Морской бой 17 января 1941 года стал последним крупным столкновением тайско-французской войны. Несмотря на то, что разгром тайской эскадры в бою у Ко-Чанга не оказал существенного влияния на исход войны, он раз и навсегда разрушил военно-морские амбиции Таиланда, избавив это государство от мечты о создании одного из крупнейших военных флотов в Азии.
Вторая половина ХІХ века в Индокитае прошла под знаком борьбы за доминирование в регионе между Францией и Королевством Таиланд (до 1939 года – Сиам). Серия вооруженных конфликтов, вынудивших Сиам передать Франции контроль над Лаосом и Камбоджей, завершилась подписанием в 1893 году мирного договора при посредничестве Великобритании. Достоверно неизвестно, рассчитывала ли на реванш правящая элита Сиама, болезненно воспринявшего утрату статуса региональной супердержавы, но подобный шанс у нее появился лишь в 1940 году, после разгрома и частичной оккупации Франции Германией.
Военно-политическая обстановка в Индокитае к исходу осени 1940 года складывалась весьма благоприятно для Королевства Таиланд. Вооруженные силы Королевства Таиланд и Франции в Индокитае по состоянию на ноябрь 1940 года составляли:
|
Таиланд |
Франция |
---|---|---|
Численность, человек |
60 000 |
50 000 |
Танкетки, штук |
60 |
– |
Танки, штук |
30 |
20 |
Самолеты, штук |
140 |
100 |
Наиболее крупная и боеспособная французская группировка (Тонкинская дивизия в составе 9-го колониального (французского), 19-го смешанного колониального, 5-го иностранного пехотного, 1-го, 3-го и 4-го Тонкинских стрелковых и 4-го колониального легкого артиллерийского полков) располагалась во Вьетнаме на значительном удалении от предполагаемой зоны боевых действий. Силы же французских колониальных войск непосредственно в зоне будущих боевых действий были весьма ограничены. В Камбодже располагалась Кошиншин-Камбоджийская дивизия в составе 11-го колониального (французского) пехотного, Аннамского, Аннамского резервного, Камбоджийского стрелкового и 5-го колониального легкого артиллерийского полков. Несмотря на относительную многочисленность личного состава камбоджийской группировки, три из четырех ее пехотных полков были укомплектованы слабо мотивированными уроженцами колоний (всего во французских колониальных войсках из 50 000 человек только 15 000 были этническими французами). Наиболее слабой и практически лишенной артиллерии была Лаосская группировка – Аннамско-Лаосская бригада в составе 10-го колониального (французского) и 16-го смешанного колониального пехотных полков и Южно-Аннамского горнострелкового батальона.
С учетом того, что значительная часть вооруженных сил Франции была отвлечена на борьбу с поднявшим голову местным освободительным движением, Таиланд вполне мог рассчитывать на успешное проведение нескольких локальных наступательных операций, что в дальнейшем позволило бы королевству, при поддержке союзной Японии, добиться заключения мирного договора на своих условиях.
28 ноября 1940 года Королевство Таиланд предъявило ультиматум Франции, потребовав возврата под свой суверенитет территорий Лаоса и восточных провинций Камбоджи, утраченных по договору 1893 года, и, не дожидаясь ответа французов, начало боевые действия.
В начале января 1941 года тайские войска перешли в наступление в Лаосе и Камбодже. Им удалось быстро оккупировать Лаос, однако в Камбодже французское сопротивление оказалось более упорным. Более того, утром 16 января французские войска перешли в контрнаступление в районе селений Ян-Дан-Кум и Пхум-Преав. Однако эта попытка французов отыграть утраченные позиции не увенчалась успехом – во многом благодаря поддержке, оказанной тайским сухопутным войскам авиацией и флотом Таиланда. С целью облегчения положения французских войск к берегам Индокитая прибыла сформированная 7 декабря 1940 года оперативная группа № 7 французских ВМС с задачей «разыскать и уничтожить сиамские военно-морские силы, находящиеся между Сатахибом и границей Камбоджи». Версия морского боя, состоявшегося на следующий день, достаточно широко известна благодаря опубликованному в открытых источниках рапорту «Об итоге битвы у Ко-Чанга 17 января 1941 года», написанному командующим ВМС Франции в Индокитае контр-адмиралом Терро.
