Прорвав оборону советского Южного фронта, соединения группы армий «Юг» вышли к северному побережью Азовского моря. После этого словацкая Подвижная дивизия, несмотря на свой «мобильный» статус, была включена в систему береговой обороны, расположившись на участке от Мариуполя до устья реки Миус.
11 октября 1941 года Подвижная дивизия, подчинявшаяся 14-му моторизованному корпусу, получила приказ выдвинуться из района города Пологи дальше на восток. Ей предписывалось сменить полк СС «Нордланд» (из состава дивизии СС «Викинг») в районе Новопетриковка — Старый Керменчик — Святодуховка, обеспечив прикрытие северного фланга 14-го корпуса.
На восток
Перед маршем командир дивизии полковник Туранец был вынужден провести очередную реорганизацию, вызванную катастрофическим уменьшением автопарка: если 17 сентября в Подвижной дивизии насчитывалось 1278 транспортных средств, то 10 октября — только 901 (631 грузовик, 147 легковых и 36 специальных автомобилей, 87 мотоциклов). Реорганизация коснулась в первую очередь артиллерии, в которой осталось только три батареи (в общей сложности восемь 100-мм гаубиц vz. 30 и четыре 105-мм пушки vz. 35). Гаубичные батареи 1/11 и 3/11 входили в состав дивизиона II/11, а пушечная, имевшая номер 5/11, подчинялась напрямую командованию дивизии. Штаб 11-го артполка ещё до боёв у Орехова и Полог был лишён функций боевого управления и занимался лишь административно-хозяйственными вопросами.
12 октября к 12:00 21-й пехотный полк сменил эсэсовцев в районе греческого села Старый Керменчик, а 20-й — в районе Новопетриковки. Штаб дивизии, 2-й батальон связи, 11-я батарея горных орудий, 13-я лёгкая зенитная батарея и 12-я рота противотанковых пушек расположились западнее ещё одного греческого села Новая Каракуба. Разведывательные патрули 20-го полка, высланные к селам Петровское и Двор Плещеева, обнаружили, что советские войска отступают на северо-восток. На следующий день разведывательные патрули взяли в плен около 140 красноармейцев, а также захватили грузовик с шофёром.
Ночью с 13 на 14 октября шёл дождь и мокрый снег. Словакам, до сих пор не получившим зимнего обмундирования, порой приходилось снимать шинели с пленных и убитых красноармейцев. Тем не менее наступление продолжалось. Около полудня 14 октября батальон II/20, усиленный артиллерией, преодолел слабое сопротивление противника и занял село Петровское. Здесь словакам удалось установить контакт со своим соседом — 1-й горной дивизией (ранее северный фланг Подвижной дивизии «висел в воздухе»). Продолжая наступление, батальон с частями усиления без потерь преодолел минное поле (сапёры сняли почти две сотни противотанковых мин), вышел к селу Кирилловское и занял оборону на высотах западнее него.
14-15 октября батальон II/20 взял в плен более 200 красноармейцев (в основном грузин) из состава 4-й стрелковой дивизии, прибывшей с Закавказского фронта. Наиболее высокопоставленным из них оказался полковой комиссар П.М. Кириллов. Словакам он заявил, что сдался в плен добровольно, утратив веру в «цыганские лозунги Сталина», а на допросах сообщил много ценной информации.
Пока батальон II/20 двигался к Кирилловскому, остальная часть дивизии вышла к Хлебодаровке (ныне — село Волновахского района Донецкой области). Часть автомобилей по пути остановилась из-за нехватки топлива, поэтому как нельзя кстати пришлись 20 000 литров бензина, захваченные 21-м полком в одном из колхозов. Хлебодаровка встретила словаков пожаром: полыхали огромные склады пшеницы, подожжённые при отступлении советскими войсками. Словаки не препятствовали местным жителям в тушении пожара, позволив им забрать столько зерна, сколько смогут.
