. Во время Гражданской войны в Испании С 3 и С 5 погибли. Первая была потоплена торпедами немецкой субмарины U 34. Судьбу второй выяснить не удалось. Испанцы решили возместить потери, купив итальянские подлодки «Архимеде» и «Торричелли». После введения в строй испанских ВМС экс-«итальянки» приняли на себя номера погибших С 3 и С 5, а затем были переименованы в «Генерал Мола» (экс-«Архимеде») и «Генерал Санхурхо» (экс-«Торричелли»).
Любопытно, что «Джейнс» отметил переименования лодок С 3 и С 5 в «генералов», но не указал, что первоначально носившие эти номера лодки типа С погибли, а их место заняли «итальянки». Поэтому в британском справочнике «Мола» и «Санхурхо» упоминались как тип С, а не тип «Архимеде». Иными словами, «Джейнс» вводил своих читателей в заблуждение.
Потому командир «Торбэй» и не смог правильно определить, что за лодка перед ним. Клаттербак верно понял, что это итальянская субмарина, но он не знал, что такой тип лодок есть в испанском флоте — ведь в «Джейнсе» об этом не было сказано ни слова. Денис Жуков отмечал:
«Так что если бы редакторы и составители «Джейнса» проявили больше внимания к серьёзно потрёпанному гражданской войной испанскому флоту, шансы на возникновение ошибки, едва не стоившей жизни 50 с лишним испанским морякам, могли быть существенно ниже…»
Автор благодарит Дениса Жукова за помощь в работе над статьёй
Литература:
- Hezlet, A. British and Allied Submarine Operations in World War II / А. Hezlet. — Vol. 1. — The Royal Navy Submarine Museum, 2001.
- Kemp, P. The T-Class Submarine: The Classic British Design / Р. Kemp. — Naval Institute Press, 1990.
- http://www.uboat.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
- http://www.csubmarine.org
- http://rnsubs.co.uk
- http://www.grupsom.com
- http://www.regiamarina.net/
- http://britsub.x10.mx
- https://dvzhuk.livejournal.com/
Комментарии к данной статье отключены.