При всем уважении к контр-адмиралу Терро, следует заметить, что этот документ имеет массу неточностей. Согласно рапорту французские силы были представлены крейсером «Ламотт-Пике», двумя колониальными шлюпами («Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне») и двумя старыми шлюпами («Таюр» и «Марна») под общим руководством командира крейсера капитана Беранже.
«Ламотт-Пике» представлял собой типичный легкий крейсер колониального типа со стандартным водоизмещением 7249 тонн (полное водоизмещение составляло 9350 тонн). Артиллерийское вооружение корабля состояло из восьми 155-мм орудий с длиной ствола в 55 калибров (четыре двухорудийные башни), четырех универсальных 76-мм орудий с длиной ствола в 60 калибров, двух салютных 47-мм пушек с длиной ствола в 50 калибров, одной зенитной 37-мм пушки и четырех пулеметов. Минно-торпедное вооружение крейсера включало в себя четыре трехтрубных торпедных аппарата калибра 550 мм. Бронирование крейсера сводилось к 20 мм для брони палубы и погреба, и 30 мм для брони башни и рубки. В соответствии с тогдашней «модой» на корабельную авиацию крейсер был оборудован катапультой и имел на вооружении два гидросамолета. Корабль был оборудован силовой установкой мощностью 102 000 л.с, состоявшей из четырех турбин «Парсонс» и восьми котлов «Гюйо», что обеспечивало максимальную скорость в 33 узла, а также дальность плавания в 4500 миль при скорости 15 узлов или 3000 миль – при скорости 20 узлов. Экипаж корабля составлял 578 человек.
Сопровождавшие «Ламотт-Пике» корабли, классифицируемые самими французами как шлюпы, фигурируют в изданиях других стран как вспомогательные крейсеры, авизо или канонерские лодки. Шлюпы «Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне» являлись однотипными кораблями типа «Бугенвиль» (также известны как тип «Шарне») с водоизмещением 1969 тонн. Вооружение кораблей состояло из трех 138-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров, четырех 37-мм зенитных пушек и шести пулеметов. Шлюпы могли принимать на борт по пятьдесят мин и гидросамолету, запуск которого производился с воды. Силовая установка, состоявшая из двух дизелей суммарной мощностью 3200 л.с., обеспечивала скорость в 15,5 узлов и дальность плавания в 9000 миль при скорости 10 узлов. Экипаж одного такого корабля насчитывал 197 человек.
Шлюп «Таюр», принадлежавший к типу «Амьен» (также известны как тип «Аррас»), имел водоизмещение 644 тонны и вооружение, состоявшее из двух пушек калибра 145,1 мм с длиной ствола в 55 калибров, одного зенитного орудия калибра 75 мм с длиной ствола в 35 калибров и двух пулеметов. Силовая установка состояла из двух (по другим данным – трех) турбин «Парсонс» и двух паровых котлов «Дю-Тампль-Гюйо» суммарной мощностью 5000 л.с. Силовая установка обеспечивала максимальную скорость в 20 узлов и дальность хода в 3000 миль со скоростью 11 узлов. Экипаж корабля состоял из 103 человек.
Шлюп «Марна», принадлежавший к одноименному типу, имел водоизмещение 576 тонн. Вооружение корабля состояло из четырех 100-мм пушек с длиной ствола в 40 калибров, двух 65-мм зенитных пушек и одного 47-мм салютного орудия. Силовая установка суммарной мощностью 5000 л.с, состоявшая из турбины «Парсонс» и двух котлов «Дю-Тампль-Гюйо», обеспечивала скорость в 21 узел и дальность плавания в 4000 миль при скорости в 10 узлов. Экипаж корабля состоял из 107 человек.