Подвижная дивизия получила несколько дней на отдых. Передышка была необходима и для ремонта техники: количество исправных транспортных средств сократилось до 819. Немецкие офицеры связи считали, что дивизия утратила боеспособность, и настаивали на отправке в Братиславу рапорта с просьбой вывести соединение на родину для переформирования. Этому воспротивился полковник Туранец, считавший, что его дивизия вполне способна участвовать в наступлении к Дону. Для этого он провёл очередную реорганизацию, призванную сократить количество требуемых транспортных средств. 17 октября был расформирован 11-й артполк и батарея 1/11, а две оставшиеся артбатареи (3/11 и 5/11) сосредоточили в составе II/11-го дивизиона, ставшего 11-м артдивизионом. Также расформировали сапёрный батальон (при дивизии осталась только 1/11-я саперная рота), 11-ю роту противотанковых пушек, одну пехотную роту 21-го полка и ряд подразделений 2-го батальона связи. Высвободившийся личный состав и имущество отправлялись на тыловую базу в Днепропетровск, а затем — в Словакию. Повреждённые автомобили буксировались до Днепропетровска трофейными тракторами буквально со скоростью пешехода.
После реорганизации Подвижная дивизия ещё некоторое время оставалась в районе Хлебодаровка-Волноваха. По-прежнему остро стоял вопрос снабжения. Колонна, отправленная 10 октября из Полог в Днепропетровск за топливом, вернулась 27 октября, привезя вместо 120 000 литров бензина лишь 30 000: остаток был израсходован автомобилями самой колонны или остался в машинах, брошенных из-за поломок. Вместо требуемого тёплого обмундирования Министерство национальной обороны прислало Подвижной дивизии 40 000 презервативов. Туранец отписал в министерство: «Это что, вместо резиновых плащей?»
В береговой обороне
Пока словаки отдыхали под Волновахой, на фронте продолжалось немецкое наступление. 17 октября 1-я танковая армия после кровопролитных боёв овладела Таганрогом и форсировала реку Миус. 20 октября немцы овладели городом Сталино (ныне — Донецк), 25-го — Харьковом, а 28-го части 11-й армии ворвались в Крым. К концу октября 1-я танковая армия всеми своими соединениями вышла на реку Миус, а 17-я армия — на реку Донец.
31 октября 1941 года Подвижная дивизия получила приказ сменить свою давнюю знакомую — 60-ю моторизованную дивизию — на побережье Азовского моря, на участке от Мариуполя до устья реки Миус. В тот же день полковник Туранец с командирами своих частей прибыл в Мариуполь к новому начальнику — генералу артиллерии Карлу Эберту, возглавлявшему 301-е артиллерийское командование (Arko 301). Получив соответствующие инструкции, словацкие части двинулись к новым местам дислокации. Первым прибыл 21-й пехотный полк, в ночь на 1 ноября сменивший немецкие части в районе Будённовского (ныне — город Новоазовск). 20-й полк к полудню 1 ноября сменил немецкий 120-й моторизованный полк на участке Мариуполь-Порт — Широкино. Наконец, 11-й разведывательный дивизион к вечеру 1 ноября прибыл в село Весёло-Вознесенка. Штаб Подвижной дивизии прибыл в Будённовский на следующий день. Уже 3 ноября 20-й полк получил приказ переместиться восточнее, на участок от устья Миуса до Таганрога. Из-за нехватки транспортных средств эта операция затянулась до ночи с 4 на 5 ноября.
Азовское море произвело огромное впечатление на словацких солдат, большинство которых ранее никогда не видели таких больших водных просторов. На смену нескончаемым изнурительным маршам пришла служба на обустроенных позициях, что положительно сказалось на морально-психологическом состоянии бойцов. При этом служба отнюдь не была спокойной: противоположный берег Азовского моря на участке Подвижной дивизии отстоял всего на 20-40 км, что делало вполне вероятной высадку советского десанта. 3 ноября позиции 21-го полка обстреляла советская канонерка. Кроме того, время от времени словаков беспокоила советская авиация: штурмовики сумели уничтожить один из наблюдательных постов, но жертв среди личного состава удалось избежать.