Таким образом, оперативная группа № 7 французских ВМС представляла собой достаточно разнородный отряд кораблей. В то же время силы противника контр-адмирал рассматривал как достаточно слабые:
«Сиамские ВМС были незначительны и включали в себя ряд кораблей, построенных в основном в Италии и Японии. Среди них выделялись два броненосца береговой обороны в 2500 тонн, вооруженные четырьмя 203-мм орудиями, девять миноносцев в 400 тонн и четыре подводные лодки».
По данным Терро группировка ВМС Таиланда в Сиамском заливе выглядела следующим образом: «У Ко-Чанга 1 судно береговой обороны и 3 миноносца; у Сатахиба 1 канонерская лодка, 4 миноносца и 2 подводные лодки». Фактически у острова Ко-Чанг располагался отряд в составе двух судов береговой обороны («Донбури» и «Шри Аюти») и трех миноносцев («Трад», «Чолбури», «Сонкла»).
Сиам всегда серьезно относился к созданному в конце ХIХ века военному флоту, осуществляя постройку своих кораблей на ведущих верфях Великобритании, Италии и Японии. В 30-х годах тайские власти даже начали поговаривать о создании крупного флота (в то время Сиам вел переговоры с Италией о постройке крейсеров и даже линкоров). История кораблей «Донбури» и «Шри Аюти» началась в 1924 году, когда правительство Сиама заказало английской фирме «Армстронг» две броненосные канонерские лодки типа «Ратанакосиндра». При водоизмещении всего в 1000 тонн канонерки были вооружены каждая двумя одноорудийными башенными артиллерийскими установками калибра 152 мм. В 1932 году Сиам заказал японской фирме «Кавасаки» еще два корабля типа «Ратанакосиндра» с водоизмещением 2000–2300 тонн и вооруженных четырьмя орудиями калибра 203 мм каждый. Из-за малого водоизмещения новые корабли иногда классифицируют как канонерки, из-за вооружения – как броненосцы береговой обороны, но чаще называют весьма обтекаемо – «суда береговой обороны». В то же время часть историков склоняется к мысли, что «Донбури» и «Шри Аюти» задумывались как учебные артиллерийские корабли для планируемого флота. Водоизмещение бронированных кораблей (борт – 63 мм, рубка – 102 мм, башня – 120 мм и палуба – 38 мм) составляло 2265 тонн, а вооружение – четыре 203-мм орудия (две двухорудийные башенные установки), две 76-мм пушки и четыре 20-мм автомата. Силовая установка, состоявшая из двух дизель-моторов «МАН» суммарной мощностью 5200 л.с, обеспечивала максимальную скорость в 15,5 узлов и дальность плавания в 5800 миль при скорости 12 узлов.Миноносцы «Трад», «Чолбури» и «Сонкла» принадлежали к построенной в Италии серии кораблей, часто именуемым как тип «Трад» (по имени головного корабля, другое название – тип «Пхукет»), со стандартным водоизмещением 320 тонн (полное водоизмещение – 475 тонн). Вооружение корабля состояло из трех 76-мм орудий, двух 20-мм зенитных автоматов, четырех пулеметов и шести 533-мм торпедных аппаратов. Эсминцы были оборудованы двухвальной турбинной установкой (мощность 9000 л.с.), которая позволяла развивать максимальную скорость в 31 узел.