Каждому пехотному полку была придана батарея 100-мм гаубиц и взвод 105-мм пушек, а разведывательный дивизион усилили 11-й батареей горных орудий. 8-я тяжёлая зенитная батарея действовала в отрыве от основных сил дивизии — она находилась в Мариуполе, обеспечивая противовоздушную оборону города.
Охрана побережья осуществлялась дозорами численностью не менее пяти человек при одном ручном пулемёте. Словаки страдали от морозов: в начале ноября температура порой опускалась до 22° С ниже нуля. 7 ноября, наконец, прибыла первая партия тёплого белья и зимнего обмундирования, но в ней не оказалось рукавиц. Среди солдат участились случаи ревматизма, вызванного переохлаждением.
В отличие от немцев или, скажем, румын, словаки наладили неплохие отношения с местным населением, делясь с ним продовольствием. Особенно этим отличился командир 11-го разведывательного дивизиона майор Ярослав Кмицкевич. По прибытии в Весёло-Вознесенку он не только освободил военнопленных, переданных немецкими частями, но и снабдил их продуктами и указал путь в обход немецких позиций. В Таганроге, куда дивизион перевели 17 ноября, майор Кмицкевич умудрялся снабжать местное население не только продовольствием, но и углём, выписывая его «для нужд 11-го разведывательного дивизиона». Неудивительно, что местные жители быстро научились отличать словаков от прочих оккупантов и относились к ним сравнительно лояльно.
Тем временем 1-я танковая армия продолжала наступление к Ростову-на-Дону. Протяжённость занятого немцами побережья Азовского моря увеличивалась, соответственно, растягивались и позиции Подвижной дивизии. 16 ноября в зону её ответственности включили Таганрог, а три дня спустя — берег до станицы Морская на полпути между Таганрогом и Ростовом-на-Дону. Полоса ответственности Подвижной дивизии растянулась на 100 км — напомним, что соединение располагало лишь четырьмя пехотными батальонами и тремя артбатареями. Немецкое командование придало словакам 670-й противотанковый дивизион и одну батарею 731-го тяжёлого артдивизиона, но это была буквально капля в море. В случае десанта противника Подвижная дивизия не смогла бы ничего сделать, но советское командование в то время имело множество других забот.
Если советские войска не особенно тревожили словаков, то проблемы логистики доставляли немало головной боли. Снабжение разбросанных по побережью подразделений «съедало» ресурс автомобилей, пробег многих из которых уже приближался к 60 000 км. К 15 ноября парк транспортных средств дивизии сократился до 754 единиц (578 грузовиков, 97 легковых автомобилей, 22 специальных автомобилей и 57 мотоциклов). Чтобы облегчить снабжение, сапёрная рота 1/11 оборудовала паромную переправу в устье реки Миус. Это позволило на 50 км сократить трассу от Мариуполя до Таганрога. Кроме того, словаки конфисковали гражданскую парусно-моторную шхуну, наладив с её помощью сообщение между Мариуполем и Будённовским. Помимо местного гражданского экипажа, судёнышко получило военную команду из состава всё той же 1/11-й роты — шесть бойцов с парой ручных пулемётов. На шхуне подняли флаг Словакии — таким образом, она стала первым в истории словацким морским судном.
Казалось бы, жизнь начала налаживаться, и словаки уже готовились зимовать на побережье Азовского моря. Но долго отдыхать им не пришлось: Подвижную дивизию ждали бои на реке Миус.
Продолжение следует
Литература:
- Kliment С.K. Slovenská armáda 1939-1945. – Praha: Naše vojsko, 2003
- Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. I. V operacii Barbarossa. – Bratislava, 2007
- Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. III. Rýchla divízia. – Bratislava, 2009
Комментарии к данной статье отключены.