Название корабля |
«Ламотт-Пике» |
«Дюмон-Дюрвиль» |
«Адмирал Шарне» |
«Таюр» |
«Марна» |
«Донбури» |
«Шри Аюти» |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество орудий |
8 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
Калибр, мм |
155 |
138 |
138 |
145,1 |
100 |
203 |
203 |
Масса снаряда, кг |
56 |
40 |
40 |
39 |
14 |
114 |
114 |
Дальность стрельбы, кабельтовых |
23 725 |
23 725 |
23 725 |
Нет данных |
Нет данных |
24 000 |
24 000 |
Скорострельность, выстрелов в минуту |
5–8 |
10–12 |
10–12 |
10–12 |
12 |
1,2 |
1,2 |
Название корабля |
Масса залпа, тонн |
---|---|
«Ламотт-Пике» |
26,9 |
«Дюмон-Дюрвиль» |
13,2 |
«Адмирал Шарне» |
13,2 |
«Таюр» |
8,6 |
«Марна» |
6,7 |
«Донбури» |
5,5 |
«Шри Аюти» |
5,5 |
Согласно рапорту контр-адмирала Терро план операции предусматривал
«внезапную атаку с юго-запада на восходе; так как рейд Ко-Чанга окружен островами примерно 200-метровой высоты, отряд рассредоточится и распределит секторы огня между островами, препятствуя неприятелю скрыться и отрезая ему пути отхода; «Ламотт-Пике» использует свою скорость и боевую мощь для занятия более восточной позиции от того места, где будут пришвартованы крупные корабли неприятеля и где противник, без сомнения, будет искать пути к отступлению; колониальные шлюпы («Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне» – прим. автора) располагаются по центру бухты и выполняют роль «загонщиков», обстреливая якорную стоянку; легкие шлюпы («Таюр» и «Марна» – прим. автора) отходят влево, охраняя западный выход».
Таким образом, положение тайских кораблей было весьма сложным еще до начала боя – они значительно уступали противнику по огневой мощи, что исключало успешное ведение боя, и по скорости, что исключало уклонение от боя. Тот факт, что французы разделили свои силы, теоретически облегчал положение тайских кораблей, но на практике любая из групп французских кораблей была сильнее броненосцев «Донбури» и «Шри Аюти».
|
|
«Донбури» и «Шри Аюти» |
---|---|---|
«Ламотт-Пике» |
26,9 |
11 |
«Дюмон-Дюрвиль» и «Адмирал Шарне» |
26,4 |
|
«Таюр» и «Марна» |
15,3 |
|
Как видно из таблицы, «Донбури» и «Шри Аюти» уступали по массе залпа даже «Таюру» и «Марне». Кроме того, отягощающим обстоятельством стала низкая скорость тайских кораблей. Ход боя выглядит следующим образом:
17 января 1941 года в 5 часов 45 минут французские корабли выходят на исходные позиции.
В 6 часов 5 минут гидросамолет, стартовавший из Реама (катапульта крейсера «Ламотт-Пике» была повреждена), устанавливает местонахождение тайских кораблей.
В 6 часов 14 минут тайцы обнаруживают самолет и открывают по нему зенитный огонь, чем демаскируют свое положение для французских кораблей.
В 6 часов 20 минут крейсер «Ламотт-Пике» производит торпедный залп по видимым силуэтам тайских кораблей с дистанции 9000 метров. По рапорту французского контр-адмирала, «в 6 часов 30 минут, судя по торпедному следу, один из кораблей поражен в корпус». В рапорте подробности не приводятся, но современные историки считают, что был произведен залп из трех торпед по двум броненосцам и миноносцу «Трад». Данные о попадании торпеды в тайских источниках отсутствуют, но точно известно, что пораженный торпедой или артиллерийским огнем французского крейсера миноносец «Трад» не позднее 6 часов 55 минут выбросился на мель.
В 6 часов 30 минут шлюпы «Дюмон-Дюрвиль», «Адмирал Шарне» и «Таюр» начинают обстрел тайских миноносцев «Чолбури» и «Сонкла». Точность и разрушительная мощь французского огня, который в последние минуты боя велся с дистанции в 3000 метров, была ужасающей («Чолбури» затонул в 6 часов 53 минуты, а «Сонкла» – в 6 часов 55 минут). После того как положение эскадры стало безнадежным, тайские броненосцы пытались уйти в устье реки по мелководью, используя свою небольшую осадку.
Название корабля |
Осадка, метров |
---|---|
«Ламотт-Пике» |
6,33 |
«Дюмон-Дюрвиль» |
4,80 |
«Адмирал Шарне» |
4,80 |
«Таюр» |
3,20 |
«Марна» |
3,43 |
«Донбури» |
4,17 |
«Шри Аюти» |
4,17 |
Решение уйти в устье реки является несколько спорным (даже без учета крейсера преимущество французов в артиллерийской мощи было подавляющим), но с учетом низкой скорости тайских кораблей, исключавшей отрыв от противника, – безальтернативным.
В 6 часов 38 минут «Ламотт-Пике» с дистанции в 10 000 метров восстанавливает утерянный визуальный контакт с броненосцами противника и открывает огонь.
В 7 часов 15 минут к обстрелу тайских кораблей с дистанции в 100 кабельтовых (около 18 километров) присоединяются французские шлюпы. По данным рапорта, «на кораблях береговой обороны были замечены пожары». Несмотря на повреждения, разделившиеся тайские корабли продолжали движение, пытаясь укрыться в устье реки.
С этого момента данные, предоставленные контр-адмиралом Терро, становятся весьма путаными. Согласно рапорту, «достигнув минимальной глубины, шлюпы (к 07:40) и «Ламотт-Пике» (к 07:48) должны были развернуться. Сиамский корабль (броненосец «Донбури» – прим. автора) был весь в огне и имел сильный крен на правый борт». Не совсем понятно, почему крейсер с большей осадкой прекратил огонь позднее, чем мелкосидящие шлюпы. Теоретически, с учетом того, что дальность стрельбы орудий крейсера и шлюпов была сопоставимой, корабль с большей осадкой первым должен был прекратить преследование, а затем и огонь. «В 07:50 «Ламотт-Пике» сделал торпедный залп, но, по-видимому, без успеха. Неприятель на расстоянии 15 000 метров скрылся за островом». Непонятно, как крейсер промахнулся по потерявшему ход кораблю или как «Донбури» мог двигаться, если, по данным рапорта, «судно береговой обороны «Донбури», весь объятый пламенем, попытался выброситься на берег, но пропорол корпус о риф и взорвался» (тайские источники отрицают взрыв, утверждая, что корабль полузатонул на мели). Вероятнее всего, крейсер перед этим прекратил преследование «Донбури» и переключился на преследование «Шри Аюти», сделав торпедный залп именно по нему. Согласно рапорту, «Шри Аюти» был несколько раз поражен и ретировался. Но, по-видимому, налетел на мель и застрял в устье реки Чантабун, где его корпус и можно было увидеть» (по тайским источникам «Шри Аюти» сам выбросился на берег).
В 8 часов 01 минуту французские корабли прекращают преследование и уходят на запад.
Между 8 часами 48 минутами и 9 часами 40 минутами тайские самолеты проводят несколько безрезультатных атак на французские корабли. При отражении воздушных атак французами было израсходовано 280 75-мм зенитных снарядов. Данные о потерях сторон в результате этой атаки отсутствуют.
Согласно рапорту в ходе боя у Ко-Чанга французы израсходовали 454 снарядов калибра 155 мм, 509 снарядов калибра 138 мм и 54 снаряда калибра 100 мм (вероятно, снаряды шлюпа «Таюр» учтены как 138-мм). В результате боя были потоплены два тайских миноносца, а два броненосца и миноносец выбросились на берег. Согласно рапорту, «с сиамской стороны: миноносцы стреляли своими 75-мм орудиями, когда пытались выйти из боя. «Донбури» сделал около сотни парных залпов из своих 203-мм орудий, в целом посредственной точности». Подтвержденным считается факт попадания одного снаряда, не причинившего серьезного ущерба, в крейсер «Ламотт-Пике» (однако, согласно рапорту, «наши корабли неповрежденные возвратились в Сайгон»).
Морской бой 17 января 1941 года стал последним крупным столкновением тайско-французской войны. Начиная с 10 часов 00 минут 28 января начало действовать перемирие, достигнутое при японском посредничестве, а 9 мая в Токио был подписан мирный договор, согласно которому Франция под японским давлением соглашалась на передачу спорных территорий Таиланду. Несмотря на то, что разгром тайской эскадры в морском бою у Ко-Чанга не оказал существенного влияния на исход войны, он раз и навсегда разрушил военно-морские амбиции Таиланда, избавив это государство от мечты о создании одного из крупнейших военных флотов в Азии.
Комментарии к данной статье отключены.